Мотивация деятельности в менеджменте

«Существует область научного исследования, на которую должно быть

обращено специальное внимание ¾ именно точное исследование

мотивов, влияющих на поведение людей…Закономерности, приложенные

к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми».

Ф. Тейлор

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о теориях мотивации и возможностях использования их в деятельности менеджера.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения: [1] с.337 – 364; [2] Глава 12.Мотивация деятельности в менеджменте; [6] с.252 – 260;

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Табл. 12. «Характеристика современных теорий мотивации», табл. 13. «Двухфакторная модель Герцберга», табл. 14. «Система мотивации труда в организации».

2. Рис. 11. «Сочетания мотивации и способностей у работников», рис. 12. «Мотивационная структура менеджера».

3. Притча «Гончар и мальчишки».

4. Методика «Трамплин» (приложение 2).

5. Варианты заданий.

ХОД РАБОТЫ.

Задание 1. Дайте определение следующих понятий и рассмотрите их соотношения: потребность, стимул, мотив, мотивация, стимулирование.

Потребность является определяющей причиной поступков человека, первоисточником и движущей силы его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются производными от потребностей и порождаются ими. Необходимо помнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потребности частично и весьма предвзято отражаются в сознании человека, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.

Стимул - это внешняя причина, которая побуждает человека действовать для достижения поставленной цели. Стимулы, могут быть материальными, в виде действий других лиц, предоставленных возможностей, надежд и т.п. По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими Экономические предоставляют возможность получать материальные выгоды, которые повышают благосостояние. Неэкономические облегчают получение, как прямого материального благосостояния, так и вольного времени, соответствующих духовных благ.

Мотив - это внутренняя побудительная сила, которая заставляет человека к совершению определенных действий или вести себя определенным образом

Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия внешней среды, внешних обстоятельств, ситуаций, условий Мотивы оказывают влияние на поведение человека, направляют ее деятельность в необходимую для организации сторону, регулирующих интенсивность труда, трудозатраты, побуждают проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в достижении целей.

Мотивация - это процесс побуждения людей к труду, который предусматривает использование мотивов поведения человека для достижения личных целей или целей организации.

Стимулированиеможно определить так:

  • это процесс использования конкретных стимулов для пользы человека и организации;
  • воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом;
  • влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.

Задание 2. Охарактеризуете современные теории мотивации в таблице 12.

Таблица 12.

Характеристика современные теории мотивации

Содержательные теории мотивации идентифицируют источники внутреннего побуждения (потребности), которые заставляют людей действовать определенным образом.
Процессуальные теории мотивации изучают поведение людей с учетом их восприятия и познания конкретной ситуации.
Теории поля Понятие поля охватывает факторы как внешней (окружение), так и внутренней (субъект) ситуации. Даже при поверх­ностном рассмотрении этот подход резко отличается от всех теорий, сводящих по­ведение к личностным диспозициям и индивидуальным различиям в них. Теория поля — один из ярких примеров объяснения поведения со второго взгляда. Кроме того, с ее помощью исследователи пытаются не только выявить все условия, значи­мые для определения поведения и характеризующие как наличную ситуацию, так и состояние субъекта, но и описать их динамические взаимоотношения.

Задание 3. Заполните пирамиду потребностей А. Маслоу.

Мотивация деятельности в менеджменте - student2.ru

Задание 4. Сколько уровней содержит пирамида А. Маслоу в настоящее время? Какие уровни добавились и объясните, почему? Приведите примеры применения теории А. Маслоу.

1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

3. Потребность в принадлежности и любви.

4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Стремления индивидов не подвергаются трансформации. Единственное, что может быть различным – пути их удовлетворения. Как применять теорию ученого в реальной жизни? Рассмотрев уровни пирамиды Маслоу, управляющий персоналом может выстроить максимально эффективную в конкретной ситуации мотивационную лестницу. Что касается поиска работы, то для начала важно очертить собственные цели. Ответьте себе на вопрос о том, что вы хотите получить от определенной должности. Какие факторы важны? Разобравшись с личными мотивами, вы сможете избежать ошибок в выборе компании или даже профессии.

Задание 5. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими. Заполните в таблице 13. факторы и их влияние на деятельность людей.

Таблица 13.

Двухфакторная модель Герцберга

Группа факторов Факторы Влияние на деятельность людей
Гигиенические (связанные с условиями работы)    
Мотивирующие (связанные с содержанием работы, с оценкой результатов руководства    

Задание 6. Как будет выглядеть система потребностей Маслоу, если к ней добавить потребности по Мак-Клелланду?

Задание 7. При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Запишите соотношение этих факторов в виде формулы:Мотивация =…….

Приведите примеры применения теории ожиданий Врума в социально - культурной деятельности.

Задание 8. В чем сущность теории справедливости Адамса и возможности ее применения в менеджменте СКД.

Задание 9. Объясните поведение мальчишек, описанное в ниже приведенной притче, используя теоретический подход В. Врума.

Притча «Гончар и мальчишки»

Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он и просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям - ничего не помогало. Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.

На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил только 20 коп.

На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». «Нашел дураков бесплатно бить твои горшки!» возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.

Задание 10. Проанализируйте рис.11, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников. Ответьте на вопросы:

1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?

2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?

3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?

Работник А Мотивация + Способности + Работник В Мотивация + Способности -
Работник Б Мотивация - Способности +   Работник Г Мотивация - Способности -

Рис.11. Сочетания мотивации и способности у работников.

Задание 11. Заполните таблицу 14.

Таблица 14.

Система мотивации труда в организации

  Поощрения Наказания
Форма поощрения За что поощрять Форма наказания За что наказывать
Материальное стимулирование        
       
       
  Социальное стимулирование        
       
       
Моральное стимулирование        
       
       

Задание 12. Заполнить методику «Трамплин». По результатам построить график мотивационной структуры (пример рис. 12.). Составить рекомендации по самомотивации будущего менеджера.

(+) Интерес
(+) Взаимоотношения
Мотивация деятельности в менеджменте - student2.ru

Рис. 12. Мотивационная структура менеджера.

Задание 13.Заполните тест «Диагностика самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина)». По результатам интерпретации построить модель самоактуализации. Сравнить результаты с тестом «Трамплин».

Наши рекомендации