Коммерческая деятельность учреждений культуры

В структуре современной социально-культурной сферы, наряду с государственными учреждениями, все более значительное место начинает занимать коммерческий (частный), сектор. У него есть свои преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы более, оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, умеют безошибочно находить экономически выгодные «ниши» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.

Коммерческий сектор в еще большей степени, чем сфера платных услуг государственных учреждений, способен учесть самые полярные вкусы и потребности, обеспечить запросы различных категорий населения, порой с несопоставимым уровнем доходов. При этом, как правило, он ориентирован на интересы наиболее зажиточных, и в первую очередь пред­принимательских кругов потребительской аудитории.

Наиболее прибыльными в сфере досугового бизнеса яв­ляются такие коммерческие предприятия, как ночные клу­бы-казино, клубы с гимнастическим и атлетическим обору­дованием, клубы лечебно-профилактического характера с бас­сейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и кос­метическими кабинетами, а также учебные центры восточных единоборств, бодибилдинга, шейпинга и др.

Другим приоритетным направлением в деятельности ком­мерческих клубов является разнообразная индустрия массо­вого досуга и развлечений. В ней множество направлений: шоу-бизнес, финансирование популярных рок-ансамблей и исполнителей, шоу-продюсерство, проведение различных ком­мерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных ком­плексов, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фо­нограмм, компакт-дисков, видеокассет и т.п.

Широкое распространение получили в последнее время всевозможные конкурсы красоты, парады мод, круизы и т.п.

Сильной стороной коммерческого сектора является его предприимчивость, инициатива, ориентация на спрос и конъ­юнктуру рынка.

Вместе с тем нельзя не заметить, что многие виды ком­мерческой досуговой продукции формируют пассивного по­требителя зрелищ, никак не ориентированы на задачу возвы­шения культурных потребностей населения, а скорее напро­тив – несут в себе нередко элементы антикультуры, низкого вкуса, заниженных нравственно-эстетических критериев; шаб­лоны западной моды и «индустрии развлечений» навязыва­ются зачастую в ущерб богатейшим национальным традици­ям. Об этих последствиях коммерциализации культуры нель­зя забывать.

Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентирует­ся специальной статьей «Основ законодательства РФ о куль­туре» (ст.47). В ней записано, что государственные и муни­ципальные учреждения культуры имеют право вести предпри­нимательскую деятельность по следующим направлениям:

– реализация и сдача в аренду основных фондов и иму­щества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

– торговля покупными товарами, оборудованием;

– оказание посреднических услуг;

– долевое участие в деятельности коммерческих предпри­ятий, учреждений и фирм;

– приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;

– осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

В законе сказано, что деятельность некоммерческих ор­ганизаций культуры по реализации предусмотренной уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельно­сти доход не инвестируется непосредственно в данной орга­низации на нужды обеспечения, развития и совершенствова­ния основной уставной деятельности. При этом подчеркива­ется, что в своей предпринимательской деятельности орга­низация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ о предприятиях и пред­принимательской деятельности.

С чего должна начинаться коммерческая деятельность культурного учреждения? Прежде всего, со следующих этапов:

– оформление статуса юридического лица;

– открытие кредитно-расчетного счета;

– оформление юридической документации на право вла­дения собственным зданием.

Эти возможности можно использовать различным образом:

– предоставить свой юридический адрес каким-либо ком­мерческим структурам (прямая экономическая выгода для учреждения культуры здесь в том, что, оплачивая это право, коммерческая организация не имеет правомочий использо­вать эту площадь);

– предоставить аренду части своих помещений под офис, коммерческий киоск, мини-маркет, кафе, бар, ресторан;

– создать малое предприятие, в том числе с ориентаци­ей на культурные нужды населения и самих учреждений куль­туры (например, малое предприятие по ремонту клубов или строительству жилья для сельских культработников; по ремонту и прокату аудио- и видеоаппаратуры; по прокату музыкальных инструментов и домашнего спортивного инвентаря; по про­кату аудио- и видеокассет).

Большим спросом в современных рыночных условиях, когда существует безработица, пользуются платные (коммер­ческие) курсы по дефицитным рыночным специальностям, открываемые при многих учреждениях культуры: курсы по бухгалтерскому учету, менеджменту, маркетингу, секретарско­му делу, машинописи, делопроизводству с навыками компь­ютерной грамотности, технике лечебно-восстановительного массажа, надомным видам индивидуальной трудовой деятель­ности – ручному и машинному вязанию, кройке и шитью и т. п.)

Коммерческая деятельность этого направления требует большой предварительной работы. Многое здесь зависит от правильного выбора стратегии культурного маркетинга.

Под современным маркетингом (от англ., «рынок», «тор­говля», «спрос», «сбыт») понимают ориентацию на потреби­теля, изучение конъюнктуры рынка и структуры спроса насе­ления в системе постоянно меняющихся потребностей, вку­сов, запросов, предпочтений различных социальных и поло­возрастных групп потребителей.

Попутно заметим, что маркетинг в учреждениях культуры может быть некоммерческим и коммерческим.

От некоммерческого маркетинга получается косвенный экономический эффект, т.к. учреждение культуры, активно работающее на индивидуальные запросы потребителя и поль­зующееся авторитетом у населения, предприятий и органи­заций, имеет больше возможностей стать объектом финансо­вых вложений не только со стороны муниципальных органов, но и различных фондов, частных фирм, спонсоров и т.п.

Коммерческий маркетинг дает прямой экономический эф­фект в виде прибыли.

Ключевым звеном маркетинговой деятельности культур­ного учреждения является составление плана маркетинга. В нем определяются конкретные задачи, время, сроки и про­должительность, место и методы осуществления мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Структура и содержание плана маркетингового обеспече­ния платных (коммерческих) услуг состоят из следующих эле­ментов:

1. Обзор состояния рынка услуг на данном этапе:

1) характеристика услуги;

2) состояние рынка;

3) конкуренция.

2. Цели маркетинга.

3. Стратегии маркетинга:

1) свойства услуги и задачи по ее усовершенствованию;

2) ценовая политика;

3) форма подачи услуги;

4) сбыт и распределение;

5) стимулирование сбыта;

6) реклама;

7) установление связей с общественностью;

8) исследование рынка;

9) график работ.

4. Смета маркетинга.

Подобный план маркетинга — необходимый инструмент эффективной коммерческой деятельности предприятия куль­туры.

Наряду с платными (коммерческими) курсами по узко­профильным специальностям, большие возможности для ис­пользования коммерческих форм деятельности имеются в библиотечной сфере.

Библиотечный сервис пользуется сегодня большим спро­сом на информационном рынке. Вполне эффективным может оказаться поэтому открытие при библиотеках специальных информационно-коммерческих отделов по обслуживанию частных предприятий, которые в свою очередь будут заинтере­сованы обеспечить эти отделы компьютерами, ксероксами, оргтехникой и другим дорогостоящим оборудованием.

Широко известен инновационный опыт коммерческой компании «Библиосервис». Ее задачей является оперативное информирование клиентов по различным проблемам бизне­са, инвестиционной и биржевой политики, а также предос­тавление любых других видов справочной информации рыноч­ного характера. Библиографические материалы предоставля­ются в виде дискет, ксерокопий и т.п.

Коммерческая деятельность государственных и муниципаль­ных учреждений культуры, особенно в сфере их уставных задач, связанных с социально-культурным профилем деятельности, имеет общественно-необходимый характер, существенно обога­щает многообразный спектр инфраструктуры рынка культурных услуг, укрепляет экономические основы культурной отрасли.

В последнее время появляются новые формы сотрудниче­ства государственных и коммерческих предприятий; объедине­ние материально-финансовых средств для восстановления хра­мов, историко-культурных памятников, организация совмест­ных благотворительных акций для воспитанников детских до­мов и интернатов, инвалидов, пенсионеров, многодетных се­мей. Такое сотрудничество, несомненно, заслуживает всяческой общественной поддержки.

Планирование деятельности и реализация планов учреждений культуры

Понятие планирования. Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:

– философия планирования – основное содержание и направленность плановых документов;

– технологии планирования – принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования обеспечивается его философией.

Виды планов.

1. По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные) , территориальный (районные, поселенческие, др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

2. По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.

3. По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.

4. По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные преставления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).

5. Различают стратегические и тактические планы. Стратегические планы определяют содержание тактических, в свою очередь, тактические обеспечивают организацию их выполнения.

Принципы планирования.

– системный подход – соотнесение планов по срокам и уровням планирования;

– перспективный подход – постановка целей; ведущая роль перспективных планов;

– компетентность – учет социально-экономической ситуации, преодоление ведомственного подхода к планированию, заимосвязь всех аспектов развития культуры;

– пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов;

– федерализм – сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций;

– непрерывность планирования – планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели;

– обоснованность планов – обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы планирования: традиционное (директивное), нормативно-целевое, программно-целевое.

Методы планирования:

– экстрополяция (планирование от достигнутого) – выявление традиций, действующих в предшествующий период; факторов, определяющих развитие этих тенденций; и предложение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

– нормативный – обновление плановых заданий с помощью норм и нормативов.

– программный – разработка программ культурного развития, социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решении конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Плановые показатели – краткая характеристика планируемого процесса или явления:

– по способу установления – на утверждаемые вышестоящей организацией нормативные и расчетные показатели (устанавливаемые самостоятельно);

– по содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ;

– по способу расчета – на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостные (оббьем доходов) и натуральными (количество организаций, посадочных мест, количество работников);

– по количественным показателям.

Технологические этапы планирования:

– организационно-подготовительный;

– этап разработки проекта плана;

– этап согласования и утверждения плана;

– этап популяризации плана и организации контроля исполнения.

Планирование в сфере культуры:

– директивное планирование;

– нормативно-целевое; – программно-целевое.

Наши рекомендации