Коммерческая деятельность учреждений культуры
В структуре современной социально-культурной сферы, наряду с государственными учреждениями, все более значительное место начинает занимать коммерческий (частный), сектор. У него есть свои преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы более, оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, умеют безошибочно находить экономически выгодные «ниши» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.
Коммерческий сектор в еще большей степени, чем сфера платных услуг государственных учреждений, способен учесть самые полярные вкусы и потребности, обеспечить запросы различных категорий населения, порой с несопоставимым уровнем доходов. При этом, как правило, он ориентирован на интересы наиболее зажиточных, и в первую очередь предпринимательских кругов потребительской аудитории.
Наиболее прибыльными в сфере досугового бизнеса являются такие коммерческие предприятия, как ночные клубы-казино, клубы с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубы лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, а также учебные центры восточных единоборств, бодибилдинга, шейпинга и др.
Другим приоритетным направлением в деятельности коммерческих клубов является разнообразная индустрия массового досуга и развлечений. В ней множество направлений: шоу-бизнес, финансирование популярных рок-ансамблей и исполнителей, шоу-продюсерство, проведение различных коммерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных комплексов, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фонограмм, компакт-дисков, видеокассет и т.п.
Широкое распространение получили в последнее время всевозможные конкурсы красоты, парады мод, круизы и т.п.
Сильной стороной коммерческого сектора является его предприимчивость, инициатива, ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.
Вместе с тем нельзя не заметить, что многие виды коммерческой досуговой продукции формируют пассивного потребителя зрелищ, никак не ориентированы на задачу возвышения культурных потребностей населения, а скорее напротив – несут в себе нередко элементы антикультуры, низкого вкуса, заниженных нравственно-эстетических критериев; шаблоны западной моды и «индустрии развлечений» навязываются зачастую в ущерб богатейшим национальным традициям. Об этих последствиях коммерциализации культуры нельзя забывать.
Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентируется специальной статьей «Основ законодательства РФ о культуре» (ст.47). В ней записано, что государственные и муниципальные учреждения культуры имеют право вести предпринимательскую деятельность по следующим направлениям:
– реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества для целей, не связанных с культурной деятельностью;
– торговля покупными товарами, оборудованием;
– оказание посреднических услуг;
– долевое участие в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и фирм;
– приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;
– осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
В законе сказано, что деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренной уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности. При этом подчеркивается, что в своей предпринимательской деятельности организация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности.
С чего должна начинаться коммерческая деятельность культурного учреждения? Прежде всего, со следующих этапов:
– оформление статуса юридического лица;
– открытие кредитно-расчетного счета;
– оформление юридической документации на право владения собственным зданием.
Эти возможности можно использовать различным образом:
– предоставить свой юридический адрес каким-либо коммерческим структурам (прямая экономическая выгода для учреждения культуры здесь в том, что, оплачивая это право, коммерческая организация не имеет правомочий использовать эту площадь);
– предоставить аренду части своих помещений под офис, коммерческий киоск, мини-маркет, кафе, бар, ресторан;
– создать малое предприятие, в том числе с ориентацией на культурные нужды населения и самих учреждений культуры (например, малое предприятие по ремонту клубов или строительству жилья для сельских культработников; по ремонту и прокату аудио- и видеоаппаратуры; по прокату музыкальных инструментов и домашнего спортивного инвентаря; по прокату аудио- и видеокассет).
Большим спросом в современных рыночных условиях, когда существует безработица, пользуются платные (коммерческие) курсы по дефицитным рыночным специальностям, открываемые при многих учреждениях культуры: курсы по бухгалтерскому учету, менеджменту, маркетингу, секретарскому делу, машинописи, делопроизводству с навыками компьютерной грамотности, технике лечебно-восстановительного массажа, надомным видам индивидуальной трудовой деятельности – ручному и машинному вязанию, кройке и шитью и т. п.)
Коммерческая деятельность этого направления требует большой предварительной работы. Многое здесь зависит от правильного выбора стратегии культурного маркетинга.
Под современным маркетингом (от англ., «рынок», «торговля», «спрос», «сбыт») понимают ориентацию на потребителя, изучение конъюнктуры рынка и структуры спроса населения в системе постоянно меняющихся потребностей, вкусов, запросов, предпочтений различных социальных и половозрастных групп потребителей.
Попутно заметим, что маркетинг в учреждениях культуры может быть некоммерческим и коммерческим.
От некоммерческого маркетинга получается косвенный экономический эффект, т.к. учреждение культуры, активно работающее на индивидуальные запросы потребителя и пользующееся авторитетом у населения, предприятий и организаций, имеет больше возможностей стать объектом финансовых вложений не только со стороны муниципальных органов, но и различных фондов, частных фирм, спонсоров и т.п.
Коммерческий маркетинг дает прямой экономический эффект в виде прибыли.
Ключевым звеном маркетинговой деятельности культурного учреждения является составление плана маркетинга. В нем определяются конкретные задачи, время, сроки и продолжительность, место и методы осуществления мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Структура и содержание плана маркетингового обеспечения платных (коммерческих) услуг состоят из следующих элементов:
1. Обзор состояния рынка услуг на данном этапе:
1) характеристика услуги;
2) состояние рынка;
3) конкуренция.
2. Цели маркетинга.
3. Стратегии маркетинга:
1) свойства услуги и задачи по ее усовершенствованию;
2) ценовая политика;
3) форма подачи услуги;
4) сбыт и распределение;
5) стимулирование сбыта;
6) реклама;
7) установление связей с общественностью;
8) исследование рынка;
9) график работ.
4. Смета маркетинга.
Подобный план маркетинга — необходимый инструмент эффективной коммерческой деятельности предприятия культуры.
Наряду с платными (коммерческими) курсами по узкопрофильным специальностям, большие возможности для использования коммерческих форм деятельности имеются в библиотечной сфере.
Библиотечный сервис пользуется сегодня большим спросом на информационном рынке. Вполне эффективным может оказаться поэтому открытие при библиотеках специальных информационно-коммерческих отделов по обслуживанию частных предприятий, которые в свою очередь будут заинтересованы обеспечить эти отделы компьютерами, ксероксами, оргтехникой и другим дорогостоящим оборудованием.
Широко известен инновационный опыт коммерческой компании «Библиосервис». Ее задачей является оперативное информирование клиентов по различным проблемам бизнеса, инвестиционной и биржевой политики, а также предоставление любых других видов справочной информации рыночного характера. Библиографические материалы предоставляются в виде дискет, ксерокопий и т.п.
Коммерческая деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры, особенно в сфере их уставных задач, связанных с социально-культурным профилем деятельности, имеет общественно-необходимый характер, существенно обогащает многообразный спектр инфраструктуры рынка культурных услуг, укрепляет экономические основы культурной отрасли.
В последнее время появляются новые формы сотрудничества государственных и коммерческих предприятий; объединение материально-финансовых средств для восстановления храмов, историко-культурных памятников, организация совместных благотворительных акций для воспитанников детских домов и интернатов, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей. Такое сотрудничество, несомненно, заслуживает всяческой общественной поддержки.
Планирование деятельности и реализация планов учреждений культуры
Понятие планирования. Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.
Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:
– философия планирования – основное содержание и направленность плановых документов;
– технологии планирования – принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.
При этом технология планирования обеспечивается его философией.
Виды планов.
1. По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные) , территориальный (районные, поселенческие, др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.
2. По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.
3. По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.
4. По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные преставления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).
5. Различают стратегические и тактические планы. Стратегические планы определяют содержание тактических, в свою очередь, тактические обеспечивают организацию их выполнения.
Принципы планирования.
– системный подход – соотнесение планов по срокам и уровням планирования;
– перспективный подход – постановка целей; ведущая роль перспективных планов;
– компетентность – учет социально-экономической ситуации, преодоление ведомственного подхода к планированию, заимосвязь всех аспектов развития культуры;
– пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов;
– федерализм – сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций;
– непрерывность планирования – планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели;
– обоснованность планов – обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Этапы планирования: традиционное (директивное), нормативно-целевое, программно-целевое.
Методы планирования:
– экстрополяция (планирование от достигнутого) – выявление традиций, действующих в предшествующий период; факторов, определяющих развитие этих тенденций; и предложение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.
– нормативный – обновление плановых заданий с помощью норм и нормативов.
– программный – разработка программ культурного развития, социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решении конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.
Плановые показатели – краткая характеристика планируемого процесса или явления:
– по способу установления – на утверждаемые вышестоящей организацией нормативные и расчетные показатели (устанавливаемые самостоятельно);
– по содержанию – на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ;
– по способу расчета – на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостные (оббьем доходов) и натуральными (количество организаций, посадочных мест, количество работников);
– по количественным показателям.
Технологические этапы планирования:
– организационно-подготовительный;
– этап разработки проекта плана;
– этап согласования и утверждения плана;
– этап популяризации плана и организации контроля исполнения.
Планирование в сфере культуры:
– директивное планирование;
– нормативно-целевое; – программно-целевое.