Корпоративные информационные системы.

Тема 8. Информационные технологии основных функций бизнеса. Корпоративные информационные системы (КИС).

План:

1. Информационные технологии финансового менеджмента.

2. Уровни и свойства информационных технологий финансового менеджмента.

3. Особенности КИС, требования, тенденции.

4. Современное состояние рынка КИС.

Информационные технологии финансового менеджмента.

Информационная система (или система информационного обеспечения) финансового менеджмента представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.

Информационная система финансового менеджмента призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей.

Программные продукты, используемые в качестве инструментария содействия финансовых решений, можно разбить на следующие группы:

· комплексные системы управления предприятиями;

· табличные процессоры;

· пакеты для решения задач фундаментального анализа;

· пакеты для решения задач технического анализа;

· статистические и математические пакеты программ;

· системы искусственного интеллекта (ИИ).

Уровни и свойства информационных технологий финансового менеджмента

В настоящее время различают следующие уровни компьютерных средств и технологий:

1. микроуровень простых стандартных финансовых функций в составе универсальных компьютерных программ;

2. уровень сложных программных инструментов (надстроек), реализующих аналитико-прогнозные методы в составе универсальных компьютерных программ для поддержки деловых функций;

3. уровень специализированных компьютерных программ для поддержки деловых функций;

4. макроуровень национальных и международных финансовых технологий, обеспечивающих финансовое взаимодействие организаций с ее внешней средой.
Уровни 1 и 2 могут сочетаться в одной программе.
1. Микроуровень простых стандартных финансовых функций в составе электронных таблиц представлен специализированными группами функций, поддерживающих следующие направления финансовой специализации:
а) анализ потоков платежей,
б) разработку планов погашения кредитов,
в) анализ эффективности инвестиционных проектов,
г) анализ рисков,
е) анализ ценных бумаг с фиксированным доходом,
ж) анализ краткосрочных финансовых операций,
з) анализ обязательств с выплатой дохода при погашении.
Уровень 2 (по сравнению с 1) обладает следующими дополнительными чертами:

1. обеспечивается более эффективное выполнение финансовых расчетов (по скорости, количеству и набору показателей);

2. усиливаются возможности многовариантных расчетов;

3. проектируется большее количество альтернатив перед принятием решений.

Уровень специализированных компьютерных технологий охватывает разнообразные рыночные программные продукты с ориентацией на международные стандарты финансовых отчетов, комплексную увязку планирования, учета и контроля, на предварительное построение организационной финансовой модели, отображение ее в пользовательский интерфейс и специализированные программные модули.

Макроуровень национальных и международных финансовых технологий обеспечивает среду финансового взаимодействия организации с ее внешним окружением, поддерживая правовой и банковский интерфейс (регулярные отношения с банком, законодательными органами, финансовыми рынками).

Корпоративные информационные системы.

Корпоративная информационная система - это открытая интегрированная автоматизированная система реального времени по автоматизации бизнес-процессов компании всех уровней, в том числе, и бизнес-процессов принятия управленческих решений. При этом степень автоматизации бизнес-процессов определяется исходя из обеспечения максимальной прибыли компании.

Основные признаки корпоративной информационной системы:

§ Соответствие потребностям компании, бизнесу компании, согласованность с организацинно-финансовой структурой компании, культурой компании.

§ Интегрированность. Корпоративная информационная система это не совокупность программ автоматизации бизнес-процессов компании (управления производством, ресурсами и компанией), это сквозная интегрированная автоматизированная система, в которой каждому отдельному модулю системы (отвечающему за свой бизнес-процесс) в реальном времени (или близком к реальному) доступна вся необходимая информация, вырабатываемая другими модулями (без дополнительного и, уж тем более, двойного ввода информации).

§ Открытость и масштабируемость. Корпоративная информационная система должна быть открытой для включения дополнительных модулей и расширения системы как по масштабам и функциям, так и по охватываемым территориям.

В состав КИС должны войти средства для документационного обеспечения управления, информационной поддержки предметных областей, коммуникационное программное обеспечение, средства организации коллективной работы сотрудников и другие вспомогательные (технологические) продукты. Из этого, в частности, следует, что обязательным требованием к КИС является интеграция большого числа программных продуктов.

Под КИС следует понимать в первую очередь систему, и затем только ПО. Но часто этот термин используется IT-специалистами в качестве объединяющего названия программных систем семейства CASE, ERP, CRM, MRP и др.

Основные факторы, влияющие на развитие КИС:

§ Развитие методик управления предприятием. Теория управления предприятием представляет собой довольно обширный предмет для изучения и совершенствования. Это обусловлено широким спектром постоянных изменений ситуации на мировом рынке. Все время растущий уровень конкуренции вынуждает руководителей компаний искать новые методы сохранения своего присутствия на рынке и удержания рентабельности своей деятельности. Такими методами могут быть диверсификация, децентралицация, управление качеством и многое другое. Современная информационная система должна отвечать всем нововведениям в теории и практике менеджмента. Несомненно, это самый главный фактор, так как построение продвинутой в техническом отношении системы, которая не отвечает требованиям по функциональности, не имеет смысла.

§ Развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем. Прогресс в области наращивания мощности и производительности компьютерных систем, развитие сетевых технологий и систем передачи данных, широкие возможности интеграции компьютерной техники с самым разнообразным оборудованием позволяют постоянно наращивать производительность КИС и их функциональность.

§ Развитие подходов к технической и программной реализации элементов КИС. Параллельно с развитием "железа", на протяжении последних десяти лет, происходит постоянный поиск новых более удобных и универсальных методов программно-технологической реализации КИС. Во-первых, изменяется общий подход к программированию: с начала 90-х годов объектно-ориентированное программирование фактически вытеснило модульное, сейчас непрерывно совершенствуются методы построения объектных моделей. Во-вторых, в связи с развитием сетевых технологий, локальные бухгалтерские системы, уступают своё место клиент-серверным реализациям. Кроме того, в связи с активным развитием сетей Internet, появляются все большие возможности работы с удаленными подразделениями, открываются широкие перспективы электронной коммерции, обслуживания покупателей через Интернет и многое другое. Оказалось, что использование Internet-технологий в интрасетях предприятия также дает очевидные преимущества. Использование определенных технологий при построении информационных систем не является самоцелью разработчика, а наибольшее развитие получают те технологии, которые в наибольшей степени соответствуют существующим потребностям.

Основная цель корпоративной информационной системы - повышение прибыли компании за счет наиболее эффективного использования всех ресурсов компании и повышения качества принимаемых управленческих решений.

Цель проектирования и внедрения КИС:

§ комплексная деятельность по решению бизнес-задач средствами современных информационных технологий.

§ КИС –корпоративная интегрированная информационная система управления предприятия, обеспечивающая его качественный рост.

Позволяет:

§ визуализировать деятельность предприятия, обеспечив руководству возможность правильно оценить имеющиеся недостатки и отыскать источники потенциала и направления усовершенствования;

§ сократить время настройки ИСУ под специфические особенности предприятия;

§ отобразить и зафиксировать в готовом для последующего развертывания виде варианты реализации ИСУ, каждый из которых может быть выбран при переходе на очередную ступень развития предприятия.

Преимущества внедрения КИС:

§ получение достоверной и оперативной информации о деятельности всех подразделений компании;

§ повышение эффективности управления компанией;

§ сокращение затрат рабочего времени на выполнение рабочих операций;

§ повышение общей результативности работы за счет более рациональной ее организации.

Результаты внедрения КИС:

¾ повышение внутренней управляемости компании, гибкости и устойчивости к внешним воздействиям,

¾ увеличение эффективности компании, её конкурентоспособности, а, в конечном счёте – прибыльность,

¾ увеличиваются объёмы продаж,

¾ снижается себестоимость,

¾ уменьшаются складские запасы,

¾ сокращаются сроки выполнения заказов,

¾ улучшается взаимодействие с поставщиками.

Существуют различные классификации КИС, которые могут отражать, например, историю их развития либо полноту охватываемых функций. В зависимости от масштаба производства предприятия, на котором внедряются КИС, их можно разбить на 3 уровня:

1. На первом уровне располагаются, как правило, простые системы малого бизнеса. Сюда включаются дешевые и простые в использовании программы, предназначенные для элементарных бухгалтерских функций. Такие системы по цене составляют от 100 до 10 000 долларов, имеют ограничения по количеству операций и наращиванию мощностей.

2. На втором уровне располагаются системы, составляющие по цене от 10 до 150 тыс. долларов и с сопоставимыми затратами на внедрение. Многие системы этого уровня являются интегрированными, так как существует возможность вести вместе как управленческий, так и финансовый учет. Здесь не столько важен сам продукт, нежели то, как именно он внедряется. Главным источником ведения таких КИС являются квалифицированные специалисты, знающие бизнес компании и специфику ПО.

3. На третьем уровне располагаются системы, которые являются масштабными информационными системами управления предприятием и по цене составляют от 150 тыс. долларов. Системы 3 уровня функционально различны между собой, поскольку в одной, например, может быть хорошо развит финансовый модуль, а в другой - производственный. Одна больше будет подходить к автомобилестроению, а другая - к нефтегазовому производству.

В зависимости от принципа использования КИС предприятием различают заказные (уникальные) и тиражируемые (адаптируемые) системы:

· Заказные КИС - системы, создаваемые для конкретного предприятия и не подлежащие в дальнейшем тиражированию. Использование таких систем характеризуется определенным кругом специальных задач предприятия либо для автоматизации деятельности предприятия с уникальными характеристиками.

· Тиражируемые КИС - системы, которые уже использовались раньше другими предприятиями. Каждой КИС, безусловно, присущи те или иные типовые свойства, но главная проблема тиражируемой системы заключается в ее адаптации к условиям работы на конкретном предприятии.

Компоненты КИС

  • Финансовый модуль (решения для финансов компании состоят из базовых модулей: бухгалтерии, системы консолидации, управления кредиторами и дебиторами, планирование движения денежных средств, управление основными средствами, работа с лизингом, казначейство, внутренний контроль, управление рисками);
  • Производственный модуль (благодаря интеграции с модулями логистики и маркетинга изменения в спросе сразу оказываются доступны всем участникам цепочки материальных потоков, и это способствует более точной обработке заказов);
  • Модуль логистики (управление потоками, запасами и складами, транспортировкой, кадрами и оборудованием; отслеживание состояния запасов; координация системы поставок; обеспечение доступности информации);
  • Специализированные модули (создание внедренческих решений для конкретного типа деятельности или разработка специальных модулей для объединения с основными модулями);
  • Общие для всей системы модули (модули, используемые предприятиями вне зависимости от специализации) ;
  • Мобильные приложения (позволяют обеспечить доступ к корпоративным информационным каналам в любое время в любом месте);
  • Корпоративные порталы (web-сайты, осуществляющие анализ, обработку и доставку информации и предоставляющие доступ к разнообразным сервисам);
  • Системы совместной работы – Collaboration Suite (обеспечение формирования продуктивной среды для совместной работы больших групп участников бизнеса).

Также, к компонентам КИС можно отнести:

Наши рекомендации