Дивидендной политики акционерного общества

Оценка основных факторов, определяющих фор­мирование дивидендной политики

Выбор типа дивидендной политики

Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной

политики

Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

Оценка эффективности дивидендной политики

Рисунок 8.16. Последовательность формирования диви­дендной политики акционерного общества.

1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики.В процессе такой оценки в практике финан­сового менеджмента все факторы принято подразделять на четыре группы:

факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия.К числу основных факторов этой группы относятся:

• стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях жиз­ненного цикла акционерная компания вынуждена больше средств ин­вестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);

• необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводства ос­новных фондов и нематериальных активов, потребность в капитали­зации прибыли возрастает);

• степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные подготовленные про­екты требуют ускоренной реализации в целях обеспечения эффек­тивной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансо­вых ресурсов в эти периоды).

факторы, характеризующие возможности формирования фи­нансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:

• достаточность резервов собственного капитала, сформиро­ванных в предшествующем периоде;

• стоимость привлечения дополнительного акционерного капи­тала;

• стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

• доступность кредитов на финансовом рынке;

• уровень кредитоспособности акционерного общества, опре­деляемый его текущим финансовым состоянием.

факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

• уровень налогообложения дивидендов;

• уровень налогообложения имущества предприятий;

• достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

• фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рен­табельности собственного капитала.

Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

• конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эф­фективность капитализации прибыли значительно возрастает);

• уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

• неотложность платежей по ранее полученным кредитам (под­держание платежеспособности является более приоритетной зада­чей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

• возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому „сбросу" акцио­нерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной ком­пании конкурентами).

2. Выбор типа дивидендной политики осуществляется в соот­ветствии с финансовой стратегией акционерного общества с учетом оценки отдельных факторов.

3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики преду­сматривает такую последовательность действий:

На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие

дивидендной политики акционерного общества - student2.ru

Раздел I

V правив и,те капиталом

обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уста­вом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет со­бой так называемый ..дивидендный коридор", в рамках которого реа­лизуется соответствующий тип дивидендной политики.

На втором этапеоставшаяся часть чистой прибыли распреде­ляется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акцио­нерное общество придерживается остаточного типа дивидендной поли­тики, то в процессе этого этапа расчетов приоритетной задачей яв­ляется формирование фонда производственного развития и наоборот.

На третьем этапесформированный за счет прибыли фонд пот­ребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд пот­ребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удов­летворение их социальных нужд). Основой такого распределения яв­ляется избранный тип дивидендной политики и обязательства акцио­нерного общества по коллективному трудовому договору.

4. Определение уровня дивидендных выплатна одну простую акцию осуществляется по формуле:

пагде УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соот­ветствии с избранным типом дивидендной политики; ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегирован­ных акций (по предусматриваемому их уровню); Кпа— количество простых акций, эмитированных акционер­ным обществом.

5. Оценка эффективности дивидендной политикиакционер­ного общества основывается на использовании следующих показа­телей:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:

где Кдв— коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики; ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества; Да — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию: ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и доходапо акции.Он

определяется по формуле:

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть ис­пользованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.

А { ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА

О.«. Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприя­тия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, мы введем ряд ограничений.

Во-первых, эмиссионная политика предприятия в рассматри­ваемом варианте будет ограничена вопросами эмиссии только акций — основного источника формирования собственного капитала на фон­довом рынке (вопросы эмиссии облигаций и других долговых ценных бумаг предприятия в этом разделе рассматриваться не будут).

Во-вторых, из перечня рассматриваемых вопросов будет исклю­чено акционирование приватизируемых государственных предприя­тий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм соб­ственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.

В-третьих, мы ограничимся рассмотрением лишь финансовых аспектов эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов (печатания бланков акций, регистрации выпуска, публикации эмиссионного проспекта и т.п.).

С позиции финансового менеджмента основной целью эмисси­онной политики является привлечение на фондовом рынке необхо­димого объема собственных финансовых средств в минимально воз­можные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающей­ся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы (рис. 8.17.).

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.Решение о предполагаемой пер­вичной (при преобразовании предприятия в акционерное общество)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

дивидендной политики акционерного общества - student2.ru

.. м Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций

Определение целей эмиссии

Определение объема эмиссии

Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций

Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала

6 Л Определение эффективных форм андеррайтинга

Рисунок 8.17. Основные этапы формирования эмиссион­ной политики предприятия при увеличении акционерного капитала.

или дополнительной (если предприятие уже создано в форме акцио­нерного общества и нуждается в дополнительном притоке собствен­ного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе все­стороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебир­жевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций но­вых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения та­кого анализа является определение уровня чувствительности реаги­рования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка инвестиционной привлекательности своих акций про­водится с позиции учета перспективности развития отрасли (в срав­нении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состоя­ния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпоч­тительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.

2. Определение целей эмиссии.В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегиче­ского развития предприятия и возможностей существенного повы­шения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

• реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотрас-левой) и региональной диверсификацией производственной деятель­ности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых про­изводств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

• необходимость существенного улучшение структуры исполь­зуемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высоко­го уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение эффекта фи­нансового левериджа и т.п.);

• намечаемое поглощение других предприятий с целью получе­ния эффекта синергизма (участие в приватизации сторонних госу­дарственных предприятий также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контроль­ного пакета акций или преимущественная доля в уставном фонде);

• иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии.При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций.Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориенти­рованы на их приобретение институциональными инвесторами, а наи­меньшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целе­сообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегиро­ванных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмис­сии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам: а) предполагаемому уровню дивидендов (он опре­деляется исходя из избранного типа дивидендной политики); б) за­трат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к сред­негодовому размеру). Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капи­тала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга.Для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмити­руемого объема акций, необходимо определить состав андеррайте­ров, согласовать с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения, обеспечить регулирование объемов продажи акций в соответствии с потребностями в потоке поступле­ния финансовых средств, обеспечивающих поддержание ликвидности уже размещенных акций на первоначальном этапе их обращения.

С учетом возросшего объема собственного капитала предприя­тие имеет возможность используя неизменный коэффициент финан­сового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить рентабельность соб­ственного капитала.

Глава 11.

Наши рекомендации