Управление цепями поставок
В начале 1980-х годов американскими специалистами в области менеджмента и логистики был предложен, а впоследствии применен термин «управление цепью/цепями поставок».
Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Выделяют шесть областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
SCP – (Supply Chain Planning) – планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
SCE - (Supply Chain Execution) - исполнение цепочек поставок в режиме реального времени.
Управление цепями поставок – это интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:
1. управления взаимоотношениями с потребителями;
2. обслуживания потребителей;
3. управления спросом;
4. управления выполнением заказов;
5. поддержки производственных процессов;
6. управления снабжением;
7. упр. разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;
8. управления возвратными материальными потоками.
9.
Основные положения концепции SCM:
ü стоимость товара формируется на протяжении всей логистической цепочки и «проявляется» только на последней стадии – при продаже конечному потребителю;
ü на стоимость товара влияет общая эффективность операций, в том числе транспортных и маркетинговых, всей логистической цепочки, а не только конкретной продажи;
ü наиболее управляемой с точки зрения стоимости являются начальная стадия – производство, а наиболее чувствительной – последняя – продажа.
Преимущества управления цепочками поставок:
§ ускорение оборота, сокращение материальных запасов на складах и общей стоимости хранения продукции;
§ повышение удовлетворенности заказчиков с помощью онлайновой системы размещения заказов и настройки продуктов;
§ гибкость проектирования, а также высокая скорость вывода продуктов в серию и снятия их с производства в соответствии с требованиями заказчиков и рынка;
§ сокращение сроков разработки и вывода продуктов на рынок, что приводит к росту рыночной доли компании;
§ сохранение высокого качества продуктов, несмотря на передачу больших объемов работ внешним подрядчикам.
Модуль SCM присутствует в составе мощных современных интегрированных корпоративных систем управления, в частности систем ERP II/CSRP.
Планирование ресурсов, синхронизованное с покупателем CSRP (англ.Customer Synchronized Resource Planning,CSRP
CSRP использует интегрированную функциональность ERP и перенаправляет производственное планирование от производства далее, к покупателю. CSRP предоставляет действенные методы и приложения для создания продуктов с повышенной ценностью для покупателя. Главная задача таких систем - синхронизировать покупателя с внутренним планированием и производством
Выгоды успешного применения CSRP – это повышение качества товаров, снижение времени поставки, повышение ценности продуктов для покупателя и так далее, а в результате этого – снижение производственных издержек, но что более важно, это создание инфраструктуры приспособленной для создания продуктов удовлетворяющих потребности покупателя, улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение лучших услуг для покупателей. Это не эффективность производства, которая будет обеспечивать временные конкурентные преимущества, скорее это способность создавать продукты, удовлетворяющие потребности покупателя и лучший сервис.
· DCM (Demand Chain Management — управление цепью спроса):
3. SCM (Supply Chain Management — управление цепью поставок);
4. CRM (Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с покупателями).
Управление цепью спроса — это единственное решение, которое сокращает разрыв между традиционными системами CRM и SCM путем синхронизации деятельности отделов продаж и маркетинга с операциями в цепи поставок (закупочной, производственной и распределительной логистикой).
Таким образом, управление цепочкой спроса — это объединение процессов управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с покупателями, за счет которого достигается координация между созданием спроса на рынке, получением заказа от клиента и определением структуры поставщиков и субпоставщиков в зависимости от специфики покупательского спроса.
Логистический аутсорсинг
Термин «логистический аутсорсинг» означает передачу предприятием по контракту внешнему исполнителю базовых функций организации и управления потоковыми проц-ми. Направления осуществления лог-их процессов: собственными силами (инсорсинг «И») или с пом. привлекаемого лог-го оператора (аутсорсинг «А»).
Сравнение Инсорсинга и Аутсорсинга.
Степень зависимости от поставщика услуг: «А»Высокая. «И»Низкая.
Степень сосредоточенности на основном бизнесе: «А» Выше. «И» Ниже.
Степень «замороженности» финанс.средств в непрофильных активах: «А» Меньше. «И»Больше.
Степень автоном-ти контроля лог-их бизнес-проц. со стороны предпр-я: «А» Низкая. «И» Высокая.
Степень раскрытия внутренней информации предприятия: «А»Высокая. «И» Низкая.
Ответств-ть за товар: «А»Разделена, лежит на аутсорсере. «И»Полностью на владельце.
Аутсорсинг и инсорсинг не противопоставлены друг другу. Выбор состоит не в полном отказе в одном способе обслуживания в пользу другого. Вполне возможна передача сторонним исполнителям (операторам) только части логистических функций, сохранив за собой оставшиеся, т.е. в определенных условиях оказывается эффективным оптимальное сочетание инсорсинга и аутсорсинга.