Рентабельность торговой организации

Рентабельность представляет собой один из показателей экономической эффективности деятельности торговой организации. По принципу построения рентабельность - это величина, рассчитываемая как отношение полученного (или планируемого) эффекта (результата) к базе (к тому источнику средств, рентабельность которого необходимо узнать), выраженная в процентах. Это довольно общее определение рентабельности, однако, оно дает яркое представление о широком применении показателей рентабельности для анализа эффективности деятельности компании.

Во-первых, эффект или результат деятельности торговой организации может быть выражен при помощи различных показателей: выручкой от реализации продукции, валовой прибылью (выручка от реализации минус переменные расходы), прибылью от продаж (валовая прибыль минус коммерческие и управленческие расходы), прибылью до налогообложения (прибыль от продаж плюс доходы, не связанные с основным видом деятельности и минус прочие расходы), чистой прибылью (прибыль до налогообложения минус налоговые платежи) и другими.

Во-вторых, база или тот источник средств, за счет которого был достигнут результат, может быть различной. Это могут быть активы компании, а также основной капитал, который может рассматриваться в разрезе собственных и заемных средств. Как правило, в организациях, осуществляющих торговлю несколькими видами продукции, товаров или услуг, рентабельность рассчитывается по каждой группе товаров, для того чтобы рационально сформировать структуру ассортимента.

Источником данных для расчета показателей рентабельности являются формы бухгалтерской отчетности (N 1, N 2), а также информация управленческого, бухгалтерского учета.

Наиболее часто на практике применимы следующие виды показателя рентабельности:

1. Рентабельность активов организации (общая рентабельность компании).

Рассчитывается отношением суммы чистой прибыли к средней величине активов кампании за рассматриваемый период деятельности.

2. Рентабельность продаж.

Рассчитывается отношением величины чистой прибыли к объему реализации за определенный промежуток времени функционирования организации.

Следует заметить, что общая рентабельность организации связана с рентабельностью продаж через соотношение, которое показывает, насколько эффективно организация использует оборотные средства:

, где

- отношение, показывающее, сколько денежных единиц реализованной продукции приходится на одну денежную единицу оборотных средств;

- рентабельность продаж.

3. Рентабельность капитала организации.

Рассчитывается отношением чистой прибыли и величины капитала торговой организации.

Довольно часто на практике, торговые организации осуществляют процесс своей деятельности не только за счет собственных средств, но и привлекая внешние источники финансирования. Поэтому, чтобы оценить рентабельность собственных средств, необходимо вести анализ в разрезе собственных и заемных средств.

В экономике торговли для повышения уровня рентабельности собственного капитала (что немаловажно для инвесторов и акционеров компании) может применяться эффект финансового рычага (эффект финансового левереджа). Сущность этого инструмента заключается в увеличении рентабельности собственного капитала, которое происходит благодаря использованию внешнего источника финансирования, несмотря на платный характер последнего. Эффект финансового рычага определяется следующей формулой:

, где

Н% - налоговая ставка на прибыль организаций;

ЭР - рентабельность активов торговой организации;

СРСП - средняя расчетная ставка процентов по кредиту. Представляет собой долю издержек по привлечению заемных средств к общему объему привлеченных средств, выраженную в процентах;

ЗК - сумма заемных средств.

Кроме того, необходимо отметить, что в целях комплексного анализа эффективности торговой деятельности оценка показателей рентабельности должна производиться в совокупности с оценкой таких экономических показателей как платежеспособность, ликвидность, оборачиваемость товарных запасов, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности. Это означает, что анализ показателей рентабельности должен быть нагляден и свидетельствовал бы о реальном финансовом состоянии торговой организации.

Итак, показатель рентабельности рассчитывается отношением эффекта и базы, которые определяются в связи с целями проводимого анализа, и рассматривается в комплексе показателей экономической эффективности. Только тогда оценка рентабельности приведет к рациональному управленческому решению со стороны руководителя.

Таким образом, показатель рентабельности это параметр, который отражает эффективность деятельности торговой организации за определенный промежуток времени. Однако он может использоваться и как инструмент управления деятельностью торговых организаций.

Сам по себе расчет показателей рентабельности не имеет для руководителя никакого смысла. Важен непосредственно анализ полученных данных и принятие на их основе каких-либо решений. В связи с этим выделяют несколько способов проведения анализа рентабельности торговой организации:

1. Факторный анализ.

Методика факторного анализа заключается в том, что в структуре показателя рентабельности вычленяются экономически обоснованные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на уровень и динамику этого показателя. Строится своего рода некоторая факторная модель, в которой устанавливается определенная последовательность факторов. Затем при помощи вычисления темпов роста выясняется, в какой мере динамика рентабельности обусловлена изменением того или иного фактора, входящего в модель. Это один из самых эффективных способов анализа рентабельности, поскольку он позволяет организации прицельно влиять на те или иные факторы, чтобы добиться необходимого уровня рентабельности.

2. Сравнительный анализ.

Сравнительный анализ базируется на сопоставлении данных, относящихся к одному периоду деятельности организации (например, себя и конкурентов), а также на сопоставлении информации, относящейся к разным временным промежуткам функционирования компании (например, за предыдущий и текущий периоды деятельности).

3. Анализ по отклонениям.

Данный способ анализа предполагает наличие в торговой организации специально разработанных нормативов рентабельности.

Оценка осуществляется на основе отклонения, то есть несовпадения нормативного и расчетного уровней показателей рентабельности.

Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала, на данное обстоятельство указано в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Обратите внимание, что на данные выводы ссылаются и все последующие судебные органы, акцентируя внимание налоговых органов на том, что налогоплательщик вправе использовать все законные и доступные методы оптимизации своей хозяйственной деятельности, в том числе и методы управления капиталом организации. Примером могут являться Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2009 года по делу N А43-29305/2007-32-994, Постановление ФАС Уральского округа от 6 мая 2009 года N Ф09-2737/09-С3 по делу N А07-13038/2008-А-АГФ, Постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2009 года по делу N А40-43060/08-112-133.

Товарные запасы

Суть деятельности торговой организации заключается в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли. Однако между моментом закупки товара и его продажей нередко возникает промежуток времени, поэтому у торговой организации появляется необходимость хранить имеющийся товар в специально оборудованных для этого помещениях. Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала.

Более того, в деятельности торговых организаций товарные запасы представляют собой основной актив компании. Большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива. Специфика товарных запасов заключается в том, что из всех видов активов компании они, как это не парадоксально звучит, по сути, являются наименее ликвидной их частью. Следовательно, если у торговой организации большая часть средств размещена в товарных запасах, то возникает риск неплатежеспособности этой компании.

Однако товарными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять. Более того, эффективная система управления товарными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне. Следует заметить, что товарные запасы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями деятельности торговой организации, такими как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость и так далее. Система управления товарными запасами позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной системе поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении площадей складских помещений, а следовательно в снижении уровня постоянных издержек организации.

Система управления товарными запасами торговой организации использует ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, интервал времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения (этот показатель включает в себя издержки продавца, связанные с приемкой, оприходованием) товаров на склад, выкладкой, выставкой товара в торговые залы, сюда могут быть также отнесены услуги менчендайзеров и прочих посредников, которые занимаются ассортиментной политикой организации) и так далее.

Основным показателем в системе управления товарными запасами является коэффициент оборачиваемости товарных запасов. Этот показатель показывает, за какое количество дней или иных периодов весь имеющийся на складе товар будет реализован. Этот параметр может быть рассчитан несколькими способами. Во-первых, коэффициент оборачиваемости товарных запасов может быть рассчитан на основе стоимости реализации, когда и в числителе, и в знаменателе ставится денежное выражение и стоимости запасов и стоимости реализации. Во-вторых, коэффициент оборачиваемости товарных запасов может определяться на основе объема реализации в количественном выражении. Такой способ расчета целесообразен, если организация осуществляет торговлю одним видом товара по постоянной цене. Независимо от целей и способа расчета коэффициент оборачиваемости товарных запасов может быть рассчитан как по всему объему запасов на складах, так и по отдельным видам, группам, наименованиям товаров. В целом по организации рассчитывается средний показатель коэффициента оборачиваемости товарных запасов. Он определяется с учетом удельного веса каждого вида товара в общем запасе товаров, а также с учетом удельного веса каждого вида товара в общем объеме реализации организацией за период. На основе среднего показателя коэффициента оборачиваемости товарных запасов рассчитывается размер необходимой площади для хранения запасов, количество работников, которые непосредственно будут обслуживать содержание указанных товарных запасов.

Ключевым моментом в системе управления товарными запасами является минимизация издержек, связанных с содержанием и хранением товаров на складах. Этого снижения можно добиться, следуя следующему алгоритму:

1. Необходимо определить степень интенсивности расходования товарных запасов. То есть в данном случае речь идет об уровне и характере спроса на товар. Все товары можно разделить на две укрупненные группы: товары с постоянным спросом (степень интенсивности расходования товарного запаса остается постоянной в течение всего рассматриваемого периода) и товары, спрос на которые не постоянен от периода к периоду или строго не определен (задается вероятностным распределением). Непостоянный спрос во времени может быть обусловлен рядом причин: это может быть вызвано спецификой самого товара (например, товары с ярко выраженной сезонной составляющей), а также особенностью поведения потребителей (смена тенденций, предпраздничные периоды, особенности потребления, обусловленные менталитетом или национальными особенностями потребителей). Таким образом, следует различать систему управления товарными запасами в части товарных запасов, спрос на которые задается постоянной величиной и в части товарных запасов, спрос на которые носят спорадический (периодический) характер.

2. Если интенсивность расходования товарных запасов объясняет длительность использования товарного запаса, то есть тот временной интервал времени, в течение которого организация не нуждается в поставках товара, то интервал между поставками товара также является ключевым показателем в системе управления товарными запасами. Регулирования интервала между поставками можно добиться путем заключения специальных соглашений с поставщиками. Это может быть, например, встречное обязательство продавца оплачивать задолженность перед поставщиком точно в определенную дату.

3. Также для управления товарными запасами необходимо знать величину издержек, которые несет организация при содержании товарных запасов.

Зная эти параметры, которые можно определить на основе данных бухгалтерского и управленческого учета, составляется функциональная зависимость затрат организации, которые она несет на хранение и содержание товарных запасов. Как правило, эта зависимость выражается в виде функции. Следовательно, чтобы определить минимум таких затрат, необходимо найти экстремум функции в точке минимума. Значения параметров функции, полученные в этой точке, будут отражать оптимальную систему управления товарными запасами в торговой организации.

Итак, формулы для расчета оптимальных показателей системы управления товарными запасами в торговой организации для товаров, спрос на которые задается постоянной величиной, и на товары, спрос на которые определяется вероятностным распределением, представлены в таблице. Следует также заметить, что на практике многие торговые организации закладывают в модель расчета ключевых показателей системы управления товарными запасами возможность некоторого периода дефицита, тем самым учитывая фактор, называемый "Убытки от неудовлетворенного спроса". Опыт показывает, что учет фактора дефицита позволяет снизить данный вид издержек организации.

Таблица

Формулы для расчета ключевых показателей

системы управления товарными запасами

-----------T--------------------------------------------T-----------------------------

¦Наименова-¦ Для товаров с постоянным спросом ¦Для товаров, спрос на которые¦

¦ние пока-¦ ¦ задается вероятностным ¦

¦ зателя ¦ ¦ распределением ¦

+----------+------------------T-------------------------+-----------------------------+

¦ ¦Без учета фактора ¦ С учетом фактора ¦ ¦

¦ ¦ дефицита ¦ дефицита ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦затраты на¦С х q/2 x тау ¦ С x r/2 x тау ¦ ¦

¦хранение ¦ 1 ¦ 1 1 ¦ ¦

¦товаров ¦C - стоимость ¦r/2 - средний уровень за-¦ ¦

¦ ¦ 1 ¦паса, который расходуется¦ ¦

¦ ¦хранения единицы ¦бездефицитно; ¦ ¦

¦ ¦товара на складе в¦тау - время, за которое¦ ¦

¦ ¦единицу времени; ¦ 1 ¦ ¦

¦ ¦q/2 - средний уро-¦запас расходуется безде- ¦ ¦

¦ ¦вень запаса; ¦фицитно. ¦ ¦

¦ ¦тау - временной ¦ ¦ ¦

¦ ¦интервал между¦ ¦ ¦

¦ ¦поставщиками. ¦ ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦убытки ¦ ¦ С х (q-r)/2 x тау ¦ ¦

¦вследствие¦ ¦ 3 2 ¦ ¦

¦неудовлет-¦ ¦C - убытки от неудовлет-¦ ¦

¦воренного ¦ ¦ 3 ¦ ¦

¦спроса ¦ ¦воренного спроса; ¦ ¦

¦ ¦ ¦тау - временной интер-¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2 ¦ ¦

¦ ¦ ¦вал, когда наблюдается ¦ ¦

¦ ¦ ¦дефицит товара ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦суммарные ¦F = C х q/2 + ¦ 2 ¦С (r) = ¦

¦затраты в¦ 1 ¦F = С х r x тау + С +¦ r ¦

¦единицу ¦+ C x мю/q ¦ 1 2 ¦C сумма (r - Q')P(Q') + ¦

¦времени ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 Q' = 0 ¦

¦ ¦ ¦+ C x (q - r) / 2q x тау¦ бесконечность ¦

¦ ¦ ¦ 3 ¦C сумма (Q' - r)P(Q')¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2 Q' = r + 1 ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦производ- ¦ 2 ¦ 2 ¦условие оптимизации показате-¦

¦ная функ- ¦С /2 -C мю/q ¦С х r /2q + C x мю + ¦лей системы ¦

¦ции сум-¦ 1 2 ¦ 1 2 ¦P(Q'<=r-1)<k<P(Q'<=r), где ¦

¦марных ¦ ¦ 2 ¦k=C /(C + C ) ¦

¦затрат ¦ ¦+ C x (q - r) / 2q ¦ 2 1 2 ¦

¦ ¦ ¦ 3 ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦оптималь- ¦ --------- ¦ -------- -------------¦ ¦

¦ный размер¦ ¦ 2С мю ¦ ¦ ¦ -- -¦ ¦

¦партии за-¦ ¦ 2 ¦ ¦ 2С мю ¦ ¦ C ¦¦ ¦

¦каза ¦ ¦ ------ ¦ ¦ 2 ¦ ¦ 1 ¦¦ ¦

¦ ¦ ¦ C ¦ ¦-------- ¦ ¦ 1 + --- ¦¦ ¦

¦ ¦ \¦ 1 ¦ ¦ С ¦ ¦ C ¦¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 3 ¦¦ ¦

¦ ¦C - стоимость ¦ \¦ \¦ L- --¦ ¦

¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦

¦ ¦пополнения +-------------------------+ ¦

¦ ¦ ¦Величина запаса, которая ¦ ¦

¦ ¦ ¦расходуется бездефицитно ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ------------ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2C мюC ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2 3 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦---------- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦C (C + C ) ¦ ¦

¦ ¦ ¦ \¦ 1 1 3 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦оптималь- ¦ q ¦ ------------------- ¦ ¦

¦ный интер-¦ тау = ---- = ¦ ¦ 2C C ¦ ¦

¦вал между¦ мю ¦ ¦ 2 1 ¦ ¦

¦поставками¦ ¦ ¦----- (1 + ------ ¦ ¦

¦товара ¦= ---------- ¦ ¦C мю C ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2C ¦ ¦ 1 3 ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2 ¦\¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ------- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ C мю ¦ ¦ ¦

¦ ¦ \¦ 1 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦q - объем партии; ¦ ¦ ¦

¦ ¦мю - интенсивность¦ ¦ ¦

¦ ¦расходования запа-¦ ¦ ¦

¦ ¦са ¦ ¦ ¦

+----------+------------------+-------------------------+-----------------------------+

¦оптималь- ¦n = Т/тау = Т x ¦ ¦ ¦

¦ное коли- ¦ ¦ ¦ ¦

¦чество ¦ -------- ¦ ¦ ¦

¦партий то-¦ ¦ C мю ¦ ¦ ¦

¦вара ¦ -- ¦ 1 - ¦ ¦ ¦

¦ ¦x ¦ ¦------- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ 2C ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ L- ¦ 2 -- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ \¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Т - период, на ко-¦ ¦ ¦

¦ ¦торый осуществ-¦ ¦ ¦

¦ ¦ляется планирова- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ние ¦ ¦ ¦

L----------+------------------+-------------------------+------------------------------

Пример

Спрос на стиральный порошок организации ООО "Хозяйственные товары" составляет 10 пачек в день. Организационные издержки одной партии порошка составляют 24 рубля, а стоимость хранения одной единицы товара в день составляет 0,0015032 рубля. Требуется найти объем заказа, минимизирующий общие затраты, а также интервал между поставками.

Рентабельность торговой организации - student2.ru

пачек порошка

Рентабельность торговой организации - student2.ru

дней .

Получается, что для торговой организации ООО "Хозяйственные товары" при спросе в 10 пачек порошка в день необходим товарный запас, состоящий из 565 пачек порошка, а поставки оптовой организации должны осуществляться через каждые 56 дней.

Заметим, что реализация на практике полученных результатов расчета не всегда осуществима, поскольку, как правило, поставщик продает товар в определенной упаковке, в которой установлено точное количество единиц товара, допустим 300 пачек порошка в коробке. Более того, на практике интервалы между поставками товара могут увеличиться в силу объективных причин (поломка, ненадлежащее качество товара, погодные условия, препятствующие доставке товара). Поэтому для поддержания необходимого уровня запаса в торговых организациях целесообразно создавать гарантированные запасы, которые определяются половиной текущего запаса.

Денежные потоки

Денежные потоки представляют собой реальный носитель информации финансового состояния организации, причем в большей мере это касается торговых организаций, поскольку практически весь капитал компании, выраженный в финансовых средствах, заключен в дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность торговой организации представляет собой платежи покупателей товаров, кредиторская задолженность, наоборот - это задолженность самой организации поставщикам товаров и другим сторонним организациям.

Говоря о денежных потоках как о показателе, отражающем реальное финансовое положение, следует заметить, что именно это свойство денежных потоков позволяет торговой фирме отслеживать действительный ее уровень платежеспособности (текущей платежеспособности).

Важным соотношением в анализе денежных потоков организации является соотношение между оборачиваемостью дебиторской и оборачиваемостью кредиторской задолженности. По сути, от этого соотношения и зависит способность компании отвечать по своим краткосрочным обязательствам.

Под оборачиваемостью дебиторской задолженности понимается количество дней, в течение которых в организации формируется необходимая сумма денежных средств для покрытия своей кредиторской задолженности, под оборачиваемостью кредиторской задолженности - временной промежуток, по истечение которого кредиторская задолженность торговой организации должна быть погашена. Следует заметить, что для обеспечения точности учета денежных потоков необходимо из анализа исключить просроченную и долгосрочную задолженность компании, поскольку в отношении этих видов активов и обязательств не ожидается поступления платежей в ближайшем будущем.

В системе управления денежными потоками торговой организации данный процесс целесообразно разделить на два крупных подэтапа - это управление притоком денежных средств и управление оттоком денежных средств. Под оттоком денежных средств в торговой организации следует понимать все затраты, которые несет компания до момента реализации товара. Сюда могут быть включены: оплата счетов поставщиков и транспортных организаций, оплата маркетинговых исследований по изучению рынков сбыта, оплата труда сотрудников, которые обеспечивают прием товара, его упаковку (при необходимости), выкладку товара, различного рода консультационные услуги, проценты по заемным денежным средствам, денежные штрафы, налоговые платежи в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации и так далее. Денежный приток обеспечивается в торговой организации, главным образом за счет выручки от реализации. Разница между денежным притоком и оттоком составляет чистый денежный поток торговой организации.

Итак, рассматривая систему денежных потоков торговой организации как объект управления, необходимо выделить те рычаги, при помощи которых это управление осуществимо.

Источником дебиторской задолженности, как уже отмечалось, является выручка от реализации товаров. Поэтому воздействовать на объемы реализации продавец может либо изменяя цену товара, либо увеличивая объем реализации в количественном выражении.

Говоря о мелких и средних торговых организациях, следует отметить, что в данной ситуации они не могут влиять на изменение объема продаж посредством изменения цены товара. Однако эти компании могут использовать в своей деятельности различные системы скидок и поощрения покупателей, разрабатывать специальные маркетинговые планы, диверсифицировать рынки, осваивать новые рынки сбыта, устанавливать в своих торговых точках удобные системы оплаты для покупателей и так далее.

Что касается крупных продавцов, то в чистом экономическом смысле у них существует такая возможность - влиять на объемы продаж посредством изменения уровня цены вследствие своего монопольного или олигопольного положения на рынке, однако в этом случае в борьбу за покупателя вмешивается государственная составляющая в части антимонопольного законодательства.

В вопросе воздействия продавца на объем выручки следует заметить, что возможности ее роста во многом зависят от соотношения постоянных и переменных издержек организации. Напомним, что под постоянными издержками торговой организации понимаются расходы компании, которые остаются относительно неизменными с ростом объема реализации, при этом величина удельных затрат, то есть затрат на единицу реализованной продукции остается постоянной. Сюда могут быть отнесены здания магазинов и торговых точек, кассовые аппараты, арендная плата за помещения складов и прочие издержки организации.

Под переменными затратами торговой организации, как правило, понимаются издержки, величина которых измеряется прямо пропорционально изменению объема реализации товаров. То есть, другими словами, это сумма платежей поставщикам, продавцам, которые находятся на системе оплаты труда, в соответствии с которой заработная плата зависит от объема продаж. Также в экономике торговой организации выделяют смешанный тип затрат, который соединяет в себе как элементы постоянных издержек, так и элемент переменных издержек организации.

Итак, как уже было отмечено, на рост объема выручки, а точнее на взаимосвязь динамики объема выручки и прибыли (поскольку конечная цель торговой организация - это максимизация прибыли) влияет соотношение постоянных и переменных издержек компании. На практике имеет место, так называемый, операционный рычаг. Суть его действия заключается в том, что при росте объема выручки наблюдается больший темп роста объема прибыли, однако этот больший темп роста ограничен соотношением постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат, тем меньше будет это ограничение.

Источником покрытия кредиторской задолженности является покрытая дебиторская задолженность. Это выражается в том, что факт покрытия дебиторской задолженности в торговой организации должен предшествовать факту покрытия кредиторской задолженности, иначе торговой организации придется прибегнуть к внешнему финансированию.

Как уже отмечалось, помимо собственных источников покрытия кредиторской задолженности (выручки от реализации товаров) торговая организация может использовать внешние источники финансирования.

Когда в систему управления денежными потоками организации вплетается кредитная составляющая, процесс управления денежными средствами значительно усложняется. Однако не всегда на практике это означает ухудшение общего финансового состояния компании. Дело в том, что эффективная система управления денежными потоками торговой организации должна учитывать целый комплекс показателей экономической эффективности. Другими словами, не следует выстраивать поток денежных средств в компании, игнорируя факторы рентабельности платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности активов и капитала. Поэтому, рассматривая возможность привлечения внешнего финансирования, торговая организация должна учитывать рентабельность капитала фирмы. На практике при использовании заемных средств проявляется действие финансового рычага или финансового левереджа, как его называют в зарубежной литературе. Действие финансового рычага проявляется в росте рентабельности собственного капитала, несмотря на платный и возмездный характер привлеченного капитала.

Следует заметить, что управление активами компании (коими и являются денежные и другие финансовые средства) является рисковым делом, поскольку, как показывает практика, компании, сосредоточившие свои усилия именно на этом участке анализа либо в силу непонимания сути функционирования коммерческой организации, либо вовсе из-за невнимательности, не учитывают соотношение активов организации с ее пассивами.

На практике для эффективного управления денежными потоками торговой организации разрабатываются и утверждаются специальные бюджеты и планы, строятся графики платежей, схемы и этапы прохождения заявок на оплату счетов поставщиков и выполнение прочих обязательств компании. В последнее время особенно эффективной становится система сбалансированных показателей, которая позволяет отслеживать не только финансовые потоки организации, но и следить за общим финансовым состоянием фирмы.

Наши рекомендации