Пм 04 составление и использование бухгалтерской отчетности
Методические указания
По выполнению курсовой работы
ПМ 04 СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
МДК 04. 02. Основы анализа бухгалтерской отчетности
Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (базовой подготовки)
Магнитогорск, 2012
Методические указания по выполнению курсовых работ составлены на основе Государственного образовательного стандарта, рабочего учебного плана и рабочей программы учебной дисциплины.
Методические указания по выполнению курсовых работ рассмотрены на заседании ПЦК «Земельно-имущественные отношения, экономика и бухгалтерский учет» «____»________ 20_____г. протокол № _____.
Председатель ПЦК ______________/ Ю.Ю.Бирюкова /
Составлены: Леоновой И.В., преподавателем ФГБОУ ВПО «МГТУ» Многопрофильного колледжа
Содержание
Пояснительная записка….……………………………………………5
1. Структура и содержание курсовой работы………..…………....8
2. Основные этапы курсовой работы………………….…...……..11
3. Требования к оформлению текстовой части курсовой работы………………………………………………………...…..12
4. Защита курсовой работы и ее оценка.……….…………….…...16
5. Темы курсовых работ……………………………..……………..17
6. Информационный материал для выполнения курсовой работы…………………………………………………………….18
7. Информационное обеспечение обучения………………………28
Приложение А……………………………………………………..….29
Приложение Б………………………………………………...………30
Пояснительная записка
Данное пособие содержит в себе методику выполнения курсовой работы по ПМ 04 МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности».
Курсовая работа по профессиональному модулю является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения МДК 04.02 и в рамках освоения профессионального модуля, в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение курсовой работы ориентировано на формирование общих компетенций по профессиональному модулю основной профессиональной образовательной программы по специальности:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
И овладению профессиональными компетенциями:
Составление и использование бухгалтерской отчетности:
ПК4.4 Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине, профессиональному модулю проводится с целью:
¾ систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, междисциплинарным курсам;
¾ углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
¾ формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных задач, использовать справочную, нормативную и правовую документацию (формирование профессиональных компетенций);
¾ формирования общих компетенций - развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
Цель курсовой работы: формирование системного представления о дисциплине, закрепление и углубление знаний в области финансового анализа, приобретение умений анализировать финансово-хозяйственные показатели деятельности предприятий.
Выполнив курсовую работу, Вы будете:
знать:
- методы финансового анализа;
- виды и приемы финансового анализа;
- процедуры анализа бухгалтерского баланса:
- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
- порядок определения общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
-порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках;
- принципы и методы общей оценки деловой активности организации,
- технологию расчета и анализа финансового цикла;
- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.
уметь:
- экономически правильно формулировать постановку задач;
- пользоваться источниками экономической информации;
- проводить анализ финансово-экономической деятельности предприятия;
- оценивать ликвидность и платежеспособность предприятия;
- строить обобщения и выводы на основе выполнения аналитических процедур.
Методические указания содержит подробную информацию о выполнении финансового анализа.
Название глав соответствует названиям разделов финансового анализа.
Каждая глава содержит указание источника информации для анализа, аналитические таблицы, порядок построения выводов.
Структура и содержание курсовой работы
Курсовая работа имеет практический уклон и связана с деятельностью конкретного предприятия (подразделения, организации) по отраслям. Курсовая работа должна быть направлена на закрепление и углубление знаний в области финансового анализа, приобретение умений анализировать финансово-хозяйственные показатели деятельности предприятий. Тема курсовой работы выбирается студентом и согласовывается с руководителем. Тема курсовой работы должна быть выбрана из перечня, составленного преподавателем. Выбранная студентом тема курсовой работы после согласования с преподавателем утверждается приказом руководителя учебного заведения или заведующей отделением. По существующим правилам конкретная тема курсовой работы дается лишь одному студенту учебной группы, повторение темы не допускается.
Выполнение курсовой работы включает следующие этапы:
1. Выбор темы курсовой работы, ее согласование с руководителем и включение в приказ на утверждение.
2. Составление содержания курсовой работы.
3. Подбор литературы, ее изучение и уточнение рабочего плана курсовой работы.
4. Обработка и систематизация информации, проведение необходимых расчетов, составление первичных документов.
5. Оформление курсовой работы в соответствии с существующими требованиями и ГОСтом.
6. Защита курсовой работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
¾ титульный лист;
¾ задание;
¾ содержание;
¾ введение;
¾ основная часть;
¾ заключение;
¾ список использованных источников;
¾ приложения.
На титульном листе должно быть:
- наименование учебного заведения (университета, колледжа, отделения);
- обозначение вида работы (курсовая работа);
- тема курсовой работы;
- фамилия, имя, отчество студента;
- номер учебной группы;
- фамилия, инициалы преподавателя;
- дата проверки и оценка;
- подпись преподавателя;
- название города, в котором находится данное учебное заведение;
- год написания курсовой работы.
Образец оформления титульного листа дается в настоящих методических указаниях (приложение 1).
После титульного листа следует ЗАДАНИЕ, которое было выдано преподавателем конкретному студенту и закреплено отделением.
Затем указывается СОДЕРЖАНИЕ (лист не нумеруется). Слово «Содержание» записывается в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы. В содержании содержатся названия глав и параграфов с указанием страниц, на которых они расположены. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Образец оформления содержания дается в настоящих методических указаниях (приложение 2).
ВВЕДЕНИЕ кратко характеризует актуальность и социальную значимость темы, степень ее разработанности в отечественной и мировой теории и практике; излагаются цели и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования; дается краткое обобщение использованных приемов и методов, краткое изложение основных вопросов, рассмотренных в работе. Объем введения не должен превышать двух-трех страниц. Слово «Введение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.
Содержание ОСНОВНОЙ ЧАСТИ работы должно соответствовать заданию и требованиям, изложенным в методических указаниях по выполнению курсовой работы. Основную часть следует делить на разделы, подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Обязательным структурным элементом основной части курсовой работы является аналитический обзор темы. Аналитический обзор представляет собой результат систематизированной переработки документов по определенной теме, содержащий обобщенные и проанализированные сведения по теме курсовой работы. К основной части предъявляются следующие основные требования: полнота и достоверность информации; логичность структуры; аргументированность выводов; ясность и четкость изложения.
Первая глава курсовой работы должна содержать теоретические материалы по анализу финансовой устойчивости организации (по отраслям), расчетные таблицы и сформулированные выводы. Вторая глава содержит расчеты показателей кредитоспособности, определение класса заемщика организации. Третья глава содержит факторный анализ использования капитала организации. Четвертая глава содержит расчет влияния факторов на изменение доходности. Студент должен подробно расписать все расчеты, указать учетные измерители, обоснование расчетов. Все расчеты должны быть систематизированы и обобщены в первичных документах и учетных регистрах по оплате труда.
Любая из глав содержит иллюстративный материал (графики, таблицы).
В ЗАЛКЮЧЕНИИ подводятся итоги курсовой работы, обобщаются основные положения и выводы, сделанные студентом в курсовой работе. По возможности указывается их новизна и практическая значимость. Слово «Заключение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы.
В СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ включают все источники информации, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались при написании курсовой работы. Основные требования, предъявляемые к списку использованных источников: соответствие теме курсовой работы; разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические и др. Сведения об источниках информации приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.05 и ГОСТ 7.82. Источники в списке нумеруются арабскими цифрами без точки в порядке их упоминания в тексте, либо в алфавитном порядке.
В ПРИЛОЖЕНИЯ должны быть включены формы бухгалтерской отчетности № 1 Бухгалтерский баланс, № 2 Отчет о финансовых результатах.