Финансирование инвестиционной деятельности
Развитие и совершенствование деятельности компаний сопровождается подготовкой и реализацией инвестиционных проектов, связанных с капитальными вложениями в реальные активы. Финансирование инвестиционных проектов имеет характер проектного финансирования, т. е. финансирования со строго целевой направленностью.
Термин «проектное финансирование» в российской практике управления корпоративными финансами используется в двух смыслах. Во-первых (в широком смысле), под проектным финансированием понимаются любые способы и формы финансирования, которые могут быть применены при реализации любых инвестиционных проектов.
Во-вторых (в узком смысле), под проектным финансированием понимается схема финансирования, разрабатываемая с привлечением различных источников и форм финансирования, с участием различных инвесторов, предназначенная для осуществления сравнительно крупного инвестиционного проекта.
Рассмотрим сначала проектное финансирование в широком смысле, как совокупность различных способов и форм финансирования, применяемых для финансового обеспечения реализации любых инвестиционных проектов.
Инвестиционные проекты могут иметь различную целевую направленность и масштабы. Этим определяется способ их финансирования, выбираемый компанией. Если компания находится на ранней стадии своего развития, так что ее доступ к источникам финансирования затруднен, она, скорее всего, реализует небольшие по масштабам инвестиционные проекты и профинансирует их за счет внутренних источников капитала.
Внутреннее проектное финансирование производится за счет внутренних средств предприятия, таких как амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль. Оно осуществляется в соответствии с внутренним бизнес-планом инвестиционного проекта, реализация которого сопровождается обособлением бюджета. Для обособления бюджета инвестиционного проекта могут создаваться специальные проектные подразделения или учреждаться отдельные, специализированные на конкретном проекте дочерние фирмы.
Внутреннее финансирование применяется также при реализации средних и крупных инвестиционных проектов, но в этом случае оно дополняется внешним финансированием. Компании, находящиеся на более зрелой стадии развития и уже имеющие доступ к различным внешним источникам финансового обеспечения, получают возможность реализации более масштабных проектов. Для этих компаний оказывается доступным внешнее проектное финансирование.
Внешнее проектное финансирование производится в основном за счет внешних по отношению к предприятию источников средств. При осуществлении внешнего финансирования применяется гораздо большее количество инструментов и форм, чем при внутреннем финансировании. Рассмотрим формы внешнего проектного финансирования, которые в зависимости от вида применяемых инструментов распадаются на четыре группы: долговое, долевое, смешанное и бюджетное финансирование (рис. 7.4).
Долговое проектное финансирование предполагает использование следующих инструментов долгового характера: инвестиционный кредит, облигационный заем, лизинг, коммерческий кредит.
Инвестиционный кредит предоставляется кредитором целевым назначением, на срок выполнения инвестиционного проекта на основе анализа бизнес-плана проекта и при наличии устойчивого финансового положения заемщика. Обязательным условием предоставления такого кредита служит предоставление заемщиком имущественного обеспечения в виде залога имущества, гарантий или поручительств третьих лиц. В процессе выполнения инвестиционного проекта кредитор осуществляет надзор за целевым расходованием средств. Преимуществом инвестиционного кредита является наличие длительного начального льготного периода, когда не предусмотрены выплаты в погашение кредита. Часто инвестиционные кредиты выдаются в форме инвестиционной кредитной линии. Инвестиционная кредитная линия имеет ограничения по сроку и по общему объему предоставляемых кредитных средств. В течение срока кредитной линии заемщик по мере возникновения потребностей может многократно брать небольшие по размеру кредиты.
Инвестиционный кредит |
Целевая дополнительная эмиссия акций |
Инновационный кредит |
Бюджетный кредит |
Облигационный заем |
Учреждение нового предприятия с внешними соучредителями |
Эмиссия конвертируемых облигаций |
Государственные гарантии |
Лизинг |
Эмиссия производных финансовых инструментов на акции |
Инвестиционный налоговый кредит |
Коммерческий кредит |
Внешнее проектное финансирование |
Долговое финансирование |
Долевое финансирование |
Смешанное финансирование |
Бюджетное финансирование |
Рис. 8.4. Классификация форм и инструментов внешнего проектного финансирования
В зависимости от масштабов проекта источником погашения инвестиционного кредита могут быть денежные потоки, генерируемые только проектом (крупные инвестиционные проекты), либо денежные потоки самого предприятия, реализующего проект (средние инвестиционные проекты).
Облигационный заем позволяет привлечь средства для финансирования инвестиционного проекта путем эмиссии средне- и долгосрочных корпоративных облигаций. Привлечение заемных ресурсов путем размещения облигаций имеет ряд преимуществ по сравнению с инвестиционным кредитом:
• при выпуске облигаций не требуется бизнес-план инвестиционного проекта. В этом случае достаточно представить пояснительную записку, раскрывающую направление использования привлекаемых средств;
• кредиторы в лице инвесторов, купивших корпоративные облигации, не требуют предоставления имущественного обеспечения. Возможен выпуск беззакладных облигаций, обеспеченных общей платежеспособностью эмитента. Хотя возможен выпуск и закладных облигаций. В этом случае расходы по обслуживанию займа для эмитента будут ниже;
• заемный капитал, сформированный в результате эмиссии облигаций, оказывается более дешевым в обслуживании, чем банковский инвестиционный кредит;
• многообразие финансовых инструментов, применяемых для оформления облигационного займа, предоставляет заемщику широкий спектр возможностей по конструированию займа практически с любыми целевыми характеристиками. Возможно конструирование целевой схемы погашения облигаций и купонных выплат по ним, максимально согласованной с денежными потоками инвестиционного проекта. Для этой цели могут быть проведены эмиссии облигаций в нескольких траншах;
• при возникновении сложностей с реализацией инвестиционного проекта возможен выкуп собственных облигаций на фондовом рынке.
Ограничением применения такого способа проектного финансирования являются, во-первых, необходимость наличия высокого кредитного рейтинга, во-вторых, объем эмиссии должен быть достаточно большим (не менее 500 млн руб.). Если эти условия не выполняются, то стоимость займа может оказаться сравнительно высокой.
Инвестиционный проект, предполагающий приобретение оборудования, может финансироваться посредством лизинга. Лизинг (аренда) означает взятие оборудования в аренду и использование его в производственной деятельности с последующим выкупом по договорной цене или без такового. Лизинговые операции делятся на две группы: операционный и финансовый лизинг.
Оборудование, недвижимость, нематериальные активы, необходимые для реализации инвестиционного проекта, могут приобретаться в кредит с рассрочкой платежа. В этом случае имеет место получение коммерческого кредита покупателем от продавца имущества. Часто такая форма финансирования оказывается предпочтительнее, чем взятие инвестиционного банковского кредита.
Долевое проектное финансирование основывается на применении инструментов, предполагающих долевое участие в бизнесе, и существует в формах целевой эмиссии дополнительных акций по схеме SPO, учреждения нового предприятия с последующим выходом на IPO, разновидностью которого является создание венчурной компании.
Целевая дополнительная эмиссия акций по схеме вторичного публичного размещения (Secondary Public Offering — SPO) может использоваться для привлечения инвестиционных ресурсов только некоторыми компаниями. SPO представляет собой дополнительную эмиссию акций с соответствующим увеличением размера уставного капитала компании, с размещением среди неограниченного круга инвесторов. Существует ряд факторов, способствующих успешности такого способа финансирования:
• рыночная капитализация компании должна существенно превышать стоимость ее чистых активов;
• акции компании-эмитента котируются на фондовых биржах;
• компания-эмитент является информационно открытой;
• компания-эмитент имеет устойчивое финансовое положение в течение последних нескольких лет;
• топ-менеджмент компании пользуется доверием инвестиционной общественности.
Выполнение перечисленных условий необходимо для проведения публичного (среди неограниченного круга инвесторов) вторичного размещения акций компании, так как в противном случае инвесторы не станут покупать размещаемые акции. Действительно, если компания неизвестна инвестиционной общественности, не котирует свои акции на организованном рынке, вложения в ее ценные бумаги могут оказаться высокорискованными. Вряд ли инвесторы, если даже и купят размещаемые акции, дадут за них высокую цену, а это не позволит компании-эмитенту привлечь необходимый объем финансирования.
Длительное присутствие компании на фондовом рынке позволяет одновременно нарастить курс акций и создать благоприятную кредитную историю. Наращивание курса акций (а значит, и рыночной капитализации компании) необходимо потому, что при размещении акций новой эмиссии их эмиссионная цена равна не номиналу этих акций, а рыночному курсу. Следовательно, чем выше курс акций, тем больший объем средств получит компания-эмитент. Для компаний с низким уровнем рыночной капитализации использование SPO оказывается невозможным, так как ей приходится значительно увеличивать уставный капитал, что влечет за собой потерю корпоративного контроля со стороны старых инвесторов.
Эмиссия дополнительных обыкновенных или привилегированных акций и проведение их открытого размещения (среди заранее неограниченного круга инвесторов) могут привести к потере части корпоративного контроля для старых акционеров. Таким образом, многое зависит от структуры акционерного капитала компании. Если акционерный капитал компании распадается на несколько стратегических пакетов, то проведение эмиссии может быть не одобрено акционерами. В таком случае более реалистичным является учреждение нового предприятия, специально предназначенного для реализации инвестиционного проекта. Привлекаемые учредители могут делать взносы в уставный капитал не только в денежной форме, но и в форме реальных активов различного характера. В учредительском договоре может быть предусмотрено поэтапное наращивание уставного капитала путем проведения дополнительных закрытых эмиссий акций, размещаемых только среди учредителей. Постепенно, наращивая активы, такая компания может получить возможность проведения первичного публичного размещения своих акций (Initial Public Offering — IPO), что позволит значительно расширить круг собственников компании и получить доступ к дешевым источникам капитала.
Разновидностью такой формы проектного финансирования является венчурное финансирование. Особенность венчурного финансирования состоит в том, что речь здесь идет о предприятиях, создаваемых для реализации высокорисковых инвестиционных проектов, которые в случае успеха могут принести инвесторам очень высокие доходы. Общая схема действий венчурного инвестора представлена на рис. 8.4.1.
Учредительский взнос в новую закрытую компанию |
Продажа акций компании по возросшей цене |
Новая закрытая проектная компания |
Рост стоимости компании |
Проведение открытой эмиссии акций |
Открытая компания |
Рис. 8.4.1. Схема венчурного финансирования инвестиционного проекта
Венчурный инвестор сначала делает учредительский взнос в закрытую компанию, созданную для реализации инвестиционного проекта с высоким риском (например, компании, реализующие инвестиционные проекты по разработке интернет-технологий или биотехнологий и др.). Затем компания наращивает свою стоимость за счет результатов своих разработок. В этот период могут быть проведены закрытые эмиссии и акций, и облигаций компании. Нарастив свой уставный капитал, компания может быть преобразована в открытое акционерное общество, что открывает ей путь к IPO. Проведение IPO превращает компанию в открытую и в дальнейшем может привести к значительному повышению курсов ее акций на фондовом рынке. В результате венчурный инвестор может продать свой пакет акций на фондовом рынке, зафиксировав прибыль.
Смешанное проектное финансирование предполагает одновременное применение инструментов и долевого, и долгового характера либо выпуск ценных бумаг, имеющих признаки и долевых и долговых. Оно может осуществляться в формах инновационного кредита, эмиссии конвертируемых облигаций и производных ценных бумаг на акции.
Инновационный кредит является разновидностью инвестиционного кредита, но имеет отличительные особенности. Во-первых, инновационный кредит выдается вновь созданной компании, во-вторых, по условию кредитного соглашения кредитор может в любой момент конвертировать сумму оставшегося долга в акции компании-заемщика или в долю в его капитале. Выдавая инновационный кредит, кредитор проводит детальный анализ бизнес-плана инвестиционного проекта. Чаще всего такой кредит выдается кредитором с целью получить в дальнейшем корпоративный контроль над новой перспективной компанией, рост курсов акций которой позволит ему в дальнейшем извлечь значительную прибыль. Предоставление заемного капитала и получение возврата в виде собственности в доле компании отражают смешанный характер такого финансирования.
Получение похожего по экономической сущности финансирования компания может осуществить, используя инструменты фондового рынка в виде конвертируемых облигаций. Конвертируемые облигации позволяют инвесторам вместо погашения получить акции компании-эмитента, если на момент погашения облигаций курсы акций показали рост. Конечно, если рост курсов акций компании-заемщика не наблюдался, то держатели конвертируемых облигаций не станут осуществлять их конвертацию, а предпочтут получить денежное погашение облигаций. В случае выпуска конвертируемых облигаций и их последующей конвертации в акции заемный капитал компании-эмитента также трансформируется в собственный. Для осуществления конвертации облигаций может быть проведена дополнительная эмиссия акций либо акции могут быть выкуплены компанией на фондовом рынке и переданы бывшим кредиторам, держателям конвертируемых облигаций в порядке конвертации.
Опционы эмитента, которые могут выпускаться в соответствии с российским законодательством, представляют собой производные ценные бумаги, позволяющие держателю в установленный момент в будущем купить акции компании- эмитента по фиксированной цене. Эмиссия опционов эмитента может применяться самостоятельно, но чаще всего она предназначается для сопровождения процесса финансирования, обеспечиваемого другими, как правило, долговыми инструментами. Например, компания может привлечь финансирование путем выпуска обычных корпоративных облигаций, при этом к каждой облигации может прилагаться опцион эмитента. В результате инвестор получает в собственность совокупность ценных бумаг, аналогичных конвертируемой облигации. Но у совокупности облигации и опциона эмитента есть преимущество перед конвертируемой облигацией. Оно состоит в том, что конвертацию можно отдельно продать на вторичном рынке, получив за это дополнительный доход. Ничего подобного не позволит сделать конвертируемая облигация. Это приводит к тому, что комбинация облигации и опциона эмитента на рынке стоит дороже, следовательно, долг, привлеченный путем эмиссии облигаций, оказывается дешевле для компании-эмитента.
При реализации крупных и социально значимых инвестиционных проектов компанией может быть получено бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование инвестиционных проектов производится с применением: бюджетного кредита, государственных гарантий, инвестиционного налогового кредита.
Бюджетный кредит предоставляется за счет бюджетов различных уровней на реализацию социально значимых инвестиционных проектов.
Он предоставляется под 100%-ный залог имущества или ценных бумаг заемщика, его целевое использование и своевременное погашение процентных выплат и основного долга находятся под контролем государственных органов.
Косвенной формой участия государства в проектном финансировании является предоставление государственных гарантий. Государственные гарантии предоставляются потенциальному заемщику при эмиссии им облигаций или заключении кредитных договоров. Компания, получающая государственную гарантию, должна предоставить встречные гарантии или залог. Иногда правительства принимают и реализуют специальные программы по поддержке инвестиционной активности в той или иной сфере производства, выдавая государственные гарантии по возврату предприятиями-заемщиками кредитов, предоставленных им коммерческими банками. Это позволяет, во-первых, повысить инвестиционную активность в отдельных сферах экономики, во-вторых, снижает стоимость кредитов для предприятий-заемщиков.
Так, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. утверждены правила предоставления государственных гарантий по кредитам для промышленных предприятий, отобранных Правительством РФ, и стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Несколькими месяцами ранее Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был утвержден список системообразующих предприятий РФ, которым будет оказываться правительственная поддержка в форме государственных гарантий при кредитовании.
В середине 2009 г. этот список был дополнен.
В соответствии с упомянутым постановлением предприятия могут запросить кредит в российских коммерческих банках на осуществление основной производственной деятельности и на капитальные вложения. Сроки кредитов, по которым правительство предоставит государственные гарантии, — от полугода до пяти лет. Сумма — не менее 150 млн руб. Государство не берет на себя ответственность за выплату процентных платежей по кредитам.
Инвестиционный налоговый кредит тоже является косвенной формой проектного финансирования государством и предполагает увеличение срока исполнения налогового обязательства от одного года до пяти лет с последующим погашением налогового кредита и выплатой процентов.
Проценты составляют величину от половины до трех четвертей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль и по региональным и местным налогам.
Получить инвестиционный налоговый кредит могут компании, являющиеся налогоплательщиками, и при наличии хотя бы одного из следующих условий:
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
• осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
• выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Предоставление инвестиционного налогового кредита оформляется договором между предприятием и налоговой службой. Одно предприятие может одновременно иметь несколько договоров о предоставлении инвестиционного налогового кредита. В договоре определяют порядок погашения инвестиционного налогового кредита и величину процентных выплат по кредиту.
Порядок получения инвестиционного налогового кредита по региональным и местным налогам устанавливается законодательными органами государственной власти соответствующего уровня. Например, в Петербурге инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество предприятий может быть предоставлен на срок от одного года до десяти лет. Основания для предоставления инвестиционного налогового кредита по налогу на имущество предприятий содержатся в ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2002 г. № 316-28 «Об инвестиционном налоговом кредите». Такой кредит может быть предоставлен предприятиям, проводящим осуществление инвестиционного проекта, предусматривающего расходы, направленные на финансирование вложений в основные средства и нематериальные активы (включая объемы модернизации), использующиеся при производстве продукции (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга, на сумму свыше $100 тыс. в пересчете в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату отражения указанных вложений в бухгалтерском учете.
Таким образом, рассмотренные выше формы и инструменты финансирования инвестиционных проектов раскрывают понятие проектного финансирования в широком смысле. Рассмотрим теперь понятие проектного финансирования в узком смысле, означающем формирование схемы финансирования для конкретного, преимущественно крупного инвестиционного проекта.
Особое значение проектное финансирование имеет при реализации инвестиционных проектов в области электроэнергетики, строительства объектов транспортной инфраструктуры, разработки новых месторождений полезных ископаемых и др. Такие инвестиционные проекты обычно требуют довольно больших по объему инвестиций, финансирование которых не может быть обеспечено одним экономическим субъектом, так что требуется объединение финансовых ресурсов многих инвесторов. В этом случае рассмотренные уже инструменты финансирования могут комбинироваться в любом наборе друг с другом. При этом задействуются как внутренние для инициаторов проекта, так и внешние по отношению к ним источники финансирования. Основными характерными признаками такого проектного финансирования будут следующие:
• наличие целевой направленности финансирования;
• юридическое и финансовое обособление специального юридического лица (проектной компании) или подразделения, непосредственно реализующего инвестиционный проект;
• участие в финансировании инвестиционного проекта его инициатора (инициаторов) с собственными средствами (обычно в объеме не менее 30%);
• участие нескольких инвесторов, поставляющих заемный капитал;
• обеспечение возврата вложенных средств только за счет денежного потока, создаваемого в процессе реализации финансируемого инвестиционного проекта;
• в качестве обеспечения возврата предоставленных средств выступает имущество самого инвестиционного проекта либо его акции (доля в капитале);
• осуществление контроля результатов реализации проекта со стороны инвесторов;
• контроль за рисками, сопровождающими выполнение проекта, и распределение рисков среди участников проектного финансирования.
Участниками схемы проектного финансирования могут быть, прежде всего, компания-инициатор проекта, коммерческие банки, инвестиционные фонды и компании, лизинговые компании, другие компании реального сектора, органы государственной власти различных уровней и др.
Кредиторы, участвующие в заемном финансировании проекта, могут по-разному распределять риски такого финансирования между собой и проектной компанией. Это осуществляется путем заключения соответствующих договоров, предусматривающих право регресса на заемщика.
Существует три разновидности заемного проектного финансирования: с полным регрессом на заемщика; без регресса на заемщика; с ограниченным регрессом на заемщика.
Наиболее распространенной является форма финансирования с полным регрессом на заемщика. В этом случае кредитор не принимает на себя никаких рисков, все риски находятся у заемщика. Распространенность такой формы кредитования обусловлена его сравнительно низкой стоимостью и быстротой получения.
Сравнительно редко встречается форма без регресса на заемщика. В этом случае кредитор полностью принимает на себя все риски, связанные с реализацией инвестиционного проекта. Стоимость заемных средств в этом случае оказывается более высокой, так как кредитор принимает на себя большие риски. Такая форма финансирования чаще всего применяется при реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, обладающих низкими рисками и обеспечивающих почти гарантированную высокую результативность.
Довольно широко распространена и форма с ограниченным регрессом на заемщика. В этом случае риски распределяются между участниками инвестиционного проекта. Например, подрядчик принимает на себя риски, связанные со строительством объекта, проектная компания отвечает за эксплуатацию объекта. Рациональное распределение рисков в этой схеме финансирования между различными участниками проекта тоже понижает стоимость привлечения долгового финансирования.
Формирование схемы проектного финансирования, в особенности для крупных инвестиционных проектов, является довольно длительным и трудоемким процессом, так как требует договоренностей между многими участниками и многочисленных согласований. Но этот недостаток компенсируется теми возможностями, которые обеспечивает техника проектного финансирования при осуществлении крупных или очень крупных проектов. Яркой иллюстрацией справедливости этого может служить широко известный инвестиционный проект "Северный поток".
Тема 9. «Управление прибылью»
1. Управление формированием прибыли. Точка безубыточности
2. Производственный, финансовый и совокупный рычаги. Производственный, финансовый и совокупный риски
1. Управление формированием прибыли. Точка безубыточности
Ключевым элементом собственного капитала компании является нераспределенная прибыль. Прибыль лежит в основе реализации основных целей управления финансами. Она характеризует эффект, полученный в результате финансово-хозяйственной деятельности компании; является основным внутренним источником формирования собственного капитала; при сопоставлении с ценой капитала в относительном выражении характеризует изменение стоимости компании.
Прирост собственного капитала определяется процессом капитализации прибыли компании. Элементом собственного капитала прибыль становится после того, как пройдет стадию формирования в операционной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности компании, стадию использования для покрытия обязательных выплат по обслуживанию долга и фискальных выплат, стадию распределения на формирование резервного капитала и выплату дивидендов, т. е. приобретет форму нераспределенной прибыли (табл. 18.1). Формирование нераспределенной прибыли является связующим звеном всего процесса управления собственным капиталом.
Распределение прибыли определяется целями и задачами развития компании, является одним из основных инструментов воздействия на рост ее рыночной стоимости.
В финансовом менеджменте помимо показателей прибыли, формируемых в бухгалтерской отчетности, все большее применение находят модифицированные показатели прибыли (см. табл. 9.1).
Таблица 9.1. Формирование нераспределенной прибыли компании
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | |
- | НДС, акцизы, экспортные пошлины и т. п. |
- | Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
Валовая прибыль | |
- | Коммерческие расходы |
- | Управленческие расходы |
Прибыль (убыток) от продаж | |
± | Проценты к получению (+), проценты к уплате (-) |
+ | Доходы от участия в других организациях |
+ | Прочие доходы |
- | Прочие расходы |
Прибыль (убыток) до налогообложения | |
± | Отложенные налоговые обязательства (±), отложенные налоговые активы (±) |
- | Текущий налог на прибыль |
Чистая прибыль (убыток) | |
- | Дивиденды и аналогичные отчисления |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток отчетного года) |
Таблица 9.1.1Модифицированные показатели прибыли
Обозначение | Расшифровка |
GM | Маржинальная прибыль |
EBIT | Прибыль до выплаты процентов и налогов |
ЕВТ | Прибыль до выплаты налогов |
EBIAT (NOPAT) | Прибыль до уплаты процентов за вычетом налога |
EBITDA | Прибыль до выплаты процентов и амортизации |
Маржинальная прибыль (GM) — это разница между полученными доходами и прямыми затратами. Часто маржинальную прибыль рассматривают как разницу между полученными доходами и переменными расходами. Маржинальная прибыль может быть рассчитана как по отдельным видам продукции, так и по предприятию в целом. По отдельным видам продукции рассчитывается удельная маржинальная прибыль (GMgm):
Прямые (переменные) затраты на единицу продукции. |
GMmg = Цена единицы продукции —
Маржинальная прибыль по продукции в целом (GMpr) рассчитывается следующим образом:
GMpr = Удельная маржинальная прибыль × Объем выпуска.
Общая сумма маржинальной прибыли на предприятии (GM) рассчитывается по формуле:
GM = Выручка от реализации — Переменные (прямые) затраты.
В анализе часто применяется коэффициент маржинальной прибыли (KGM), который рассчитывается так:
Общая сумма маржинальной прибыли Выручка от реализации |
KGM=
Тогда прибыль предприятия до выплаты процентов и налогов (EBIT) через маржинальную прибыль рассчитывается следующим образом:
EBIT = GM— Постоянные затраты.
Показатель маржинальной прибыли, а также коэффициент маржинальной прибыли играют весьма существенную роль в построении систем управленческого учета и контроллинга на предприятиях. В первую очередь это касается так называемого «анализа безубыточности» или анализа зависимости «затраты—объем производства—прибыль» ( СVP-анализа).
В западной практике изучение данной закономерности восходит к периоду Великой депрессии в США. Возникшие тогда серьезные проблемы со сбытом продукции выявили несовершенство системы калькуляции себестоимости с полным распределением затрат при определении величины прибыли, которая может становиться меньше при увеличении объемов реализации, и наоборот. Причиной такого явления служит то обстоятельство, что в себестоимость нереализованной продукции включаются и постоянные, и переменные затраты того периода, когда они были произведены, а прибыль рассчитывается за период реализации. Необходимость ориентации учета на процесс реализации приводит к тому, что постоянные затраты учитываются как затраты периода и относятся на финансовые результаты того периода, когда они возникают.
В настоящее время анализ безубыточности широко используется для планирования прибыли, а также для определения:
• критического объема производства для безубыточной работы;
• зависимости финансового результата от изменений одного из элементов его соотношения;
• запаса финансовой прочности предприятия;
• целесообразности собственного производства или закупки;
• минимальной договорной цены на определенный период.
Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты нужно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную часть — так называемые смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Следует также учитывать, что сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства.
Во-вторых, предполагается, что зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться и в другой пропорции. Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату.
Следует иметь в виду, что существует упрощение, связанное с учетом переменных затрат. Как известно, средние переменные затраты на единицу продукции в течение жизненного цикла продукта меняются под влиянием эффекта масштаба. В первой половине наращивания объема выпускаемого продукта они падают за счет скидок при закупке сырья, роста производительности труда и т.п. Затем достигается максимальная эффективность производства, и дальнейшее наращивание объемов производства возможно при дополнительных затратах на единицу продукции. При этом эффект масштаба производства по-разному сказывается на различных видах переменных издержек, что позволяет говорить о пропорциональной, дегрессивной и прогрессивной зависимости.
Пропорциональная зависимость характерна для сырья и материалов; дегрессивная свойственна чаще затратам на топливо, электроэнергию, где также выделяют постоянную и переменную части; прогрессивная зависимость — когда затраты начинают расти быстрее, чем объем производства (например, в случае дополнительных премий за рост производительности труда, доплаты за сверхурочное время и т. п.).
Следовательно, говорить о постоянной величине переменных затрат в единице произведенной продукции при увеличении объемов производства можно только при условии сохранения одинакового производственного режима в течение планируемого периода. В целом для выяснения линейной зависимости общих издержек от объема производства необходимо провести анализ прошлых периодов и выявить средние значения в условиях, приближенных к плановым.
В-третьих, предполагается, что остается неизменным ассортимент изделий.
В-четвертых, допускается, что объемы производства и реализации в прогнозируемом периоде равны.
Данные допущения соответствуют условиям массового производства с достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях.
Основной составной частью анализа безубыточности является определение точки безубыточности («порога рентабельности», «мертвой точки»). Точка безубыточности соответствует такому объему продаж, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции.
При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями.
Итак, для того чтобы воспользоваться математическим описанием зависимости «затраты—объем—прибыль», необходимо предварительно обосновать справедливость предположения о линейной зависимости объема производства от переменных затрат. Это значит, что цена реализации и доля переменных затрат в цене должны быть постоянными. Рассмотрим математическое описание данной зависимости.
Как известно, выручка от продаж представляет собой произведение цены реализованной продукции (работ, услуг) на количество. Выручка должна покрывать переменные и постоянные расходы компании и обеспечивать некую прибыль. Тогда формула выручки будет выглядеть следующим образом:
Р × Q = F + a × Q + EBIT.
Здесь приняты обозначения: Q — количество единиц продукции; Р — цена единицы продукции; F— расходы постоянные; V — расходы переменные; а — величина переменных затрат в цене единицы продукции.
В том случае, если прибыль от продаж будет равной нулю, выручка обеспечит лишь покрытие всех постоянных и переменных расходов и компания не будет иметь ни прибыли, ни убытка. Такой объем продаж и является точкой безубыточности в данной ситуации.
Формулу расчета точки безубыточности в натуральном выражении нетрудно вывести из уравнения выручки:
Qmin= ,
или в денежном выражении:
Qmin= ,
где b — доля переменных затрат в базовой выручке.
Графически точка безубыточности может быть представлена как точка пересечения линии выручки с линией полных издержек (см. рис. 8.1.).
Маржинальный подход позволяет планировать определенную производственную программу, учитывающую коэффициент загрузки мощностей. То есть на его основе можно рассчитать величину прибыли при запланированных объемах производства и реализации:
EBIT = PQ — F — a × Q.
Маржинальный подход также лежит в основе управленческих решений, связанных с ассортиментной политикой, с продвижением продукции на рынок, ценообразованием и рядом других задач повышения конкурентоспособности производимой продукции. Доля маржинальной прибыли в цене единицы продукции является постоянной величиной, и предпочтение отдается тому виду продукции, который обеспечивает наибольшее значение маржинальной прибыли. Снижение показателей маржинальной прибыли вызывает необходимость дополнительного производства и реализации продукции или пересмотра ассортиментной политики.
Напомним, что удельная маржинальная прибыль представляет собой показатель, который характеризует величину маржинальной прибыли в цене единицы продукции. А коэффициент маржинальной прибыли соответствует отношению маржинальной прибыли к выручке от реализации. Он показывает, какая доля выручки от реализации используется на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Рассмотрим пример.
Выручка
издержки
и прибыль Прибыль
Выручка от продаж
Точка безубыточности Полные
издержки
Постоянные
издержки
Объем реализации
Qmin продукции
Рис. 9.1.2 График точки безубыточности
Предприятие за плановый период намерено произвести 1000 изделий типа А и реализовать их по 42 руб. за штуку. Постоянные затраты за период составят 5250 тыс. руб.); переменные — 25 900 тыс. руб. Рассчитать маржинальную прибыль GM, коэффициент маржинальной прибыли KGM и удельную маржинальную прибыль GMgm. Далее с помощью метода маржинальной прибыли найти значения минимального объема реализации и объем реализации при заданном уровне прибыли до уплаты процентов и налогов.
Маржинальная прибыль будет равна: 1000 ×42—25 900 = 16 100 (руб.).
Коэффициент маржинальной прибыли: 16 100/42 000 = 0,384.
Удельная маржинальная прибыль: 42 — 25,9 = 16,1 (руб.).
Точка безубыточности в единицах продукции: 5250/16,1 = 326 (шт.).
Точка безубыточности в стоимостном выражении: 5250/0,383 = 13672 (руб.).
Зная величину маржинальной прибыли в единице изделия, т. е. удельную маржинальную прибыль, равную 16,1 руб., можно вычислить то количество изделий, выпуск которого даст необходимую прибыль до уплаты налогов и процентов EBIT, например, для ЕВ1Т= 500 руб.:
Q = (5250 + 500)/16,1— 357 шт.
Расчет точки безубыточности дает возможность также рассчитать запас финансовой прочности, или предел безопасности, которые показывают, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности, т. е.:
Qplan — Qmin = 1165 — 326 = 839 шт.
Это значит, что предприятие не должно снижать объемы производства более чем на 839 штук. Дальнейшее сокращение производства принесет предприятию убытки. Показатель запаса финансовой прочности, рассчитанный в относительном выражении как доля от прогнозируемого объема реализации, используется для оценки производственного риска, т. е. потерь, связанных со структурой затрат на производство:
839/1165 = 0,72.
Другими словами, снижение объемов производства и реализации более чем на 72% чревато для предприятия неприятными последствиями, если убытки не перекрываются поступлениями от внереализационной деятельности.
Запас финансовой прочности в стоимостном выражении рассчитывается следующим образом:
1165 × 42 — 326 × 42 = 48 930 — 13 692 = 35 238 руб.
На рис. 9.1.3 представлена иллюстрация запаса финансовой прочности. Точка А на графике соответствует величине запланированной выручки. Разность между запланированной выручкой и выручкой минимальной демонстрирует нам величину запаса прочности. Чем больше значение показателя финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
Выручка
издержки
и прибыль Выручка
А
Qmin Издержки
Объем реализации
продукции
Qmin Qmin в стоимостном выражении
Запас прочности
Рис. 9.1.3 Запас финансовой прочности компании
Рассмотренные примеры иллюстрируют анализ безубыточности для предприятия, производящего единственный вид продукции. В большинстве случаев ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции бывает весьма широк. Для анализа безубыточности по каждому виду изделия и по ассортименту в целом по отдельным подразделениям и по всему предприятию применяются достаточно сложные многоступенчатые расчеты маржинальной прибыли, используются математические методы для разделения переменных и постоянных расходов различного порядка и др. Все эти задачи решаются в рамках управленческого учета, который может быть организован в различных объемах и формах в зависимости от специфики деятельности конкретного предприятия.