Сокращение времени выполнения проекта

1. По трудовым ресурсам.

Для этого используют некритические работы, имеющие свободный резерв времени больше 0. С помощью них такие работы сдвигают с пиковых периодов методом перемещения во времени (на величину свободного резерва).

Либо удлиняют данные работы (на величину свободного резерва), уменьшая число рабочих в сутки. Это позволит снизить максимальное число рабочих и уменьшить коэффициент неравномерности числа рабочих до допустимых значений.

2. По времени.

Необходимо использовать критические работы, та как они составляют критический путь и определяют период строительства:

- за счет изменения числа звеньев, смен; - на продолжительных критических работах вводится поточный метод;

- изменить топологию сетевого график.

1. Каковы цели и критические факторы успеха на стадии планирования проекта? Какова основная цель планирования?

Планирование проекта – непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения целей стоящих перед проектом с учетом складывающейся обстановки.

Планирование это наиболее важный процесс управления проектом, определяющий во времени всю деятельность по осуществлению проекта.

Процессы планирования осуществляются на протяжении всего жизненно цикла проекта, начиная с предварительного укрупненного плана в составе концепции проекта и оканчиваются детальным планом работ завершающей фазы проекта. При этом происходит уточнение и детализация планов по мере прогресса проекта. На стадии планирования определяется организация, методы и средства управления осуществлением проекта, как целостной системы, так и в разрезе отдельных ее этапов и элементов.

Планирование логически связано с другими важными стадиями процесса управления, такими как инициация, организация и контроль выполнения, анализ и регулирование, закрытие проекта.

Цель планирования: построении модели реализации проекта.

Основным результатом стадии планирования является:

Сводный план осуществления проекта, объединяющий результаты планирования по всем функциям управления проектом. Данный документ является главным и определяющим при осуществлении проекта, он выполняет роль модели (плана) действий и прогноза состояния осуществления проекта и его окружения.

В процессе осуществления проекта могут происходить изменения как внутри проекта, так и вне него. Поэтому основное назначение планирования заключается в непрерывном поддержании курса осуществления проекта на пути к его успешному завершению.

Объектами планирования в проекте являются:

а) Предметная область

б)Время

в)Коммуникации

г)Стоимость

д)Качество

е) Организация

ж)Интеграционный план

з) Риски

и) Поставки и контракты

к)Изменения

л) Прочие компоненты проекта

2. В чем состоит сущность процесса планирования? Перечислить основные и вспомогательные процессы планирования. Дать определение концептуальному, стратегическому и детальному плану проекта. Раскрыть особенности стратегического планирования проекта. Какие зависимости существуют между задачами при планировании проекта. Описать задачи планирования.

Планирование — это процесс, в котором на практике воплощается стратегия, принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить его неопределенность.

Плановые решения образуют систему, в которой процессы влияют друг на друга, поэтому нуждаются во взаимной увязке. Увязка обеспечивает их оптимальное сочетание с точки зрения максимизации конечного результата, наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся возможностей.

Основные процессы планирования

Некоторые из процессов планирования имеют четкие логические и информационные взаимосвязи и выполняются в одном порядке практически во всех проектах. Так, например, сначала следует определить из каких работ состоит проект, а уж затем рассчитывать сроки выполнения и стоимость проекта. Эти основные процессы выполняются по несколько раз на протяжении каждой фазы проекта. К основным процессам планирования относятся:

• Планирование целей - разработка постановки задачи (проектное обоснование, основные этапы и цели проекта),

• Декомпозиция целей - декомпозиция этапов проекта на более мелкие и более управляемые компоненты для обеспечения более действенного контроля,

• Определение состава операций (работ) проекта - составление перечня операций, из которых состоит выполнение различных этапов проекта,

• Определение взаимосвязей операций - составление и документирование технологических взаимосвязей между операциями,

• Оценка длительностей или объемов работ - оценка количества рабочих временных интервалов, либо объемов работ, необходимых для завершения отдельных операций,

• Определение ресурсов (людей, оборудования, материалов) проекта - определение общего количества ресурсов всех видов, которые могут быть использованы на работах проекта (ресурсов организации) и их характеристик;

• Назначение ресурсов - определение ресурсов, необходимых для выполнения отдельных операций проекта;

• Оценка стоимостей - определение составляющих стоимостей операций проекта и оценка этих составляющих для каждой операции, ресурса и назначения;

• Составление расписания выполнения работ - определение последовательности выполнения работ проекта, длительностей операций и распределения во времени потребностей в ресурсах и затрат, исходя и с учетом наложенных ограничений и взаимосвязей;

• Оценка бюджета - приложение оценок стоимости к отдельным компонентам проекта (этапам, фазам, срокам);

• Разработка плана исполнения проекта - интеграция результатов остальных подпроцессов для составления полного документа.

• Определение критериев успеха - разработка критериев оценки исполнения проекта.

Вспомогательные процессы планирования

Кроме перечисленных основных процессов планирования имеется ряд вспомогательных процессов, необходимость в использовании которых сильно зависит от природы конкретного проекта. Такие процессы включают в себя:

• Планирование качества - определение того, какие стандарты качества использовать в проекте, и того, как эти стандарты достичь;

• Планирование организации - определение, документирование и назначение ролей, ответственности и взаимоотношений отчетности в организации;

• Назначение персонала - назначение человеческих ресурсов на выполнение работ проекта;

• Планирование взаимодействия - определение потоков информации и способов взаимодействия, необходимых для участников проекта,

• Идентификация риска - определение и документирование событий риска, которые могут повлиять на проект;

• Оценка риска - оценка вероятностей наступления событий риска, их характеристик и влияния на проект;

• Разработка реагирования - определение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрожающие события;

• Планирование поставок - определение того, что, как и когда должно быть поставлено;

• Подготовка условий - выработка требований к поставкам и определение потенциальных поставщиков.

Взаимосвязи между вспомогательными подпроцессами, как и само их наличие, в большой мере зависят от природы проекта.

Концептуальное планирование включает концептуальный план, представляет собой процесс разработки основной документации по проекту, технических требований, оценок укрупненных календарных планов, процедур контроля и управления. Концептуальное планирование проводится на период жизненного цикла проекта.

Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Детальное - оперативное, тактическое планирование связано с разработкой тактических, детальных планов для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей.

Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование лежит в основе для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Система стратегического планирования дает возможность акционерам и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Зависимость задач — это такое отношение между двумя задачами, при котором начало или окончание выполнения одной из задач обусловливается началом или окончанием другой задачи. Задача, зависящая от другой задачи, называется последователем, а та задача, от которой она зависит, — предшественником. Используя такие отношения, можно сформировать связную структуру проекта.

Задачи планирования:

формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

Задачи планирования:

Шаг Результат
1. Разработка концепции и планирование целей проекта. Почему?
2. Декомпозиция целей проекта, построение иерархической структуры работ (ИСР). Что ?
3. Назначение ответственных. Построение структурной схемы организации (ССО) проекта. Кто?
4. Разработка стратегии реализации проекта, построение плана по вехам. Как?
5. Разработка тактики проекта, построение сетевых моделей. Подробно как?
6. Разработка идеального календарного графика работ. Идеально когда?
7. Планирование ресурсов, разработка реального календарного графика работ с учетом ограничений на ресурсы. Реально когда?
8. Оценка затрат, разработка бюджета. Сколько?
9. Разработка и принятие плана проекта. Все учтено?

3.На что необходимо обратить внимание при организации процессов на стадии планирования проекта? Описать технологию работы на стадии планирования проекта. Перечислить основные методы планирования при управлении проектом.

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, финансово-экономическая служба должна быть достаточно квалифицированна, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок финансового планирования.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

4. С какой целью строится временной график реализации проекта? Какие задачи лежат на критическом пути проекта, на стадии его планирования?

Во временном графике осуществляется обоснование отдельных стадий реализации инвестиционного проекта и рассматривается потребность в финансовых, материальных и трудовых ресурсах на каждой стадии.

Критические задачи:

- подготовительные работы

- нулевой цикл

- установка монтажного крана и бетононасоса

- возведение несущих конструкций надземной части здания (данная задача повторяется для каждого этажа, и именно эта задача будет решаться с применением итеративного подхода (Планирование — Реализация — Проверка — Оценка)

- устройство кровли.

Все эти задачи - критические, так как от качества и быстроты их выполнения зависит выполнение последующих работ и, следовательно, требуют подробной проработки и контроля.

5. Перечислить ролевые обязанности членов команды при планировании проекта. Какие действия на стадии планирования проекта будет ожидать руководитель проекта от менеджера проекта, давая задание на выполнение работ?

Обязанности менеджера проекта:

- быстро и эффективно организовать начало работ по проекту;

- организовывать, координировать и контролировать ход работ по проек-

ту;

- целесообразно распределять работы по проекту между членами коман-

ды проекта;

- осуществлять взаимодействие с внешними участниками проекта для

эффективной и своевременной его реализации;

- контролировать отклонения от запланированного хода работ и следить

за изменениями по проекту;

- осуществлять коммуникации с членами команды проекта с целью мо-

ниторинга проекта, принятия решений по ходу работ, разрешения конфликт-

ных ситуаций в ходе работ взаимодействий.

Руководитель проекта - это один из самых важных сотрудников в проекте. Этот человек играет главную роль в планировании и выполнении проекта.

Функции руководителя проекта:

- Определение целей, задач и результатов будущего проекта

- Анализ и составление плана по подготовке и внедрению будущего проекта, определение контрольных точек

- Анализ и прогноз количества, а так же оценка стоимость ресурсов, необходимых для выполнения проекта

- Анализ и прогноз стоимость и возможный бюджет проекта

- Подбор под проект команды

- Организация своевременного собрания полной команды проекта.

- Участие в разработке и доработках детального бизнес-плана проекта

- Контроль над подготовкой необходимой документации для проекта

- Контроль над мероприятиями по проработке, тестированию, внедрению проекта, а так же при необходимости корректировка данных процессов

- Контроль над бюджетами проектов

6. Каковы цели и критические факторы успеха на стадии планирования этапа?

Факторы успеха проекта на стадии планирования:

1.Ясность целей в проекте

2.Четкость планов и детализация работ

3.Поддержка руководством исполнительной организации

4.Учет требований заказчика, тесное взаимодействие с ним и ясность приемки результатов

5.Наличие необходимых ресурсов и технологий

6.Контроль выполнения проекта

7.Возможность управления непредвиденными ситуациями.

8.Обеспечение необходимой информацией

7. Описать процессы и ключевые результаты стадии планирования.

1. Составляется перечень (номенклатура) работ.

2. В соответствии с номенклатурой по каждому виду работ определяются их объемы.

3. Производится выбор методов производства основных работ и ведущих машин;

4. Определяется состав бригад и звеньев.

5. Рассчитывается нормативная машинно- и трудоемкость.

6. Определяется технологическая последовательность выполнения работ;

7. Устанавливается сменность работ.

8. Определяется продолжительность работ и их совмещение, корректируются число исполнителей и сменность.

9. Сопоставляется расчетная продолжительность с нормативной и вносятся коррективы.

10. На основе выполненного плана разрабатываются графики потребности в ресурсах.

8. Какие задачи лежат на критическом пути проекта на стадии планирования?

1. Разрабатывается исходный сетевой график (сетевая модель), в котором должны быть показаны проектные, подготовительные, основные работы и поставка оборудования по каждому из объектов с разбивкой по основным этапам, а также сдача в эксплуатацию.

2. На основе исходных данных разрабатываются локальные графики с большей детализацией, а затем производится «сшивка» локальных сетей с общей сетью по опорным точкам исходного графика. После этого производится расчет и анализ сетевого графика.

3. Заключительным этапом является оптимизация (корректировка) графика; в нижней части графика должно быть показано освоение капитальных вложений и движение рабочей силы.

9. Рационализация использования ресурсов проекта.

1.По трудовым ресурсам.

Для этого используют некритические работы, имеющие свободный резерв времени больше 0. С помощью них такие работы сдвигают с пиковых периодов методом перемещения во времени (на величину свободного резерва).

Либо удлиняют данные работы (на величину свободного резерва), уменьшая число рабочих в сутки. Это позволит снизить максимальное число рабочих и уменьшить коэффициент неравномерности числа рабочих до допустимых значений.

2.По времени.

Необходимо использовать критические работы, та как они составляют критический путь и определяют период строительства:

а) за счет изменения числа звеньев, смен;

б) на продолжительных критических работах вводится поточный метод;

в)изменить топологию сетевого графика.

Список литературы:

1. Лекции по дисциплине «Управление проектами»;

2. «Методические рекомендации по выполнению практических работ по курсу управления проектами»;

3. Синенко С.А., Сапожников В.Н. Внутрифирменное планирование строительного производства.Том.1,2,3. М.МГСУ, 2000

4. Воропаев В.И. Календарное планирование

5. Белбин Мередит. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. (Издана на англ. в 1981 г.). Пер с англ. М.: 1999г.

6.Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон .Управление проектами: Практическое руководство/ Пер с англ — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003;

7. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие, 2004.

Наши рекомендации