Спокойствие души начинается с мыслей

Исполни тревожное сердце покоем. Линда Диллоу.

Содержание

1. Мой путь к душевному покою

2. Довольствоваться тем, что имеешь

3. Принять себя

4. Принять свое жизненное призвание

5. Храните мир в отношениях

6. Всегда мало

7. Дефект зрения

8. Маятник беспокойства

9. Основание - вера

10. Доверьте Богу свои опасения

11. Доверьте Богу свои сожаления

12. Доверьте Богу свои вопросы

13. Личное письмо

14. Двенадцать Библейских уроков

Благодарность

Особая благодарность:

Моему мужу Джоди. Спасибо, что научил меня понимать Бо­жье Слово.

Моей дорогой подруге Лоррейн Пинтус. Спасибо, что прошла со мною каждую страницу этой книги. Ты «держала мои руки».

Моему чудесному редактору Лиз Хини. Спасибо за твой редак­торский талант и дружескую поддержку.

А также сотрудникам и сотрудницам из издательства «Навпресс». Мне было радостно работать с вами.

Глава 1

МОЙ ПУТЬ К ДУШЕВНОМУ ПОКОЮ.

СПОКОЙСТВИЕ ДУШИ НАЧИНАЕТСЯ С МЫСЛЕЙ.

Мередит упала в кресло у меня на кухне, и я приготовилась к очередной порции печальных причитаний. Несомненно, Мередит – самая большая пессимистка из всех моих знакомых; она даже выгля­дит пессимисткой! Однако на этот раз она решила встретиться со мной, чтобы узнать, как научиться быть довольной!

Наши чувства и наши мысли, в конце концов, проявляются в на­ших словах, поступках и даже выражении лица. Осанка и выражение лица Мередит прямо указывали на то, что она живет согласно своего личного нового толкования Филиппийцам 4:8 - «Наконец, Мередит, что только неистинно, что нечестно, что несправедливо, что нечисто, что нелюбезно, что недостославно, что только недобродетель и не­похвала, о том помышляй!» Жизнь Мередит была живым отражением ее негативных мыслей.

Однако ее жизнь далеко не печальна и многие женщины с радо­стью поменялись бы с ней. Бог благословил ее хорошим здоровьем, изящной фигурой, не требующей никаких усилий; даровал ей любя­щего мужа, двух прелестных детей и даже новую мебель, которую муж недавно купил, специально, чтобы ее порадовать.

Я спросила Мередит, почему же она чувствует себя такой несча­стной. Ведь Бог наделил ее столькими благословениями. Без колебаний она начала изливать свои жалобы: во-первых, Бог не дал ей соб­ственного дома. А она хочет его иметь. Она его заслужила. А муж? Да, он любит ее, но она просто не подозревала раньше, что у него так много недостатков. Да, дети у нее милые, но и у них есть недостатки, и они постоянно жалуются (нужно ли гадать, почему!).

У Мередит глаза закрыты шорами, как у лошади, которая видит лишь грязную дорогу прямо перед собой. Она никогда не поднимает взор к Богу и не вспоминает дарованные ей благословения. У нее в жизни нет четкой перспективы, есть лишь греховная привычка к не­довольству.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ НАЧИНАЕТСЯ С ПОНИМАНИЯ ВЕЧНОСТИ

В то время как Мередит убежденно считала свою легкую жизнь трудной, судьба Эллы действительно представляла собой длинный ряд невзгод. Но она выработала «святую привычку» быть довольной. Она обладала ясным видением жизни и оценивала ее с точки зрения веч­ности.

Что я подразумеваю под словом «виденье»? Согласно толково­му словарю, этот термин означает «перспективу, обзор, ясность виде­ния; способность видеть разные вещи в их истинном взаимодействии и важности». Мне нравится считать перспективу способом видения. Тогда вечная перспектива – это Божье виденье жизни. Обретая Божию перспективу, мы смотрим на свою жизнь и определяем важность событий с Его точки зрения. Именно так поступала Элла.

Вместе с мужем и детьми она на протяжении 52 лет трудилась среди пигмеев Африки. Она покинула свою страну, родственников и все, к чему привыкла, ради миссионерского труда. Слова «первобыт­ные условия» не дают даже приблизительного представления о жиз­ни среди палящей жары и сырости африканских зарослей. Облегчить себе жизнь Элла не могла, потому что электричество, кондиционеры и другие современные удобства там были лишь мечтой. Иногда сто­яла такая невыносимая жара, что ей приходилось прятать термометр в дом, чтобы он не сломался - в нем нет делений выше 50 градусов по Цельсию. Дочь Эллы – Мими - моя подруга. Она часто удивлялась, как ее мать смогла все это вынести; как она могла быть довольна жизнью, когда в таких условиях стали бы жаловаться и самые вы­носливые и стойкие. Недавно Мими откопала настоящее сокровище - мамин дневник. Это находка более важная, чем золото или серебро. Вот в этом старом дневнике она и нашла ее «рецепт» - как быть до­вольной жизнью:

· Никогда не позволяй себе жаловаться, даже на погоду.

· Никогда не представляй себя в любых других обстоятельствах или другом месте.

· Никогда не сравнивай свою судьбу с судьбой другого человека.

· Никогда не позволяй себе желать, чтобы то или иное было по-другому.

· Никогда не живи завтрашним днем - помни, что завтра при­надлежит Богу, а не нам.

Слова Эллы поразили меня, они пристыдили меня. Как могла она не жаловаться на погоду, когда по телу струился пот, когда затх­лый, влажный воздух не давал ей заснуть? Почему, в отличие от Ме­редит, в центре ее внимания было совсем иное? Ключ к секрету – в последнем утверждении Эллы. Она обращала взор к вечности. Все ее «завтра» принадлежали Богу. Она отдала их в Его руки. А передав свой завтрашний день в сильные руки Господа – могла жить сегодня свободно и спокойно. День за днем избирать верные решения и укреп­ляться в святой привычке быть довольной жизнью. Элла сосредото­чила свое внимание на вечном. Вот в чем источник ее внутренней удовлетворенности.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПРОИСТЕКАЕТ ИЗНУТРИ

Элла обладала душевным достатком и покоем, не зависящим от обстоятельств ее жизни. Чувство удовлетворения жизнью у боль­шинства из нас зиждется на обстоятельствах, чувствах или отноше­ниях с другими людьми. Однако истинное удовлетворение не зависит от обстоятельств. Это состояние сердца, а не состояние наших дел.

В пьесе «Король Генрих IV» Шекспир поэтически передал со­стояние внутренней удовлетворенности. Король странствует по стра­не и встречает двух егерей. Он сообщает им, что он король. Один из спокойствие души начинается с мыслей - student2.ru них спрашивает: «Но если вы король, то где ваша корона?» Король отвечает:

· Моя корона – в сердце, а не на голове;

· Она не украшена бриллиантами и Индийскими драгоценностями.

· Она невидима; моя корона называется «довольство».

· Это корона, которой так редко наслаждаются короли.

У многих ли женщин есть такая «корона»? Наверное, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но если спросить, сколько вы знаете женщин, которые живут с беспокойством и недовольством в сердце, то, пожалуй, пальцев не хватит не только на руках, но и на ногах! Чувство удовлетворенности жизнью обрести действительно трудно. Но все же возможно.

СЕКРЕТ ДОВОЛЬСТВА ЖИЗНЬЮ

Послушайте, какие поразительные вещи утверждает Апостол Па­вел в Послании к Филиппийцам:

«Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщать­ся и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:11-13). Понять, насколько удивительны эти стихи, можно лишь зная жизнь Павла. В ней было все, что угодно, кроме благополучных обстоятельств. Эти стихи он писал, сидя в темной, мрачной темнице без водопровода, канализации, отопления и спортивного оборудования, т.е. всего того, что имеется в обычных американских тюрьмах. Он был прикован цепью к охраннику. Он был одинок. И я уверена, он задумывался и над тем, чего же стоит весь его труд для Христа.

Апостол прожил чрезвычайно трудную жизнь. Его избивали до полусмерти, его постоянно не понимали, его оставили друзья. Жизнь его можно назвать какой угодно, но только не простой и безоблач­ной. И, тем не менее, он сказал: «Научился всему и во всем, насы­щаться и терпеть голод...» Невероятно! Иными словами, можно на­учиться быть довольным в любых обстоятельствах. Значит, научить­ся этому способны и мы с вами. Павел приложил к своему необычному заявлению и свой рецепт – как научиться быть довольным в любых обстоятельствах (Фил. 4:13). Буквальный перевод этого известного стиха с греческого гласит: «Я все могу преодолеть с помощью Того, Кто дает мне силу [это совер­шить]». Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему этот стих сле­дует именно за отважным утверждением Павла, что он научился быть довольным во всем? Апостол понимал, что источник истинного удов­летворения и сила христианина - это Сам Бог.

Мой любимый перевод Фил. 4:13 принадлежит специалисту гре­ческого языка Кеннету Вуэсту: «Я силен благодаря Тому, Кто постоянно наполняет меня силой».

Всегда, во всех обстоятельствах Христос может и желает испол­нить нас силой и удовлетворением. Его сила вливается в наше слабое тело, душу и дух. Вливается – значит проникает внутрь, наполняет нас и пропитывает. Каждое утро, опуская пакетик чая в кипяток, я смотрю, как душистый травяной сбор пропитывает обычную воду, придавая ей вкус и цвет.

Каким образом Бог наделяет нас способностью быть довольны­ми? Он вливает в нас это чувство посредством Своего Слова, которое преобразует нас, проникая в наш ум и сердце. Чай становится крепче, если дать ему время настояться; так и мы обретаем более глубокое чувство удовлетворения жизнью, если проводим время в чтении Божьего Слова и позволяем ему наполнять нашу жизнь, преобразуя нас.

ПУТЬ ОТ СТРЕМЛЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ К УМЕНИЮ БЛАГОДАРНО ПРИНИМАТЬ

Мой путь к душевному покою начался 15 лет тому назад, когда все прежние способы привести жизнь в порядок оказались бесполез­ны. Они перестали действовать, потому что жизнь вышла из-под кон­троля. Двое моих детей переживали «подростковый» период, и шли в ложном направлении.

Я стала христианкой в колледже, и ужасно радовалась, что мои дети смогут воспитываться уже в христианской семье. Я ошибочно считала, что если я вложу в них только «хорошее» (вера в Бога, Его Слово), они, естественно, будут Бога любить и слушаться. И если потом мне вдруг казалось, что мой план не срабатывает, я начинала тре­вожиться и впадала в уныние.

Рассказав о своих страхах подруге, я услышала в ответ: «Линда, ты любишь все держать под контролем, но слишком многое в жизни тебе неподвластно». Тогда я не поняла, что она имеет в виду. В конце концов, я ведь доверяю Богу. Я же миссионер, и мне платят, чтобы я Ему дове­ряла. Что же она имела в виду: «Тебе нравится всем управлять»?

Оглядываясь назад, я понимаю, что действительно стремилась доверять Богу, но иногда, на мой взгляд, Он слишком медлил. Когда Он, как мне казалось, действовал со скоростью улитки, я подсозна­тельно хотела Ему помочь. Я знаю, это звучит как богохульство. Бог не нуждается в нашей помощи. И когда я вмешивалась, пытаясь подстегнуть обстоятельства (здесь более уместно сказать «манипулиро­вать обстоятельствами», но «подстегнуть» звучит мягче!) или направ­лять действия людей, тем самым я говорила: «Боже, Ты делаешь не то, что надо, я Тебе помогу». Оказывая Богу подобную «помощь», мы открываем беспокойству путь в свое сердце. Когда мы берем ответст­венность на себя и пытаемся управлять происходящим, мы отводим взгляд от Того, Кто властвует надо всем, и устремляем глаза на свои обстоятельства.

Два стиха в те дни стали моей путеводной нитью. Я выучила их наизусть, сокрыла в своем сердце и дала себе обещание руководство­ваться ими в жизни.

Первый стих:

«... в свое время откроет блаженный и единый Повелитель (сильный Царь - синод.), Царь царствующих и Господь гос­подствующих» (1 Тим. 6:15).

Я размышляла об истинах, которые содержит этот стих. Кто пра­вит моей жизнью? Бог! И какой Он Правитель? Блаженный. Благой. Словами известного богослова Дж. И. Пакера: «Удовлетворенность – в сущности вопрос того, принимаем ли мы из Божией руки предопре­деленное Им - зная, что Он благ, и, следовательно, все, что Он дает – во благо».

Второй стих - это Пс. 15:5.

«Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты дер­жишь жребий мой».

Слова лектора и писательницы Элизабет Эллиот, о Пс. 15:5 на­водят на размышления: «Я не знаю, что еще может настолько упростить жизнь. Все происходящее с нами предначертано Богом. Разум противится этому? Но можем ли мы сказать, что хоть одно событие происходит вне назна­ченного нам «удела», предопределенного любящим Отцом (сказать – вот это от Бога, а это нет?) В таком случае, что же, не все во власти Всемогущего? Каждое событие предначертано и происходит ради мо­его вечного блага. Всё, что мне определено свыше, я принимаю, дру­гих вариантов нет. И тогда решения принимать намного проще, на­правления становятся яснее, и мое сердце обретает невыразимый по­кой. Умиротворенное сердце благодарно принимает данное Богом».

Элла, милая женщина, совершавшая миссионерский труд в Аф­рике, знала, что в нашем неуправляемом мире кто-то должен «управ­лять» ее жизнью. И решившись отдать бразды правления Богу, могла испытывать покой и удовлетворение жизнью.

ЧАЙНОЕ БОГОСЛОВИЕ

Давайте возвратимся к нашей аналогии с чаем. Любящий Бог предназначил каждой из нас быть особой неповторимой «чашкой». Возможно, кто-то видит себя изящной чашечкой с розами и золотой каймой; кто-то - обычной чашкой, полезной, может быть, чуть вы­щербленной по краям; кто-то - крепкой железной кружкой, прочной, небьющейся и вместительной.

Затем Бог наполняет нашу чашку – определяет наше жизненное предназначение тем, что по Его замыслу, самое лучшее для нас. Наш удел – это физическое и эмоциональное состояние, наши способнос­ти, обстоятельства, наши обязанности и взаимоотношения.

Иногда нас не устраивает содержимое нашей чашки. Но вспомните Господа Иисуса в Гефсиманском саду. Предвидя страдания, которые Ему надлежало претерпеть, Господь умолял Не­бесного Отца: «о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42). Христос крепко держал Свою чашу, вознося ее к Богу: «Я принимаю свой удел. Наполни меня Своей силой, чтобы Я мог испить его».

Бог определил наше жизненное призвание – нашу чашу – и изящ­ный фарфор, и грубую керамику вылепил Он. Выбираем мы: либо взять ее и вознести к Господу со словами: «Я принимаю эту чашу; я принимаю свой удел», либо разбить ее на кусочки: «Мне не подходят размеры этой чашки, и не нравится ее содержимое. Боже, я отказываюсь ее принять. Я сам буду управлять своей жизнью».

МОЙ ПУТЬ К ДОВОЛЬСТВУ

Довольствоваться тем, что имеешь – значит признавать Божью совершенную власть во всех жизненных обстоятельствах. Мне при­шлось смиренно признать свое поражение, прежде чем я смогла ска­зать Богу: «Я пыталась доверять Тебе, но слишком много собствен­ных сил прилагала к этому доверию».

История о двух монахах, которую я расскажу сейчас, помогла мне сравнить свои попытки управлять жизнью и Божье мудрое прав­ление.

«Мне нужно масло», - сказал старый монах и посадил росток оливкового дерева. «Господи! - молился он,- растению необходим дождь, чтобы его нежные корни питались и крепли. Пошли легкие дожди». И Господь посылал ему легкие дожди.

«Господи, - молился монах,- моему дереву нужно солнце. Пошли ясные дни, молю Тебя». И засияло солнце, озолотив дождевые тучи.

«А теперь - мороз, мой Господь, чтобы скрепить его ткани»,- молил монах снова. И вот, ма­ленькое деревцо стояло, сверкая инеем. Но к вечеру оно погибло.

Этот монах зашел в келью своего собрата и рассказал ему исто­рию своей маслины.

«Я тоже посадил деревцо,» - сказал другой мо­нах.

«И видишь - оно хорошо растет. Но я доверяю свое деревцо Богу. Он, его Создатель, лучше знает, что ему нужно. Я не ставил условий. Я не определял средства или способы. Господь, пошли ему то, в чем оно нуждается, - молился я, - грозу или солнце, ветер, дождь или мо­роз. Ты сотворил это растение и знаешь, в чем оно нуждается».

Я не могла довериться Богу, потому что слишком старалась. Воз­можно, вы в такой же ситуации. А может быть, совсем наоборот. Вы просто не в силах ему доверять. Ваша жизнь вам не подвластна, и вы сдались. Вы не видите в ней смысла, и удовлетворения она вам не приносит тоже. Поэтому, вы вообще не прилагаете никаких усилий привести все в порядок. Большинство из нас либо слишком старают­ся, либо бросают всякие попытки что-то сделать. В обоих случаях мы не принимаем во внимание Бога. Мы упускаем возможность испол­ниться Его силой и Его покоем.

Эта книга - история моего пути. История о том, как Бог превра­тил женщину, которая, подобно первому монаху, полагалась только на себя, в женщину, источник силы которой - в Нем. Я все еще про­должаю этот путь. Это захватывающее приключение! Бог стал моим дыханием, моей радостью, моей хвалой, моей крепостью. Ежедневно Он дает мне силу. Он успокоил мое тревожное сердце.

Я приглашаю вас пройти этот путь вместе со мной, чтобы по­нять, в чем истинный покой и удовлетворение в жизни, и как может измениться ваше виденье себя, своего предназначения, отношений в людьми и обстоятельств. А еще - чтобы осознать, что тревога, жад­ность и отсутствие цели в жизни воздвигать барьеры на пути к ду­шевному покою. И, наконец, я приглашаю вас открыть для себя мос­ты доверия, ведущие к покою через все препятствия. Элла - не един­ственная женщина, которая научилась быть довольной. Разочарован­ная жизнью Мередит, которая считает удовлетворение и покой недо­стижимым идеалом, также способна этому научиться. Я могу этому научиться. И вы сможете!

Узнав секрет душевного покоя, вы по-иному увидите Бога. В сво­ем сердце вы будете знать, что Он - Благословенный Правитель, Царь царей и Господь господствующих!

АЛИНА

Мы толкали перед собой тележку для продуктов по «большому» продовольственному магазину «Пэм-пэм» в Вене. По сравнению с «Сейфуэй» и «Альбертсонс» «Пэм-пэм» оставлял желать лучшего, но рядом с пустыми полками тесных польских магазинчиков он ка­зался сказочной страной изобилия.

Мои спутники, Алина и Хенрик, ошеломленно смотрели по сто­ронам - их поражало количество, разнообразие и доступность всего. Когда Алина взяла с отягощенной товарами полки зубную пасту «спе­циально для детей», мне стало не по себе. По мере того, как мы шли по магазину, ощущение слабости все усиливалось. Обычно местный ассортимент товаров мне, американке, казался недостаточным, но сегодня я увидела, что значит изобилие глазами поляков.

Позже, когда мы вместе обедали в нашем большом доме, я спро­сила Алину и Хенрика, как они воспринимают это изобилие, если зна­ют, что через два дня возвратятся в Польшу, где зубной пасты нет вообще, не говоря уже об особой пасте для детей! Я никогда не забуду того, что сказала Алина: «Линда, мы знаем, что здесь можем наслаж­даться изобилием, но знаем, что способны довольствоваться и тем не­большим, что имеем в Польше». Слова апостола Павла пришли мне на ум: «Научился всему и во всем... Быть и в изобилии и в недостат­ке».

Еще много раз после этого ходила я с тележкой по «Пэм-пэм», делая покупки, но мое видение жизни изменилось. Теперь я смотрела глазами поляков и смиренно благодарила Бога за такое множество благословений.

Наши рекомендации