Общая характеристика финансового рынка РФ
По количественным характеристикам финансовый рынок РФ полностью оформился уже к середине 90-х годов. Активно создавалась нормативная база. Гражданский кодекс РФ определил нормативные основы финансовой аренды (лизинга), доверительного управления, финансирования под уступку денежного требования (основы факторинга). Обновилось банковское законодательство, ужесточились требования, предъявляемые к страховым компаниям, активно создавалась система аудита.
Однако практически рынок развивался только в одном направлении, обеспечивая потребности в финансовых ресурсах государства. Основной массе других покупателей ресурсы были недоступны как из-за их высокой стоимости, так и потому, что государство считалось более надежным заемщиком, чем предприятия или население.
После кризиса 1998 г. финансовый рынок РФ претерпел очень серьезные количественные и качественные изменения. Среди покупателей финансовых ресурсов значительно возросла доля предприятий и организаций и снизилась доля государства. Благодаря снижению стоимости привлекаемых ресурсов они стали доступны большему числу предприятий. Однако, как и до кризиса, финансовый рынок остается в группе развивающихся (создающихся).
Ресурсная база финансового рынка РФ. Одна из основных проблем финансового рынка РФ — недостаток ресурсной базы. Важная роль первичных продавцов финансовых ресурсов на рынках принадлежит коммерческим структурам, которые, осуществляя хозяйственную деятельность, накапливают полученную прибыль, амортизацию, создают различные резервные фонды. Однако коммерческие структуры РФ располагают ограниченным объемом временно свободных средств. Почти половина предприятий РФ не располагает таким важным источником финансирования своего развития, как прибыль, и в то же время несомненно нуждаются в средствах для проведения мероприятий по реконструкции в целях построения прибыльного бизнеса.
Средства населения.Как продавец финансовых ресурсов население РФ обладает колоссальным потенциалом. Оно может в значительной мере пополнить финансовый рынок. Однако этот потенциал остается до сих пор не использованным. Население боится размещать свои накопления в коммерческих банках и приобретать ценные бумаги. Привлечению средств населения на финансовый рынок должен помочь закон о страховании вкладов физических лиц, до сих пор не принятый в РФ.
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.Снижение объемов заемной деятельности Федерации и субъектов РФ привело к снижению стоимости привлекаемых ресурсов и расширению объема кредитования коммерческими банками реального сектора экономики. Одновременно профицитность федерального бюджета позволяет говорить о пополнении финансового рынка за счет его средств. В соответствии с законами о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ за счет государственных бюджетов ежегодно осуществляется поддержка предприятий тех или иных отраслей экономики. Такая поддержка может предоставляться по двум основным принципам:
• всем без исключения организациям, отвечающим определенному набору признаков;
• только на финансирование отдельных проектов или программ, выбранных на основе конкурса или специально проведенной экспертизы.
Предоставление средств из бюджета осуществляется на возвратной основе и безвозвратным выделением средств.
Оценка инструментов финансового рынка.О низкой эффективности российского финансового рынка говорит значительный разрыв (спред) между кредитной и депозитной ставками, приводящий к завышению стоимости кредитных ресурсов и снижению их доступности и привлекательности для заемщиков. Не получил достаточного развития в РФ и рынок корпоративных облигаций. Потенциал роста финансирования предприятий за счет выпуска облигаций по оценкам российских экспертов очень большой. Но до сих пор круг эмитентов ограничивается крупнейшими и крупными компаниями. В России только 3—5% инвестиционных проектов финансируется через механизм рынка облигаций, а в странах с развитой рыночной экономикой — 50—80%. Большинство ценных бумаг в РФ отличаются исключительно низкой ликвидностью. На рынке акций 90% ликвидности по-прежнему приходится на десяток ценных бумаг. В то время как в РФ зарегистрировано около полумиллиона акционерных обществ, реально на рынке торгуются бумаги лишь, нескольких десятков компаний.
Развитию финансового рынка препятствует и слабо развитая информационная база. В РФ до сих пор отсутствует система, обеспечивающая инвесторов и кредиторов надежной, постоянно пополняемой информацией о финансовом состоянии их потенциальных иреальных партнеров.
Государственное регулирование финансового рынка.Государственное регулирование финансового рынка в РФ осуществляют несколько структур.
1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, которая:
• разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;
• создает нормативно-правовую базу рынка ценных бумаг;
• создает системы регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования и надзора за деятельностью субъектов рынка;
• осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства.
2. Инспекция негосударственных пенсионных фондов Минтруда РФ, которая:
• лицензирует НПФ;
• осуществляет контроль за финансовым состоянием НПФ;
• разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты и методические документы, регулирующие деятельность НПФ.
3. ЦБ РФ, который:
• устанавливает правила осуществления расчетов в РФ и проведения банковских операций;
• осуществляет лицензирование кредитных организаций;
• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций;
• осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.
4. Департамент страхового надзора Минфина РФ, который:
• лицензирует страховую деятельность;
• осуществляет надзор за финансовым состоянием страховщиков;
• разрабатывает методические и нормативные документы в области страхования.
В РФ отсутствует структура, объединяющая и координирующая деятельность названных институтов, как отсутствует и нормативный акт, регулирующий финансовый рынок как единое целое. Единственный закон в области финансового рынка — Закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Этот закон содержит определение финансовой услуги как деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.
В качестве финансовых услуг закон рассматривает осуществление банковских операций и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
Под финансовой организацией понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовой организации на территории РФ или ее части, определяемая с учетом места предоставления финансовой услуги потребителям. Под недобросовестной конкуренцией на рынке финансовых услуг закон понимает действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям — конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой активности.
Не допускаются и признаются недействительными соглашения любой формы (за исключением соглашений с ЦБ РФ) или действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг (тем более в области цен, тарифов, ограничение доступа на рынок и т.п.). Не подлежат запрету соглашения по унификации стандартов деятельности финансовых организаций, проведение совместных исследований, совместная закупка технических средств для осуществления основной деятельности или использование единых программ.
Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций осуществляется только после получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа в порядке, предусмотренном законом.