Реструктуризация дебиторской задолженности

Одним из важнейших условий стабильного финансового положения предприятия в современных условиях является четкая организация расчетов с партнерами. Отсутствие должного внимания к задолженности покупателей и заказчиков может спровоцировать нехватку средств для погашения своей задолженности перед поставщиками, бюджетом, сотрудниками. Управление дебиторской задолженностью по товарным операциям – это часть общей политики организации по выбору условий реализации продукции на определенный период времени, оптимизации общего размера дебиторской задолженности и по обеспечению ее своевременной инкассации для достижения заданного уровня финансовой устойчивости.

Для оценки состава и движения дебиторской задолженности составим аналитическую таблицу (таблица 17).

Входе анализа дебиторской задолженности рассчитываются показатели, приведенные в таблице 18.

Таблица 17 – Анализ состава и движения дебиторской задолженности

Наименование показателя 2008 год 2009 год Темп роста, % Отклоне-ние, тыс. руб.
сумма, тыс. руб. уд. вес, % сумма, тыс. руб. уд. вес, %
1. Дебиторская задолженность, всего 101,6
1.1 Краткосрочная 98,66 98,18 101,1
1.1.1 в том числе просроченная 27,83 30,06 109,7
1.1.1.1 из нее длительностью свыше 3 месяцев 23,15 28,15 123,5
1.2 Длгосрочная 1,34 1,82 137,9

Данные таблицы 17 показывают, что к концу анализируемого периода сумма дебиторской задолженности возросла у организации почти на 2%. Увеличилась доля долгосрочной задолженности. Доля просроченной дебиторской задолженности в 2008 году составляла 27,83% от общей суммы задолженности, а в 2009 году повысилась до 28,2%. Следовательно, ООО «Модус» не удалось добиться погашения части просроченых долгов. Существенно увеличился статок дебиторской задолженности по срокам погашения свыше трех месяцев – на 23,5%.

Таблица 18 – Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

Наименование показателя 2008 год 2009 год Изменение
1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах 1,47 1,59 0,12
1.1 в том числе краткосрочной 1,49 1,61 0,12
2. Период погашения дебиторской задолженности, дни - 19
2.1 в том числе краткосрочной - 18
3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, % 35,7 35,2 - 0,5
4. Доля дебиторской задолженности покупатлей и заказчиков в общем объеме текущих активов, % 26,83 26,8 - 0,03

Данные таблицы 18 показывают, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с рошлым годом у организации несколько улучшилось. На 19 дней уменьшился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 226 дней. Состояние краткосрочной дебиторской задолженности также в отчетном году лучше, чем в прошлом: ее оборачиваемость ускорилась на 18 дней. Если принять во внимание, что доля дебиторской задолженности составила 35,2%, а доля задолженности покупателей и заказчиков – 26,8% общего объема текущих активов организации, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов в целом из-за состояния дебиторской задолженности.

Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что организация имеет определенные проблемы с дебиторами.

Для снижения уровня дебиторской задолженности используем факторинг.

Факторинг – финансирование торговых сделок (работ, услуг) под уступку денежных требований к дебиторам клиента (продавца). Принцип факторинга такой: факторинговая фирма перенимает от своих клиентов права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию и через 2 – 3 дня выплачивает аванс, который составляет 70 – 90% все востребованной суммы, оставшиеся 10 – 30% средств факторингова фирма возвращает только после того, как должник оплатит за товар.

Таким образом, заключив договор факторинга с банком на условиях, что банк перечисляет ООО «Модус» денежные средства в размере 80 % суммы дебиторской задолженности (22626 тыс. руб.), а остальную сумму (за вычетом комиссии) – после того, как с ним рассчитается должник (спустя 80 дней после уступки права требования долга).

В течение 2 – 3 дней после заключения договора факторинга общество получит от банка 18100,8 тыс. руб. (22626 тыс. руб. ∙ 80 %).

Затраты, связанные с финансированием под уступку требования составят:

- комиссия за финансирование – от 10 % суммы финансирования;

- комиссия за факторинговое обслуживание – от 0,1% от суммы накладной;

- комиссия за обработку документов – от 10 руб. за каждый комплект. Посчитаем, во что обойдутся предприятию услуги, предоставленные банком:

1) комиссия за финансирование – 1810,08 тыс. руб.

(18100,8 тыс. руб. ∙ 10%);

2) комиссия за факторинговое обслуживание – 18,1 тыс. руб.

(18100,8 тыс. руб. ∙ 0,1%);

3) в банковской обработке нуждаются 4 документа, за что предприятие заплатит 40 руб.

Общая сумма расходов предприятия составит 1828,58 тыс. руб.

(1810,08 тыс. руб. + 18,1 тыс. руб. + 0,4 тыс. руб.).

После поступления денег от должника, банк перечислит остаток средств за минусом комиссий: 2696,62 тыс. руб.

(22626 тыс. руб. – 18100,8 тыс. руб. – 1828,58 тыс. руб.)

Итак, в результате реструктуризации сумма полученных денежных средств составит 20797,42 тыс. руб., которые могут быть направлены на погашение краткосрочных кредитов и займов.

Наши рекомендации