Объединение стратегических бизнес-единиц

Каждаяᅟ компанияᅟ самаᅟ выбирает,ᅟ сᅟ какимᅟ количествомᅟ бизнес-единицᅟ ейᅟ следуетᅟ работать.ᅟ Этоᅟ решениеᅟ требуетᅟ компромиссовᅟ какᅟ вᅟ организационном,ᅟ такᅟ иᅟ стратегическомᅟ плане.ᅟ Сᅟ однойᅟ стороны,ᅟ непреодолимоᅟ хочетсяᅟ иметьᅟ множествоᅟ небольшихᅟ бизнес-единиц,ᅟ посколькуᅟ каждаяᅟ изᅟ нихᅟ имеетᅟ возможностьᅟ разрабатыватьᅟ оптимальнуюᅟ дляᅟ ееᅟ рынкаᅟ стратегию.ᅟ Следовательно,ᅟ стратегия,ᅟ выработаннаяᅟ дляᅟ каждойᅟ отдельнойᅟ страны,ᅟ каждогоᅟ регионаᅟ илиᅟ каждогоᅟ крупногоᅟ сегментаᅟ можетᅟ обладатьᅟ своимиᅟ выгодами.ᅟ Сᅟ другойᅟ стороны,ᅟ чрезмерноеᅟ количествоᅟ бизнес-единицᅟ можетᅟ привестиᅟ кᅟ снижениюᅟ эффективностиᅟ внутрикорпоративныхᅟ программ,ᅟ отсутствиюᅟ экономииᅟ наᅟ эффектеᅟ масштабностиᅟ иᅟ неспособностиᅟ использоватьᅟ стратегическиеᅟ навыкиᅟ лучшихᅟ менеджеров,ᅟ такᅟ какᅟ практическиᅟ невозможноᅟ поставитьᅟ воᅟ главуᅟ каждойᅟ маленькойᅟ стратегическойᅟ единицыᅟ бизнесаᅟ сверхталантливогоᅟ менеджера.ᅟ Простоᅟ потому,ᅟ чтоᅟ такихᅟ людейᅟ малоᅟ иᅟ стоятᅟ ониᅟ оченьᅟ иᅟ оченьᅟ большихᅟ денег.ᅟ Этиᅟ рассужденияᅟ подводятᅟ кᅟ мыслиᅟ оᅟ необходимостиᅟ объединенияᅟ стратегическихᅟ бизнес-единицᅟ вᅟ болееᅟ крупныеᅟ организации.

Для того, что бы дать более полную оценку вышесказанному, следует обратится к терминалогии. Эффект «синергии» можно описать как объединение нескольких бизнес-единиц для общей координации стратегий на основе общих элементов (общий торговый персонал, оборудование и т.д.).

В качестве примера можно привести объединение марок Procterᅟ &ᅟ Gamble, «Headᅟ &ᅟ Shoulders», «Pert»ᅟ иᅟ «Pantene», что позволило внедрить уникальную маркетинговую инновацию, которая имеет мировое признание.ᅟᅟ

Историяᅟ рожденияᅟ синергииᅟ иᅟ синергетикиᅟ какᅟ термина,ᅟ понятияᅟ какᅟ наукиᅟ началасьᅟ вᅟ двадцатомᅟ веке.ᅟ Началаᅟ онаᅟ своеᅟ завоеваниеᅟ человеческихᅟ умовᅟ сᅟ точныхᅟ наукᅟ химии,ᅟ физики.ᅟ Бельгийскаяᅟ группаᅟ ученыхᅟ воᅟ главеᅟ сᅟ И.ᅟ Рогожиным,ᅟ Г.ᅟ Николаевым,ᅟ наблюдаяᅟ заᅟ химическимиᅟ процессами,ᅟ обнаружилаᅟ закономерностиᅟ поведенияᅟ системᅟ сложныхᅟ структурᅟ приᅟ определенныхᅟ параметрахᅟ хаотичностиᅟ илиᅟ упорядоченностиᅟ внутреннейᅟ иᅟ внешнейᅟ средыᅟ вᅟ стремленииᅟ кᅟ усложнениюᅟ структурыᅟ иᅟ переходуᅟ наᅟ следующийᅟ уровеньᅟ развитияᅟ илиᅟ эволюции.

Синергияᅟ -ᅟ этоᅟ польза,ᅟ полученнаяᅟ отᅟ комбинированияᅟ двухᅟ илиᅟ болееᅟ элементовᅟ (илиᅟ бизнесов)ᅟ такимᅟ образом,ᅟ чтоᅟ продуктивностьᅟ этойᅟ комбинацииᅟ выше,ᅟ чемᅟ суммаᅟ ееᅟ отдельныхᅟ элементовᅟ (илиᅟ бизнесов).

Словоᅟ «синергия»ᅟ сᅟ греческогоᅟ означаетᅟ «совместноеᅟ действие».ᅟ Соответственноᅟ -ᅟ синергетикаᅟ изучаетᅟ такиеᅟ явления,ᅟ которыеᅟ возникаютᅟ отᅟ совместногоᅟ действияᅟ несколькихᅟ различныхᅟ факторов,ᅟ вᅟ тоᅟ времяᅟ какᅟ каждыйᅟ факторᅟ поᅟ отдельностиᅟ кᅟ этомуᅟ явлениюᅟ неᅟ приводит.

Главныеᅟ вопросы:

-ᅟ Какᅟ изᅟ хаосаᅟ возникаетᅟ порядок,ᅟ т.е.ᅟ нечтоᅟ устойчивое,ᅟ целостноеᅟ иᅟ гармоничное?ᅟ бизнесᅟ стратегическийᅟ единицаᅟ синергия

-ᅟ Чтоᅟ даетᅟ взаимноеᅟ усилениеᅟ действия?

-ᅟ Какᅟ получаетсяᅟ большийᅟ эффектᅟ отᅟ целого,ᅟ чемᅟ отᅟ суммыᅟ отдельныхᅟ частей?

Каждаяᅟ организацияᅟ базируетсяᅟ наᅟ некихᅟ составляющихᅟ ееᅟ элементах.ᅟ Каждыйᅟ элементᅟ имеетᅟ свойᅟ потенциал,ᅟ своиᅟ функцииᅟ иᅟ возможности.ᅟ Задачаᅟ менеджераᅟ состоитᅟ вᅟ том,ᅟ чтобыᅟ объединитьᅟ усилияᅟ отдельныхᅟ элементовᅟ вᅟ единыйᅟ механизмᅟ иᅟ системноᅟ организоватьᅟ взаимосвязанноеᅟ действиеᅟ такимᅟ образом,ᅟ чтобыᅟ полученныйᅟ конечныйᅟ результатᅟ превышалᅟ эффектᅟ одиночныхᅟ действий,ᅟ т.е.ᅟ 2+2=5.

Активностьᅟ отдельныхᅟ элементовᅟ приᅟ совместнойᅟ деятельностиᅟ дастᅟ большуюᅟ результативность,ᅟ т.е.ᅟ качественноеᅟ измерениеᅟ полученногоᅟ результатаᅟ будетᅟ превосходитьᅟ количественноеᅟ измерениеᅟ приᅟ сложенииᅟ всехᅟ отдельныхᅟ составляющих.ᅟ Результатᅟ обычноᅟ описываютᅟ 3-мяᅟ переменными:

1.ᅟ Увеличениеᅟ прибыли

2.ᅟ Снижениеᅟ оперативныхᅟ расходовᅟ (издержек)

3.ᅟ Снижениеᅟ потребностиᅟ вᅟ инвестицияхᅟ (заᅟ счетᅟ внутреннегоᅟ эффекта).

Изᅟ всегоᅟ изложенногоᅟ выше,ᅟ по моему мнению, можноᅟ сделатьᅟ вывод,ᅟ что стратегия бизнес-единиц предназначена для обслуживания внешнего, а не внутреннего рынка. Это означает, что СБЕ должна обслуживать внешних потребителей, а не служить внутренним поставщиком. СБЕ должна иметь определённый набор внешних конкурентов; обретение устойчивого преимущества возможно только при учёте внешней конкуренции. Менеджеры СБЕ должны иметь достаточную независимость в принятии стратегических решений. Если три перечисленных выше условия имеют место, то СБЕ становится самостоятельным центром получения прибыли, деятельность которого оценивается полученной прибылью. Наконец, для СБЕ нет необходимости быть строго определённой организационной единицей с определённой функциональной управленческой структурой.

Таким образом, на основании проведенного анализа сделаем выводы:

Под стратегической единицей бизнеса(СБЕ) понимается любая организация, имеющая свою обособленную стратегию бизнеса и команду управленцев, отвечающих за результаты ее деятельности и, соответственно, за получение прибыли. Таким образом, компания может иметь множество единиц бизнеса, которые связанны друг с другом как горизонтально, так и вертикально.

Каждая компания сама выбирает, с каким количеством бизнес-единиц ей следует работать. Это решение требует компромиссов как в организационном, так и стратегическом плане. С одной стороны, хочется иметь множество небольших бизнес-единиц, поскольку каждая из них имеет возможность разрабатывать оптимальную для ее рынка стратегию. Следовательно, стратегия, выработанная для каждой отдельной страны, каждого региона или каждого крупного сегмента может обладать своими выгодами. С другой стороны, чрезмерное количество бизнес-единиц может привести к снижению эффективности внутрикорпоративных программ, отсутствию экономии на эффекте масштабности и неспособности использовать стратегические навыки лучших менеджеров, так как практически невозможно поставить во главу каждой маленькой стратегической единицы бизнес сверхталантливого менеджера. Просто потому, что таких людей мало и стоят они очень и очень больших денег.

Управлениеᅟ предприятиемᅟ илиᅟ фирмойᅟ являетсяᅟ оченьᅟ сложнойᅟ задачей,ᅟ решениеᅟ которойᅟ содержитᅟ вᅟ себеᅟ оченьᅟ многоᅟ граней.ᅟ Ниᅟ однаᅟ фирмаᅟ неᅟ можетᅟ существоватьᅟ безᅟ полноценногоᅟ анализаᅟ ееᅟ стратегическогоᅟ потенциалаᅟ иᅟ безᅟ постановкиᅟ стратегическихᅟ задач,ᅟ еслиᅟ конечноᅟ этаᅟ фирмаᅟ намеренаᅟ работатьᅟ вᅟ долгосрочномᅟ периоде.

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ООО «МОНОЛИТ-СТРОЙ»


2.1 Характеристика деятельности ООО «Монолит-Строй»

ООО «Монолит-Строй» занимается как строительством новых зданий, так и реконструкцией, капитальным ремонтом существующих, осуществляет эксплуатационное обслуживание построенных или реконструированных объектов. В число предоставляемых услуг входит также выполнение дизайн-проектов и элитная отделка внутренних помещений.

Юридический адрес: 652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Юности, д. 17, кв. 25.

ООО «Монолит-Строй» генподрядная организация. В качестве главной задачи организации следует выделить и объединить в совместной работе такие направления деятельности, как проектирование, реконструкция объектов, геологические работы, строительно-монтажные работы.

Стратегия ООО «Монолит-Строй» разработана специалистами и утверждена в локальных внутренних актах. В уставе общества описаны наиболее оптимальные решения поставленных задач, в четком соответствии с требованиями заказчиков, не только за счет повышения эффективности уже существующих видов деятельности, но и путем развития новых направлений, охватывающих все более широкий спектр деловых интересов постоянных и потенциальных заказчиков. Компания стремится всегда идти в ногу со временем, демонстрируя высокотехнологичный подход к строительному бизнесу.

Компания занимается предоставлением строительных услуг от непосредственно строительства, производства, проектирования, согласования работы с официальными инстанциями, реконструкции объектов до оказания услуг в сфере специального строительства.

Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

Выполнение основных видов строительно-монтажных работ: подготовка строительной площадки, земляные и каменные работы, устройство и монтаж бетонных и железобетонных конструкций, возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, кровельные, отделочные и пусконаладочные работы, устройство и монтаж внутренних и наружных инженерных систем и оборудования, контроль качества работ.

Технический надзор за строительством согласно «Положения о техническом надзоре заказчика за строительством зданий и сооружений в г. Белово.

На рис.1 приведена укрупненная схема структуры управления ООО «Монолит-Строй», в которой наглядно показаны дирекция, существующие отделы, службы и группы управления. Этот рисунок полно описывает взаимосвязь и подчиненность отдельных управленческих структур в общей иерархической картине стратегического управления. [22, с.39]

Объединение стратегических бизнес-единиц - student2.ru

Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «Монолит-Строй»

Организационно-управленческая структура строительной компании «Монолит-Строй» соответствует требованиям рынка и специфике услуг компании. В ее основу заложен функционально-матричный способ управления производством, что позволяет эффективно координировать работу подразделений и избегать коммуникационных потерь.


2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Монолит-Строй»

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Для выявления и оценки сильных и слабых сторон предприятия анализируется его внутренняя среда.

Сильными сторонами ООО «Монолит-Строй» являются:

- высококвалифицированный персонал – более 50% сотрудников имеют высшее образование, линейные службы и службы надзора являются высококвалифицированными, так как у многих стаж работы в строительном бизнесе более 10-ти лет, руководство предприятия имеет большой коммерческий опыт;

- развитие инноваций на предприятии – в практике применяются такие инновационные материалы, как «теплостен», в технологии производства строительно-монтажных работ широко применяется современное зарубежное оборудование, а так же стеновые покрытия с объемным эффектом;

- на предприятии средняя з/п составляет 30 тыс.руб., что является показательным индикатором, все рабочие получают полный социальный пакет, пользуются страховыми полюсами ведущих страховых фирм;

- сильная корпоративная культура – определяется единством коллектива, подавляющим числом молодежи, проведения совместных внерабочих корпоративов, праздников, спортивных мероприятий, премирование наиболее отличившихся.

Слабыми сторонами предприятия являются:

- высокая степень износа отдельного оборудования;

- большой спектр основных фондов непрофильного назначения, что повышает общую себестоимость.

- с введением новых направлений транспортировки угля возросли производственные риски.

Предприятие функционирует в условиях современных изменяющихся факторов. К ним можно отнести: экономические факторы, потребительский рынок, природно-климатические факторы, факторы конкурентоспособности. Совокупность этих факторов составляет внешнюю среду предприятия.

Анализ внешней среды предприятия представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ внешней среды ООО «Монолит-Строй»

Составляющая внешней среды Характеристика
Потребители Потребителями продукции ООО «Монолит-Строй» являются физические и юридические лица Кемеровской области.
Конкуренты Конкурентами ООО «Монолит-Строй» являются предприятия, занимающиеся строительным бизнесом, такие как: - ООО «Махсут» - ООО «Строй-Индустрия» - ООО «Стройснабжение» и др.
Поставщики Поставщиками ООО «Монолит-Строй» являются: - завод ОЦМ; - ООО ЖБИ; - Завод железобетонных изделий и др.
Природно-климатические факторы Город расположен в Кузнецкой котловине, на реке Бачат. Ландшафт района равнинный, слабо холмистый, характерный для Кузнецкой лесостепи. Имеет чётко выраженный высокий уровень антропогенной трансформациитерритории в результате интенсивной угледобычи и практически сплошной распаханности земель, пригодных для сельскохозяйственного использования. В окрестностях Белово и населённых пунктов, образующих Беловский городской округ сохранились массивы природного лиственного и хвойного леса. Строительство в городе осложняется наличием горных выработок и сложившейся частной малоэтажной застройкой на большинстве территорий. Жилищное строительство ведётся в первую очередь на свободных территориях центра города и третьего микрорайона. Старая застройка, в основном вокруг действующих или закрытых шахт, не обновляется, новые капитальные здания почти не строятся, жилые дома строятся и реконструируются силами владельцев. Социально-значимые объекты, признаваемые аварийными, разбираются, а жителям предлагается взамен пользоваться подобным объектом в соседней территории (дома быта, ПТУ, Дома культуры, отделения связи, музыкальные школы, отделения Сбербанка). Белово - крупная узловая станция Западно-Сибирской железной дороги. Соединяет дорогу Юрга-Новокузнецк с Алтайским краем (ст. Артышта II) и Новосибирской областью (ст. Проектная).
Экономические факторы - рост стоимости сырья, оборудования, комплектующих, транспортных расходов; - рост доходов внутри регионов

Следует отметить, что экономические факторы представляют реальную угрозу предприятию. Повсеместный рост стоимости сырья, повышения курса иностранных валют при покупки импортного сырья инструментов и оборудования, увеличивающиеся тарифы на транспорт – безусловно оказывают прямое влияние на существенное повышение себестоимости работ.

При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами [11]. Для выявления и оценки возможностей и угроз предприятия анализируется его внешняя среда. В таблице 2 представлены возможности и угрозы исследуемого предприятия.

Таблица 2 – Возможности и угрозы ООО «Монолит-Строй»

Возможности Угрозы
- развитие вторичных процессов; - расширение рынка в строительном сегменте; - повышение конкурентоспособности за счет повышения качества продукции; - стабильный рост промышленности в области и повышение благосостояния населения способствуют росту объемов строительства; - развитие специалистов за счет внутрифирменного обучения. - недофинансирование, уменьшение потенциальных клиентов; - изменение законодательства; - повышение цен на энергоносители; - утечка квалифицированных кадров; - ухудшение качества ресурсов; - приход конкурентных фирм; - наличие монополии.

В таблице 2 приведены возможные положительные тенденции в деятельности предприятия. В случае угроз, приведенных в правом столбце, следует изменять стратегию развития фирмы с возникновением каждой из них.

В целом по итогам анализа внешней среды предприятия можно сделать заключение о наличии потенциальной возможности для ООО «Монолит-Строй» - развитие деятельности.

Для получения более детальной картины, позволяющей выработать дальнейшую стратегию развития компании, воспользуемся таким популярным инструментом, как SWOT–анализ [2]. Сочетание сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами представлено в матрице SWOT-анализа в таблице 3.

Таблица 3 – SWOT- анализ ООО «Монолит-Строй»

Сильные стороны Возможности
- высококвалифицированный персонал; - развитие инноваций на предприятии; - высокая заработная плата и соц. пакет; -сильная корпоративная культура. - расширение размеров деятельности; - поддержка государства; - монополия на рынке; - предприятие относится к стратегически важным для экономики области.
Слабые стороны Угрозы
- высокая степень износа отдельного оборудования; - большой спектр основных фондов непрофильного назначения, что повышает общую себестоимость. - с введением новых направлений, освоение новых направлений деятельности производственные риски. - угроза террористических актов; - хищение; - необходимость обеспечения экологической безопасности

Наиболее предпочтительным с точки зрения усиления конкурентоспособности предприятия является освоение новых строительных направлений, то есть осуществление производственной диверсификации деятельности.

Наиболее предпочтительным с точки зрения усиления конкурентоспособности предприятия является освоение новых строительных направлений, то есть осуществление производственной диверсификации деятельности.

Наши рекомендации