Экономическая безопасность в управлении проектами
Понятие "Экономическая безопасность" является относительно новым в лексиконе российских органов управления экономикой. Раскрытие его сущности тесно связано с пониманием угрозы безопасности, которая исходит от различного рода источников опасности.
В общем виде опасность можно представить как объективно существующую возможность негативного воздействия на социальный организм, в результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние, придающий его развитию нежелательную динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.)
Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису они имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.
По степени вероятности различаются реальная и потенциальная опасности. Они различны также по характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий.
По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий) опасности могут быть: международные(глобальные и региональные в смысле регионов мира), национальные, локальные(или региональные в смысле регионов страны) и частные(фирм и личности).
Наконец, опасности можно классифицировать по сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.
Согласно словарю Робера, термин "безопасность" начал употребляться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности. Однако в этом значении он не вошел прочно в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII века редко.
В XVII-XVIII веках практически во всех странах утверждается точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. Поэтому термин "безопасность" получает в это время новую трактовку: состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации.
Используя современный понятийно-категориальный аппарат концепции безопасности, можно было бы дать следующее определение безопасности: "безопасность" - состояние и тенденции развития защищенности жизненно важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз и опасных воздействий.
Экономическая безопасность - состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность тесно связана с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п.
Принято различать следующие уровни экономической безопасности: международная (глобальная и региональная), национальная, локальная (региональная или отраслевая внутри страны) и частная (фирм и личности).
Международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.
Национальная экономическая безопасности - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах.
Частная экономическая безопасность (фирм и личности) - состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при котором обеспечивается стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Суть экономической безопасности состоит в обеспечении экономического развития с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей членов сообщества при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании ресурсов и окружающей среды.
Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект экономическую систему, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: военной, социальной, политической, экологической, информационной и т.д.
Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, нужно подчеркнуть базисную роль экономики, так как производство, распределение и потребление материальных благ первичны для каждой из них, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества.
К объектам экономической безопасности относятся государство, ее экономическая система и все ее природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, фирмами и личность.
Субъектами экономической безопасности являются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, а также производители и продавцы продукции, работ и услуг, общества потребителей и т.д.
Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности являются:
определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочной перспективе;
формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.
Стратегия экономической безопасности включает в себя:
- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как
совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономи-
ческим интересам личности, общества и государства;
- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных
интересов;
- механизм обеспечения экономической безопасности, защиты жизненно важных
интересов на основе применения всеми институтами государственной власти право-
вых, экономических и административных мер воздействия.
Практическая реализация стратегии экономической безопасности должна осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система составляет основу и содержание экономической политики государства.
Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера, включая защиту секретов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономических сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз безопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая возможность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.
Практика свидетельствует о том, что уровень безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам данного предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от них и воздействий на различные аспекты экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут являться осознанные или неосознанные действия людей, различных органов и организаций, в том числе органов государственной власти, международных организаций или предприятий-конкурентов, а также стечения объективных обстоятельств, как-то: состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства и т.д. В зависимости от субъектной обусловленности негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия может применяться следующая градация этих негативных воздействий:
Объективные негативные воздействия - это такие негативные воздействия, которые возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих.
Субъективные негативные воздействия - это негативные воздействия, возникшие как следствие неэффективной работы предприятия в целом или его работников.
Экономическая безопасность предприятия- это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем.
Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.
Уровень экономической безопасности предприятия- это оценка состояния использования корпоративных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия.
С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно проводить работу по обеспечению максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы.
Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия- это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия может быть представлена в следующем виде:
а) финансовая составляющая;
б) интеллектуальная и кадровая составляющая;
в) технико-технологическая составляющая;
г) политико-правовая составляющая;
д) экологическая составляющая;
е) информационная составляющая;
и) силовая составляющая.
Каждая из вышеперечисленных функциональных составляющих экономической безопасности предприятия характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения.
Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность своих корпоративных ресурсов.
Корпоративные ресурсы- факторы бизнеса, используемые собственниками и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.
Среди них следует выделить следующие:
а) Ресурс капитала.
б)Ресурс персонала.
в) Ресурс информации и технологии.
г) Ресурс техники и оборудования.
д) Ресурс прав.
Основной причиной необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия является стоящая перед каждым предприятием задача достижения стабильности своего функционирования и создания перспектив роста для выполнения целей данного бизнеса в соответствии с философией бизнеса.
При этом под целями бизнеса понимают систему побудительных мотивов, заставляющих людей начинать новое дело. К таким побудительным мотивам могут относиться:
а) Сохранение и приумножение капитала акционеров предприятия из расчета превышения процентной депозитной ставки банков.
б) Самореализация через данный бизнес его инициаторов и высшего менеджментапредприятия.
в) Удовлетворение различных потребностей людей и общества в целом. Данный мотив особенно часто является доминирующим в деятельности государственных или муниципальных предприятий.
Для каждого предприятия главной целью его экономической безопасности является обеспечение устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем. Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов предприятия, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения основных функциональных целей его экономической безопасности. В том числе:
- обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия и его фи-
нансовой устойчивости и независимости;
- обеспечение технологической независимости предприятия и достижение высо-
кой конкурентоспособности его технологического потенциала;
- высокая эффективность менеджмента предприятия, оптимальность и эффектив-
ность его организованной структуры;
- высокий уровень квалификации персонала предприятия и его интеллектуального
потенциала, эффективность корпоративных НИОКР;
- высокий уровень экологичности работы предприятия, минимизация разруши-
тельного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружаю
щей среды;
- качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия
- обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны
и достижение высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;
- обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и
коммерческих интересов.
Выполнение каждой из вышеперечисленных целей экономической безопасности предприятия является существенно важной для достижения ее главной цели. Подробная разработка и контроль за выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия являются весьма важной составной частью проблемы.
Обеспечение экономической безопасности - это постоянный циклический процесс. Рассмотрим основные его характеристики. В целом обеспечение экономической безопасности предприятия - процесс реализации функциональных составляющих экономической безопасности с целью предотвращения возможных ущербов и достижения максимального уровня экономической безопасности предприятия в настоящий момент времени и в будущем.
Способы обеспечения экономической безопасности предприятия - это набор мер и система организации их выполнения , контроля и прогнозирования, которые позволяют достигать наиболее высоких значений уровня экономической безопасности предприятия.
Важнейшим этапом обеспечения экономической безопасности предприятия является стратегическое планирование и прогнозирование его экономической безопасности. Этот этап включает в себя разработку стратегического плана обеспечения экономической безопасности предприятия. В этом документе необходимо задать качественные параметры использования корпоративных ресурсов предприятия в сочетании с его организационно-функциональной структурой и взаимосвязями структурных подразделений, а также некоторые количественные ориентиры обеспечения функциональных составляющих и экономической безопасности предприятия в целом.
На основе разработанного стратегического плана необходимо выработать общие и функциональные рекомендации по реализации плановых установок, которые, если это представляется возможным, должны содержать определенные количественные характеристики и оформляться специальными приложениями к стратегическому плану обеспечения экономической безопасности предприятия.
После разработки стратегических планов деятельности предприятия необходимо провести оперативную оценку уровня обеспечения и текущее тактическое планирование экономической безопасности предприятия. Анализ уровня экономической безопасности предприятия проводится на основе оценки эффективности мер по предотвраще- нию ущербов и расчета функциональных и совокупного критерия экономической безо- пасности предприятия.
Текущее планирование экономической безопасности предприятия осуществляется на основе разработки нескольких альтернативных сценариев развития ситуации и расчета значений совокупного критерия экономической безопасности по каждому из них После выбора по результатам расчетов лучшего варианта и анализа остальных вырабатываются оперативные рекомендации по текущему планированию деятельности предприятия. Эти рекомендации не носят в отличие от стратегического досрочного характера и задают не только качественные ориентиры текущей деятельности предприятия, но и содержат количественные задания.
На основе оперативной оценки уровня экономической безопасности предприятия и выработанных рекомендаций осуществляется оперативное планирование финансово хозяйственной деятельности предприятия, после чего производится практическая pea- лизация разработанных планов.
В процессе осуществления предприятием своей финансово-хозяйственной деятельности появляется информация для анализа состояния его экономической безопасности. На основе этой информации осуществляется оценка функциональных и совокупного критериев экономической безопасности этого предприятия, их отклонений от плановых значений, анализируются причины возникновения этих отклонений. После этого вырабатываются рекомендации по корректировке набора корпоративных ресурсов, систем стратегического и текущего планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также системы оперативного управления его деятельностью.
Корректировки могут вноситься и в систему планирования экономической безопасности предприятия. В этом случае нужно заново использовать методы планирования экономической безопасности предприятия и вносить соответствующие изменения в хозяйственные планы предприятия и систему их реализации.
Практика свидетельствует о том, что оценка уровня экономической безопасности предприятия по всем функциональным составляющим на основе статистических методов обработки информации сильно затруднена, так как большинство аспектов данной проблемы крайне сложно поддаются математической формализации, а некоторые из них не поддаются и вовсе. Тем не менее, важность данной проблемы для эффективного функционирования предприятия очень велика, поэтому оценивать уровень экономической безопасности предприятия возможно, например, на основе определения совокупного критерия экономической безопасности предприятия, рассчитываемого на основе мнения квалифицированных экспертов по частным функциональным критериям экономической безопасности предприятия.
При рассмотрении факторов, влияющих на состояние функциональной составляющей экономической безопасности предприятия, целесообразно выделять внутренние и внешние воздействия, субъекты этих внутренних воздействий, а также состав, состояние и методы использования тех корпоративных ресурсов, которые задействованы в процессе обеспечения данной функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Весьма важным здесь является анализ негативных воздействий, как внешних, так и внутренних, на данную функциональную составляющую экономической безопасности предприятия, а также оценка понесенных и прогнозируемых возможных ущербов от этих негативных воздействий для данной функциональной составляющей и экономической безопасности предприятия в целом.
Несомненно, что задача достоверной оценки всех возможных понесенных и предотвращенных ущербов по каждой из реализуемых мер является крайне сложной, однако именно такая методика соотношения различных аспектов экономической безопасности предприятия по однородному критерию оценки ущербов, к тому же измеряемому в тех же стоимостных единицах, что и затраты на реализацию принимаемых мер, является, пожалуй, наиболее адекватной при расчете получаемого эффекта от мер по обеспечению функциональных составляющих экономической безопасности предприятия.
Очевидно также, что при практическом проведении исследований состояния экономической безопасности предприятия, набор индикаторов по каждой функциональной составляющей может варьироваться.
Решение проблемы обеспечения экономической безопасности не может быть осуществлено действиями какого-либо ведомства или в одном-двух направлениях деятельности. Ее обеспечение должно предусматривать комплекс, систему мер экономического, правового, административно-режимного, пропагандистского, технического характера, объединенных единым стратегическим замыслом, единством цели и задач. Не останавливаясь на деталях и программной структуре, рассмотрим лишь принципиальные положения такого комплексного подхода.
Экономический характер деятельности во многом определяется стратегией и тактикой реформ тем, что именно сегодня, завтра и в перспективе остается государственной собственностью, т.е. определения государства как субъекта экономических отношений, формировании представителей частной и коллективных видов собственности как полноправных субъектов экономических отношений. Во взаимодействии этих субъектов экономических отношений плюс профсоюзы как представители лиц наемного труда формируется экономическая стратегия на основе взаимосогласования интересов всех основных социальных групп населения. Разумеется в формулировании и законодательном подтверждении налоговой, таможенной, инвестиционной, кредитной, финансовой политики.
В комплексе программных мер принципиальное значение приобретают меры правового и административного характера.
Прежде всего, это международные правовые акты. Акты, регулирующие вопросы патентов, авторского права, лицензий.
Второй уровень - государственное право Российской Федерации: Конституция РФ, Уголовный и Уголовно-процессуальный Кодексы РФ, законы, подзаконные акты, указы, а также законодательные акты, регулирующие отдельные направления (области) экономической политики: налоговая система, таможенная политика и т.д.
Третий уровень - законы и другие правовые акты, определяющие содержание и механизм борьбы с экономическими преступлениями. Это такие акты, как законы о борьбе с коррупцией, с организованной преступностью, уголовный кодекс, о милиции, о ФСБ, о негосударственной системе обеспечения безопасности предпринимательства и личности, о частных охранных предприятиях и детективных бюро, об оружии и т.д.
Корректность законов и других правовых актов третьего уровня, их адекватность реальной обстановке и интересам общества будет тем выше, чем глубже и органичнее они будут связаны с законами первого и второго уровней.
Четвертый уровень - Устав предприятия, положения, инструкции, приказы по предприятию.
В системе административно- правовых режимов предприятия важными являются: режим охраны предприятия и сохранности информации, служба физической защиты.
Меры инженерно-технического характера представляют собой действия с применением физических и аппаратных средств, использованием программных и математических методов.
Меры пропагандистского характера должны предусматривать решение в том числе таких задач, как:
- экономическое и правовое-воспитание сотрудников предприятия;
- утверждение принципа: «Выгодный бизнес – честный бизнес»;
- поддержка усилий правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с преступностью.
И наконец, специальные меры обеспечения экономической безопасности. Должный эффект в обеспечении экономической безопасности предприятия может быть достигнут при использовании представленных мер в их совокупности, в единстве и во взаимосвязи.
Рекомендуемая литература
1) Гейзлер П.С., Завьялова О.В. Управление проектами: Практич. пособие. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 288 с.
2) Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: Практическое руководство /Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 528 с.
3) Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. - СПб: «Питер», 2005. – 288 с.
4) Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 622 с.
5) Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. Пособие для вызов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 574 с.
6) Пинто Дж. Управление проектами. СПб: Питер, 2004. - 464 с.
7) Уткин Э.А., Кравченко В.П. Проект-менеджмент. М.: ТЕИС, 2002. – 208 с.
8) Ханс-Д. Литке. TG. Управление проектами. М.: Омега-Л, 2006. - 144 с.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
9) Бэгьюли Ф. Управление проектами. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 208 с.
10) Воропаев В.И. Управление проектами в России. – М.: «Аланс», 1995. – 225 с.
11) Грашина М., Дункан В. Основы управления проектами. СПб: Питер, 2006. - 208 с.
12) Дитхелм Г. Управление проектами. В 2 томах: перевод с нем.- СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – 400 с.
13) Локк Д. Основы управления проектами. HIPPO, 2004. - 253 с.
14) Разу М.Л. и др. Управление проектом. Основы проектного управления: Учебник. – КНОРУС. – 2006, 768 с.
15) Товб А.С., Ципес. Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. – 240 с.
16) Фергус О’Коннэл. Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля. :Пер. с англ.- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. – 336 с.
Оглавление
Тема 1. Становление и развитие управления проектами как науки и отрасли экономических знаний. 2
1 Понятие «проект» и «управление проектами». 2
2.Основные этапы развития управления проектами. 7
3. Взаимосвязь управления проектами и функционального менеджмента. 9
4.Перспективы развития управления проектами как важнейшего направления в менеджменте. 11
Тема 2. Основы управления проектами. 14
1.Основные термины и понятия дисциплины «Управление проектами». 14
2. Классификация типов проектов. 17
3. Цель и стратегия проекта. 21
4. Проектный цикл (жизненный цикл проекта) 24
Тема 3. Содержание и структура проекта. 31
1. Структуризация проектов. 31
2. Функции, методы и подсистемы управления проектами. 32
3. Организационные структуры управления проектами. 34
4.Организационный инструментарий управления проектами. 35
Тема 4. Управление предпроектной фазой проекта. 41
1.Маркетинг проектов. 41
2.Критерии отбора проектов. 44
3.Декларация о намерениях и инициация проектов. 49
4. Разработка концепции проекта. 50
5. Предпроектное ТЭО и оценка проекта. Бизнес – план как форма обоснования проекта. 58
Тема 5. Разработка проекта. 68
1.Основные положения процесс планирования. 68
2.Структура разбиения работ (СРР). 69
3. Сетевое планирование. 73
Тема 6. Управление стоимостью проекта. 81
1. Основные принципы управления стоимостью проекта. 81
2. Управлением качеством проекта. 92
Тема 7. Проектное финансирование. 101
1. Проектные риски. 101
2. Проектное финансирование. 109
Тема 8. 119
2. Управление коммуникациями проекта. 119
1. Оценка эффективности проекта. 119
2. Управление коммуникациями проекта. 130
3. Информационные технологии управления проектами. 132
4. Состав и порядок разработки проектной документации. 137
Тема 9. 140
1. Контроль и регулирование хода выполнения проекта. Приемка работ и этапов проекта. 141
2. Завершение проекта. 143
3 Организация офиса проекта. 146
4. Экономическая безопасность в управлении проектами. 153
Рекомендуемая литература. 160
Оглавление. 161