Организация кадровой службы

Методы принятия управленческих решений

Примеры ситуационных (практических) задач для раздела 2

ОК-5) На мебельной фабрике «Медея» отпускаются мебельные фасады, предназначенные для декора кухонной корпусной мебели. Спрос на этот продукт резко возрос (в 3-4 раза). Сдерживающим фактором расширения сбыта являются сравнительно небольшие производственные мощности предприятия. Определите проблему, сформулируйте цели, предложите критерии решения проблемы.

Проблема: недостаточно максимальная выработка готовой продукции для наиболее полного использования оборудования

Цели: -поддержание выросшего спроса

-расширение сбыта

-выпуск максимальной ГП

Критерии решения: увеличение количества персонала; увеличение времени работы; ввод усовершенствованного оборудования.

ОК-8) Одно из крупных полиграфическое предприятие приобрело новую высокотехнологичную печатную автоматическую машину. Технологи предприятия много месяцев осваивали технологию работы на ней. Но через какое-то время резко возросло количество брака продукции. Предложите варианты решения проблемы брака и найдите оптимальный методом дерева вариантов.

Выпуск продукции без брака
Изменение работы технологов
Повышение квалификации
Замена материалов
Поддержание климатических норм
Замена бумаги
Замена краски
Ремонт других составляющих
Ремонт цилиндра
Замена офсетной резины
Другая последовательность действий
Доп обучение
Ремонт составляющих
Пересмотр технологии
Регулирование работы машин

ПК-18) ООО «Элсиб-КМ» производит продукцию в трех основных рыночных сегментах на одной промышленной площадке с практически полным циклом производства. Увеличение производства вызвало дефицит складских, производственных и испытательных мощностей по ряду узлов и агрегатов. Найдите решение проблемы дефицита мощностей с помощью дерева решений.

Проблема:устранение дефицита мощностей. Стратегическое решение: 1-улучшение промышленной площадки(методы: увеличение помещения (расширение на имеющейся территории, приобретение рядом территории), приобретение новой площадки (приобретение в дополнении к существующей, замена на новую); 2-увеличение выработки ГП для наиболее полного использования оборудования (метод: изменение работы персонала(увелияение времени работы смены, увеличение количества персонала))

4. (ПК-31) Предприятие «Хлебопек» занимается производством хлебопекарной продукции, доставляя ее до магазинов и других торговых точек. Для доставки продукции заключаются договора с частными водителями, имеющими собственные автомобили. С увеличением объемов производства увеличилось количество срывов поставок в связи с поломками автотранспорта и по причинам личного характера у водителей. Предложите варианты решения проблемы брака и найдите оптимальный методом дерева вариантов.

Проблема:устранение срывов поставки продукции; стратегии решения- преобретение своего транспортного средства(методы: поиск необходимого помещения (приобретение гаража, постройка своего гаража)привлечение новых сотрудников (наим водятеля-механика)), привлечение нанятых водителей к ответственности(методы:личное общение(просьба) пересмотр договора (уточнение обязанностей, прописание материального возмещения в случае убытков));

1. (ОК-5) Компания ООО «Русский конек» работает на рынке транспортных услуг: автомобильные перевозки грузов и пассажиров в г.Новосибирске, Новосибирской области и за ее пределами. В организации высокая текучесть кадров. Кадровая служба отсутствует. Предложите варианты решения проблемы текучести кадров и представьте их в виде списка вариантов.

организация кадровой службы

2. анализ текучки кадров

3. устранение текучки кадров

-с помощью мотивационных стимулов (материальные-премии-з/п; поощрения в виде похвалы, создание благоприятных условий работы)

-с помощью поддержания адаптации сотрудников

-с помощью повышения имиджа компании

-с помощью привлечения большего числа местных работников, а не иностранцев

-заключение трудового договора на необходимы срок

ПК-31) Мебельная фабрика «Камея» занимается производством мебели по индивидуальным заказам. Предприятие имеет оборудование по обработке дерева, стекла, искусственного камня, для окраски и др. Дизайнеры, принимающие заказы, не всегда учитывают возможности предприятия. Поэтому техника и персонал имеют неравномерную, часто недостаточную загрузку. Сформулируйте проблему и поставьте задачи для ее решения.

Проблема: недооценка сил и возможностей предприятия

Задачи:

-проведение анализа возможностей предприятия

-полная загрузка техники за смену в соответствии с возможностями

-полное задействие трудовой деятельности персонала в процессе работы (смены)

- возможное переобучение дизайнеров, принимающих заказы

-привлечение дизайнеров к большей ответственности при равномернм распределении заказов

Теория менеджмента

Примеры ситуационных (практических) задач для раздела 2

1. (ОК-5) Сформулируйте миссию и главные цели какой-либо известной вам организации любой сферы деятельности.

Миссия: задать новые стандарты качества, предлагая клиентам широкий спектр качественных товаров. Развивать оптовую торговлю, увеличивая количество регионов, с которыми осуществляется работа. Пользуясь услугами компании СтройАрсенал, Вы можете быть уверены, что получаете максимум.

Компания ООО «СтройАрсенал», оптовая продажа отделочных строительных материалов. Цели данной компании конкретные, ориентированы во времени, измеримы и достижимы.

1.развитие основной деятельности (оптовые продажи) на ближайшие два года

-увеличение объема продаж к 2017 году на 20 %

-повышение квалификации сотрудников для усовершенствования процесса продаж к 2016 году

-увеличение доли рынка на 10%

2. привлечение новых сотрудников к 2020 году.

3. увеличение прибыли до 1млрд.руб к 2017 году

4. создание своего производства в ближайшие пять лет

2. (ПК-1) На примере предприятия любой сферы деятельности оцените, каким образом осуществляется контроль за эффективностью его деятельности. Выделите этапы контроля и типы. Насколько эффективен контроль? Предложите меры по его совершенствованию.

РЕШЕНИЕ:

Компания Стройарсенал. Осуществляется общий контроль (работа сотрудников, подразделений, работа склада, финансовая деятельность,контроль запасов, продажи, поступления товаров(качество,размер)и т.д)

Типы контроля:

1. предварительный. В области человеческих ресурсов:соответствующее образование(в основном менеджмент,экономика), стаж работы т.е. аличие необходимого персонала для работы. Также к материальным: проверка соответствующих поставщиков, необходимых запасов на складе. К финансовым: контроль бюджета в случае пополнения запасов.

2. текущий. Осуществление с помощью программы 1С(продажи, бух учет, закупки) у каждого сотрудника отдельно. Лишь руководитель контролирует и видит все происходящии действия. Также пользование интернетом

3. заключительный. По собранной в течении текущего контроля информации с помощью программы 1С, а также отчетов главного бух.учета, коммерческого директора за 2 квартала о продажах, о прибылях и убытках руководитель формирует соответствующие действия, проводя собрание (планерки) информируя сотрудников о дальнейших действиях.

Этапы контроля:

1. установление стандартов и критериев деятельности организации. Руководителем устанавливаются цели и план менеджерам по продажам. Продать на определенную сумму, менеджеру по закупкам завозить тоже установленное количество товара с расчетом на продажу, возможный дополнительный завоз товаров.

2. по истечению 2 кварталов сопоставление фактических результатов с нормативными и возможные отклонения: отчеты на совещании зам директоров, главного бухгалтера, а также контроль с помощью программы 1С.

3.принятие корректирующих действий в случае отклонений:

-регулирование: своевременное пополнение запасов, при плохом поступлении не своевременном от поставщиков применение санкции. Больше выездов по регионам. Больше выставок.

-при одобрении руководителем-поддержание текущего положения

-а также возможно изменение планов.

В компании стройарсенал в основном преобладаетодобрение, а отклонения бывают но редко. Компания старается выполнить поставленный план. Контроль эффективен, прост, не имеет сложных методов осуществления, гибок, все сотрудники осведомлены, поэтому каких-либо мер по совершенствованию не имеет место быть.

3. (ПК-25) Руководитель фирмы имеет техническое образование. К подчиненным уважителен, терпим к их недостаткам и даже ошибкам в работе. Может отдавать приказы в мягкой форме; всегда идет навстречу.

Вопросы к ситуации:

1) обоснуйте, каким стилем руководства обладает данный руководитель.

2) какие проблемы могут возникнуть у такого руководителя?

3) в каких ситуациях данный стиль может быть эффективен, а в каких – нет?

1-демократический

2-больше времени на принятие управленческих решений;опасность ослабления контроля. Может привести к безответственности;приказы могут не восприниматься сотрудникам

3-эффективен при решении нестандартной,творческой задачи; при осуществлении психологичх мотиваций (расположение сотрудников); при осуществлении сплочения коллектива; когда для руководителя важны личные качества сотрудника(исполнительность). Не эффективен: в ситуации, когда работа сотрудников не дает результата, когда все выходит из под контроля.

4. (ПК-26) В связи с финансовым кризисом на предприятии создалось положение, вынуждающее повысить плановые задания, одновременно уменьшив численность персонала. Такую ситуацию нельзя отнести к числу нормальных, однако экономическое состояние предприятия вынуждает идти на такие меры.

Вопросы к ситуации:

1. Из каких возможных критериев должны исходить руководители, приняв решение сократить персонал?

-основным критерием является сокращение издержек (з/п ), либо нехватка денежных средств. Либо направить денежные средства в другое направление

2. Целесообразны ли в данном случае коллективные решения?

нет

3. Кто должен отвечать за принятие решений в данной ситуации?

Руководитель, либо начальник отдела

5. (ПК-34) Вы являетесь менеджером среднего звена торговой фирмы и Вам предстоит организовать и провести совещание по улучшению качества обслуживания клиентов, т.к. за последние три месяца имелись устные и письменные (в книге жалоб и предложений) замечания потребителей

Вопросы к ситуации:

1) укажите основные отличия и сходства собраний и совещаний.

Сходство:коллективны й обмен информацией, сделать важное сообщение, подготовка заранее, предерживание регламента который известен заранее.

Заличие:

  собрание Совещание
Круг участников Весь персонал Специалисты,ответственные люди
Характер обсуждаемых проблем Общие, накопившиеся за определенный период времени Текущие, конкретные вопросы
цель Подводят итоги и определяют планы на будущее Оперативный характер, призваны приносить коррективы в текущей деятельности

2) назовите основные правила управления аудиторией.

Голосовые приемы,жесты и движения,пауза, неожиданный перерыв мысли, наглядные средства.

Речь должна быть построена логически, должно содержаться нечто новое, привлекать внимание «подчеркиванием». Поддерание зрительного контакта в целях воздействия на нее.

3) составьте перечень действий по организации и проведению совещания.

-определение темы «улучшение качества обслуживания клиентов»

-формирование состава участников

-установление даты,времени,помещения

-составление повестки дня и список докладчиков

На совещании тратиться 20-30% раб.времени, выступают докладчики принимаются решения и сроки исполнения.

Примеры ситуационных (практических) задач для раздела 3

1. (ОК-5) Заполните таблицу:

Системы управления

Название системы управления Сущность Достоинства Недостатки Пример использования в практике управления
Разомкнутая система управления (или система управления по возмущениям) система управления по возмущениям, это система, в которой для выработки, упр. воздействий используется информация о входе простота реализации и быстродействие, низкие затраты на управление. орган управления не в состоянии реагировать на помехи и изменения как в объекте управления, так и во внешней среде; невозможно компенсировать ошибки упрвления. Уличное движение светафора
Замкнутая система управления (или система управления по отклонению, или система управления с обратной связью) Орган управления вырабатывает управленческие воздействия, исходя из величины отклонения действительного состояния, выхода от заданного уровня. Наличие обратной связи дает возможность устранить даже те отклонения, природа которых неизвестна или которые трудно заранее предусмотреть.   возможно обеспечить достижение цели в условиях, когда возмущающих воздействий много и не все они могут быть измерены. система успешно работает только в условиях относительно небольших отклонений. Система контроля качества готовой продукции практически любой
Комбинированная система управления Используется информация как о входе так и о обратной связи Замкнутая+разомкнутая их достоинства высокие затраты на управление. Недостатки замкнутой и разомкнутой   Формирование ассортимента продукции на основании анализа предпчтений потребителей и действий конкурента

2. (ПК-1) Вас пригласили участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности управляющего службой маркетинга. Необходимо ответить на следующий вопрос: «Какую организационную структуру службы маркетинга Вы предлагаете и почему?» Характеристика предприятия: фирма производит хлебобулочные изделия, которые поставляются в несколько районов города. В последующие пять лет фирма не предполагает изменений в номенклатуре выпускаемой продукции и прогнозирует работу на сложившемся рынке. Продукция фирмы высокого качества и пользуется доверием и спросом потребителей.

Ген директор
Директор отдела по маркетингу
Исследование рынка
Разработка и планирование хлебного изделия
Реклама и стимулирование продаж
Сбыт
Так как компания имеет неизменную номенклатуру, работает на сложившемся рынке. (то есть ориентации ни на покупателя, ни на продукцию, ни на региона и другие рынки) то предлагаю органиазционную структуру маркетинга как ФУНКЦИОНАЛЬАЯ.(структура составляется в соответствии с выполненными функциями)

3. (ПК-25) Директор супермаркета прибыл в «АлТуРин» в момент конфликта между продавцом-консультантом и покупателем.

Вопросы к ситуации:

1) дайте определение понятию «конфликт» и назовите основные элементы конфликта.

Конфликт-отсутствие согласия между двумя или более людьми или группами.

Элементы:субъекты(участники конфликта),объекты(власть,ресурсы,слава), инцидент(действия со стороны оппонентов, направленные на овладение конфликтом)

2) к какому типу можно отнести данный конфликт?

Межличностный конфликт (внутриличностные,межличностные,конфликты между личностью и группой, межгрупповые)

3) какой метод разрешения конфликта в данной ситуации является оптимальным?

Есть структурные (разъяснение требований к работе, разработка комплексных целей, формирование цепи команд)и межличностные методы.(выделяют два измерения:напористость и кооперативность)

Оптимальным является межличностный метод. А именно кооперативность, то есть поведение направленное на учет интересов других лиц, для того чтобы пойти на встречу удовлетворению потребностей.

4) каковы должны быть действия директора супермаркета в данной ситуации.

В данной ситуации следует принять стиль разрешения конфликта как сглаживание со стороны руководителя, то есть не выпускать наружу признаки конфликта, аппелируя к потребности и солидарности, до применения стиля выслушать стороны конфликта.

4. (ПК-26) Инспекция по труду установила, что на предприятии «Х» отсутствуют должностные инструкции работников, а только определены их обязанности.

Вопросы к ситуации:

1. Определите возможные причины такой ситуации и возможные последствия.

Причины Последствия
Руководитель не заинтересован в должностных инструкциях При отсутствии инструкции плохое управление персоналом
Руководитель ориентирован на принятие решения в сторону сотрудника имея только его обязанности Возможно возмущение сотрудников,текучка кадров
Необременительное управление сотрудниками при внедрении обязанностей Возможно наказание руководителю от инспекции, если прописано что инструкция должна быть в определенных документах организации

2. Предложите решение по исправлению ситуации.

Руководителю следует составить инструкции в трех экземплярах для каждого работника. К обязанностям добавить права, функции, ответственность. Для полноценного функционирования работника. Это позволит руководителю вести грамотное управление персоналом и осуществить контроль деятельности. Развивать предприятие.

5. (ПК-34) Заполните таблицу:

Препятствия обмену информацией

Вид препятствия Содержание Пример
Языковый барьер Использование при обмене информацией языка, непонятного получателю Профессиональные термины, жаргон, «канцелярский» язык, используемый в документах, приказах, постановлениях, инструкциях и т.д.
Компетенция участников обмена информацией Необходимо шире информировать персонал органиазции о целях, проблемах,решениях. Компетенции проявляются через предвзятость, специализацию работников. Описание подсчетов дятельности организации(ликвидность, платежиспособность) для того,чтобы было понятно другим.
Различие статуса работников и самозащита инициатора информации Препятствие статуса обмена информации как снизу вверх так и сверху вниз Руководитель и начальник склада
Барьеры при передаче информации по горизонтали Возникает в следствии конкуренции между подразделениями за ресурсы Отдел продаж-отдел закупок
Географическое расстояние между участниками обмена Барьер при нахождении центра организации и филиалов на разном расстоянии Передача информации по почте, телефону, электронной почте
Влияние другой работы Уделение большего времени обычной рабочей ситуации, чем дополнительной письменнй или иной работы. Составление отчетов,планов (работа старосты «журнал»)
Специальные ограничения в распространении информации Информация должна попадать по назначению и не должна быть использована не желательным образом Ограниченное количество каналов, ограниченная скорость интернета.

Стратегический Менеджмент

Наши рекомендации