Формы кредита и их классификация 1 страница

Форма кредита характеризует внешнее проявление и орга­низацию кредитных отношений. Кредит как экономическая категория имеет несколько форм. Изменения производствен­ных, товарно-денежных отношений приводят к изменению дей­ствующих форм кредита и созданию новых форм. Форма креди­та определяется рядом характерных признаков:

· содержанием кредитных отношений;

· характером ссуженной стоимости (объект кредитной сделки);

· составом участников (субъектов) кредитных отношений, то есть кредитора и кредитополучателя;

· целевым направлением кредита;

· способом обеспечения возврата кредита;

· методами формирования и уплаты процента;

· особенностями формирования ресурсной базы для кредитования и др.

Некоторые из этих признаков могут быть однотипны в ка­кой-либо из форм, но в комплексе признаков они отличаются друг от друга. Внутри форм выделяются виды кредита, кото­рые формируются в зависимости от особенностей объекта, целе­вого направления кредита, его срока, обеспеченности возврата и др. Например, банковская форма кредита может иметь такие виды, как кредиты в оборотные активы, в капитальные затраты и т.д.; государственный кредит выступает в виде долгосрочных государственных обязательств, краткосрочных государствен­ных обязательств и т.д. Таким образом, вид кредита означает детализацию элементов внутри формы, его организационно-экономических признаков.

В зависимости от ссуженной стоимости различают товар­ную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кре­дита. Товарная форма кредита исторически предшествовала денежной. Например, землевладелец давал в долг крестьянину зерно, другие сельскохозяйственные продукты на определен­ный срок (до нового урожая) с приращением в виде большего количества продуктов, чем было предложено в долг. Товарная форма кредита в чистом виде означает предоставление и возвра­щение ссуженной стоимости в форме товарных стоимостей. Де­нежная форма кредита возникает при передаче денежных средств в долг на условиях возвратности. Это преобладающая форма кредита. В данном случае кредит предоставляется в де­нежной форме, его возврат, уплата процентов производятся также деньгами (банковский кредит, государственный кредит).

В современных условиях товарная форма кредита обычно сочетается с денежной формой его погашения, например, ли­зинг, коммерческий кредит, продажа товаров в рассрочку пла­тежа, прокат вещей. Здесь имеет место смешанная форма кре­дита. Она может быть и в том случае, когда кредит предостав­лен деньгами, а возвращен в виде товара.

В зависимости от того, кто в кредитной сделке является кре­дитором и кредитополучателем, различаются следующие фор­мы кредита: банковский, государственный, ипотечный, лизин­говый, коммерческий кредит и др. Если кредитор и кредитопо­лучатель находятся внутри одного государства, то это нацио­нальная форма кредита. Международная форма кредита пред­полагает, что один из участников кредитной сделки — инос­транный субъект.

Цели получения кредита кредитополучателем различны, объектов кредитования множество, но их можно сгруппировать в виде производительной и потребительской форм кредита. Производительная форма кредита предполагает использова­ние его на цели производства и обращения, на производитель­ные цели. Потребительская форма используется для потреби­тельских нужд населения. Преобладает в настоящее время про­изводительная форма кредита.

В экономической литературе называются и другие формы кредита в зависимости от различных критериев их классифика­ции: прямая и косвенная; развитая и неразвитая и др.

Банковский кредит

В настоящее время во внутриэкономическом обороте приме­няется в основном денежный кредит. Он представлен прежде всего в форме банковского кредита. Это движение ссуд­ного капитала, предоставляемого банками взаймы за плату во временное пользование. Оно выражает экономические отноше­ния между кредиторами (банками) и субъектами кредитования (кредитополучателями), в качестве которых могут быть как юридические, так и физические лица. Юридические лица дру­гих государств — нерезиденты Республики Беларусь руковод­ствуются в отношении кредита теми же правилами и несут те же обязанности и ответственность, что и юридические лица Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законода­тельством.

Банковский кредит связан с аккумулированием временно свободных средств, их перераспределением на условиях возврат­ности, а также эмиссией денежных знаков в обращение через систему кредитования. Возвратная форма движения денежных ресурсов создает возможность перераспределения денежных ре­сурсов неоднократно. Необходимость использования банковско­го кредита обусловливается закономерностями и непрерывностью кругооборота фондов предприятий в воспроизводственном про­цессе, особенностями организации оборотных средств и основ­ных фондов, экономическими интересами кредитора и кредито­получателя.

Банковский кредит — основная форма кредита. Степень и направления его воздействия на экономические процессы зави­сят от использования определенных методов кредитования применительно к конкретным экономическим условиям.

Банковский кредит предоставляется банками при заключе­нии кредитного договора с каждым кредитополучателем инди­видуально таким образом, чтобы степень риска кредитной сдел­ки была минимальной.

Существуют прямые и косвенные банковские кредиты. Пря­мые (банк—заемщик) кредитные отношения являются пре­обладающими. Более ограниченно применяется косвенное бан­ковское кредитование, то есть предоставление кредита креди­тополучателю через посредника.

В Республике Беларусь основные подходы при банковском кредитовании юридических и физических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей определены Правилами размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кре­дита. Они обязательны для соблюдения банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и кредитополучате­лями.

Система банковского кредитования охватывает принципы, объекты кредитования, механизм предоставления и возврата ссуд, а также контроль в процессе кредитования. Принципы кредитования — главные положения, правила, которые должны соблюдаться при осуществлении кредитования. Сами эти положения и правила определяются природой, ролью, функ­циями кредита и теми общественными условиями, в которых они проявляются.

Кредит как экономическая категория связан с другими сто­имостными категориями, поэтому есть принципы общеэконо­мического порядка, которые присущи всем категориям, в том числе и кредиту, например экономичность, комплексность, дифференцированность.

Экономичность характеризует достижение наибольшей эф­фективности использования кредита при наименьших кредит­ных вложениях. Такая политика важна как для кредитора, так и для кредитополучателя. Для банка экономичность означает возможность ускорения кругооборота кредитных ресурсов; для кредитополучателя — путь к сокращению размера платы за кредит, увеличению доходов. Комплексность предполагает та­кую кредитную политику, которая проводится на основе учета закономерности развития экономики в определенный период. Дифференцированность — различный подход к кредитованию отдельных категорий кредитополучателей, объектов и т.д.

Из самой сущности кредита вытекают принципы кредитова­ния срочность и возвратность, целевой характер, материальная обеспеченность, платность. Срочность и возвратность означа­ют, что кредиты, предоставляемые кредитополучателю, дол­жны быть возвращены банку в срок, определенный кредитным договором. Экономической основой срочности кредита являет­ся непрерывность кругооборота общественных фондов и денеж­ных средств в хозяйстве, поскольку при такой непрерывности в конце каждого оборота происходит постоянное высвобождение денежных средств, что создает возможность погашения банков­ского кредита.

Целевой характер ссуд, их назначение определяет прежде всего кредитополучатель, однако и банк при выделении креди­та исходит из его назначения, из конкретного объекта кредито­вания. Без соблюдения принципа целевого направления креди­та трудно обеспечить его возвратность в установленные сроки, так как эти сроки рассчитаны на выполнение определенных хо­зяйственных операций в сфере производства и обращения.

Принцип материальной обеспеченности кредитования оз­начает, что кредитополучатель должен приобрести те товар­но-материальные ценности или осуществить те затраты, под ко­торые выдан кредит. Благодаря этому обеспечивается прямая связь выдачи ссуд с обеспечением. Однако на практике сущест­вует и косвенная связь кредитования с материальным процес­сом, когда в момент предоставления кредита ему не противосто­ят конкретные товарно-материальные ценности, затраты. Та­кие кредиты выдаются, например, под будущие затраты по про­изводству продукции, развитию коммерческой деятельности, предпринимательства и др. При предоставлении кредита в ка­честве обеспечения возврата банковских кредитов могут прини­маться: залог имущества; гарантия; поручительство; страховое свидетельство о страховании ответственности за непогашение кредитов; любое свободное от залога имущество кредитополу­чателя, на которое может быть обращено взыскание в соответ­ствии с действующим законодательством, и др. Материальная гарантия возврата может быть дана как непосредственно креди­тополучателем, так и его гарантом (другим банком, предприя­тием и т.п.). К одному кредитополучателю могут быть примене­ны различные формы обеспечения возврата кредита.

Банковские ссуды предоставляются за плату; взимается определенный банковский процент. Подробнее об этом — в па­раграфе 20.3.

Руководствуясь законодательством Республики Беларусь, каждый банк разрабатывает локальные нормативные правовые акты, определяющие кредитную политику банка, условия и по­рядок предоставления кредитов, полномочия структурных под­разделений банка, должностных лиц по осуществлению кре­дитных операций и контролю за своевременным возвратом пре­доставленного кредита.

Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отно­шения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, кредитополучателем — государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти).

Кредитополучателю данная форма кредита позволяет моби­лизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюд­жетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регу­лирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

В условиях развития инфляционного процесса государст­венные займы у населения временно уменьшают его платежеспо­собный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, вернее, происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок.

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, чтобы использовать их на благоустройст­во городских и сельских районов, строительство, реконструк­цию объектов здравоохранения, культурного, просветительско­го, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращает­ся спрос этих органов на средства из государственного бюджета.

Для кредиторов государственный кредит — форма сбереже­ния, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие до­полнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государствен­ных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кре­диторам) ряд уникальных возможностей: гарантию полноты и своевременности платежей; возможность единовременного раз­мещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокую ликвидность; относительно высокую доходность; на­личие эффективной системы безналичных расчетов по ценным бумагам и др.

Государственный кредит бывает нескольких видов, что обу­словлено рядом факторов:

· кем являются кредитополучатель и кредитор;

· причинами, по которым государство мобилизует средства;

· местом получения кредита;

· формой оформления кредита;

· методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

· сроками погашения государством своих обязательств;

· степенью риска кредитора и кредитополучателя.

В зависимости от характеристики кредитополучателя госу­дарственный кредит бывает централизованным и децентрали­зованным. В первом случае в качестве кредитополучателя высту­пают Совет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покры­тия расходов местного бюджета, среди них целевые — для финансирования конкретных проектов, связанных с социаль­но-экономическим развитием области, города, района. Мест­ные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. Так, в 1993 г. в Республике Беларусь был прове­ден первый выигрышный заем муниципальных долговых обя­зательств (облигаций) со сроком их обращения 6 месяцев. Эми­тентом облигаций выступил Мингорисполком. Облигации вы­пускались в целях привлечения денежных средств населения для финансирования жилищного строительства. Всем владель­цам облигаций эмитент предложил без очереди купить кварти­ры в Минске. Городской заем был погашен в срок, результаты его положительные.

По месту получения кредита государственный кредит под­разделяется на внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше 1 года). В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различаются государственные облигационные и без­облигационные обязательства (займы). Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование централь­ным банком государственного бюджета — это примеры безоб­лигационных займов.

Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке (казначей­ские векселя (обязательства), облигации), и бумаги, не посту­пающие на вторичный рынок (сберегательные облигации; об­лигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внеш­ний долг; облигации местных органов власти).

Приобретая ценную бумагу, выпущенную правительством, обращают внимание на ее доходность, которая обусловлена ви­дом ценной бумаги, ее номинальной величиной, сроком обра­щения, условиями выпуска, степенью риска, темпами инфля­ции. Основная проблема — в возможности изменения ожидае­мых темпов инфляции: если они повышаются, то кредиторы несут убытки, а кредитополучатель получает прибыль.

Для кредиторов (юридических и физических лиц) имеются и другие риски, например кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, выпущен­ным правительством, связан с вероятностью того, что финансо­вые возможности эмитента (государства) уменьшатся и он ока­жется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами государ­ства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из ха­рактера экономических объектов, на которых лежат обяза­тельства, из способности взимать налоги и получать займы.

Рыночный риск происходит из того, что в связи с не­предвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике привлекательность правительственных ценных бу­маг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть от­части утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный риск — это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причинами могут быть фиксация процента по облигациям в до­говорном порядке в момент их выпуска и относительная свобо­да колебаний рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений: риск серьез­ных потерь снижается путем распределения вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, ре­гионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также ис­пользует займы — как краткосрочные, так и долгосрочные. Исто­рия белорусских займов началась в 1990 г. с принятием поста­новления Совета Министров БССР "О выпуске и порядке рас­пространения Белорусского республиканского внутреннего пя­типроцентного займа 1990 года". Он выпускался на 16 лет, од­нако в 1995 г. в связи с изменившейся экономической ситуаци­ей Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций займа.

Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь в 1993—1994 гг. и в последующие периоды определены поря­док выпуска и условия обращения и погашения государствен­ных краткосрочных облигаций (ГКО). Рынок ГКО успешно раз­вивается.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осу­ществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования государственных расходов. Облигации выпу­скаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценны­ми бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.

Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на аукционе инвесторам — участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконт­ной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Минис­терством финансов в день проведения аукциона. Выпуск обли­гаций считается состоявшимся, если при первичном размеще­нии продана определенная доля от их общего количества (нап­ример, не менее 10 %). Первичные инвесторы имеют право в ус­тановленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Национальный банк, как центральный депозитарий, по сог­ласованию с Министерством финансов может продавать на вто­ричном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по це­нам не ниже установленных в день проведения аукциона. Пра­вительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения.

Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Повышение рейтинга государственных краткосрочных об­лигаций связано со стабилизацией обменных курсов белорус­ского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку де­нежных средств с валютного сектора рынка, а также со сниже­нием уровня инфляции и введением положительных ставок ре­финансирования Национального банка.

С 1996 г. начался выпуск долгосрочных облигаций с купон­ным доходом.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций Респуб­лики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов ин­фляции и исполнения республиканского бюджета по расходам. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выпла­ты по существующему государственному долгу, увеличить сро­ки государственных заимствований, снизить неплатежи. Ми­нистерство финансов определяет объем и дату выпуска облига­ций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость од­ной облигации, процентную ставку, а также выбирает первич­ных инвесторов.

С целью привлечения валютных сбережений населения для финансирования экономики Совет Министров Республики Бе­ларусь в 1999 г. принял постановление об основных условиях выпуска облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета на со­ответствующий финансовый год и могут уточняться при его ис­полнении. С марта 2000 г. Национальный банк Республики Бе­ларусь приступил к размещению первого выпуска облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте, для фи­зических лиц.

Распространение ценных бумаг среди населения происходит на добровольной основе и является альтернативой банковским вкладам. Погашение выпусков облигаций осуществляет Наци­ональный банк, который обязуется возвратить их номиналь­ную стоимость и выплатить процентный доход по ним в свобод­но конвертируемой валюте.

С июня 2002 г. у граждан появилась новая возможность для сбережений: поступили в продажу облигации первого выпуска государственного сберегательного займа для физических лиц номинальной стоимостью 100 000 р. Годовая доходность этих ценных бумаг установлена на уровне ставки рефинансирования Национального банка, умноженной на коэффициент индекса потребительских цен.

Следует отметить, что Национальный банк Республики Бе­ларусь в рамках реализации денежно-кредитной политики вы­пускает свои ценные бумаги (краткосрочные обязательства (об­лигации)). Эмиссия начата банком с 1995 г. Ценные бумаги На­ционального банка не предназначены для кредитования бюд­жетного дефицита, а являются средством денежно-кредитного регулирования.

Целями развития рынка государственных ценных бумаг яв­ляются:

· закрепление положительных тенденций по стабилизации денежно-кредитных отношений;

· расширение безинфляционного покрытия денежного дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг;

· дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.

Операции на открытом рынке с государственными ценными

бумагами производятся также для управления ликвидностью банковской системы.

Для внутреннего государственного кредита Республики Бе­ларусь характерна такая форма как кредитование Националь­ным банком государственного бюджета. Нацбанк может предо­ставлять Совету Министров республики, местным органам вла­сти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивает­ся определенными экономическими параметрами.

Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием меж­дународного кредита.

Потребительский кредит

Потребительский кредит отражает экономические отношения между кредитором и кредитополучателем по поводу кредитования конечного потребления. Он выдается населению для удовлетворения его потребительских нужд и отличается от кредитов, предоставляемых предприятиям для производствен­ных целей, по составу участников сделки, объектам, условиям предоставления, размеру процента и др. Кредит ускоряет полу­чение населением определенных благ (товаров, услуг), которые оно могло бы иметь только в будущем — при условии накопле­ния суммы денежных средств, необходимой для покупки дан­ных товарно-материальных ценностей или услуг, строительст­ва и др. Выдача потребительского кредита населению, с одной стороны, увеличивает его текущий платежеспособный спрос, повышает жизненный уровень, с другой — ускоряет реализа­цию товарных запасов, услуг, способствует увеличению капи­тала производителей товаров.

Рассрочка погашения кредита позволяет населению посте­пенно накапливать деньги для платежа. В процессе погашения потребительских кредитов у населения сокращается на соответ­ствующую сумму платежеспособный спрос, что необходимо учитывать при определении объема и структуры товарооборо­та, платных услуг, динамики доходов и расходов населения, де­нежной массы в обращении. Таким образом, размер кредитов тесно взаимосвязан с формированием покупательного фонда населения и должен соответствовать объему и структуре товар­ного фонда и услуг.

Субъектами кредитных отношений являются кредитопо­лучатели — физические лица и кредиторы — банки, внебанковские кредитные организации (ломбарды, кассы взаимопо­мощи, кредитные кооперативы, пункты проката), предприятия и организации. Между банком и населением может существо­вать посредник, например торговая организация.

Потребительский кредит важен для кредитора, потому что:

· повышает его имидж в решении социальных проблем об­щества;

· имеет относительно небольшой кредитный риск благодаря широкому диапазону кредитополучателей, не слишком крупным для кредитора суммам и четко определенному залогу возврата ссуд;

· заключение кредитных договоров часто служит предпосылкой для использования кредитополучателем и других услуг, особенно банковских.

Потребительский кредит регулируется со стороны государ­ства более тщательно по сравнению с другими формами креди­та, так как он связан с потребностями населения, регулирова­нием его уровня жизни. Регулирование может затрагивать уро­вень процентных ставок, сроки, соблюдение принципов соци­альной справедливости и доступности кредита населению.

Основными объектами кредитования являются затраты населения, связанные с удовлетворением потребностей текуще­го характера, а также затраты капитального (инвестиционного) характера на строительство и поддержание недвижимого иму­щества.

При выдаче потребительских кредитов между кредитополу­чателем и кредитором заключается договор (соглашение), в ко­тором четко определяются все условия: объект кредита, его сумма, срок, процент, гарантии погашения, ответственность сторон и другое — по усмотрению сторон.

В качестве гарантии возврата кредита кредитополучателем могут выступать: заработная плата и другие доходы; залог иму­щества, включая приобретенное за счет кредита; страховые по­лисы; заклад сберегательного вклада; гарантия, поручительст­во третьих лиц; совместное обязательство супругов и др.

На основании информации, предоставленной клиентом, кре­диторы (банки) обязаны рассчитать, насколько в действитель­ности велик имеющийся в его свободном распоряжении доход. Для этого работники банка используют средние данные о бюд­жетах семей с различной численностью, уровне цен, инфляции и т.п., проверяют полученные сведения на предмет выявления безопасности сделки с возможным кредитополучателем.

Последовательность в принятии решений кредитором и кре­дитополучателем при подготовке и заключении кредитного до­говора на получение потребительского кредита может быть та­кой, как в табл. 12.1.

Таблица 12.1

Заключение договора о получении потребительского кредита

Кредитополучатель Кредитор (банк)
1-й этап
Запрос о кредите (как правило, в устной форме) Предложение представить необходимую документацию
2-й этап
Составление необходимой документации, включая информацию о себе, роде занятий, доходах Проверка представленной документации различными способами, определение платежеспособности кредитополучателя
3-й этап
Представление гарантий по возврату кредита (залог имущества, вклад, поручительства и др.) Установление надежности данных гарантий
4-й этап
Подготовка плана погашения кредита Определение приемлемости графика погашения кредита и его источников
5-й этап
Оценка условий кредитного договора Предложения об условиях кредитного договора (сумме кредита, сроках, проценте за кредит и т.п.)
6-й этап
Заключение кредитного договора

На практике перечень потребительских кредитов достаточ­но велик, но их можно классифицировать по группам. Класси­фикация потребительских кредитов осуществляется по опреде­ленным признакам:

1. целевому характеру;

2. субъектам кредитных отношений (банковские и небанковские кредиты);

3. способу организации предоставления ссуженных средств (кредиты организованные и неорганизованные, прямые и косвенные);

4. формам выдачи (товарные и денежные кредиты);

5. степени покрытия кредитом стоимости потребительских товаров, услуг (кредиты на полную стоимость или с частичной их оплатой);

6. способу погашения кредита (погашаемые постепенно или разовым платежом);

7. срокам выдачи (краткосрочные и долгосрочные).

В зависимости от целевого назначения потребительские кре­диты бывают:

· инвестиционные;

· для покупки особых товаров или оплаты услуг;

· на развитие личных хозяйств;

· целевые кредиты отдельным социальным группам;

· на нецелевые потребительские нужды;

· чековые;

· под банковские кредитные карточки и др.

К инвестиционным относятся кредиты на строительство, завершение строительства и приобретение индивидуальных жилых домов и квартир, садовых домиков; благоустройство са­довых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индиви­дуальных жилых домов, дач; строительство, покупку и ремонт гаражей; строительство и ремонт надворных построек, средств малой механизации и др. Такие кредиты предоставляются на сроки до 5—10—15 лет.

Льготные кредиты предоставляются на строительство (ре­конструкцию) или приобретение жилых помещений малообес­печенным трудоспособным гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных ус­ловий. Максимальный срок, на который предоставляется льгот­ный кредит, может быть значительно длиннее обычного срока (например, до 20 лет).

Наши рекомендации