Оценка потенциального банкротства организации

Одна из целей финансового анализа — своевременное выявление признаков банкротства организации (предприятия). Банкротство связано с неплатежеспособностью организации.

В соответствии с действующим в России законодательством основанием для признания организации (предприятия) банкротом является невыполнение ею своих обязательств по оплате товаров, работ и услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам, исполнителям работ (услуг), кредиторам предъявлять через суд иски предприятиям-неплательщикам всех форм собственности. В отношении государственных предприятий, кроме того, действует порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 г., «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия», в соответствии с которым они подпадают под действие Закона о банкротстве, если у них имеется неудовлетворительная структура баланса.

Неудовлетворительное финансовое состояние организации, признаки приближения банкротства необходимо постоянно держать под контролем финансовому менеджеру.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия:

• убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств;

• затруднения в получении коммерческих кредитов;

• уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;

• падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этой организацией;

• неспособность погасить срочные обязательства и др.

Для определения количественных параметров финансового состояния организации и выявления признаков банкротства следует сразу же после составления очередного бухгалтерского баланса рассчитать и проанализировать отношения таких финансовых показателей:

• чистой прибыли к сумме всех активов предприятия (внеоборотных и оборотных);

• оборотных активов к сумме всех активов;

• всех пассивов (обязательства) к сумме активов (средства);

• поступление денежной наличности от операций по основной деятельности ко всем обязательствам;

• чистой прибыли плюс проценты по кредиту к процентам по кредиту;

• размера заемных средств к сумме собственных средств;

• собственных оборотных средств к стоимости запасов.

В международной практике для определения признаков банкротства предприятий используется формула Z-счета Э. Альтмана:

Если в результате расчетов окажется, что Z-счет равен или меньше 1,8, то вероятность банкротства этого предприятия очень высока; при значении Z- счета от 1,8 до 2,7 вероятность высокая; от 2,8 до 2,9 — банкротство возможно; от 3,0 и выше — вероятность банкротства очень низкая.

В Российской Федерации для выявления государственных предприятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для выявления признаков их банкротства используется методика, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». К этому постановлению имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий», в соответствии с которым определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их критерии (нормативы).

1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) — отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств:

Если в государственной организации (на предприятии) после со-ставления бухгалтерского баланса значения указанных расчетных ко-эффициентов ниже установленных, то эта организация (предприятие) попадает под действие Закона о банкротстве со всеми вытекающими последствиями.

Лекция 6

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

План

1. Сущность финансового планирования, его задачи.

2. Объекты финансового планирования.

3. Типы финансовых планов.

Сущность финансового планирования, его задачи.

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при

планировании всех финансовых ресурсов, их источников, отношений

хозяйствующего субъекта.

Планирование— это процесс разработки и принятия целевых установок

в количественном и качественном выражении, а также определения путей их

наиболее эффективного достижения.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое

будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями,

ключевыми для данного уровня управления.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит

в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных

финансовых показателей;

• обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в произ-

водственном плане экономические пропорции развития;

• предоставляет возможности определения жизнеспособности

проекта предприятия в условиях конкуренции;

• служит инструментом получения финансовой поддержки от

внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением

ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа

неиспользованных возможностей.

Основными задачами финансового планирования является:

1 обеспечение производственного и социального развития

предприятия за счет собственных средств или ресурсов;

2 увеличение прибыли за счет роста объемов производства и

оптимизации системы государственного регулирования, т.е. увеличение

реальной прибыли и минимизация (оптимизация) налогообложения;

3 обеспечение финансовой устойчивости предприятия, т.е. обеспечение

своевременности расчетов по всем своим обязательствам, включая расчеты с

бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и т.д..

До перехода к перестройке все предприятия в обязательном порядке

должны были разрабатывать финансовый план по рекомендуемым формам и

в разрезе месяц, квартал, год, пятилетие (по унифицированным формам). С

1987 года все финансовое планирование отдано на самостоятельность

предприятий, отменены все формы расчетов, осталась только система

государственного регулирования состояния финансовых планов. Фактически

большинство предприятий отказалось от составления таких планов

самостоятельно. Теоретически методологическая база перенесена на

составление бизнес-планов, а финансовый план - составная часть бизнес-

плана. Опыт зарубежных предприятий и российских предприятий

перешедших на бизнес-план, неправильный перевод терминов, показателей

и т.д. привели к обратному эффекту при составлении бизнес-планов.

Следует иметь в виду, что бизнес-план за рубежом представляет собой

now-how, и поэтому ни в одной книжке не распечатывается.

Российские предприятия основываясь на своей методологической базе

и применяя бизнес-план фактически оказались в той ситуации, когда план

есть, а ресурсов нет, т.к. все зарубежные планы рассчитаны на стабильные

условия деятельности предприятия.

Объекты финансового планирования.

Объектами финансового планирования являются:

1 выручка от реализации продукции, работ, услуг при всех системах

расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);

2 прибыль, ее формирование, распределение и использование;

3 Фонды специального назначения: потребления, накопления,

резервный, страховой; их формирование, распределение и использование;

4 объемы платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие

отчисления.

Принципы составления финансовых планов:

1 Все виды финансовых планов на предприятии должны быть тесно

связаны между собой и составлять единую систему;

2 непрерывность планирования;

3 единоначалие - при принятии каких-либо решений собственник -

главное лицо;

4 данные финансовых планов являются коммерческой тайной

предприятия и вся информация, связанная с расчетами, только для

внутреннего использования. Первоначальный этап разработки бизнес-плана

- это финансовый план (план финансовых ресурсов предприятия), затем -

производство, снабжение, реализация. Т.о. финансовый план - завершающий

этап.

5 принцип научности;

6 обеспечение соответствия потребностям рынка, т.е. учет

конъюнктуры, платежеспособного спроса, платежеспособности, т.е.

возможности нормальных расчетов;

7 соответствие сроков получения и использования средств;

8 обеспечение возможности маневрирования при недостижении

запланированной реализации или при превышении плановых затрат;

9 обеспечение эффективности (рациональности) вложений капитала в

новые инвестиции должно давать больше, чем в действующих условиях;

10 инвестиции и затраты должны обеспечиваться самым дешевым

способом финансирования (собственные средства и бюджетные

ассигнования);

11 поддержания платежеспособности предприятия в любой период, в

любое время. Основой для финансового планирования является принцип

самофинансирования - использование собственных ресурсов, т.е. может

рассчитываться коэффициент самофинансирования:

К = собственные источники /привлеченные источники = ( прибыль +

амортизация )/привлеченные источники Реально коэффициент зависит от

трех источников: собственных, государственных, при влеченных. Для

нормального значения этого коэффициента (по теории) доля собственных

средств должна быть не меньше 50% общих финансовых ресурсов.

3. Типы финансовых планов:

1 оперативный - составляется в форме кассовой заявки или планов

движения денежных ресурсов предприятия (составляется на один месяц с

подекадной или ежедневной разбивкой);

2 текущий - все расчеты ведутся на один год с разбивкой по кварталам.

Такой план включает в себя план доходов и затрат, план получения платежей

и уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды, инвестиционный план,

план обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д..

3 перспективный (стратегический) рассчитывается на 5-10 лет или на

программу. Законодательство не предусматривает формальное указание на

составление данный планов, но косвенно регулирует. Например, план

движения денежных средств в годовой отчетности, заполнение кассовой

заявки при расчете с банком, инвестиционный план при получении

бюджетных ассигнований и т.д.; через налоги и получение льгот опреде-

ленным категориям предприятий. Как правило, на МП разрабатываются

только оперативные финансовые планы, т.к. невозможно рассчитать на

какую-либо перспективу состояние ресурсов, производства выручки (можно

рассчитать только на стабильном МП). Оперативные и текущие планы

начинают разрабатываться, как правило, со средних предприятий целью

развития является расширение сферы деятельности и закрепление на рынке.

Цель разработки: наиболее эффективное использование прибыли и

нахождение дешевых привлеченных или заемных ресурсов. Перспективные

планы разрабатываются ограниченно, только на конкретные программы.

Перспективные, текущие и оперативные разрабатываются на крупных

предприятиях, концернах и ТНК. Цель их составления: освоение рынков, как

внутренних, так и за рубежных; выпуск новых видов продукции, наиболее

эффективное использование свободных денежных средств или прибыли;

оптимизация системы налогообложения.

Основой для составления финансового плана является:

1 договоры с поставщиками ТМЦ и покупателями;

2 экономические нормативы, утвержденные законами (реклама,

представительские), ставки налогообложения (расчет налогооблагаемой базы

и применение ставок), нормы амортизации, ставки процентов за банковский

кредит. Т.о. разработанные финансовые планы являются увязкой общего

объема финансовых ресурсов, их источников и направлений использования.

Основной документ финансового планирования - план доходов и

расходов или расчет валовой прибыли и ее распределения. В общем виде

этот план можно составить в следующей форме (каждый показатель этого

плана рассчитывается по специальным формулам дополнительно: расчет

потребности в оборотных средствах, построение графика безубыточности,

расчет валовой прибыли и т.д.).

Расчет позволяет проверить правильность налоговых и неналоговых

платежей, определить необходимую потребность в денежных ресурсах для

уплаты налогов, в т.ч. по авансам, осуществить оперативный финансовый

контроль, определить в целом налоговый пресс на предприятие и

корректировать налоговую политику предприятия (минимизация прибыли

под налогообложение.

Наши рекомендации