История возникновения аудита в России

ВВЕ ДЕНИЕ

План-конспект лекционного курса «Аудит ч. 1» знакомит бакалавров с законодательным регулированием и теоретическими основами аудиторской деятельности.

Цели плана-конспекта помочь бакалавру сформировать современные фундаментальные знания в области аудита; раскрыть теоретические и практические принципы аудиторской проверки; выработать у студента аналитическое мышление и умение обобщать результаты аудиторских и аналитических процедур, выражать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.

В плане-конспекте лекций раскрываются основных направления, на которые ориентирована деятельность аудиторов (аудиторских организаций) в современной рыночной экономике, даются ссылки на учебные пособия и нормативные документы, в которых этот материал изложен более полно. Предлагаемый план – конспект предполагает наличие у студентов определенной базы знаний по дисциплинам: «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность».

ТЕМА 1

ЦЕЛИ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА

Основные вопросы темы

1. История возникновения аудита в России

2. Понятие аудиторской деятельности. Цели и задачи аудиторской деятельности.

3. Отличие аудита от ведомственного контроля

4. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

5. Внешний и внутренний аудит, цели его проведения

История возникновения аудита в России

В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля полноты уплаты налогов, т.к. доход государства складывался во много за счет хорошо развитой налоговой системы.

При царе Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ счетных дел, сотрудники которого систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и другим должностным лицам. История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654г. – с момента создания упомянутого Приказа, который можно считать прообразом Счетной палаты РФ.

Для проведения ревизий в других городах в Москву вызывали в Приказ счетных дел целовальников с учетными книгами и оправдательными документами.

При Петре 1 проводится реформа государственного управления: во главе финансового управления поставлен Сенат, для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами – Штатс-контор-коллегия (или Штатс-контора), а для проверки счетов и отчетов – Ревизион-контора. Петр 1 уделял большое внимание совершенствованию государственного управления, а также контролю государственных доходов и расходов, которые имели много общего с аудитом. В 1716 году Петр 1 издает указ о назначении первых аудиторовревизоров, главной целью которых было выявление злоупотреблений в обеспечении российской армии всем необходимым и рассмотрением имущественных споров. Многие аудиторы имели воинские звания и совмещали работу с обязанностями следователя и прокурора. В 1722 году принимается указ, который предписывает ежегодно посылать в губернии аудиторов - ревизоров для осуществления проверки.

В Петербурге 18 октября 1889г. состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний. Одной из инициатив указанного Общества стала попытка создания Института присяжных бухгалтеров России (так в то время называли аудиторов). Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах. Был даже подготовлен проект устава Института. Однако Общество просуществовало до 1917г., а Институт так и не был создан.

Период конца 19 – начала 20 в. ознаменовалась возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако о возникновении аудита как профессии вопрос не поднимался.

Если причиной зарождения западного аудита считается возникновение акционерных обществ, то в России в 1836г. было всего лишь, десять акционерных предприятий, а в начале 20в. – около двух с половиной тысяч. После революции в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. Аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т.е. после 1985г., причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы. Если проследить историю развития аудита в нашей стране, то можно выделить несколько основных этапов.

Первый этап был ознаменован появлением в 1987 году фирмы “Инаудит”. Эта фирма была образована согласно специальному постановлению Совета Министров СССР. Значение ее создания для дальнейшего развития аудита в нашей стране трудно переоценить. В 1988 году в нашей стране наметились новые тенденции перехода от командной системы экономики к рыночной. В этих условиях в стране стали создаваться кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, они не являлись собственностью государства. При переходе на рыночные методы хозяйствования изменились формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Каждое предприятие становится самостоятельным хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и те, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и организации, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля-аудита. Налоговые органы, на которые законом возложена проверка деятельности предприятий, осуществляет её по мере необходимости лишь в пределах своей компетентности. Поэтому возникла потребность создания специального управления или службы, которая взяла бы на себя эти обязанности.

Второй этап становления аудита в нашей стране пришёлся на 19891993 гг., когда была предпринята попытка принять законодательный акт об аудиторской деятельности в СССР. В это период в стране появилось множество коммерческих организаций, в том числе и аудиторских фирм. Последние регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью, поскольку эта форма представляла целый ряд преимуществ. Среди отечественных аудиторских фирм, возникших в те годы надо отметить “Контакт” и “Рафаудит”, которые по организации работ, сбору информации стали эталоном для других аудиторских фирм. Заслуга этих фирм в становление аудита и его популяризации в России чрезвычайно велика.В учредительных документах указанных фирм предусматривались: проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчётности; предоставление консультаций по различным вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, включая бухгалтерский учёт, налогообложение, управление финансовой деятельностью и т. п. Таким образом, уже в учредительных документах первых аудиторских фирм были заложены определения аудита и его целей, что в дальнейшем нашло отражение во Временных правилах аудиторской деятельности в РФ.

Далее, в январе 1990 г. на рынке СССР появилось Совместное Предприятие «Эрнест энд Янг» с «Внешаудит», которое проводили аудиторские проверки на совместных предприятиях, причем вне зависимости от их расположения или принадлежности. Кроме того, в уставе СП предусматривались консультации, обучение персонала и т.д. Это была крупнейшая межконтинентальная аудиторская фирма, входящая в так называемую «большую шестерку» («большая шестерка» – общепринятое собирательное имя фирм Arthur Andersen, KRMG, Ernst & Yong, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Price Waterhouse; с 1998 года – «большая пятерка»).

Одновременно с появлением крупных фирм начинают формироваться общественные ассоциации бухгалтеров и аудиторов. Они проводят широкомасштабные конференции по всей стране, «круглые столы» по проблемам учета, налогообложения и аудита. Впервые начинают поднимать вопросы о нормативной и законодательной базе, о регулировании бухгалтерского учета и аудита, о реорганизации всей системы финансового контроля в целом. Вскоре правительство тоже начинает осознавать необходимость решения этих вопросов, и обсуждение дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и аудита выходит на более высокий (правительственный) уровень. Начинают разрабатываться проекты, но конечного утверждения они не получают. Проекты дорабатываются, согласовываются с целым рядом различных министерств и ведомств – начинается третий этап становления аудита в России.

Третий этап с 1993 по 2001 г.г. Началом этого периода можно считать 22 декабря 1993 года, когда Президент Российской Федерации подписывает Указ, которым утвердил “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, вступившие в силу с момента опубликования Указа с 29 декабря 1993 года. В этих правилах даётся определение понятия аудиторской деятельности, указывается сфера аудита, его цели, помимо инициативной проверки вводится понятие обязательной проверки. Временные правила регламентируют процедуры лицензирования и аттестации на получение права заниматься аудиторской деятельностью, порядок аннулирования лицензий, устанавливаются серьёзные санкции для аудиторов и аудиторских фирм, допускающих ошибки, просчёты и небрежности в работе. Основным во Временных правилах является раздел о подготовке аудиторского заключения.

Четвертый этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие закона подтвердило окончательно становление аудита в России, позволило принять ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Произошедшие изменения в экономике России привели к принятию нового Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Наши рекомендации