Логистический сервис в торговле

Логистический сервис в системе торгового посред­ничества есть комплекс логистических операций, обес­печивающих наиболее полное удовлетворение потребнос­тей клиентов фирмы в процессе управления товарными, финансовыми и информационными потоками

Цели логистического сервиса в торговле можно опре­делить, как получение прибыли, ее максимизацию.

Экспертами подсчитано, что прибыль от логистических услуг порой в два раза выше, чем прибыль от основной поставочной деятельности. Рост объема и качества оказываемых логистических услуг, генерирующих спрос на поставку материальных благ, способен: а) закрепить позиции на действующем рынке путем продуманной политики логистического об­служивания б) привлечь новых потребителей, предлагая индивидуальное логистическое обслуживание в) привлечь дополни­тельных клиентов, оказывая логистические услуги по поставкам продукции конкурентов.

Основные принципы логистического сервиса:

ü Обязательность предложения - минимально допустимый уровень логистического обслуживания, определяемый интенсив­ностью конкуренции на рынке, который должен яв­ляться составным элементом политики предложения торгового посредника.

ü Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. Потребитель услуг всегда имеет право отказаться от логистического сер­виса торгового посредника.

ü Эластичность, гибкость сервиса. Пакет логистических услуг должен быть нацелен на конкретного, персонифицированного по­требителя.

ü Удобство сервиса. Пространственно-временные, а также иные параметры и характеристики логисти­ческого обслуживания определяют потребители.

ü Технико-технологическая адаптивность сервиса. Техническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инстру­ментов логистического обслуживания, а также уров­ня соответствующей профессиональной подготовки персонала, оказывающего логистические услуги, тех­ническим требованиям перерабатываемых товаропотоков.

ü Информативность сервиса. Создание банков данных, анализ и интерпретация информации позволяют про­гнозировать и моделировать поведение потребителей (покупателей), их реакцию на конкретные маркетин­говые мероприятия торгового посредника.

ü Адекватность ценовой политики в сфере логисти­ческого сервиса внутренним и внешним переменным торговой деятельности. Субъекты торговой ло­гистики формируют стоимость услуг, определяя приоритетные цели логистического обслуживания, реа­лизующиеся в ценообразовании.

ü Соответствие продаваемых товаров сервису. Многообразие форм организации логистического об­служивания допус­кает продажу/поставку товара без соответствующе­го пакета сопровождающих его услуг. Однако, когда на рынок продвигается товар-новинка без соответствующего логистического обслуживания, реакция покупателей скорее всего будет негативной.

Классификация логистического сервиса позволяет осуществлять целенаправ­ленное и эффективное управление логистическим сервисом на макро- и микроуровне, в пределах макро- и микрологистических систем торговли':

1.По временному параметру услуги, оказываемые в предпродажный и послепродажный период.

Предпродажный сервис охватывает услуги, связанные с подготовкой процесса продажи, мотивирую­щие коммерческий интерес со стороны потребителя к продукции. Они включают: консультации потребителя относительно особенностей транспортировки, хранения, использования продукции; расфасовку, упаков­ку, затаривание; консервацию; маркировку; хранение; до­ставку в места продажи; устранение дефектов, возник­ших в процессе погрузочно-разгрузочных и транспортных операций с товаром до момента продажи; монтаж. Кроме этого, к предпродажным услугам относят демонстрацию (в некоторых случаях – пробное использование продук­ции) непосредственно у потенциального потребителя.

Сервис в процессе продажи (поставки) зависит от соот­ветствующих условий договорных обязательств контраген­тов коммерческой сделки по оказанию логистических услуг определенного качества и количества.

К послепродажному логистическому обслуживанию от­носят услуги: по обеспечению безотказной эксплуатации проданной (поставленной) продукции, в том числе консуль­тации по управлению запасами; подготовку, переподготов­ку персонала; монтаж (демонтаж) и др. По сути логистичес­кие услуги, оказываемые в послепродажный период, созда­ют условия для непрерывности процесса продажи (постав­ки), увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.

2. В зависимости, от формы оплаты логистический сервис весьма условно и формально делится на платный (дополнительный) и бесплатный (вмененный).

Классификация логистического обслуживания в торговле

Классификационный признак Классификационная группировка
1. По времени осуществления Предпродажный
Сервис в процессе продажи
Послепродажный
2. По форме оплаты Платный (дополнительный)
Бесплатный (вмененный)
3. По содержанию работ Материальный
Нематериальный
4. По направленности услуг Прямой
Косвенный
5. По степени адаптивности к потребителям Стандартизированный
Индивидуальный
6. По формам организации Собственными силами торговца
С привлечением третьей стороны
По принципу самообслуживания
7. По масштабу Локальный
Региональный
Национальный
Международный

3. По направленности услуг выделяют прямой и кос­венный логистический сервис. Прямой логистический сервис объединяет услуги, целевое назначение которых предопределено непосредственно предметом торговой сдел­ки и направлено на материальный продукт и пользовате­ля. Косвенный сервис обычно направлен не на объект тор­говой сделки, а на создание благоприятных условий, обес­печивающих долгосрочное взаимовыгодное коммерческое сотрудничество. Логистический сервис может быть орга­низован непосредственно субъектом купли-продажи (по­ставки), а также с привлечением сторонней организации.

Наши рекомендации