Логистический сервис в торговле
Логистический сервис в системе торгового посредничества есть комплекс логистических операций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов фирмы в процессе управления товарными, финансовыми и информационными потоками
Цели логистического сервиса в торговле можно определить, как получение прибыли, ее максимизацию.
Экспертами подсчитано, что прибыль от логистических услуг порой в два раза выше, чем прибыль от основной поставочной деятельности. Рост объема и качества оказываемых логистических услуг, генерирующих спрос на поставку материальных благ, способен: а) закрепить позиции на действующем рынке путем продуманной политики логистического обслуживания б) привлечь новых потребителей, предлагая индивидуальное логистическое обслуживание в) привлечь дополнительных клиентов, оказывая логистические услуги по поставкам продукции конкурентов.
Основные принципы логистического сервиса:
ü Обязательность предложения - минимально допустимый уровень логистического обслуживания, определяемый интенсивностью конкуренции на рынке, который должен являться составным элементом политики предложения торгового посредника.
ü Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. Потребитель услуг всегда имеет право отказаться от логистического сервиса торгового посредника.
ü Эластичность, гибкость сервиса. Пакет логистических услуг должен быть нацелен на конкретного, персонифицированного потребителя.
ü Удобство сервиса. Пространственно-временные, а также иные параметры и характеристики логистического обслуживания определяют потребители.
ü Технико-технологическая адаптивность сервиса. Техническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инструментов логистического обслуживания, а также уровня соответствующей профессиональной подготовки персонала, оказывающего логистические услуги, техническим требованиям перерабатываемых товаропотоков.
ü Информативность сервиса. Создание банков данных, анализ и интерпретация информации позволяют прогнозировать и моделировать поведение потребителей (покупателей), их реакцию на конкретные маркетинговые мероприятия торгового посредника.
ü Адекватность ценовой политики в сфере логистического сервиса внутренним и внешним переменным торговой деятельности. Субъекты торговой логистики формируют стоимость услуг, определяя приоритетные цели логистического обслуживания, реализующиеся в ценообразовании.
ü Соответствие продаваемых товаров сервису. Многообразие форм организации логистического обслуживания допускает продажу/поставку товара без соответствующего пакета сопровождающих его услуг. Однако, когда на рынок продвигается товар-новинка без соответствующего логистического обслуживания, реакция покупателей скорее всего будет негативной.
Классификация логистического сервиса позволяет осуществлять целенаправленное и эффективное управление логистическим сервисом на макро- и микроуровне, в пределах макро- и микрологистических систем торговли':
1.По временному параметру услуги, оказываемые в предпродажный и послепродажный период.
Предпродажный сервис охватывает услуги, связанные с подготовкой процесса продажи, мотивирующие коммерческий интерес со стороны потребителя к продукции. Они включают: консультации потребителя относительно особенностей транспортировки, хранения, использования продукции; расфасовку, упаковку, затаривание; консервацию; маркировку; хранение; доставку в места продажи; устранение дефектов, возникших в процессе погрузочно-разгрузочных и транспортных операций с товаром до момента продажи; монтаж. Кроме этого, к предпродажным услугам относят демонстрацию (в некоторых случаях – пробное использование продукции) непосредственно у потенциального потребителя.
Сервис в процессе продажи (поставки) зависит от соответствующих условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки по оказанию логистических услуг определенного качества и количества.
К послепродажному логистическому обслуживанию относят услуги: по обеспечению безотказной эксплуатации проданной (поставленной) продукции, в том числе консультации по управлению запасами; подготовку, переподготовку персонала; монтаж (демонтаж) и др. По сути логистические услуги, оказываемые в послепродажный период, создают условия для непрерывности процесса продажи (поставки), увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
2. В зависимости, от формы оплаты логистический сервис весьма условно и формально делится на платный (дополнительный) и бесплатный (вмененный).
Классификация логистического обслуживания в торговле
Классификационный признак | Классификационная группировка |
1. По времени осуществления | Предпродажный |
Сервис в процессе продажи | |
Послепродажный | |
2. По форме оплаты | Платный (дополнительный) |
Бесплатный (вмененный) | |
3. По содержанию работ | Материальный |
Нематериальный | |
4. По направленности услуг | Прямой |
Косвенный | |
5. По степени адаптивности к потребителям | Стандартизированный |
Индивидуальный | |
6. По формам организации | Собственными силами торговца |
С привлечением третьей стороны | |
По принципу самообслуживания | |
7. По масштабу | Локальный |
Региональный | |
Национальный | |
Международный |
3. По направленности услуг выделяют прямой и косвенный логистический сервис. Прямой логистический сервис объединяет услуги, целевое назначение которых предопределено непосредственно предметом торговой сделки и направлено на материальный продукт и пользователя. Косвенный сервис обычно направлен не на объект торговой сделки, а на создание благоприятных условий, обеспечивающих долгосрочное взаимовыгодное коммерческое сотрудничество. Логистический сервис может быть организован непосредственно субъектом купли-продажи (поставки), а также с привлечением сторонней организации.