Современное состояние российской системы образования

Российская система образования включает четыре подсистемы:

дошкольное образование;

общее образование;

профессиональное образование;

дополнительное образование.

Россия унаследовала систему образования, созданную в советские времена. Ее главными характеристиками являлись:

право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения;

право на получение на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования;

финансирование образования из государственного бюджета и частично – за счет средств государственных предприятий;

предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями;

унификация образовательных программ;

централизованная система административного управления.

Согласно российскому законодательству государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые*.

* Закон Российской Федерации "Об образовании". Статья 5.

Изменения, происходившие в 1990-е гг. в сфере образования, касались прежде всего ее организационно-технологической составляющей. Произошли существенные перемены в содержании образовательных программ, ликвидирована всеобщая их унификация, активно шел процесс внедрения и распространения инновационных (авторских) программ обучения, возникла ситуация альтернативности образовательных программ, в последние годы стала развиваться новая форма получения образования – дистанционное обучение, появились новые виды образовательных организаций. Произошли изменения в институциональной структуре образовательных организаций: возник сектор негосударственного образования.

Дошкольное образование.В 2000 г. в Российской Федерации работало 51,3 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,3 млн. детей (56% детей дошкольного возраста). Если до 1990 г. сеть дошкольных учреждений постоянно расширялась, то в 1990-е гг. их количество уменьшилось на 42%. Это было вызвано сокращением численности детей, экономической невозможностью для многих предприятий продолжать содержать на своем балансе дошкольные учреждения, а также снижением спроса родителей на услуги дошкольных учреждений из-за сокращения реальных доходов и появления возможностей тратить больше времени на воспитание детей вследствие неполной занятости на работе или проблем с трудоустройством.

Общее образование.В 2000/2001 уч. г. в России работали 66,4 тыс. дневных государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20 млн. школьников. Длительность получения общего образования составляет 10 или 11 лет, если по желанию родителей ребенок идет в школу с шести лет. Для сравнения, в большинстве стран с развитой экономикой получение общего образования занимает 12–13 лет.

В 1990-е гг. в нашей стране происходило развитие новых форм общеобразовательных учреждений: гимназий, лицеев, негосударственных школ, – альтернативных традиционным государственным школам. В 2000 г. они в совокупности составляли примерно 10% общего числа школ. Количество негосударственных общеобразовательных школ достигло 635 (0,9% общего числа дневных школ); в них обучалась 61 тыс. детей (0,3%). Развитие негосударственного сектора в сфере общего образования происходило в основном в крупных агломерациях. Более 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. В последние годы темпы их роста замедлились. Недостаток собственных помещений (76% учебных площадей арендуются) и растущие расходы на аренду и коммунальные услуги вызывают постоянный рост платы за обучение и тем самым ограничивают спрос на услуги негосударственных школ.

Таблица 3.2

Наши рекомендации