I. Отчет о прохождении преддипломной практики в арбитражном суде
Я,Заиченко Виктория Александровна, студентка 4 курса «Российского Государственного Университета Правосудия», специальности «юриспруденция» проходила производственную практику в арбитражном суде Московской области, находящегося по адресу: г. Москва, просп. Академика Сахарова д. 18 в период с 16 марта 2015 г. по 26 апреля 2015 г.
Руководитель практики–Жиляев С.В., Председатель 1 судебного состава Коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских правоотношений.
Целью прохождения преддипломной практики в Арбитражном суде явилось закрепление и углубление теоретических знаний по специальным и общим правовым дисциплинам, умении использования законодательства в конкретных случаях, приобретение первоначального практического опыта, повышении профессиональной подготовки.
В первый день практики я была направлена в отдел делопроизводства. Там, я ознакомилась с Инструкцией по делопроизводству в Арбитражных судах РФ (первой, апелляционной и кассационной инстанциях) (утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 марта 2004 г. N 27). Данная Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, единые правила организации приема, регистрации, учета документов, их оформления, рассмотрения, отправки и выдачи, печатания и тиражирования, текущего хранения и передачи на хранение в архив, а также осуществления контроля за соблюдением установленных правил делопроизводства всеми структурными подразделениями арбитражных судов.
В период прохождения преддипломной практики я ознакомилась с работой Арбитражного суда Московской области: с организацией работы отдела делопроизводства, отдела анализа и обобщения судебной практики, с порядком приема, регистрации и распределения корреспонденции, в том числе исковых заявлений и судебных дел, дополнительных материалов к поступившим заявлениям, писем, жалоб и другой документации, оказывала практическую помощь специалисту судебного состава по оформлению арбитражных дел. Также помогала непосредственно формировать корреспонденцию, изучила правила учета и хранения дел.
В ходе практики я ознакомилась с работой специалиста судьи; изучала арбитражные дела, составляла проекты определений, протоколов судебных заседаний. Ознакомилась с программным комплексом «Судебно – арбитражное делопроизводство» и нормативно – правовыми актами «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009), Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 07.05.2009) «Об арбитражных судах в РФ», Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражным процессуальным кодексом от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 19.07.2009) и другими нормативно - правовыми актами.
Изучила порядок образования Арбитражного суда Московской области, его компетенцию, подведомственность и подсудность. Ознакомилась с составом Арбитражного суда Московской области. Так, в состав Арбитражного суда Московской области входят: Председатель, заместитель Председателя, Председатели первого и второго состава суда, судьи, руководитель аппарата, помощники судей, секретари судебного заседания, специалисты, отдел кадров, отдел обобщения и анализа судебной практики, отдел совершенствования судебного законодательства, отдел делопроизводства.
Также я ознакомилась производством в Арбитражном суде Московской области по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с особенностями производства в Арбитражном суде по отдельным категориям дел. Изучила порядок назначения, работы и полномочий судей Арбитражного суда Московской области. Присутствовала на приеме посетителей судьи. Ознакомилась с общими положениями работы аппарата арбитражного суда Московской области и его структурными подразделениями. Ознакомилась непосредственно с работой, с работой канцелярии, с работой архива, с работой в отделе судьи.
За время похождения практики, я присутствовала на слушаниях дел первой инстанции, на слушании дел о корпоративных спорах. Изучала протоколы судебных заседаний, содержание решений Арбитражного суда Московской области.
В соответствии с Законом "Об арбитражных судах", арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Их система и полномочия установлены федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» 1996 г., Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 г. и Арбитражным процессуальным кодексом российской Федерации (АПК РФ).
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. №7 утвержден Регламент арбитражных судов, который регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов Российской Федерации и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, органами судейского сообщества. Регламент является обязательным для всех арбитражных судов Российской Федерации.
Подведомственность дел арбитражным судам устанавливается федеральными законами и прежде всего Арбитражным процессуальным кодексом (ст.22)
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений между следующими субъектами: юридическими лицами, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя; Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации.
Таким образом, подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, которые тоже рассматривают дела по экономическим спорам, разграничивается прежде всего именно по признаку субъекта этого спора: если хотя бы одной стороной является физическое лицо (не считая упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей), дело подведомственно суду общей юрисдикции.
За защитой своих нарушенных прав или оспариваемых законных интересов в арбитражные суды вправе обращаться организации и граждане. Под организациями следует понимать юридические лица, предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, включая колхозы и частные предприятия. Под гражданами понимаются граждане, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, и их объединения. Организации и граждане могут прибегать к помощи арбитражных судов для разрешения споров между собой а также с государственными и иными органами. Когда в спорах участвуют иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор может быть передан на разрешение арбитражных судов при наличии соглашения сторон либо если это специально предусмотрено законодательным актом.
В случаях, установленных законодательными актами Российской Федерации, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.
До передачи спора на разрешение арбитражного суда стороны должны принять все меры по непосредственному урегулированию спора в установленном порядке, за исключением требований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительными актов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственной регистрации организаций либо самостоятельной предпринимательской деятельности, а также других споров в сфере управления с участием граждан предпринимателей.
Наиболее типичными экономическими спорами, разрешаемыми арбитражными судами, являются следующие:
- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
- об изменении условий или о расторжении договоров;
- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- о признании права собственности;
- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
- о возмещении убытков;
- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
- о защите чести, достоинства и деловой репутации;
- о признании не подлежащих исполнению исполнительного, или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
В деятельности арбитражных судов и Высшего Арбитражного Суда все больше места занимают споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, в частности о признании недействительными решений налоговых органов, таможенных органов, органов валютного контроля о применении санкций за нарушения соответствующего законодательства.
Иные дела, рассматриваемые арбитражными судами наряду с экономическими спорами, включают в себя, прежде всего, дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан-предпринимателей, а также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Практические рекомендации, используемые при решении вопроса об относимости конкретных дел к спорам и делам, рассматриваемым арбитражными судами, содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» (данное постановление принято в целях обеспечения правильного и единообразного решения вопроса о подведомственности дел по спорам и жалобам, возникающим в процессе предпринимательской деятельности и вытекающим из гражданских правоотношений либо правоотношений в сфере управления, а также в целях предотвращения случаев необоснованного отказа в правосудии).
Арбитражный процессуальный кодекс устанавливает также, что арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела не только с участием организаций и граждан - предпринимателей Российской федерации, но и иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Особенностью производства в арбитражных судах является то, что по соглашению сторон уже возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение третейского суда. Стороны также вправе принять меры к разрешению спора непосредственно сами либо через посредника, выбираемого ими по взаимному согласию.
Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством субъектов Федерации, международными договорами. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Основные принципы деятельности арбитражных судов определены в ст. 6 ФКЗ « О АС». Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится, согласно этой статье, на основе принципов законности, независимости, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел, непосредственность и непрерывность судебного разбирательства. Особо подчеркивается равенство перед судом не только граждан, но и организаций. В ст. 6 АПК, где этот принцип развивается, оговорено равенство перед законом и судом организаций независимо от места нахождения, подчиненности и формы собственности.
Система арбитражных судов в Российской Федерации в основном, связана с национально-государственным и административно-территориальным устройством. В нее входят: Высший Арбитражный Суд Российской федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды этого уровня названы арбитражными судами субъектов Российской Федерации). По предложению Высшего Арбитражного Суда РФ допустимо формирование арбитражных судов безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству: на территории нескольких субъектов российской федерации может действовать один арбитражный суд, и наоборот, на территории, одного субъекта Российской Федерации могут быть образованы несколько арбитражных судов.
Федеральное законодательство не предусматривает создания арбитражных судов на районном уровне. Поэтому арбитражными судами 1 основного звена и считаются арбитражные суды субъектов Федерации, Отсюда следует, что производство в арбитражном суде основного звена занимает центральное место, поскольку именно здесь в первую очередь реализуются задачи, поставленные законом перед арбитражным судопроизводством.
В системе арбитражных судов имеется четыре звена: