Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности

Регулирование деятельности страховых организаций на законо­дательном уровне осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об организации страхового дела в Российской Федера­ции» и «О медицинском страховании граждан», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об обяза­тельном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и др.

Законы определяют понятие, сущность страхования в целом, дают характеристику отдельных его видов и форм, устанавлива­ют порядок, регулирующий деятельность страховых организаций, занимающихся разными направлениями страховой деятельности: требования и документы, необходимые для лицензирования, ти­повые правила по обязательным видам страхования, — а также позволяют получить ответы на'другие вопросы.

Характеристика основных законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность страховых организаций, при­ведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Наименование документа Основные назначения документа
Гражданский кодекс Российской Фе­дерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51 -ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ Устанавливает правовые основы страховой деятельности и деятельности страховых организаций, порядок заключения, исполне­ния, расторжения договоров страхования
Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхово­го дела в Российской Федерации»в редакции от Устанавливает понятие, сущность страхова­ния, его виды и формы, определяет правила деятельности страховых организаций
Федеральный закон от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страхова­нии граждан» Определяет правовые, экономические и ор­ганизационные основы медицинского стра­хования населения в Российской Федерации и направлен на усиление заинтересованно­сти и ответственности населения и госу­дарства, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях, обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на медицинскую помощь
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федерации» Определяет особенности государственного пенсионного страхования
Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пен­сионных Фондах» Определяет особенности негосударственно­го пенсионного страхования
Постановление Правительства РФ от 07.05. 2003 № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Устанавливает порядок использования договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, права, обязанности страховщика и страхователя по договору ОСАГО
Постановления правительства РФ от 29.03. 1994 № 251 «Об утверждении Правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование». Определяет условия лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, требования к страховщикам при обязательном медицинском страховании, перечень документов для получения лицензии
Постановление Правительства РФ от 30. 06. 2004 №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» Устанавливает полномочия Федеральной службы страхового надзора, ее функции и права
Общее положение о страховых медицинских организациях. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.01. 1992 № 41 Устанавливает общие требования к страховым медицинским организациям
Общее положение о страховых организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11. 10. 1993 № 1018 Устанавливает общие требования к страховым организациям, осуществляющим обязательное медицинское страхование
Типовые правила обязательного медицинского страхования граждан. Утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03. 10.2003 № 3856/30-3/и Устанавливает порядок осуществления договора обязательного медицинского страхования граждан, права, обязанности страховщика и страхователя по договору обязательного медицинского страхования
Приказ Минфина России от 11. 04. 2006 № 60н «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представленным для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» Устанавливает общие требования к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела, порядок заполнения документов, содержит образцы форм документов
Приказ Минфина России от 28. 12. 2004 № 126н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора-Инспекции страхового надзора по федеральному округу» Устанавливает полномочия территориального органа Федеральной службы страхового надзора (Инспекции страхового надзора по федеральному округу), ее функции и права
Приказ Минфина России от 02. 11. 2001 № 90н «Об утверждении Положения о порядке расчета страховщикам нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» Устанавливает методику расчета маржи платёжеспособности (нормативного и фактического размера), соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности
Приказ Минфина России от 11.06.2002 № 51н «Об утверждении правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни» (в ред. от 20.10.2008) Устанавливает состав и порядок формирования страховых резервов, методику их расчета по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, относящимся к страхованию иному, чем страхование жизни
Приказ Минфина России от 08.08.2005 № 100н «Об утверждении правил размещения страховщиками средств страховых резервов» (в ред. от 20.10.2008) Устанавливает состав и требования к активам, применяемым в покрытие (обеспечение) страховых резервов
Приказ Минфина России от 16.12.2005 № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для открытия собственных средств страховщика» Устанавливает состав и требования к активам, принимаемым в покрытие собственных средств страховщика

Право на ведение деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела (за исключением актуария), получившему лицензию. Под лицензируемой страховой деятельностьюпонимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования ( страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

Лицензия на осуществление страховой деятельности – это документ, удостоверяющий право ее владельца на проведение определенных видов страхования на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований. Оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируются не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса.

Лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации регламентируется:

1) ст. 32 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

2) правами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными Постановлением правительства РФ от 29.03.1994 № 251;

3) приказом Минфина России «Об утверждении Положения о требованиях к заявлению, сведениям и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела».

Деятельность субъекта страхового дела лицензируется на основании его заявления и приложенных к заявлению документов. Лицензия на осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также – лицензия) выдается субъектами страхового дела.

Для получения лицензии на проведение добровольного и (или) обязательного страхования, взаимного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) Заявление о предоставлении лицензии;

2) Учредительные документы соискателя лицензии;

3) Документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

4) Протокол собрания учредителей об утверждении учредительных документов соискателя лицензия и утверждении на должности единоличного исполнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиально исполнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников(;

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о достоверности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководителях) коллегиально исполнительного органа, главном бухгалтере, руководителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) страховщика – юридического лица или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страховщика должен иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документов о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемом в Российской Федерации, а также стаж работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) и главный бухгалтер страховщика – юридического лица должны иметь гражданство Российской Федерации;

9) сведения о страховом актуарии. Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое ) или экономическое образование, подтвержденное документом о высшей математическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в области актуарных расчетов (Положение об аттестации и выдаче квалификационных аттестатов вступило в силу с 01.07.2006);

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным законом, с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики актуарных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структуры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования, включающие бизнес-план на первый год деятельности; расчет соотношения активов и обязательств в соответствии с Положением о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденным приказом Минфина России от 02.11.2002 №90н (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года); план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика; баланс с приложением отчета о прибылях и убытк5ах на последнюю отчетную дату; план размещения страховых резервов.

Страховая организация может продавать страховые продукты сама либо с привлечением страховых брокеров. В соответствии с пунктом п. 1и5 ст. 32 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензированию подлежит не только страховая деятельность, но и страховая брокерская деятельность. Организация, занимающаяся брокерской деятельностью в области страхования, обязаны получить лицензию.

Для получении лицензии наведения страховой брокерской деятельностью соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

3) учредительные документы соискателя лицензии – юридического лица;

4) образцы договоров, необходимые для осуществления страховой брокерской деятельности;

5) документы, подтверждающие квалификацию работников страхового брокера и квалификацию страхового брокера – индивидуального предпринимателя. Необходимыми квалификационными требованиями, представляемыми к страховому брокеру, являются наличие высшего финансового или экономического образования, признаваемого в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет. Главный бухгалтер страхового брокера должен иметь стаж работы по специальности не менее двух лет. Руководители и главный бухгалтер страхового брокера – юридического лица должны иметь гражданство Российской Федерации

Субъекты страхового дела несут ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.

За выдачу каждой лицензии со страховых организаций взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации (4000 руб.).

Решение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимает орган страхового надзора в строк, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех документов.

Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, который должен быть не ниже установленного минимального размера. Этот размер определяется на основе базовой величины, равной 30 млн рб., и коэффициентов, установленных в зависимости от специализации страховщиков по объекта страхования, и их сочетания (табл. 1.3).

Таблица 1.3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ УСТАВНОГО КАПИТАЛА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вид страхования Коэффициент для определения минимального уставного капитала (К) С 2012 увел.см.в интернете Минимальный размер уставного капитала, 30 000*К, тыс.руб.
Страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование 30 000
Страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, имущественное страхование, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков 30 000
Страхование жизни 60 000
Страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование 60 000
Перестрахование, а также страхование с перестрахованием 120 000

После 01.07.2007 требуемый размер уставного капитала должен быть обеспечен у всех страховых организаций. Внесение в уставный капитал заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается. Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода.

Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика служат не только экономически обоснованные страховые тарифы, утвержденные при лицензировании страховой деятельности, а также необходимый минимальный оплаченный уставный капитал, но и страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования. Согласно Федеральному закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщики формируют страховые резервы. Состав и порядок формирования страховых резервов, методику их расчета по договорам страхования, сострахования и договорам, принятым в перестрахование, относящимся к страхованию иному, чем страхование жизни, устанавливают правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем жизни.

Средства страховых резервов используются исключительно на страховые выплаты, не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы РФ.

Страховая организация является участником не только страхового, но и финансового рынка. Необходимые для урегулирования убытков страховые резервы представляют собой важный инвестици­онный ресурс. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования.

Средства страховых резервов должны размещаться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности со­гласно Правилам размещения страховщиками средств страховых резервов.

В настоящее время приняты жесткие нормы, регламентирую­щие использование в качестве инвестиционных ресурсов не только средств страховых резервов, но и собственных средств страхов­щика. В соответствии с приказом Минфина России от 16.12.2005 № 149н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика» страховщики обязаны инвестировать не только страховые резервы, но и собственные средства. Этим при­казом определены виды активов, принимаемых и не принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, требования к активам, принимаемым для покрытия собственных средств стра­ховщика, и их структуре.

Главное при совершении страховщиком инвестиционных опе­раций — создание системы размещения страховых резервов и соб­ственных средств с помощью финансовых инструментов, позволяю­щих получить стабильную доходность на положительном к темпам инфляции уровне при высокой ликвидности таких инструментов с учетом диверсификации системных и ценовых рисков.

Активная инвестиционная деятельность страховщика позволяет под влиянием инфляции нивелировать обесценение страховых резервов и собственных средств. Кроме того, инвестиционный доход может учитываться как фактор снижения страховых премий по договорам страхования (тем самым становится привлекательнее страхование для потенциальных клиентов, расширяется их круг), и дополнительный источник покрытия обязательств по заключен­ным договорам страхования.

Значительную роль для характеристики деятельности стра­ховщика играет платежеспособность страховой организации. Для регулирования и контроля платежеспособности был принят приказ Минфина России от 02.11.2001 № 90н «Об утверждении Положения о порядке расчета страховщиками нормативного со­отношения активов и принятых ими страховых обязательств». По­ложение устанавливает методику расчета маржи платежеспособ­ности (нормативный и фактический размер активов и принятых обязательств), соотношения между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности, определяет допустимое соотношение между этими величинами, а также последствия для тех случаев, когда допустимое соотношение не выполняется.

1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страхо­вании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства за страховой деятельностью осуществляется го­сударственный надзор. Для применения механизма государствен­ного регулирования страховой деятельности в 1992 г. была создана Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью (да­лее — страховой надзор).

Страховой надзор осуществляется федеральным органом стра­хового надзора и его территориальными органами. Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по кон­тролю и надзору в сфере страховой деятельности, является Фе­деральная служба страхового надзора (далее — Служба), которая находится в ведении Минфина России. Она ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Согласно Положению о Федеральной службе страхового надзора, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330, основными полномочиями Службы являются:

1) осуществление контроля и надзора за:

¾ соблюдением субъектами страхового дела страхового законо­дательства, в том числе путем проведения проверок их деятель­ности на местах;

¾ выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства;

¾ представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

¾ достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

¾ обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, предпринимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

¾ Составом и структурой активов, предпринимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

2) принятие решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензии в отношении субъектов страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3) проведение аттестации страховых актуариев;

4) ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела;

5) получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, представляемых субъектами страхового дела;

6) выдача в соответствии с законодательством РФ предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7) обращения в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела – юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела – физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства , регулирующего осуществление страхового надзора;

9) осуществление расчета размера (квоты) участие иностранного капиталов уставном капитале страховых организаций и выдача разрешения на увеличение размеров уставного капитала страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов,; совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставном капитале) страховых организаций; открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового лица) , а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

10)выдача согласия на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.09.2005 № 567 Служба является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за сбор и обработку информационных ресурсов автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

11) публикация в печатном органе информационных материалов по правоприменительной практике в установлено сфере деятельности, справочных и иных материалов, а также Единого государственного реестра субъектов страхового дела, Реестра объединений субъектов страхового дела, информации о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии, за исключением сведений о субъектах страхового дела из Единого государственного реестра субъектов страхового дела;

12) осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

13) обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

14) организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решения и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

15) обеспечение мобилизационной подготовки службы;

16) организация профессиональной подготовки работников аппарата Службы, их переподготовки, повышение квалификации и стажировки;

17) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

18) взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

19) представление РФ по Поручению правительства РФ в международных организациях по вопросам страхового надзора, участие в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

20) участие в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;

21) проведение в установленном порядке конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

22) осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ.

Служба в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

¾ организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам надзора в установленной сфере деятельности;

¾ запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений;

¾ давать юридическим и физическим лицам необходимые разъяснения;

¾ вести контроль за деятельность территориальных органов;

¾ привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;

¾ применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного , предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности , в целях пресечения факторов нарушения законодательства РФ;

¾ создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Служба ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Правительством РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельность, согласованному с заинтересованными органами государственной власти, созданы территориальные органы страхового надзора в целях соблюдения требований российского законодательства по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов участников страхового рынка.

Территориальные органы страхового надзора ведут непосредственный надзор за страховой деятельностью на территории субъектов РФ. В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора по федеральному округу таким органом является инспекция, осуществляющая свою деятельность на соответствующей территории РФ в пределах компетенции, установленной данным Положением.

Для реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право:

¾ запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции инспекции;

¾ давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам;

¾ в рамках своей компетенции и с соблюдением установленных Службой требований давать сообщения в средства массовой информации о состоянии страхового рынка;

¾ вносить предложения по разработке методических документов по вопросам контроля и надзора в сфере страхового дела.

Наши рекомендации