Тема 6. Управление риском ликвидности банка
Текущий мировой финансовый кризис показал, что одним из наиболее существенных банковских рисков, способных спровоцировать кризисные явления не только в отдельных банках, но и в банковском секторе в целом, является риск ликвидности.
По мнению Национального банка, надлежащим образом сформированная система управления риском ликвидности должна быть интегрирована в общую систему управления рисками банка и обеспечивать совокупное решение следующих задач:
· разработка локальных нормативных правовых актов по управлению риском ликвидности, которые определяют стратегию управления, политику и процедуры выявления (идентификации), измерения (оценки), мониторинга и контроля риска ликвидности и позиций ликвидности, и их соблюдение на практике;
· распределение полномочий и ответственности в области осуществления процесса управления риском ликвидности и позициями ликвидности между уполномоченным органом управления банком и исполнительными органами банка;
· четкое разделение подразделений банка (должностных лиц), которые непосредственно осуществляют операции (деятельность), приводящие к изменению позиций банка, т.е. генерируют риск ликвидности, и подразделений банка (должностных лиц), осуществляющих контроль за риском ликвидности и ответственных за управление им;
· выявление (идентификация) и измерение (оценка) риска ликвидности;
· осуществление мониторинга риска ликвидности и позиций ликвидности, создание системы отчетности, включая пруденциальную и управленческую отчетность;
· ограничение риска ликвидности, формирование системы лимитов (ограничений) и индикаторов раннего предупреждения;
· проведение стресс-тестирования;
· разработка альтернативных сценариев планирования ликвидности, планов финансирования в кризисных ситуациях и планов действий на случай непредвиденных обстоятельств, их регулярный пересмотр;
· организация внутреннего контроля риска ликвидности и управления риском ликвидности, осуществление внутреннего аудита;
· раскрытие соответствующей информации о риске ликвидности и позициях ликвидности.
При формировании системы управления риском ликвидности банкам следует руководствоваться требованиями к локальным нормативным правовым актам банка по управлению рисками и внутреннему контролю, установленными Инструкцией о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 137, Инструкцией об организации системы внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 сентября 2006 г. N 139, а также приведенными ниже рекомендациями Национального банка.
В Принципах изложена лучшая международная практика управления ликвидностью (позициями ликвидности) и риском ликвидности в банках с учетом изменений, произошедших на финансовых рынках в последние годы, в том числе вызванных мировым финансовым кризисом.
Основополагающим принципом является ответственность банка за эффективное управление, которое заключается в создании надежной системы управления риском ликвидности, гарантирующей поддержание достаточной ликвидности банка в обычных условиях, и создание подушки (резерва) ликвидности для противостояния возможному воздействию стрессовых ситуаций. При формировании такой системы в первую очередь необходимо четко разграничить управление самой ликвидностью (позициями ликвидности) банка и риском ликвидности.
По определению Базельского комитета, ликвидность - способность банка фондировать (обеспечивать ресурсами) прирост активов и выполнять обязательства по мере того, как наступает срок их исполнения, не неся при этом недопустимых потерь (убытков). Управление ликвидностью фактически состоит в поддержании ее на уровне, позволяющем избегать как недостатка (дефицита) ликвидности, который может привести к неплатежеспособности банка, так и излишнего избытка ликвидности, снижающего рентабельность активов банка.
Как показывает лучшая международная практика, для принятия эффективных управленческих решений в отношении ликвидности банку необходимо определить методы управления ликвидностью, которые должны быть зафиксированы в локальном нормативном правовом акте банка и регулярно пересматриваться с учетом финансового состояния банка и текущих рыночных условий.
Методы управления ликвидностью включают определение основного и дополнительного источников денежных средств, с помощью которых банк сможет исполнять свои обязательства. При выборе методов управления ликвидностью банку необходимо учитывать объем и характер осуществляемой деятельности, структуру баланса, а также текущую ситуацию на рынке. В международной практике, как правило, используются следующие основные методы управления ликвидностью: управление пассивами, управление активами и комбинированный метод, позволяющий объединить преимущества разных методов управления и, будучи наиболее консервативным, снизить присущие им риски.
Управление ликвидностью неразрывным образом связано с управлением риском ликвидности и, по сути, является одним из основных источников данного риска.
Риск ликвидности заключается в вероятности возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неспособности обеспечить своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме. Каждый банк изначально подвержен данному риску в силу несбалансированности (в том числе по срокам) активов и привлеченных средств банка.
Руководство банка должно определить допустимый (безопасный) уровень риска ликвидности, который готов принять банк (по определению Базельского комитета - толерантность к риску), отражающий стратегию ведения бизнеса, характер, масштаб и сложность видов деятельности банка, его роль в банковском секторе страны, финансовое положение банка и его способность к фондированию. Безопасность допустимого уровня риска определяется способностью банка без существенных потерь (убытков) управлять риском ликвидности в рамках данного уровня, обеспечивая своевременное исполнение своих обязательств в полном объеме.
Руководству банка следует разработать и регулярно пересматривать стратегию и политику внедрения стратегии управления риском ликвидности в соответствии с допустимым уровнем риска, а также обеспечивать их эффективное применение на практике.
При разработке стратегии управления риском ликвидности необходимо разграничивать:
· риск фондирования ликвидности, заключающийся в том, что банк не сможет эффективно удовлетворить свои текущие или будущие потребности (ожидаемые или непредвиденные) в денежных средствах и имуществе для передачи в залог без ущерба для своей текущей деятельности или финансового состояния;
· рыночный риск ликвидности, заключающийся в том, что банк не сможет легко реализовать либо приобрести активы (обязательства) по рыночной стоимости по причине недостаточной глубины рынка, не позволяющей увеличить объем операций без значительного изменения цен на них, или дестабилизации самого рынка.
Руководство банка также должно иметь четкое представление о взаимном влиянии этих рисков ликвидности, а также влиянии других рисков на общее управление риском ликвидности банка в обычных и стрессовых условиях и обеспечивать взаимодействие между подразделениями (должностными лицами банка), ответственными за управление различными рисками.
Стратегия управления реализуется посредством политики управления риском ликвидности, которая вместе с процедурами выявления (идентификации), измерения (оценки), мониторинга и контроля (снижения) риска ликвидности должна обеспечить целостность и эффективность процесса управления риском ликвидности и позициями ликвидности, включая систему прогнозирования входящих и исходящих денежных потоков по балансовым и внебалансовым статьям в различных временных интервалах.
Политика и процедуры должны быть задокументированными, последовательными, применяться единообразно во всех подразделениях банка, обеспечивать предоставление органам управления банка своевременных и достоверных сведений о состоянии ликвидности и уровне риска ликвидности в целом по банку для принятия в случае необходимости соответствующих корректирующих мер.
При выявлении (идентификации) риска ликвидности банку необходимо установить причины превышения исходящих денежных потоков над входящими на протяжении различных периодов времени. Источниками превышения в первую очередь могут быть: неудовлетворительная структура позиций ликвидности, связанная с несбалансированностью по срокам объемов активов и пассивов; отток привлеченных средств, связанный с возможностью непредсказуемого увеличения исходящих и (или) уменьшения входящих платежей по счетам клиентов.
При выявлении (идентификации) риска ликвидности банку также необходимо принимать во внимание влияние других рисков: кредитного (непоставка или невозврат активов), рыночного (снижение рыночной стоимости активов), валютного (несбалансированность активов и обязательств по видам валют), репутационного (утрата доверия к банку, влекущая отток привлеченных средств клиентов), операционного (потеря ликвидности в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий), риска концентрации (зависимость банка от небольшого количества источников заемных ресурсов, чрезмерный объем краткосрочных депозитов или долгосрочных кредитов).
Измерение (оценка) риска ликвидности, под которым понимается количественная оценка (определение величины риска), предполагает оценку входящих денежных потоков банка относительно его исходящих потоков и оценку степени ликвидности его активов для определения будущей потребности банка в ликвидных активах на различные сроки в разных валютах.
Для обеспечения полноты измерения (оценки) риска ликвидности рекомендуется предусмотреть включить в процесс управления риском ликвидности определение величины издержек или потенциальных затрат, возникающих при реализации мер по обеспечению покрытия дефицита ликвидности (стоимости риска ликвидности), а также отнесение их на соответствующие виды деятельности (бизнес-линии), позиции, портфели, отдельные сделки. Включение таких издержек во внутреннее ценообразование, использование при бюджетировании, оценке эффективности деятельности, при подготовке к введению новых видов банковских продуктов позволят осуществлять корреляцию склонности руководителей отдельных подразделений (бизнес-линий) к принятию риска (по определению Базельского комитета - риск-аппетит) с общей стратегией управления риском ликвидности банка.
Измерение (оценку) риска ликвидности рекомендуется осуществлять в отношении:
· будущих денежных потоков по активам и пассивам, при прогнозировании которых оценивается ликвидность активов, устойчивость источников финансирования и факторы, оказывающие на нее влияние, наличие вспомогательных механизмов финансирования в стрессовых ситуациях;
· будущих денежных потоков, связанных с внебалансовыми обязательствами и прочими условными обязательствами, при оценке которых особое внимание следует обращать на события, создающие предпосылки для исполнения условных обязательств и тем самым вызывающие дополнительную потребность в фондировании (по определению Базельского комитета - события-триггеры);
· будущих денежных потоков в разрезе видов валют, для каждой из которых необходимо осуществить оценку величины несоответствий по объемам и срокам, а также оценить вероятность потери доступа к рынкам иностранной валюты и возможности конвертировать валюты;
· видов деятельности, связанных с корреспондентскими отношениями и расчетами, которые могут оказать влияние на общую позицию ликвидности в случае неожиданных изменений в валовых входящих и исходящих потоках платежей клиентов.
Банку необходимо использовать методы измерения, позволяющие дать всестороннюю количественную оценку риска ликвидности, включая оценку структуры баланса, прогнозирование денежных потоков по всем существенным балансовым и внебалансовым позициям и видам деятельности применительно к специфическим условиям конкретного банка, как в обычных условиях, так и в стрессовых ситуациях, на протяжении различных периодов времени.
В международной банковской практике традиционно применяются следующие методы измерения (оценки), приведенные в последовательности, определенной возрастанием сложности их использования в силу необходимой технической поддержки и наличия соответствующей накопленной банком базы данных, наряду с возрастанием точности результатов оценки:
· коэффициентный анализ ликвидности баланса банка, позволяющий оценить с помощью коэффициентов объем и структуру обязательств банка, которые могут быть востребованы в разные сроки, объем и структуру ликвидных активов, а также покрытие отдельных статей пассивов отдельными статьями активов;
· гэп-анализ, или оценка разрывов ликвидности, позволяющий оценить позицию ликвидности как разность объемов активов и пассивов со сроками погашения в определенном выбранном временном периоде, исходя из текущего фактического состояния активов и пассивов (статичный подход) либо из прогнозируемых входящих и исходящих потоков денежных средств (динамический подход);
· анализ денежных потоков, который заключается в расчете на анализируемые даты всех входящих и исходящих денежных потоков в банке и анализе их статистических характеристик, накопленных банком на протяжении определенного периода времени (составление платежного календаря);
· сценарный анализ, позволяющий осуществить прогноз появления тех факторов, которые могут оказать существенное влияние на изменение величины платежных потоков банка, и планирование ликвидности в соответствии с одним из выбранных банком сценариев.
В международной практике используются как минимум три альтернативных сценария планирования ликвидности:
· стандартный сценарий прогнозирования платежных потоков на основе статистики исторических данных банка (в обычных условиях);
· сценарий кризиса в банке, связанный с неблагоприятными факторами в деятельности самого банка, такими как существенное ухудшение структуры платежных потоков в связи с проблемами клиентов банка, невозврат части кредитов, закрытие ряда источников ликвидности, при отсутствии кризисных явлений на рынке в целом;
· сценарий кризиса на финансовом рынке (наиболее пессимистический), связанный с неблагоприятными внешними факторами и состоящий в резком ухудшении структуры платежных потоков банка в связи с кризисной ситуацией на финансовых рынках, показателями которой являются падение рыночных цен на финансовые инструменты, прекращение торгов на бирже, неликвидность рынка ценных бумаг, банкротство крупных операторов рынка, закрытие на банк лимитов со стороны контрагентов в связи с ухудшением их собственного финансового состояния, существенный отток клиентских средств.
Контроль за риском ликвидности рекомендуется осуществлять в первую очередь посредством лимитов (ограничений), которые следует устанавливать исходя из характера деятельности банка, ее сложности, предоставляемых видов услуг, валют, ситуации на рынке (для контроля в обычных условиях), а также индикаторов раннего предупреждения о потенциальных проблемах с ликвидностью и возникновении стрессовой ситуации.
К ограничениям, в частности, относятся лимиты на высоколиквидные (касса, остатки на корреспондентских счетах в Национальном банке) и ликвидные (срок погашения которых не превышает 30 дней) активы; внутренние нормативы (коэффициенты) ликвидности; допустимые предельные значения абсолютного гэпа, коэффициентов недостатка (избытка) ликвидности, рассчитываемых отдельно для нескольких контрольных временных интервалов, и иные ограничения по выбору банка, соблюдение которых должно быть предметом систематического контроля.
Для выявления потенциальных проблем с ликвидностью банкам следует разработать количественные и качественные индикаторы раннего предупреждения, к которым могут относиться, например, быстрый рост активов, увеличивающийся отток депозитов, усиление концентрации активов или пассивов, неоднократные нарушения нормативов ликвидности и (или) лимитов, снижение кредитного рейтинга, негативная информация о банке в средствах массовой информации, существенное снижение доходности и иные индикаторы, присущие конкретному банку и позволяющие выявить негативный тренд риска ликвидности.
В банке необходимо организовать активный мониторинг риска ликвидности и позиций ликвидности, для чего необходимо располагать надежной системой сбора, обработки, анализа информации, охватывающей позиции ликвидности по всем балансовым и внебалансовым статьям в разрезе валют, значимых клиентов, видов банковских услуг (продуктов), бизнес-линий, подразделений, регионов. Такая система управления информацией должна охватывать все имеющиеся и потенциальные источники риска ликвидности, которые могут возникнуть из новых видов деятельности. Результаты ежедневного мониторинга потребности банка в ликвидности, соблюдения лимитов (ограничений), проявления индикаторов раннего предупреждения должны использоваться при составлении управленческой отчетности, которую следует регулярно доводить до руководства банка для принятия им соответствующих мер по соблюдению политики, процедур и ограничений риска ликвидности, улучшению структуры баланса, переходу (при необходимости) к альтернативному сценарию планирования ликвидности в целях снижения риска.
Кроме того, следует осуществлять постоянный мониторинг факторов, которые могут оказать влияние на способность банка быстро привлекать ресурсы, а также обеспечить эффективную диверсификацию источников и сроков финансирования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе в рамках разработанных банком планов финансирования в обычных условиях. В рамках диверсификации банку следует определить основные действующие и потенциальные внешние источники финансирования, с которыми поддерживаются наиболее прочные взаимоотношения. Для укрепления способности противостоять стрессовым ситуациям банку необходимо разработать сценарии стресс-тестов и планы финансирования в кризисных ситуациях, в которых следует определить основные и альтернативные источники финансирования (внутренние и внешние).
Поскольку доступ к рынку, на котором банк может не только привлекать ресурсы, но и реализовывать активы, имеет важное значение для управления риском ликвидности, банку необходимо осуществлять активное управление таким доступом и его мониторинг, что требует развития в банке соответствующей информационно-технологической инфраструктуры.
Следует также уделять внимание управлению внутридневной ликвидностью, поскольку неспособность банка, особенно крупного, своевременно выполнять обязательства в течение дня может оказать негативное влияние не только на его собственную ликвидность, но и на ликвидность его контрагентов, а также дестабилизировать функционирование платежной (расчетной) межбанковской системы (по определению Базельского комитета - "риск заражения"). В целях предупреждения опасности возникновения подобного риска на раннем этапе банку необходимо обеспечить такое управление ликвидностью, которое предусматривает определение приоритетов и установление очередности выполнения обязательств в течение дня в обычных и стрессовых условиях. Для достижения данной цели банк должен измерять ежедневные входящие и исходящие денежные потоки и предвидеть возможный дефицит ликвидности в различных временных точках в течение дня, осуществлять мониторинг ключевых позиций внутридневной ликвидности, обеспечить возможность внутридневного финансирования и наличие для этого достаточного залога, а также иметь возможность управления исходящими потоками платежей основных клиентов и располагать планами действий на случай непредвиденной дестабилизации внутридневных потоков.
Важным элементом управления риском ликвидности является мониторинг всех активов, полученных в залог и (или) имеющихся в наличии для передачи в залог. Банку следует осуществлять оценку и мониторинг находящихся у него в залоге активов и финансового состояния залогодателя, а также иметь доступ к местонахождению залога для обеспечения его быстрой реализации при необходимости. Банку также следует оценить пригодность каждой основной группы соответствующих активов, имеющихся в наличии, для прогнозируемого или незамедлительного предоставления в залог при совершении операций с Национальным банком и (или) операций на финансовом рынке в непредвиденных случаях.
В целях эффективного управления риском ликвидности банку необходимо осуществлять стресс-тестирование (рассмотрено в теме 3).
Для поддержания устойчивости банк должен обеспечить наличие подушки (резерва) безопасности в виде высоколиквидных активов, не обремененных долгами, в размере, согласующемся с допустимым уровнем риска ликвидности, который готов принять банк.
В целях укрепления рыночной дисциплины, повышения прозрачности деятельности банка, предоставления участникам рынка возможности принятия обоснованного решения о способности банка поддерживать ликвидность на достаточном уровне Базельский комитет полагает необходимым, чтобы банки раскрывали количественную и качественную информацию об управлении риском ликвидности и позициями ликвидности.
Обязательные требования к раскрытию банками Республики Беларусь информации о ликвидности, установленные Инструкцией о порядке раскрытия информации банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 января 2006 г. N 6, являются минимальными, и банкам предоставлено право раскрывать больший объем информации по их усмотрению.
Наличие в банках локальных нормативных правовых актов по управлению риском ликвидности (в том числе риском фондирования ликвидности и рыночным риском ликвидности), разработанных с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами Национального банка, а также рекомендаций, изложенных в Принципах и в настоящем письме, соблюдение утвержденных политик и процедур, осуществление выявления (идентификации), измерения (оценки), мониторинга и контроля риска ликвидности и позиций ликвидности, регулярное предоставление управленческой отчетности, своевременное принятие мер по снижению риска, проведение стресс-тестов, наличие планов финансирования и действий в различных ситуациях, более широкое раскрытие информации будут рассматриваться как факторы, улучшающие качество управления ликвидностью и риском ликвидности и соответственно снижающие уровень риска.
Методы управления ликвидностью:
1. Метод балансировки активно-пассивных операций по срокам (доктрина «реальных векселей»);
2. Метод обеспечения ликвидности за счет накопления собственных ликвидных активов (метод управления активами);
3. Комбинированный метод использования как собственных ликвидных активов, так и пассивов (сбалансированное управление ликвидностью).
Для оценки риска ликвидности и определения потребности банка в ликвидных активах применяются следующие методы:
1. Коэффициентный анализ ликвидности баланса банка;
2. Метод оценки разрывов будущих сроков ликвидности (ГЭП-анализ);
3. Метод анализа платежных потоков;
4. Сценарный анализ и планирование ликвидности.
Виды ГЭП-анализа:
- статичный подход – весь анализ производится исходя из текущего фактического состояния активов и пассивов и предположения об их неизменности.
- динамичный подход – использование для расчета ликвидности прогнозируемых притоков и оттоков денежных средств.
Преимущества ГЭП-анализа:
- возможность спрогнозировать будущие балансы, позиции ликвидности и корреспондентские счета;
- простота расчетов и реализации.
Недостатки ГЭП-анализа:
- низкая точность анализа при широких временных интервалов;
- невозможность адекватного анализа сложных финансовых инструментов.
Метод анализа платежных потоков –расчет на отчетные даты входящих и исходящих платежных потоков, проходящих через банк.
Достоинства метода: позволяет определить числовые параметры уровня риска ликвидности (статистику чистого оттока, требования на лимиты и внутренние нормативы и др.) применительно к условиям и специфике конкретного банка.
Недостатки метода:
- мелкие и средние банки не имеют высокоразвитые информационные технологии и не накопили статистические данные по структуре проводимых платежей;
- банки пока не научились проводить сопоставимого анализа отдельных факторов риска;
- банки не обладают методологией анализа и соответствующей технологией ведения платежного календаря.
Инструменты ограничения и контроля уровня риска ликвидности:
1. Установление и контроль лимитов резервов ликвидности:
- лимит на первичные резервы ликвидности;
- лимит на вторичные резервы ликвидности.
Расчет лимитов осуществляется на основе исторического ряда ежедневных таблиц потоков платежей банка, накопленных в информационной базе данных банка, а также анализа динамики объемно-временной структуры активов/пассивов. В рамках указанного анализа риск-подразделение определяет статистические параметры фактических потоков платежей по каждой группе платежей в разрезе входящих и исходящих потоков.
2. Установление и контроль внутренних нормативов (коэффициентов) ликвидности.
3. Установление и контроль допустимых предельных значений абсолютных ГЭПов или коэффициентов избытка/недостатка ликвидности для нескольких временных интервалов (относительных ГЭПов) – например, j=2, j=4, j=7.
4. Разработка и реализация плана мероприятий, обеспечивающего соблюдение лимитов и накопление ликвидности к сроку прогнозированного дефицита ликвидности.
Документ «Принципы надлежащего управления и надзора за риском ликвидности» (Principles for Sound Liquidity Risk Management and Supervision) утвержден Базельским комитетом в сентябре 2008 года и содержит 17 принципов управления и надзора за риском ликвидности, сгруппированных по следующим направлениям:
1. Фундаментальный принцип управления и надзора за риском ликвидности (Принцип 1);
2. Руководство управлением риском ликвидности (Принцип 2-4);
3. Оценка и управление риском ликвидности (Принципы 5-12);
4. Публичное раскрытие информации (Принцип 13);
5. Роль органов надзора (Принципы 14-17).
Принцип 1. Ответственность за эффективность управления риском ликвидности лежит на банке. Банк должен установить надежную систему управления риском ликвидности, которая обеспечивает должный уровень ликвидности, включая «подушку» не обремененных обязательствами высококачественных ликвидных активов. Указанная система должна обеспечить способность банка противостоять различным стрессовым ситуациям, в том числе событиям, влекущим за собой утрату доступа или снижение объемов ликвидных средств, предоставляемых кредиторами, а том числе под обеспечение, а также размещаемых вкладчиками. Надзорный орган должен оценивать как эффективность системы управления риском ликвидности, так и состояние ликвидности в банке и предпринимать незамедлительные действия в случае выявления проблем по обоим направлениям в целях защиты интересов вкладчиков и минимизации потенциальных негативных последствий для финансовой системы в целом.
Принцип 2. Банк должен четко обозначить приемлемый уровень риска ликвидности (толерантность к риску) с учетом его бизнеса-стратегии и роль (места) в финансовой системе.
Принцип 3. Старший управленческий состав разрабатывает стратегию, политики и практики для управления ликвидностью в соответствии с установленным уровнем толерантности к риску, а также для поддержания достаточной ликвидности. Старший управленческий состав должен на постоянной основе анализировать информацию о состоянии ликвидности и регулярно доводить соответствующую информацию до сведения Совета директоров. Совет директоров, по крайней мере, ежегодно должен пересматривать и утверждать стратегию, политики и практики по управлению ликвидностью, осуществляемого старшим управленческим составом.
Принцип 4. Банк должен инкорпорировать расходы (затраты) на поддержание необходимого уровня ликвидности и риски во внутрибанковскую систему ценообразования по продуктам, учитывать их расходы при оценке эффективности деятельности, при введении новых продуктов по всем существенным (балансовым и внебалансовым) направлениям деятельности. Подобный подход позволит совместить стимулы по принятию рисков по отдельным банковским продуктам и риски ликвидности, обусловленные деятельностью банка в целом.
Принцип 5.Банк должен обладать надежными процессами по выявлению, оценке, мониторингу и контролю за риском ликвидности. Этот процесс должен включать работу по детальному прогнозированию денежных потоков по активам, обязательствам и внебалансовым инструментам за определенные временные интервалы.
Принцип 6. Банк должен активно анализировать и контролировать риск ликвидности, а также потребности в финансовых ресурсах (фондировании) по всем подразделениям, направлениям деловой активности и валютам, учитывая юридические, регулятивные и операционные ограничения на перевод ликвидных средств.
Принцип 7. Банк должен разработать и утвердить стратегию фондирования, которая обеспечить эффективную диверсификацию источников и направлений фондирования. Банк должен поддерживать постоянное присутствие на площадках, выбранных им в целях удовлетворения потребностей в фондировании. Для обеспечения эффективной диверсификации источников фондирования банк также должен поддерживать тесные взаимоотношения с кредиторами и иными лицами, способными предоставить денежные средства. Банк регулярно должен оценивать собственные возможности по оперативному увеличению привлечения средств из каждого источника фондирования. Банк должен выявлять основные факторы, влияющие на возможность увеличения фондирования, и тщательно контролировать указанные факторы. Данные меры должны обеспечить достоверность оценок банка в части возможностей по увеличению фондирования.
Принцип 8.В целях своевременного исполнения обязательств по платежам и расчетам как при нормальных условиях, так и в стрессовых ситуациях банк должен активно управлять внутридневной ликвидностью и соответствующими рисками, содействуя бесперебойному функционированию платежных и расчетных систем.
Принцип 9. Банк должен активно управлять финансовыми инструментами, используемыми (могут использоваться) в качестве обеспечения, выделяя при этом обремененные и не обремененные залогом активы. Банк должен контролировать юридических лиц, у которых находится (хранится) обеспечение, местонахождение таких активов, а также располагать процедурами по их своевременному востребованию.
Принцип 10. В целях выявления источников потенциальных проблем с ликвидностью, а также для удостоверения того, что текущее состояние ликвидности соответствует определенному банком уровню риска ликвидности (толерантности к риску), банк должен на регулярной основе проводить стресс-тестирование по различным краткосрочным и долгосрочным сценариям, ориентированным как на специфику банка, так и масштабные рыночные стрессы, а также на совмещение обоих сценариев. Банк должен учитывать результаты стресс-тестов при уточнении стратегий, политик управления ликвидностью, а также при разработке планов действий на случай чрезвычайных обстоятельств.
Принцип 11. Банк должен обладать формализованным планом действий на случай чрезвычайных обстоятельств, четко определяющим стратегии преодоления проблем с ликвидностью. Указанный план должен содержать политики по управлению различными стрессовыми ситуациями, четко распределять ответственность и обязанности, предусматривать детализированные процедуры введения плана в действие. В целях обеспечения операционной надежности плана, он должен подвергаться регулярному тестированию и обновлению.
Принцип 12. Банк должен располагать запасом не обремененных обязательствами, высококачественных и ликвидных активов, служащих в качестве «страховки» при различных стрессовых сценариях, включая события, влекущие за собой утрату доступа или снижение стандартных объемов ликвидных средств, предоставляемых кредиторами, в том числе под обеспечение, а также размещаемых вкладчиками. При этом, должны отсутствовать какие-либо правовые, регулятивные или операционные ограничения на использование подобных активов для целей получения фондирования.
Принцип 13.Банк на регулярной основе должен раскрывать информацию, которая позволить участникам рынка осуществить обоснованное суждение о надежности внутрибанковских механизмов управления, риском ликвидности и состоянии ликвидности.
Принцип 14. Надзорные органы должны регулярно осуществлять всестороннюю оценку совокупных внутрибанковских механизмов управлению риском ликвидности и состояния ликвидности. Целью указанной надзорной оценки является подтверждение того, что внутрибанковские механизмы управления риском ликвидности и состояние ликвидности банка обеспечивают надлежащий уровень устойчивости к стрессам ликвидности с учетом значимости банка для финансовой системы.
Принцип 15. Надзорный орган должен дополнять регулярные оценки совокупных внутрибанковских механизмов управления риском ликвидности и состояния банковской ликвидности анализом внутрибанковской и пруденциальной отчетности, а также рыночной информации.
Принцип 16.Надзорный орган должен требовать от банка своевременных эффективных действий по устранению недостатков в процессах управления риском ликвидности или в состоянии ликвидности.
Принцип 17. В целях усиления эффективности сотрудничества в области надзора и контроля за управлением риском ликвидности органы банковского надзора должны взаимодействовать с иными органами надзора и органами государственной власти, например, центральными банками, включая иностранные органы надзора и государственной власти. В периоды экономической стабильности такое сотрудничество должно осуществляться на регулярной основе. При этом в периоды стрессов обмен информацией должен осуществлять с большей частотой и в более детализированном формате.