Бухгалтерский учет в Казахстане и международный бухгалтерский учет
«Отсутствие счетоводства или его нерациональное ведение
неумолимо ведет частных лиц к бедствию,
предприятия - к разорению, а государство - к той экономической
анархии, которая предшествует социальному падению»
(Э.Леотэ)
Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан состоит из 4 уровней:
1-ый уровень - Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», который устанавливает основные принципы и общие правила учета, которые должны соблюдаться в процессе подготовки финансовой отчетности и ее использования, требования по внутреннему контролю и внешнему аудиту.
В соответствии со статьей 4 Закона целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.
2-ый уровень - Стандарты бухгалтерского учета (МФСО, НСФО), которые представляют собой систематизированный перечень общепринятых бухгалтерских методов по оценке, учету и раскрытию активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в финансовой отчетности. Стандарты бухгалтерского учета являются нормативными документами, прошедшими правовую экспертизу в Министерстве юстиции РК, и поэтому при ведении бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности необходимо строго придерживаться тех методов, которые они описывают.
3-ий уровень - Методические рекомендации, инструкции к стандартам бухгалтерского учета, которые разъясняют важные аспекты использования стандартов бухгалтерского учета на конкретных примерах хозяйственных операций. Эти документы используются бухгалтерами и финансовыми работниками для правильного толкования и использования стандартов.
4-ый уровень - Документы самого предприятия по учетной политике. Учетная политика, разрабатывается и утверждается руководителем субъекта самостоятельно на основе первых трех уровней и содержит правила ведения учета, подготовки и представления финансовой отчетности, обязательные для исполнения бухгалтерскими службами.
Учетная политика должна формироваться всеми субъектами независимо от форм собственности.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Казахстане осуществляет правительство, в лице Министерство финансов РК. Отношения бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе определяются банковским законодательством.
Нормативные акты и методологические указания уполномоченного органа Министерства финансов обеспечивают единообразие учета на территории Казахстана и распространяются на все хозяйствующие субъекты.
Основными задачами бухгалтерского учета, согласно закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» признаны:
1) обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельности;
обеспечение информацией, необходимой государственным органам для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственной деятельности.
В различных странах бухгалтерские требования регулируются законодательно с участием многочисленных общественных организаций. Так, за рубежом значительное влияние на деятельность субъектов оказывают профессионалы бухгалтерского учета из числа теоретиков и практиков, объединенные в ассоциации, союзы и т.д.
Общим актуальным аспектом, которым сейчас занимаются многие ученые в области регулирования бухучета, является достижение соответствия между финансовыми показателями и социально-экономическими последствиями деятельности. В этой связи получает широкое распространение так называемые специальное направление учета. Его основная идея сводится к созданию информационной основы таких элементов, как контроль затрат, формирование ассортимента продукции, ценообразование, система отчетности для управления, внедрения новых технологий и продукции.
В настоящее время важными становятся и вопросы экологии, поскольку традиционный бухгалтерский учет не всегда отражает стоимость социально-экологических последствий, безработицы, загрязнения окружающей среды и т.п. Затраты на их ликвидаций общества возмещает через систему налогов. Однако действующее в Республике законодательство, регулирующие учетную систему, не в должной мере указывает на социально-экологическое предназначение учета.
Гражданский кодекс Республики Казахстане различает два типа организаций:
- коммерческие: акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;
- некоммерческие: государственные учреждения, общественные фонды, потребительские кооперативы, общественные или религиозные объединения, ассоциации (союзы).
При этом некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том случае, если это будет соответствовать ее уставным целям.
Хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, создания для предпринимательской деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Он является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и доходом, остающимся после уплаты налоговых и других обязательных платежей в бюджет.
Согласно Гражданскому кодексу РК каждый из субъектов хозяйствования может быть юридическим лицом, если:
1) имеет в собственности обособленное имущество;
2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
4) несет обязанности по деятельности и является истцом и ответчиком в суде;
5) имеет самостоятельный баланс или смету.
Все организационно-правовые формы субъектов Казахстана приведены в таблице 1
Таблица 1 Классификация хозяйствующих субъектов в Казахстане
и особенности их деятельности
Виды субъектов | Характерные особенности | Минимальный размер уставного капитала |
Хозяйственное товарищество | Коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, разделением на доли (вклады)учредителей(участников) уставным капиталом. | Совокупность вкладов участников образует уставный капитал. |
Полное товарищество | Создается и действует на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками, при недостаточности имущества несущими солидарную ответственность по его обязательствам. | Размер уставного капитала полного товарищества должен быть не менее 25 размеров МРПна момент внесения участниками вкладов в уставный капитал (У.К.) |
Коммандитное товарищество | Применяется те же правила что и для полного товарищества, но в нем один или несколько вкладчиков несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных вкладов. Вкладчики не участвуют в осуществлении деятельности товарищества. | У.К. образуется из вкладов полных товарищей и вкладчиков. При этом он должен быть не менее 50 размеров МРП на момент внесения участниками вкладов в У.К. Совокупный размер долей вкладчиков может составлять не более 50% У.К. Коммандитного товарищества. |
Товарищество с ограниченной ответственностью. (ТОО) | Организация численностью не более 50 человек. Участники ТОО не отвечает по его обязательствам, и несут риск убытков связанных с деятельностью товарищества в пределах стоимости внесениях вкладов. | У.К. Составляет доли, определенные учредительными документами, и на момент регистрации должен составлять не менее 25%. Далее У.К. может быть дополнен. |
Товарищество дополнительной ответственностью (ТДО) | Учреждается одним или несколькими лицами. Участники отвечают по его обязательствами своими вкладами в У.К., а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладом. | У.К. формируется аналогично уставному капиталу ТОО. Размер У.К. составляет не менее 50% от минимального размера У.К., установленного для ТОО. |
Акционерное общество (АО) | Общество, У.К. которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. | У.К. равен номинальной стоимости выпущенных акций, но не может быть менее минимального размера предусмотренного законодательными актами. |
Производственный кооператив (ПК) | Добровольное объединение граждан в предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами, существенных взносов (паев) Членов кооператива должна быть не менее двух. | Первоначальный капитал ПО формируется из имущественных взносов в виде паев его членов для покрытия расходов по созданию и организации деятельности. |
Государственное предприятие (ГП) | При образовании используется государственная собственность. Основным назначением деятельности является решение социально-экономических задач, определяемых потребителями общества и государства. | Обязательно должен быть сформирован резервный фонд в размере, определяемым его уставом и составляющим не менее 10% его У.К., направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины. |
Госпредприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. | Отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам государства. | Размер У.К. определяется его учредителем, но не может превышать общую стоимость передаваемого предприятию имущества и быть не менее 10000 размеров МРП. |
Госпредприятие основанное на праве оперативного управления (казенное). | Создается по решению правительства РК или местного исполнительного органа хозяйствования деятельность казенного предприятия определяется целями и задачами, зафиксированными в его уставе. | Размер У.К. указывается в уставе предприятия У.К. должен быть полностью сформирован собственным к моменту государственной регистрации предприятия. |
Некоммерческие организации | Общественные объединения, ассоциации, политические партии, религиозное общество и т.д. создаются государственным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения и на тех же условиях, что и основное предприятие. | Создается за счет собственных средств этих организаций, пожертвованными граждан, предприятий и основной его задачей является удовлетворение тех или иных (духовных, культурных, бытовых и т.д.)потребностей граждан. |
Одна из важных проблем, стоящих перед Казахстанским учетом – адаптация к передовой международной практике. Поэтому, прежде всего, определимся с понятием международный учет. В основном под работой по международному учету понимается исследование, посвященные сравнению и классификации систем учета в различных странах, сосредоточенных на проблемах, относящихся к управлению и контролю международных коммерческих операций, международным прямым и портфельным инвестициям, унификации и стандартизации учета.
В целом, международный учет включает в себя области бухгалтерского учета и статистики, оперативный учет, управление финансовой деятельностью, системы информации и аудит.
Отличие международного учета от учета внутри страны заключается, во-первых, сложностью, поскольку учет информации, об общих результатах, ценах приобретает новое измерение на межнациональном уровне. Во-вторых, его отличает уникальность отдельных аспектов, среди которых проблемы учета валюты, различия в отчетности разных стран.
Вместе с тем важность международного учета возрастает, поскольку связана с интернационализацией международных экономических отношений на фоне межнациональных отличий.
Существование различий в учете разных странах многие ученые связывает с факторами окружающей среды. В этой связи создаются различные организации, способствующие международной торговле. Среди них ЭС наряду с этим следует отметить и другие экономические и торговые союзы: ЛАМА – в Латинской Америке, АСЕАН – в Азии, ЕАСТ – в Европе, ЭКОВАС – в Африке. Активно на международные экономические отношения влияет ООН. С помощью этой организации утверждены Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и др.
Низкий уровень учета может порождать многочисленные противоречия, сдерживая экономический прогресс в той или иной стране. При этом страны сегодня могут подразделяться не только по уровню своего благосостояния, но и по уровню развития в них бухучета.
Учет и вся учетная система не могут быть организованы, на высоком уровне там, где система общего и профессионального образования не отвечает все возрастающим потребностям и повышенным стандартам образования.
Многие международные и региональные профессиональные организации, пытаются устранить трудности, связанные с гармонизацией бухгалтерского регулирования.
Постановка и ведение финансового учета на Западе относится к компетенции самого предприятия. Принципы и правила ведения учета и составления отчетности регулируются национальным законодательством или национальными стандартами.
В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета GAAP.
В Великобритании - Закон о компаниях, Положение о стандартной практике ведения учета и другие документы, которые называют Общепринятой практикой учета.
В Германии - директивные Законы.
Во Франции - нормы.
Одной из распространенных является трех - модельная классификация учетных систем:
1. Британо-Американская (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.)
2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.)
3. Южно - Американская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.)
Основными характеристиками Британо-Американской модели является ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг, гибкостью учетной системы, высоким образовательным уровнем бухгалтеров и пользователей информации.
Континентальная модель отличается наличием законодательного регулирования учета, тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала, ориентацией учета на государственные нужды, налогообложением и макроэкономическим регулированием, консерватизмом учетной практики.
Особенностью Южно- Американской модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного регулирования.
Международные стандарты учета представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операций предприятия.
Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета, который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран (КМСФО). Правление Комитета базируется в Лондоне и возглавляется Генеральным секретарем. В настоящее время разработано и издано 41 международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) и Принципы подготовки и представления финансовых отчетов
Тема 2