Бухгалтерский учет в Казахстане и международный бухгалтерский учет

«Отсутствие счетоводства или его нерациональное ведение

неумолимо ведет частных лиц к бедствию,

предприятия - к разорению, а государство - к той экономической

анархии, которая предшествует социальному падению»

(Э.Леотэ)

Регулирование учета представляет собой определенную деятельность по внесению упорядоченности и организованности в учетную систему. Стержнем государственного регулирования служит законодательство - совокупность общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти с соблюдением определенных процедур установленной формы.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Казахстан состоит из 4 уровней:

1-ый уровень - Закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», который устанавливает основные принципы и общие правила учета, которые должны соблюдаться в процессе подготовки финансовой отчетности и ее использования, требования по внутреннему контролю и внешнему аудиту.

В соответствии со статьей 4 Закона целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

2-ый уровень - Стандарты бухгалтерского учета (МФСО, НСФО), которые представляют собой систематизированный перечень общепринятых бухгалтерских методов по оценке, учету и раскрытию активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в финансовой отчетности. Стандарты бухгалтерского учета являются нормативными документами, прошедшими правовую экспертизу в Министерстве юстиции РК, и поэтому при ведении бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности необходимо строго придерживаться тех методов, которые они описывают.

3-ий уровень - Методические рекомендации, инструкции к стандартам бухгалтерского учета, которые разъясняют важные аспекты использования стандартов бухгалтерского учета на конкретных примерах хозяйственных операций. Эти документы используются бухгалтерами и финансовыми работниками для правильного толкования и использования стандартов.

4-ый уровень - Документы самого предприятия по учетной политике. Учетная политика, разрабатывается и утверждается руководителем субъекта самостоятельно на основе первых трех уровней и содержит правила ведения учета, подготовки и представления финансовой отчетности, обязательные для исполнения бухгалтерскими службами.

Учетная политика должна формироваться всеми субъектами независимо от форм собственности.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Казахстане осуществляет правительство, в лице Министерство финансов РК. Отношения бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе определяются банковским законодательством.

Нормативные акты и методологические указания уполномоченного органа Министерства финансов обеспечивают единообразие учета на территории Казахстана и распространяются на все хозяйствующие субъекты.

Основными задачами бухгалтерского учета, согласно закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» признаны:

1) обеспечение субъекта, а также других заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о его хозяйственной деятельности;

обеспечение информацией, необходимой государственным органам для контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан при осуществлении хозяйственной деятельности.

В различных странах бухгалтерские требования регулируются законодательно с участием многочисленных общественных организаций. Так, за рубежом значительное влияние на деятельность субъектов оказывают профессионалы бухгалтерского учета из числа теоретиков и практиков, объединенные в ассоциации, союзы и т.д.

Общим актуальным аспектом, которым сейчас занимаются многие ученые в области регулирования бухучета, является достижение соответствия между финансовыми показателями и социально-экономическими последствиями деятельности. В этой связи получает широкое распространение так называемые специальное направление учета. Его основная идея сводится к созданию информационной основы таких элементов, как контроль затрат, формирование ассортимента продукции, ценообразование, система отчетности для управления, внедрения новых технологий и продукции.

В настоящее время важными становятся и вопросы экологии, поскольку традиционный бухгалтерский учет не всегда отражает стоимость социально-экологических последствий, безработицы, загрязнения окружающей среды и т.п. Затраты на их ликвидаций общества возмещает через систему налогов. Однако действующее в Республике законодательство, регулирующие учетную систему, не в должной мере указывает на социально-экологическое предназначение учета.

Гражданский кодекс Республики Казахстане различает два типа организаций:

- коммерческие: акционерные общества, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы и государственные предприятия, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;

- некоммерческие: государственные учреждения, общественные фонды, потребительские кооперативы, общественные или религиозные объединения, ассоциации (союзы).

При этом некоммерческая организация может заниматься предпринимательской деятельностью лишь в том случае, если это будет соответствовать ее уставным целям.

Хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, создания для предпринимательской деятельности в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Он является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и доходом, остающимся после уплаты налоговых и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно Гражданскому кодексу РК каждый из субъектов хозяйствования может быть юридическим лицом, если:

1) имеет в собственности обособленное имущество;

2) отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

3) может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

4) несет обязанности по деятельности и является истцом и ответчиком в суде;

5) имеет самостоятельный баланс или смету.

Все организационно-правовые формы субъектов Казахстана приведены в таблице 1

Таблица 1 Классификация хозяйствующих субъектов в Казахстане

и особенности их деятельности

Виды субъектов Характерные особенности Минимальный размер уставного капитала
Хозяйственное товарищество Коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, разделением на доли (вклады)учредителей(участников) уставным капиталом. Совокупность вкладов участников образует уставный капитал.
Полное товарищество Создается и действует на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками, при недостаточности имущества несущими солидарную ответственность по его обязательствам. Размер уставного капитала полного товарищества должен быть не менее 25 размеров МРПна момент внесения участниками вкладов в уставный капитал (У.К.)
Коммандитное товарищество Применяется те же правила что и для полного товарищества, но в нем один или несколько вкладчиков несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных вкладов. Вкладчики не участвуют в осуществлении деятельности товарищества. У.К. образуется из вкладов полных товарищей и вкладчиков. При этом он должен быть не менее 50 размеров МРП на момент внесения участниками вкладов в У.К. Совокупный размер долей вкладчиков может составлять не более 50% У.К. Коммандитного товарищества.
Товарищество с ограниченной ответственностью. (ТОО) Организация численностью не более 50 человек. Участники ТОО не отвечает по его обязательствам, и несут риск убытков связанных с деятельностью товарищества в пределах стоимости внесениях вкладов. У.К. Составляет доли, определенные учредительными документами, и на момент регистрации должен составлять не менее 25%. Далее У.К. может быть дополнен.
Товарищество дополнительной ответственностью (ТДО) Учреждается одним или несколькими лицами. Участники отвечают по его обязательствами своими вкладами в У.К., а при недостаточности этих сумм дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным ими вкладом. У.К. формируется аналогично уставному капиталу ТОО. Размер У.К. составляет не менее 50% от минимального размера У.К., установленного для ТОО.
Акционерное общество (АО) Общество, У.К. которого разделен на определенное количество акций равной номинальной стоимости. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. У.К. равен номинальной стоимости выпущенных акций, но не может быть менее минимального размера предусмотренного законодательными актами.
Производственный кооператив (ПК) Добровольное объединение граждан в предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении его членами, существенных взносов (паев) Членов кооператива должна быть не менее двух. Первоначальный капитал ПО формируется из имущественных взносов в виде паев его членов для покрытия расходов по созданию и организации деятельности.
Государственное предприятие (ГП) При образовании используется государственная собственность. Основным назначением деятельности является решение социально-экономических задач, определяемых потребителями общества и государства. Обязательно должен быть сформирован резервный фонд в размере, определяемым его уставом и составляющим не менее 10% его У.К., направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным фондом установленной величины.
Госпредприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам государства. Размер У.К. определяется его учредителем, но не может превышать общую стоимость передаваемого предприятию имущества и быть не менее 10000 размеров МРП.
Госпредприятие основанное на праве оперативного управления (казенное). Создается по решению правительства РК или местного исполнительного органа хозяйствования деятельность казенного предприятия определяется целями и задачами, зафиксированными в его уставе. Размер У.К. указывается в уставе предприятия У.К. должен быть полностью сформирован собственным к моменту государственной регистрации предприятия.
Некоммерческие организации Общественные объединения, ассоциации, политические партии, религиозное общество и т.д. создаются государственным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения и на тех же условиях, что и основное предприятие. Создается за счет собственных средств этих организаций, пожертвованными граждан, предприятий и основной его задачей является удовлетворение тех или иных (духовных, культурных, бытовых и т.д.)потребностей граждан.

Одна из важных проблем, стоящих перед Казахстанским учетом – адаптация к передовой международной практике. Поэтому, прежде всего, определимся с понятием международный учет. В основном под работой по международному учету понимается исследование, посвященные сравнению и классификации систем учета в различных странах, сосредоточенных на проблемах, относящихся к управлению и контролю международных коммерческих операций, международным прямым и портфельным инвестициям, унификации и стандартизации учета.

В целом, международный учет включает в себя области бухгалтерского учета и статистики, оперативный учет, управление финансовой деятельностью, системы информации и аудит.

Отличие международного учета от учета внутри страны заключается, во-первых, сложностью, поскольку учет информации, об общих результатах, ценах приобретает новое измерение на межнациональном уровне. Во-вторых, его отличает уникальность отдельных аспектов, среди которых проблемы учета валюты, различия в отчетности разных стран.

Вместе с тем важность международного учета возрастает, поскольку связана с интернационализацией международных экономических отношений на фоне межнациональных отличий.

Существование различий в учете разных странах многие ученые связывает с факторами окружающей среды. В этой связи создаются различные организации, способствующие международной торговле. Среди них ЭС наряду с этим следует отметить и другие экономические и торговые союзы: ЛАМА – в Латинской Америке, АСЕАН – в Азии, ЕАСТ – в Европе, ЭКОВАС – в Африке. Активно на международные экономические отношения влияет ООН. С помощью этой организации утверждены Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ) и др.

Низкий уровень учета может порождать многочисленные противоречия, сдерживая экономический прогресс в той или иной стране. При этом страны сегодня могут подразделяться не только по уровню своего благосостояния, но и по уровню развития в них бухучета.

Учет и вся учетная система не могут быть организованы, на высоком уровне там, где система общего и профессионального образования не отвечает все возрастающим потребностям и повышенным стандартам образования.

Многие международные и региональные профессиональные организации, пытаются устранить трудности, связанные с гармонизацией бухгалтерского регулирования.

Постановка и ведение финансового учета на Западе относится к компетенции самого предприятия. Принципы и правила ведения учета и составления отчетности регулируются национальным законодательством или национальными стандартами.

В США такими стандартами являются Общепринятые принципы учета GAAP.

В Великобритании - Закон о компаниях, Положение о стандартной практике ведения учета и другие документы, которые называют Общепринятой практикой учета.

В Германии - директивные Законы.

Во Франции - нормы.

Одной из распространенных является трех - модельная классификация учетных систем:

1. Британо-Американская (Великобритания, США, Нидерланды, Канада, Австралия и др.)

2. Континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия и др.)

3. Южно - Американская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.)

Основными характеристиками Британо-Американской модели является ориентация учета на нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком ценных бумаг, гибкостью учетной системы, высоким образовательным уровнем бухгалтеров и пользователей информации.

Континентальная модель отличается наличием законодательного регулирования учета, тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками капитала, ориентацией учета на государственные нужды, налогообложением и макроэкономическим регулированием, консерватизмом учетной практики.

Особенностью Южно- Американской модели считается ориентация методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного регулирования.

Международные стандарты учета представляют собой документы, определяющие общий подход к составлению финансовой отчетности и предлагающие варианты учета отдельных средств или операций предприятия.

Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета, который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из 9 стран (КМСФО). Правление Комитета базируется в Лондоне и возглавляется Генеральным секретарем. В настоящее время разработано и издано 41 международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) и Принципы подготовки и представления финансовых отчетов

Тема 2

Наши рекомендации