Тема 12.Банковская система России

Зарождение банковской системы (середина XVIII – 1860 г.). Банковская система 1861-1917 гг. Государственный банк и его развитие до 1917 г. Банковская система в период плановой экономики (1917-1991 гг.). Банковская система на современном этапе.

Модуль 6. Осуществление денежно-кредитной политики

Тема 13. Основы денежно-кредитной политики

Понятие денежно-кредитной (монетарной) политики. Стратегическая ДКП и ее носители. Цели и инструменты стратегической ДКП. Текущая ДКП, ее задачи и носители. Разногласия между монетаристами и кейнсианцами по поводу ДКП. Трансмиссионный механизм в кейнсианской версии.

Тема 14. Инструменты денежно-кредитной политики

Регулирующая функция центрального банка. Политика вкладов. Регулирование процентных ставок. Политика «увещевания». Джентльменское соглашение. Политика рефинансирования: учетная (дисконтная политика), ломбардная (залоговая) политика. Политика минимальных резервов. Политика на открытом рынке, количественный тендер, процентный тендер. Внешняя денежно-кредитная политика. Политика валютной интервенции. Валютные резервы.

3.2. Планы практических (семинарских) занятий по дисциплине (по темам)

Тема 1. Сущность и функции денег.

Цель и задачи занятия:

– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1.Сущность денег: деньги как особый финансовый актив

2.Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера.

3. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.

4.Основные функции денег.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.

Тема 2. Деньги и бартер.

Цель и задачи занятия:

– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1.Деньги и бартер: преодоление деньгами недостатков бартера.

2. Попытки создания безденежной экономики: теоретические прожекты и исторический опыт.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.

Тема 3. Формы денег и денежные системы.

Цель и задачи занятия:

– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1.Основные формы (типы) денег: товарно-счетная, товарно-весовая, слитковая, сонетная, бумажная и кредитная.

2.Понятие примитивных денег. Различия между примитивными и современными деньгами. Денежные системы (стандарты).

3.Денежное обращение и денежная система. Структура денежной системы.

4.Виды денежных систем (стандартов). Металлический стандарт. Биметаллизм и его виды. Монометаллизм и его виды. Неразменные бумажные деньги.

5. Преимущества и недостатки отдельных денежных систем

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.


Тема4. Развитие денежного обращения в России.

Цель и задачи занятия:

– формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с матрицей;

– проверка освоения студентами содержания вопросов темы;

– оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.

Вопросы для обсуждения

1.Денежное обращение России до 1917 года.

2.Денежное обращение в период плановой экономики.

3.Денежное обращение после 1991 года. Дезинтеграция рублевой зоны.

4.Денежная реформа 1992-1993 гг. Деноминация 1997 года.

5. Современный денежный ряд России.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Законспектировать основные положения темы в учебной и научной литературе.

2. Подготовить сообщения и презентации на заданную тему.

3. Обсудить предложенные вопросы в аудитории.

Наши рекомендации