Внутренняя норма рентабельности (Internal Rate of Return, IRR)
Под внутренней нормой рентабельности, или внутренней нормой прибыли, инвестиций (JRR) понимают значение ставки дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю:
IRR=i, при котором NPV= f(i)=0
Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которой делает проект убыточным.
На практике любое предприятие финансирует свою деятельность из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т. п., т. е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих доходов, можно назвать ценой авансированного капитала (capital cost - СС). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной.
Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя СС (цены источника средств для данного проекта). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова:
- если IRR > СС, то проект следует принять;
- если IRR < СС, то проект следует отвергнуть;
- если IRR = СС, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
Еще один вариант интерпретации состоит в трактовке внутренней нормы прибыли как возможной нормы дисконта, при которой проект еще выгоден по критерию NPV. Решение принимается на основе сравнения IRR с нормативной рентабельностью; при этом, чем выше значения внутренней нормы рентабельности и больше разница между ее значением и выбранной ставкой дисконта, тем больший запас прочности имеет проект. Данный критерий является основным ориентиром при принятии инвестиционного решения инвестором, что вовсе не умаляет роли других критериев.
Для расчета IRR с помощью таблиц дисконтирования выбираются два значения коэффициента дисконтирования i1 < i2 таким образом, чтобы в интервале (i1,i2) функция NPV = f(i) меняла свое значение с "+" на "-" или с "-" на "+".
Далее применяют формулу:
где i1 - значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i1) > О (f(i1) < 0),
r2 - значение коэффициента дисконтирования, при котором f(i2) < 0 < f(i2) > 0).
Сущность и виды инфляции
Инфляция –это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
Термин «инфляция» появился во второй половине XIX в., перекочевав из арсенала медицины. В буквальном переводе с латинского языка инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимопогашающих платежей.
Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов –ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.
Виды инфляцииопределяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:
1. Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста.
2. Ползучая инфляция (8-10% в год). Это свидетельствует о нарастании дестабилизационных явлений в экономике.
3. Галопирующая (до 50% в год).
4. Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство).
Выделяют 2 типа инфляции:
1) инфляция спроса (покупателей);
2) инфляция издержек (продавцов).
Модель инфляции спроса показывает, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата.
Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения:
- в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов;
- в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.
Если повышение зарплаты не уравновешивается какими-то противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производители начинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложения ведет к росту цен. Растет безработица.
Измерители инфляции
Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах. И так, для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.
Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Дефлятор валового национального продукта(ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде
Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год,но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде *100%
темп инфляции = ИПЦ в базовом периоде
Третий способ- это вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество
лет, необходимых для удвоения
___________70___________________
темпов инфляции = темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
Неопределенность и риск
Неопределенность - недостаток информации о вероятных будущих событиях. Она возникает, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица, то есть существует ассиметричность информации.
В условиях неопределенности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск как на опасность случайного характера, которую трудно предвидеть и оценить.Риск - ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Участие в лотерее - типичный пример рисковой деятельности.
Людям свойственно различное отношение к риску. Принято выделять: а) нейтральных к риску людей - положительные эмоции от выигрыша равны отрицательным эмоциям от проигрыша; б)любителей риска; в) испытывающих антипатию к риску - подавляющая масса людей относится к данной категории.
В бизнесе риск связывается с возможностями потерь:
- банковский риск - опасность потерь, например, в кредитных операциях;
- валютный риск - из-за изменения курса валют;
- предпринимательский риск - из-за роста цен на ресурсы, падения спроса на рынке и т.п.
Для избежания возможных потерь или их снижения применяются различные методы диверсификации рисков или страхования. Страхование - это процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых. Оно является основной формой учета неопределенности.
К не подлежащим страхованию (нестрахуемым) относятся риски, связанные с событиями, случающимися слишком редко, чтобы их вероятность можно было оценить более или менее достоверно (например, ядерная война или всеобщая экологическая катастрофа). Если есть возможность оценить вероятность наступления потерь (например, от пожаров, града, дорожно-транспортных происшествий), риски называют подлежащими страхованию.
Существует несколько способов снизить риск или несколько способов страхования.
- Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики.
- Распределение риска - способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию и риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.
- Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы.