Классификация игр по ступеням объединения
Этапы сотрудничества в группе
Клаус Фопель, всемирно признанный классик проведения воркшопов (семинаров) и тренингов, отмечает шесть стадий развития группы [1, c. 125]:
1. рождение группы;
2. появление доверия и уверенности;
3. активная работа над целями; участники учатся работать с помехами;
4. период конфронтации;
5. развитие синергии;
6. завершение работы группы, выход в практическую деятельность.
Мы имели возможность убедиться в справедливости этой схемы на собственном опыте работы с группами. И даже можем добавить этапы 7, 8 и 9, которые проходят участники на занятиях. Ниже приводим описание этапов усиления объединения, состояния участников и обсуждаемые на занятиях вопросы, которые мы наблюдали в процессе командообразующего тренинга.
1 этап. Знакомство с объединением, когда участники впервые знакомятся с понятием «объединение». Они приятно удивлены заложенной в нем эмоциональной мощью и чувствуют, что, если внести объединение в их жизнь, это сделает ее лучше. Другие участники им симпатичны, они чувствуют близость с ними.
Вопросы: что я узнал о других участниках? Как изменилось мое отношение к ним? Как я ощущаю сопереживание, симпатию к ним?
2 этап. Как сохранить объединение? После перерыва между занятиями, или даже перемены, мы возвращаем слушателей в состояние «вместе», знакомое им по первой встрече, а затем начинаем анализ того, что произошло с ними между занятиями. Вместе ищем ответы на вопросы: почему мы утратили ощущение объединения? По какой причине отключились от него? Почему расстояние ослабляет связь между нами? Почему объединение так важно? Из чего складывается осознание его важности? Как нам повысить важность нашей группы до такой степени, что, даже расставшись физически, мы не выйдем из состояния объединения?
3 этап. Создание чувства «Единство». Выход и возвращение к состоянию объединения позволят прочувствовать само качество объединения, отделить его от себя и рассматривать как принадлежность группы. Уже понимаем необходимость перехода от хороших отношений в группе к созданию единства в ее центре. Вместе выясняем, как растить это единство, словно оно наш малыш, как ухаживать за ним и еще, и еще расширять. Как мы ощущаем единство? Что ощущаем, когда его теряем? Каков мой вклад в укрепление единства?
4 этап. Осознание важности роли нашей маленькой группы для всего коллектива (района, города, школы, нашей партии). Цель урока – возвысить в своих глазах и перед эгоизмом широкого общества, в котором мы живем, то единство, которое мы раскрыли между собой по ходу курса. Вместе мы сопоставляем две силы: позитивную силу единства и негативную эгоистическую силу, которая управляет человеком. Посредством обсуждения этих вопросов мы поднимаем нашу группу над всем, что происходит в коллективе. Чем особенна наша группа? Чем наша группа отличается от всех? Как мы поднимаем особенность и важность нашей группы в глазах друг друга?
5 этап. Создание единства из различий и противоположности свойств. Любая новая связь раскрывается сначала с негативной стороны. Любое негативное свойство имеет положительную перспективу. Почему единство рождается из отталкивания? Как в человеческой истории и в природе объединение порождается разделением? Как преобразовать разделение в единство?
6 этап. Выяснение причин кризиса в коллективе (нашем районе, городе, школе, нашей партии). Иными словами, как мы докатились до того, что не используем богатство возможностей для позитивного развития, а топчемся на месте или скатываемся вниз. Ведь только единство является решением всей этой общей, интегральной, человеческой проблемы. Какие возможности нам предоставляет кризис? Почему единство – наше единственное решение? С чего начать преодоление кризиса?
7 этап. Осознание важности каждого из нас и всех вместе. Мы важны потому, что знаем решение. Мы понимаем, чтó случится, если кризис продолжит развиваться согласно текущим тенденциям, а, с другой стороны, как легко и здорово мы сможем исправить все с помощью объединения. При каких условиях мы можем помочь остальным? Что именно мы приносим, даем остальным?
8 этап. Будущее коллектива (нашего района, города, школы, нашей партии) и мира в целом. Как наши отношения и жизнь будут выглядеть, если всех охватит доброе взаимное объединение, подобное тому, которое мы формируем в своей учебной группе? Что произойдет, если мы будем решать все проблемы и помогать в этом другим, исходя из теплого отношения, которое создается между нами? Как выглядит этот идеальный мир? Как чувствует себя человек в этом совершенном мире?
9 этап. Как нам подготовить себя к передаче всему коллективу (миру, городу…) понятного нам послания о том, что решение всех проблем кроется только в единстве? Это новое, глубокое понимание должно обязывать нас к действиям. Важно понимание того факта, что одни сильны количеством, а другие качеством. Качественная сила – в нас. Количественная сила – в нашей связи со всеми коллегами. Эта связь должна стать такой, чтобы они осознанно и чувственно сопрягались с нами, поддерживали нашу идею, доверяли нам. Соответственно, мы должны относиться к ним с мягкостью и терпением. Как нам выстроить свои знания таким образом, чтобы передать другим людям ощущение единства? Как обращаться только к реальным потребностям людей? Как поддерживать позитив в нашем послании, всегда пронизывая его теплотой и сердечностью? И как каждый из участников готовит себя к роли наставника или воспитателя?
УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИКОЙ ГРУППЫ
Если вы видите, что группа «выпала», не включена в работу, исправляйте положение:
— спросите у группы: как они себя чувствуют, насколько важно, интересно им? Что происходит, почему они выключились?
– срочно меняйте вид деятельности – игру, разминку, кейс.
— сделайте перерыв. Возможно, участники просто устали.
Сделайте что-нибудь, чтобы переключить внимание и перехватить управление энергией!
НЕ…называйте разминки «игрушками», не предлагайте «поиграть».
Что называется, «за что боролись, на то и напоролись». Я уже писала, о том, как важно тренеру использовать грамотные слова и делать рефрейминг смысла на протяжении всего тренинга.
Мы не «играем», а:
● «делаем упражнение»
● «предлагаю сейчас следовать моей инструкции, рассчитайтесь» (можете просто описывать алгоритм разминки, не называя ее)
● «включаем новые ресурсы, запускаем креативные процессы правого полушария»
● «переключаемся с помощью психогимнастических упражнений»
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что умение элегантно встроить разминку основывается на использование рефрейминг смысла. (Мы придаем другой смысл происходящему). А также на приеме аргументации «достаточные основания».
На тренингах я использую слово «упражнение». Далее могу произнести примерно такую речь «о пользе формирования комиссуры головного мозга путем включения в другую деятельность». Я говорю, что в коре головного мозга есть такие соединения – комиссуры. И что когда они хорошо работают, то у человека повышается интеллектуальный потенциал, открываются неиспользуемые ресурсы и повышается способность к обучению.
Левое доминантное полушарие головного мозга, отвечает за важнейшую функцию — речь. Этому полушарию принадлежит ведущая роль в абстрактном мышлении. Правое полушарие — база конкретного образного мышления, творческого потенциала. Их объединенная деятельность залог интеллектуальной и эмоциональной жизни человека. Поэтому нам просто необходимо подключать правое полушарие к процессу обучения.
P.S. Для справки: КОМИССУРА [лат. comissura, от committo - соединяю] — анат. соединение, спайка волокна которого соединяют симметричные участки полушарий головного мозга). Посредством этих структур полушария общаются между собой, передавая информацию по нервным волокнам, как по проводам. Комиссуральные системы сопричастны практически ко всем функциям центральной нервной системы, начиная от организации отдельных сенсорных систем и кончая высшей нервной деятельностью.
ИГРЫ В НАЧАЛЕ
Снежинка
Участники стоят или сидят фронтально. Ведущий начинает, приглашая любого участника присоединиться к нему или сесть рядом, потому что, например, Иван тоже блондин (инженер, глаза зеленые, в джинсах, и т.п.). Далее Иван приглашает следующего, потому, что работают они вместе (тоже пил чай, пришли вместе и т.п.). Так до 10 человек. Одиннадцатый формирует следующий круг, двадцать первый – третий круг, и так далее. Если участников больше 30, то несколько ведущих начинают формировать круги одновременно.
Эрудит
Участники находятся не в круге. Каждому выдается одна карточка с буквой. По команде за минуту участники должны объединиться в группы, образующие слово. Можно проделать несколько раз, каждый раз радуясь длинным словам. СЕРДЦЕ И ГОЛОВА.
ИГРЫ, ПРЕЗЕНТУЮЩИЕ ВЕДУЩИХ
Задачи: смягчить атмосферу, сломать лед, создать дух непринужденности, создать дух радости и объединения и, в то же время, представить инструктора как опытного человека.
Особенности: неординарная самопрезентация.
Догадайтесь, кто я?
Ведущие предлагают участникам угадать свои данные: возраст, семейное положение, занятие в жизни и др.
Правда или ложь?
Ведущие представляют участникам различные высказывания о себе и просят угадать, чтó правда, а что ложь.
Про кого это?
Ведущие рассказывают различные факты о себе и партнере-ведущем, предлагая угадать, о ком идет речь.