Экологическое страхование – необходимость и законодательные основы проведения
Известно, сколь серьезный ущерб и народному хозяйству, и населению наносит аварийное загрязнение окружающей среды (касающееся выброса или сброса вредных веществ в атмосферу или воду, рассредоточения твердых, жидких или газообразных веществ на почве, образования запахов, шумов, радиации, температурных изменений, превышающих установленный для данных территорий и времени уровень) в результате случайных (внезапных, непредвиденных) обстоятельств или процессов. Его доля в общем объеме загрязнения окружающей среды достигает 25-30%.
Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды в течение примерно 10-15 лет переживает период активного развития и всеобщего внимания со стороны как законодателей многих стран, так и страховщиков.
Проблема возмещения ущерба, причиненного окружающей природной среде, стала особенно актуальна в середине 50-х гг. В это же время в европейских государствах началось формирование законодательных актов, которые были положены в основу регулирования института ответственности за ущерб, причиненный окружающей природной среде, и позволили моделировать соответствующее страховое покрытие рисков, связанных с загрязнением окружающей среды.
Особое внимание к этому виду страхования и необходимость его развития были обусловлены различными факторами, но прежде всего огромное влияние на этот процесс оказали значительные размеры экологического ущерба, которые примерно в 20-50 раз превышали страховые выплаты за ущерб, причиненный в результате пожаров и стихийных бедствий.
В западноевропейских странах страхование ответственности за загрязнение окружающей природной среды получило развитие в 60-е гг., причем первоначально риски ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате загрязнения окружающей среды, вызванного несчастным случаем (авария, пожар, стихийные бедствия и прочее) включались в обычный договор страхования гражданской ответственности. При этом страховое возмещение выплачивалось только в случае внезапного и непредвиденного загрязнения окружающей среды и не распространялось на ущерб, нанесенный в результате постоянных или повторяющихся выбросов.
Вскоре ситуация изменилась, что было обусловлено принятием специальных законодательных актов об ответственности за загрязнение окружающей природной среды (Закон об ответственности за загрязнение окружающей природной среды в Германии, Закон о компенсации и всеобщей ответственности в США и т.д.). В Великобритании, например, в начале 60-х гг. страховщики исключали из договоров страхования ответственности риски, связанные с отрицательными последствиями загрязнения окружающей среды, вызванными деятельностью очистных сооружений, а также выбросами вредоносных веществ, дыма, испарений и прочие. Несколько позже договоры страхования этого вида ответственности содержали лишь одно исключение, связанное с различными видами загрязнений, - загрязнение радиоактивными веществами. В начале 70-х гг. страховщики постепенно начали включать в объем страховой ответственности и обязательства по выплатам в связи с убытками, связанными с постепенным загрязнением окружающей среды.
Ежегодно в России по данным РАН, в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. человек и получают травмы более 250 тыс. человек.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что увеличение числа и масштабов последствий аварий и катастроф в техносфере обусловлено:
- введением в производство новых технологий, требующих высокой концентрации энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих ощутимое воздействие на компоненты окружающей природной среды;
- крупными структурными изменениями в экономике страны, приведшими к остановке ряда производств и обусловившими нарушение хозяйственных связей и сбой в технологических цепочках;
- высоким прогрессирующим уровнем износа основных производственных фондов;
- падением технологической и производственной дисциплины, а также квалификации технического персонала;
- накоплением отходов производства, представляющих угрозу окружающей среде (в России ежегодно образуется около 75 млн тонн отходов, из них утилизируется лишь 50-55 млн тонн);
- снижением требовательности и эффективности работы надзорных органов и государственных инспекций;
- высокой концентрацией населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов экономики.
Втабл. 4 в качестве примера приведены несколько крупнейших аварий, произошедших за последние годы на территории бывшего СССР, и представлены их масштабы и последствия.
Таблица 4
Крупнейшие промышленные аварии в России, с 1950 г.
Год | Местопо- ложение | Тип аварии | Масштабы аварии и ее последствия |
г.Кыштым, Урал | Выброс радиоактивных веществ в результате взрыва | Выброс 2,1 млн кюри радиоактивного вещества, загрязнение территории размером не менее 15 тыс. кв. км., выселение 10 тыс. человек | |
Чернобыль | Взрыв реактора АЭС | Выброс радиоактивного вещества с заражением части территории России, на которой проживает около 6-6,5 млн человек | |
Череповец | Аварийный выброс 5 т фенола металлургическим заводом | Загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, образование 100-километрового подводного шлейфа ядовитого вещества | |
Арзамас | Взрыв вагонов с промышленной взрывчаткой | Погибло 8 человек и ранено более 200, большие разрушения | |
Свердловск | Взрыв вагонов с взрывчаткой | Гибель более 10 человек и более 100 человек ранено | |
Улу-Теляк, Урал | Взрыв на продуктопроводе | Взрыв газового облака, железнодорожная катастрофа, гибель более 300 человек, ранено более 800 человек | |
Орел | Прорыв городских очистных сооружений | Аварийный выброс 120-150 тыс. куб. м нечистот, загрязнение реки Оки в пределах ряда областей | |
Уфа | Взрывы на химических предприятиях | Обширные зоны загрязнения воздушного бассейна и речной воды, отравление фенолами сотен тысяч человек |
Учитывая ту опасность, которую представляют для окружающей природной среды промышленные предприятия, Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.97 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» обязует все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии.
Статья 15 Закона определяет минимальные размеры страховой суммы в зависимости от степени опасности производственного объекта и количества используемых опасных веществ.
Наличие у организации (на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации производственного объекта) договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам является основанием для выдачи этой организации лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности - Федеральным горным и промышленным надзором Российской Федерации (Госгортехнадзор России).
Таким образом, к потенциальным страхователям относятся:
1. Атомные электростанции.
2. Научно-исследовательские центры (институты) и другие организации с промышленными и/или исследовательскими реакторами, критическими и/или подкритическими стендами.
3. Атомные ледоколы, атомный лихтеровоз.
4. Рудоперерабатывающие предприятия.
5. Радиохимические заводы.
6. Сублиматные заводы.
7. Заводы по разделению изотопов.
8. Химико-металлургические заводы.
9. Судостроительные и судоремонтные заводы кораблей с ядерными энергетическими установками.
10. Пункты хранения, переработки и захоронения продукции и/или изготовлению изделий на основе радиоактивных веществ.
11. Предприятия и организации, осуществляющие деятельность с использованием радиоактивных веществ, изделий на их основе и/или комплексов, генерирующих ионизирующее излучение (больницы, поликлиники с радиологическим и/или онкологическими отделениями, дефектоскопия на металлургических предприятиях и т.п.).
К законодательной базе экологического страхования в РФ можно также отнести следующие нормативные документы: Закон РФ “Об охране окружающей природной среды; Закон РФ “Об использовании атомной энергии”; Закон РФ «Об использовании ядерной энергии» и др.