Распределение контрольных и проверочных работ

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать:

ü звуки и буквы;

ü ударные и безударные гласные звуки;

ü твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

ü звук, слог, слово;

ü слово и предложение;

кратко характеризовать:

ü звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

ü условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

ü выделять предложение и слово из речевого потока;

ü проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;

ü выделять в словах слоги;

ü правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

ü правильно писать сочетанияча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

ü переносить слова;

ü писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

ü правильно писать словарные слова, определенные программой;

ü ставить точку в конце предложения;

ü грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;

ü осознавать цели и ситуации устного общения;

ü соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

ü выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

ü использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

ü различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

ü выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

ü участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

ü соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

ü парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

ü изменяемые и неизменяемые слова;

ü формы слова и однокоренные слова;

ü однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

ü предложения по цели высказывания;

ü предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

ü в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

ü лексическое значение слова в толковом словаре;

ü основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

ü делить слова на слоги;

ü использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

ü подбирать однокоренные слова;

ü определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

ü проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ü подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

ü исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

ü перенос слов;

ü проверяемые безударные гласные в корнях слов;

ü парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

ü непроизносимые согласные;

ü непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

ü разделительные твердый и мягкий знаки;

ü правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

ü раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

ü устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

ü определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

ü различать однозначные и многозначные слова;

ü наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

ü подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

ü подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

ü наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

ü применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

ü применять правило правописания суффиксов имен прилагательных :-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

ü подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

ü при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

ü определять по предложенным заголовкам содержание текста;

ü составлять план текста;

ü определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

ü соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

ü имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

ü виды предложений по цели высказывания и интонации;

ü главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить:

ü собственные имена существительные;

ü личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

ü грамматическую основу простого двусоставного предложения;

ü в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи:

ü определять род изменяемых имен существительных;

ü устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

ü задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

ü определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

ü устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

ü находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

ü использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

ü подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

ü определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов22;

ü проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ü составлять план собственного и предложенного текс та;

ü определять тип текс та: повествование, описание, рассуждение;

ü корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

ü составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

ü приставки, оканчивающиеся на з, с;

ü непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

ü буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

ü буквы и, ы после ц в различных частях слов;

ü мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

ü безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

ü буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

ü безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

ü раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

ü проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

ü устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

ü склонять личные местоимения;

ü различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

ü находить второстепенные члены предложения: определение,

ü обстоятельство, дополнение;

ü самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

ü разбирать по членам простое двусоставное предложение;

ü применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

ü применять правило правописания суффиксов имен существительных - ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

ü применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;

ü при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

ü писать подробные изложения;

ü создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

ü соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

ü имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол,

ü слово, словосочетание, предложение,

выделять, находить:

ü начальную форму глагола; глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени,

ü глаголы в форме второго, третьего лица,

решать учебные и практические задачи:

ü определять спряжение глагола,

ü устанавливать с помощью смысловых вопросов связь между словами в словосочетаниях и предложении,

ü разбирать по членам простое двусоставное предложение,

ü использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове,

ü подбирать примеры слов с определенной орфограммой,

ü определять написание слова по орфографическому словарю учебника,

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 80-100 слов,

ü проверять собственные и предложенные тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки,

применять правила правописания:

ü непроверяемый гласный и согласный в корне слова (словарные слова, определенные программой),

ü не с глаголами;

ü ь после шипящих на конце глаголов,

ü ь в глаголах в сочетании – ться,

безударные личные окончания глаголов,

Ученик получит возможность научиться:

ü проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия,

ü проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения,

ü определять вид глагола,

ü находить наречие и имя числительное в тексте,

ü применять правило правописания суффиксов глаголов, -ива-/-ыва-, -ова/-ева,

ü применять правило правописания гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени,

ü применять правило правописания букв а, о, на конце наречий,

ü применять правило слитного и раздельного написания числительных,

ü применять правило правописания ь на конце наречий,

ü применять правило правописания ь в именах числительных,

ü при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах,

ü применять правила постановки запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи),

ü письменно пересказывать текст (писать изложения), подробно, выборочно, от другого лица,

ü соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с базисным (общеобразовательным) учебным планом образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 595 часов.

В учебном плане МБОУ СОШ № 61 на изучение курса «Русский язык» отводится:

в 1 классе – 165 ч, (при 5 ч в неделю)

во 2 классе – 170 ч (при 5 ч в неделю),

в 3 классе – 170 ч (при 5 ч в неделю).

в 4 классе на изучение учебного предмета «Русский язык» по авторской программе С.В.Иванова отводится 170 ч, а согласно учебному плану МБОУСОШ № 61 – 153 ч, поэтому за счет резервных часов (15 из 35), предусмотренных авторской программой, сокращение часов в неделю во II полугодии с 5 до 4 существенно не повлияло на расчасовку по темам и разделам. Целесообразно увеличить количество часов (за счет оставшихся 16 резервных уроков) на раздел «Правописание», т.к. одной из главных целей изучения предмета «Русский язык» является формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма. Также целесообразно увеличить на 4 часа (за счет 3 резервных уроков и 1 часа за счет объединения двух тем раздела «Развитие речи») на раздел «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний), т.к. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке является одной из приоритетных целей предмета.

1 класс (165 часов)

Обучение грамоте (80 часов)

Письмо (67 часов)

Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.

Графика и орфография (11 часов)

Знакомство с правилами правописания и их применение:

ü раздельное написание слов;

ü обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

ü прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

ü перенос слов по слогам без стечения согласных;

ü знаки препинания в конце предложений.

Развитие речи (2 часа)

Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Русский язык (85 часов)

Графика и орфография (17 часов)

Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного; разделительный. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:

ü раздельное написание слов;

ü прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

ü обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

ü сочетания чк,чн;

ü перенос слов;

ü непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

ü знаки препинания в конце предложения.

Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.

Фонетика и орфоэпия (1 час)

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Слово и предложение. Пунктуация (23 часа)

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи (44 часа)

Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.

2 класс (170 часов)

«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика (10 часов)

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение (6 часов)

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением –имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении.

Состав слова (23 часа)

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика (22 часа)

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

Правописание (60 часов)

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня – башенка, чашка – чашечка). Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

Контрольные работы:

  1. Контрольное списывание по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
  2. Контрольное списывание «Правописание изученных орфограмм»
  3. Контрольное списывание по теме «Правописание согласных в корне слова»
  4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по темам «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу» и «Безуд гласные в корне слова»
  5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание слов с суффиксами»
  6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание изученных орфограмм»
  7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные в корне слова»

Развитие речи (44 часа)

Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Практические работы:

1. Обучающее изложение «Вот так помогли!»

Повторение (5 часов)

3 класс (170 часов)

Фонетика (1 час)

Повторение изученного па основе фонетического анализа слова

Состав слова (2 часа)

Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа

Синтаксис (19 часов)

Синтаксический анализ простого предложения. Словосочетание.

Морфология (34 часа)

Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора. Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Наклоне­ние глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение гла­голов по родам в прошедшем времени. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи. Наречие как часть речи. Имя числительное: общее значение. Сложное предложение

Правописание (формирование навыков грамотного письма) (68 часов)

Правописание личных окончаний глаголов. Употребле­ние буквы Ь в глагольных формах. Правописание частицы не с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую. Постановка запятой между частями сложного предложе­ния (простейшие случаи). Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.

Контрольные работы:

  1. Контрольное списывание «Медвежья семья»
  2. Контрольное списывание «Кулички»
  3. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученных орфограмм»
  4. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Орфограммы в окончаниях имен существительных и имен прилагательных»
  5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»
  6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Ь после шипящих в глаголах. Тся и ться в глаголах»
  7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
  8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные окончания глаголов)
  9. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Гласные на конце наречий, Ь в кнце слов после шипящих»
  10. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание глаголов, наречий»
  11. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание слов в словосочетаниях»
  12. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Знаки препинания в сложном предложении»

Развитие речи (29 часов)

Совершенствование речевых умений. Знакомство с основными видами сочинений и изложении (без заучивания учащимися определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элемента ми сочинения; сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, сочинения-описания. Продолжение работы нал правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.

Практические работы:

  1. Обучающее изложение «История домашней кошки»
  2. Обучающее изложение по текущей теме. Запись по памяти части текста.
  3. Подробное и сжатое изложение. Обучающее изложение по текущей теме. Связь абзацев в тексте.
  4. Обучающее изложение с элементами сочинения. «Штора»
  5. Обучающее изложение с элементами сочинения «Заколдованные яблоки»
  6. Знакомство с основными видами изложения. Обучающее сжатое изложение по текущей теме. Пересказ от 3-го лица
  7. Знакомство с основными видами сочинения. Обучающее изложение с элементами сочинения «Зимний день»
  8. Контрольное изложение «Друг детства»
  9. Сочинение-рассуждение. Обучающее изложение с элементами сочинения.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать:

ü звуки и буквы;

ü ударные и безударные гласные звуки;

ü твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;

ü звук, слог, слово;

ü слово и предложение;

кратко характеризовать:

ü звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);

ü условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;

решать учебные и практические задачи:

ü выделять предложение и слово из речевого потока;

ü проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех – пяти звуков;

ü выделять в словах слоги;

ü правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;

ü правильно писать сочетанияча – ща, чу – щу, жи – ши под ударением;

ü переносить слова;

ü писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;

ü правильно писать словарные слова, определенные программой;

ü ставить точку в конце предложения;

ü грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15–30 слов;

ü осознавать цели и ситуации устного общения;

ü соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

ü выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

ü использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

ü различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;

ü выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

ü участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

ü соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Класс

Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

ü парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;

ü изменяемые и неизменяемые слова;

ü формы слова и однокоренные слова;

ü однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

ü предложения по цели высказывания;

ü предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией; выделять, находить:

ü в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;

ü лексическое значение слова в толковом словаре;

ü основную мысль текста; решать учебные и практические задачи:

ü делить слова на слоги;

ü использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;

ü подбирать однокоренные слова;

ü определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

ü безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45 - 60 слов;

ü проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

ü подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;

ü исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);

применять правила правописания:

ü перенос слов;

ü проверяемые безударные гласные в корнях слов;

ü парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;

ü непроизносимые согласные;

ü непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);

ü разделительные твердый и мягкий знаки;

ü правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-

ü раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);

Ученик получит возможность научиться:

ü устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

ü определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);

ü различать однозначные и многозначные слова;

ü наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;

ü подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

ü подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

ü наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;

ü применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;

ü применять правило правописания суффиксов имен прилагательных :-ов, -ев, -ив, -чив, -лив;

ü подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

ü при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

ü определять по предложенным заголовкам содержание текста;

ü составлять план текста;

ü определять тип текста: повес

Наши рекомендации