Правила организации обязательного страхования

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Президиума НССО

от 20.02.2013г., пр.№50,

в новой редакции от 17.04.2013г., пр.№52

в новой редакции от 10.07.2013г., пр.№57

в новой редакции от 4.09.2013г., пр.№58

Правила организации обязательного страхования

Гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров

Общие положения

1.1. Настоящие Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – Правила) в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон) разработаны в качестве правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – обязательное страхование) и определяют порядок исполнения отдельных положений Закона и Правил обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее – Правила обязательного страхования), связанных с организацией обязательного страхования на страховом рынке.

1.2. Настоящие Правила распространяются на деятельность Национального союза страховщиков ответственности (далее – Союз) и страховых организаций, являющихся его членами и осуществляющих обязательное страхование (далее – страховщики).

1.3. Для целей настоящих Правил под организацией обязательного страхования на страховом рынке понимаются действия страховщика, направленные на заключение, сопровождение, исполнение и расторжение договоров обязательного страхования, включающие:

1.3.1. Порядок определения видов транспорта и видов перевозок для целей обязательного страхования (в том числе в отношении перевозок пассажиров транспортными средствами автомобильного транспорта категории М1 (не являющиеся автобусами транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения));

1.3.2. Порядок определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования, установленный «Правилами определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее – Правила определения количества пассажиров) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. №1484 (далее – Постановление № 1484)), с учетом срока действия договора обязательного страхования и других особенностей применения Правил определения количества пассажиров;

1.3.3. Порядок установления франшизы в договоре обязательного страхования;

1.3.4. Порядок расчета страховой премии по договору обязательного страхования;

1.3.5. Порядок заключения и выдачи договора обязательного страхования страховщиком.

1.4. Основными задачами настоящих Правил являются:

- защита прав и законных интересов страховщиков, страхователей и выгодоприобретателей;

- совершенствование страховой и финансово-экономической деятельности членов Союза, укрепление дисциплины, законности и правопорядка при осуществлении обязательного страхования;

- обеспечение соответствия деятельности членов Союза принципам добросовестной конкуренции.

2. Порядок определения видов транспорта и видов перевозок для целей обязательного страхования.

2.1. Для целей установления страхового тарифа и определения количества пассажиров по договору обязательного страхования отнесение осуществляемых перевозчиком видов перевозок пассажиров к видам транспорта и видам перевозок, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1344 «Об утверждении предельных (минимальных и максимальных) значений страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров» (далее – Постановление № 1344) и Постановлении № 1484, производится в соответствии с действующими на момент заключения договора обязательного страхования транспортными уставами и кодексами, регулирующими соответствующий вид перевозки пассажиров:

2.1.1. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

2.1.2. Устав железнодорожного транспорта;

2.1.3. Кодекс внутреннего водного транспорта;

2.1.4. Кодекс торгового мореплавания;

2.1.5. Воздушный кодекс.

2.2. При перевозках пассажиров транспортными средствами автомобильного транспорта категории М1[1] определение количества перевезенных пассажиров и установление страхового тарифа производится аналогично соответствующим видам автобусных перевозок с учетом территориальности перевозок, в частности:

· для городских перевозок пассажиров по заказу транспортными средствами категории M1 расчет производится как для автобусных перевозок в городском сообщении по заказам;

· для пригородных, междугородних и международных перевозок пассажиров по заказутранспортными средствами категории M1 расчет производится как для соответствующих видов автобусных перевозок (в пригородном, междугородном или международном сообщении).

3. Порядок определения количества пассажиров для целей обязательного страхования. Учет срока действия договора обязательного страхования при расчете страховой премии.

3.1. В целях обеспечения единообразия применения (толкования) страховщиками Правил определения количества пассажиров определение количества пассажиров осуществляется в соответствии с Приложением № 1 к настоящим Правилам, содержащим таблицу применяемых пунктов Правил определения количества пассажиров по видам осуществляемых перевозчиком перевозок.

3.2. Срок действия договора обязательного страхования при расчете страховой премии учитывается при определении количества пассажиров, страховые тарифы при этом не изменяются. Итоговое значение количества пассажиров, используемое для расчета страховой премии, определяется следующим образом:

3.2.1. При перевозках любым видом транспорта, за исключением случая перевозок пассажиров внутренним водным транспортом при сроке действия договора обязательного страхования (сроке страхования) менее 1 года, но не менее периода навигации, – путем умножения количества пассажиров, определенного в соответствии с пунктами 4 – 9 Правил определения количества пассажиров, на коэффициент T/365 (где T – срок действия договора обязательного страхования (срок страхования), выраженный в календарных днях), в том числе для случаев, когда срок действия договора обязательного страхования (срок страхования) равен одному календарному году (вне зависимости от того, високосный год или нет).

3.2.2. При перевозках внутренним водным транспортом при сроке действия договора обязательного страхования (сроке страхования) менее 1 года, но не менее периода навигации, – в размере количества пассажиров, определенного в соответствии с пунктами 4 – 7 Правил определения количества пассажиров.

3.2.3. Итоговое количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктами 3.2.1. и 3.2.2. настоящих Правил и используемое при расчете страховой премии, по каждому виду транспорта и виду перевозки округляется в большую сторону до натурального числа.

3.3. В случае, если определение количества пассажиров осуществляется на основании пункта 4 Правил определения количества пассажиров, для целей обязательного страхования под первичными статистические данными, подаваемыми перевозчиком в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта, подразумеваются заполненные перевозчиком в установленном порядке формы федерального статистического наблюдения, исчерпывающий перечень которых указан в Приложении № 2 к настоящим Правилам.

В случае, если на дату заключения договора обязательного страхования еще не наступил установленный нормативными документами срок предоставления субъектам официального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта первичных статистических данных за 4 полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования, страхователь предоставляет страховщику статистические данные о количестве перевезенных им пассажиров за 4 последних полных квартала подряд, за которые страхователь уже предоставил первичные статистические данные субъектам официального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта перед началом квартала, в котором заключается договор обязательного страхования.

3.4. В случае, если перевозчик осуществляет различные виды перевозок одними и теми же транспортными средствами, определение количества пассажиров осуществляется в соответствии с пунктами 4–9 Правил определения количества пассажиров раздельно для каждого вида перевозки с учетом всех транспортных средств, используемых на данном виде перевозки, вне зависимости от фактического (или планируемого) периода использования каждого такого транспортного средства.

3.5. В случае если при определении количества пассажиров используется вместимость транспортного средства или количество мест для сидения, то для целей обязательного страхования при расчете количества пассажиров не учитываются место водителя, место кондуктора и места для сидения членов экипажа.

Данные о вместимости транспортного средства и количестве мест для сидения указываются в техническом паспорте завода - изготовителя транспортного средства или ином аналогичном документе[2]. В случае отсутствия информации о количестве мест для сидения в автобусе при определении количества пассажиров для целей обязательного страхования данный параметр принимается равным 20 штук в соответствии с пунктом 9 Правил определения количества пассажиров.

3.6. В случае, когда определение количества пассажиров осуществляется на основании пункта 8 Правил определения количества пассажиров, расчет производится только при наличии справки о перевозках, предоставляемой перевозчику органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (далее – справка). В указанной справке в обязательном порядке должна содержаться информация, предусмотренная Постановлением № 1484, а именно:

· реквизиты (номер и дата) документов, на основании которых перевозчик осуществляет и (или) планирует осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам;

· номера маршрутов, по которым перевозчик осуществляет и (или) планирует осуществлять перевозку пассажиров в течение срока действия договора обязательного страхования;

· количестве пассажиров, перевезенных по маршрутам за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором выдается справка (с указанием количества маршрутов), и (или) количестве маршрутов и рейсов для определения расчетного количества пассажиров, планируемых к перевозке по вновь вводимым маршрутам.

3.6.1. Если определение количества пассажиров должно осуществляться по справке, но справка не предоставлена страховщику, либо в справке содержится не вся информация, предусмотренная пунктом 8 Правил определения количества пассажиров, допускается производить расчет страховой премии, используя расчетное количество пассажиров, определенное в соответствии с пунктом 9 Правил определения количества пассажиров как для автобусных регулярных перевозок в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам, и применяя только страховой тариф, предельные значения которого установлены для вида транспорта и вида перевозки «Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок».

В пункте 5.1 договора обязательного страхования необходимо указывать вид транспорта и вид перевозки: «Автомобильный транспорт - автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок».

3.7. При определении количества пассажиров не допускается:

3.7.1. Иное толкование Правил определения количества пассажиров, чем установленное в Приложении № 1 к настоящим Правилам.

3.7.2. Проведение расчета количества пассажиров, не подтвержденного перевозчиком документально.

3.7.3. Использование первичных статистических данных в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта из других форм, не предусмотренных Приложением № 2 к настоящим Правилам.

Составление дополнительных соглашений к договорам обязательного страхования, предполагающих взимание со страхователя дополнительной страховой премии либо возврат ему части страховой премии и расчёт дополнительной либо возвращаемой страховой премии по таким дополнительным соглашениям.

6.1. Страховщик имеет право на основании заявления страхователя (рекомендуемая форма Заявления приведена в Приложении №3 к настоящим Правилам), и в соответствии с законодательством Российской Федерации заключать соглашение об изменении договора обязательного страхования (далее – дополнительное соглашение). Указанные дополнительные соглашения, в том числе, могут предполагать взимание со страхователя дополнительной страховой премии либо возврат ему части ранее уплаченной страховой премии. Изменение срока действия договора обязательного страхования путём заключения дополнительного соглашения не допускается.

6.2. Основаниями для заключения дополнительного соглашения, в том числе требующего пересчета страховой премии, могут являться:

- изменение наименования страхователя или его организационно-правовой формы;

- изменение реквизитов страхователя в договоре обязательного страхования;

- изменение перечня (включение/исключение) транспортных средств, указанных в Сведениях о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации (Приложение к заявлению об обязательном страховании);

- изменение (включение/исключение) вида транспорта и (или) вида перевозок, указанного в Сведениях о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации (Приложение к заявлению об обязательном страховании);

- изменение данных о транспортных средствах (государственный и регистрационный опознавательные знаки воздушного судна, порядковый регистрационный (или идентификационный) номер судна, государственный регистрационный знак, инвентарный номер, период навигации, пассажировместимость и т.д.), указанных в Сведениях о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации (Приложение к заявлению об обязательном страховании);

- установление/неустановление франшизы в отношении причинения вреда имуществу пассажира;

- включение/исключение оснований для отказа в страховой выплате в договор обязательного страхования;

- изменение страхового тарифа.

Основания для пересчета страховой премии в зависимости от порядка определения количества пассажиров, произведенного при заключении договора обязательного страхования, приведены в Приложении №4 к настоящим Правилам.

6.3. Дополнительное соглашение оформляется соглашением об изменении договора обязательного страхования (рекомендуемая форма соглашения об изменении договора обязательного страхования приведена в Приложении №5 к настоящим Правилам) при соблюдении пункта 6.1. настоящих Правил.

Оформление дополнительного соглашения не допускается после прекращения договора обязательного страхования в связи с неуплатой очередного страхового взноса.

6.4. Величина взимаемой со страхователя дополнительной страховой премии (далее – доплата) либо возврата страхователю части страховой премии (далее – возврат) при оформлении дополнительного соглашения определяется на основании Постановления № 1344 и Постановления № 1484, действовавших на дату заключения договора обязательного страхования.

6.5. Возврат части страховой премии в связи с изменением условий договора обязательного страхования, в том числе связанным с изменением степени страхового риска, производится страховщиком в сроки, указанные в дополнительном соглашении, которые не могут превышать 30 дней с момента его заключения. Возврат части страховой премии производится по безналичному расчету. Обязанность страховщика по возврату части страховой премии считается исполненной со дня поступления денежных средств на банковский счет страхователя.

Доплата страховой премии или возврат части страховой премии в связи с изменением условий договора обязательного страхования производятся в сроки, указанные в дополнительном соглашении, которые не могут превышать 30 дней с момента его заключения. Доплата части страховой премии производится наличными деньгами или по безналичному расчету. Обязанность страхователя по доплате считается исполненной со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховщика.

6.6. При заключении дополнительных соглашений величина изменения размера страховой премии по каждому риску рассчитывается по следующей формуле:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (3)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – страховая премия по i-риску для n-го вида транспорта и вида перевозки, предусмотренного договором обязательного страхования, рассчитанная в соответствии с формулой (1), на новых условиях обязательного страхования по дополнительному соглашению, рублей;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – страховая премия по i-риску для n-го вида транспорта и вида перевозки, предусмотренного договором обязательного страхования, рассчитанная в соответствии с формулой (1) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – неистекшая часть срока действия договора обязательного страхования, начиная с даты начала срока действия дополнительного соглашения до даты окончания срока действия договора обязательного страхования, обе даты включительно, дней;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – срок действия договора обязательного страхования, начиная с даты начала срока действия договора обязательного страхования до даты окончания срока действия договора обязательного страхования, обе даты включительно, дней;

Итоговая величина изменения размера страховой премии по договору обязательного страхования определяется как:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (3а)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - величина изменения размера страховой премии по i-риску для n-го вида транспорта и вида перевозки, предусмотренного договором обязательного страхования, рассчитанная в соответствии с формулой (3), рублей;

N – количество видов транспорта и видов перевозок по договору обязательного страхования.

6.7. Расчет суммы доплаты (возврата):

1) В случае получения отрицательного значения I при условии, что абсолютная величина I превышает сумму страхового взноса, срок оплаты которого еще не наступил, сумма возврата страховой премии рассчитывается по следующей формуле:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (4)

где:

I – величина изменения страховой премии по дополнительному соглашению, рублей;

Prold– страховая премия, рассчитанная в соответствии с формулами (1) и (2) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

d - параметр, принимающий значение 1, если на момент начала действия дополнительного соглашения срок уплаты второго страхового взноса не наступил. В иных случаях d=0.

Размер последующего страхового взноса будет равен нулю (при наличии рассрочки в два равных платежа по договору обязательного страхования).

Расчет суммы возврата страховой премии может производиться с учетом понесенных страховщиком расходов на ведение дела и отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат (но не более расходов, предусмотренных Постановлением №1344).

При расчете со страхователем страховщик в сумме возврата должен учесть фактически оплаченную страховую премию следующим образом:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (5)

Правила организации обязательного страхования - student2.ru (5а)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - фактически полученная страховая премия по договору обязательного страхования на момент начала действия дополнительного соглашения, рублей;

Prold– страховая премия, рассчитанная в соответствии с формулами (1) и (2) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - сумма возврата страховой премии, рассчитанная в соответствии с формулой (4), рублей;

d - параметр, принимающий значение 1, если на момент начала действия дополнительного соглашения срок уплаты второго страхового взноса не наступил. В иных случаях d=0.

2) В остальных случаях величина страховой премии, подлежащая доплате (возврату) при оформлении дополнительного соглашения, рассчитывается по следующей формуле:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru [3], (6)

где:

I – величина изменения страховой премии по дополнительному соглашению, рублей;

Prnew - страховая премия, рассчитанная в соответствии с формулами (1) и (2) на новых условиях обязательного страхования по дополнительному соглашению, рублей;

Prold– страховая премия, рассчитанная в соответствии с формулами (1) и (2) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

d - параметр, принимающий значение 1, если на момент начала действия дополнительного соглашения срок уплаты второго страхового взноса не наступил. В иных случаях d=0.

В случае если на момент начала действия дополнительного соглашения срок уплаты второго страхового взноса не наступил, размер последующего страхового взноса будет равен Правила организации обязательного страхования - student2.ru .

6.8. Новая величина итоговой страховой премии по договору обязательного страхования, которая указывается в дополнительном соглашении, рассчитывается по следующей формуле:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (7)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – страховая премия, указанная в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

I – величина изменения страховой премии по дополнительному соглашению, рублей.

6.9. Настоящие Правила в части расчета дополнительной либо возвращаемой страховой премии при составлении дополнительных соглашений к договору обязательного страхования применяются в той редакции, которая действовала на дату заключения первоначального договора обязательного страхования.

6.10. Согласованный страховщиком и страхователем порядок расчета доплаты или возврата части страховой премии при заключении дополнительного соглашения в соответствии с разделом 6 настоящих Правил может указываться либо в заключаемом договоре обязательного страхования (раздел «Особые условия»), либо путем оформления отдельного приложения к заключаемому договору обязательного страхования.

Порядок досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования и расчёта страховой премии, подлежащей возврату страхователю при досрочном прекращении (расторжении) договора обязательного страхования.

7.1. Досрочное прекращение (расторжение) договора обязательного страхования производится в случаях, предусмотренных Законом, Правилами обязательного страхования и Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (Приложение №6 к настоящим Правилам)

7.2. Досрочное прекращение (расторжение) договора обязательного страхования происходит по заявлению страхователя (рекомендуемая форма Заявления приведена в Приложении №7) и оформляется соглашением о прекращении (расторжении) договора обязательного страхования (рекомендуемая форма соглашения о прекращении (расторжении) договора обязательного страхования приведена в Приложении №8) при соблюдении пункта 7.1. настоящих Правил.

7.3. При передаче сведений о досрочном прекращении договора обязательного страхования по причине одностороннего отказа страхователя от договора обязательного страхования (п.2 ст.958 Гражданского Кодекса Российской Федерации) в АИС НССО необходимо указывать причину «По требованию страхователя».

При передаче сведений о досрочном прекращении договора обязательного страхования в случае просрочки страхователем уплаты очередного страхового взноса более, чем на 60 дней, в АИС НССО необходимо указывать причину «По требованию страховщика».

7.4. При прекращении (расторжении) договора обязательного страхования по основаниям иным, нежели в пп. 3 п. 47 Правил обязательного страхования, страховая премия возврату не подлежит.

7.5. При прекращении (расторжении) договора обязательного страхования по основанию, указанному в пп. 3 п. 47 Правил обязательного страхования, величина изменения страховой премии по каждому риску, которая будет использоваться для определения суммы возврата по договору, рассчитывается по следующей формуле:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (8)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru = 0 при прекращении (расторжении) договора обязательного страхования;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - страховая премия по i-риску для n-го вида транспорта и вида перевозки, предусмотренного договором обязательного страхования, рассчитанная в соответствии с формулой (1) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении до досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования), рублей;

N – количество видов транспорта и видов перевозок по договору обязательного страхования;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – неистекшая часть срока действия договора обязательного страхования, начиная с даты досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования до даты окончания срока действия договора обязательного страхования, обе даты включительно, дней;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru – срок действия договора обязательного страхования, начиная с даты начала срока действия договора обязательного страхования до даты окончания срока действия договора обязательного страхования, обе даты включительно, дней;

Величина возврата страхователю части страховой премии по договору обязательного страхования определяется как:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (8а)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - величина изменения страховой премии по i-риску для n-го вида транспорта и вида перевозки, предусмотренного договором обязательного страхования, взятая по модулю, рублей;

N – количество видов транспорта и видов перевозок по договору обязательного страхования.

d - параметр, принимающий значение 1, если на момент досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования срок уплаты второго страхового взноса не наступил. В иных случаях d=0;

Расчет суммы возврата страховой премии может производиться с учетом понесенных страховщиком расходов на ведение дела и отчислений в резерв для финансирования компенсационных выплат (но не более расходов, предусмотренных Постановлением №1344).

При расчете со страхователем страховщик в сумме возврата должен учесть фактически оплаченную страховую премию следующим образом:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru , (9)

Правила организации обязательного страхования - student2.ru (9а)

где:

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - фактически полученная страховая премия по договору обязательного страхования на момент досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования, рублей;

Prold – страховая премия, рассчитанная в соответствии с формулами (1) и (2) на условиях, указанных в договоре обязательного страхования (или в последнем заключенном дополнительном соглашении), рублей;

Правила организации обязательного страхования - student2.ru - сумма возврата страховой премии, рассчитанная в соответствии с формулой (8а), рублей;

d - параметр, принимающий значение 1, если на момент досрочного прекращения (расторжения) договора обязательного страхования срок уплаты второго страхового взноса не наступил. В иных случаях d=0.

7.6. Согласованный страховщиком и страхователем порядок расчёта страховой премии, подлежащей возврату страхователю при досрочном прекращении (расторжении) договора обязательного страхования в соответствии с разделом 7 настоящих Правил, может указываться либо в заключаемом договоре обязательного страхования (раздел «Особые условия»), либо оформляется отдельным приложением к заключаемому договору обязательного страхования.

Прочие положения.

9.1. При заключении или внесении изменений в договор обязательного страхования страховщик не имеет права включать в него условия иные, нежели установлены Законом, Правилами обязательного страхования или настоящими Правилами, которые ухудшают положение страховщика, страхователя или выгодоприобретателя (потерпевшего), а равно ограничивать применение тех или иных положений Закона (в том числе отказ страховщика от права предъявления регрессного требования).

9.2. Не допускается включение в договор обязательного страхования терминов, условий или положений, не предусмотренных Законом или Правилами обязательного страхования.

Таблица распределения формул при определении количества пассажиров

(в ячейках таблицы указаны соответствующие пункты Правил определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, утвержденных Постановлением Правительства № 1484 от 30.12.2012г.)

Вид транспорта Виды перевозок На перевозчика ВОЗЛОЖЕНА обязанность по представлению первичных статистических данных в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта по формам федерального статистического наблюдения по видам транспорта На перевозчика НЕ ВОЗЛОЖЕНА обязанность по представлению первичных статистических данных в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта по формам федерального статистического наблюдения по видам транспорта
Перевозчик применяет общий режим налогообложения и осуществляет перевозки пассажиров без лицензии ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО ЗАКАЗАМ при условии, что такие перевозки не являются для него основным видом деятельности Перевозчик применяет упрощенную систему налогообложения Перевозчик применяет патентную систему налогооб-ложения(только для индиви-дуальных предприни-мателей (ИП)) Перевозчик применяет систему налогооб-ложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД)
  Представлены первичные статистические данные за 4 полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования   Не представлены первичные статистические данные за 4 полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования   Формы федерального статистического наблюдения не обеспечивают возможность раздельного определения количества пассажиров по видам перевозок Осуществляет перевозки 4 и более полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования Не осуществляет перевозки 4 и более полных квартала, предшествующих кварталу заключения договора обязательного страхования
Автомо-бильный транспорт Автобусные перевозки в междугородном и международном сообщении* п. 4 п. 9 п. 71 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9
Автобусные перевозки в пригородном сообщении* п. 4 п. 9 п. 71 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9
Автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршрутам* п. 4 п. 85 п. 71 п. 8 п. 8 п. 8 п. 8
Автобусные перевозки в городском сообщении по заказам и автобусные регулярные перевозки в городском сообщении с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам регулярных перевозок* п. 4 п. 9 п. 71 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9 п. 9
Железно-дорожный транспорт Перевозки поездами дальнего следования п. 4 п. 7 п. 71, п. 52 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4
Перевозки пригородными поездами п. 4 п. 7 п. 71, п. 52 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4
Воздушный транспорт Вне зависимости от вида перевозки п. 4 п. 7 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4
Морской транспорт Вне зависимости от вида перевозки п. 4 п. 7 п. 5 п. 7 п. 7 Не применяется4
Внутренний водный транспорт Перевозки по транспортным (пригородные, внутригородские, транзитные, местные маршруты и переправы) и экскурсионно-прогулочным маршрутам п. 4 п. 7 п. 71 п. 5 п. 7 п. 7 Не применяется4
Перевозки по туристским маршрутам п. 4 п. 7 п. 71 п. 5 п. 7 п. 7 Не применяется4
Городской наземный электри-ческий транспорт Перевозки троллейбусами п. 4 п. 7 п. 71, п. 52 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4
Перевозки трамваями п. 4 п. 7 п. 71, п. 52 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4
Внеуличный транспорт Вне зависимости от вида перевозки п. 4 п. 7 Нет3 п. 7 Не применяется4 Не применяется4

Примечание. Пункты Правил определения количества пассажиров (утв. Постано

Наши рекомендации