Раздел 1. Мировой страховой рынок.
Урок 1 (12.01.2018)
Раздел 1. Мировой страховой рынок.
Тема 1.1. Международный страховой рынок
Тема урока:С.
Вопросы:
1. Введение.
2. Становление и развитие страхования на международном страховом рынке.
3. Глобализация мирового страхового рынка.
4. Интеграция страхового рынка. Международные страховые ассоциации
Литература:
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ Глава 48, Закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.92 г. № 4015-1 Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) » о 28.07.2014г. №833, учебное пособие «Страхование» под ред. Сплетухова Ю.А., Дюжикова учебное пособие «Страхование» под ред. Никулиной Н.Н. Учебник (Годен.А.М) с. 6-7, 161-165. Учебник (Скамай.Л.Г) с.8-10. Учебник (Ермасов.С.В) с. 11-14.
Вопрос 1
В соответствии с планом учебного процесса по специальности на дисциплины предусмотрено: максимальная нагрузка- 108 часов, в том числе: обязательная аудиторская учебная нагрузка- 72 часа (практические занятия- 24 часa); самостоятельная работа- 36 часов. Предусмотрено сокращение- 10 часов.
Дисциплина изучается на 2 курсе: 4 семестр (17 недель)- 68 часов.
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме комплексного экзамена.
Дисциплина формирует следующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 . Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.1. Реализовывать технологии агентских продаж.
ПК 1.2. Реализовывать технологии брокерских продаж и продаж финансовыми консультантами.
ПК 1.3. Реализовывать технологии банковских продаж.
ПК 1.4. Реализовывать технологии сетевых посреднических продаж.
ПК 1.5. Реализовывать технологии прямых офисных продаж.
ПК 1.6. Реализовывать технологии продажи полисов на рабочих местах.
ПК 1.7. Реализовывать директ-маркетинг как технологию прямых продаж.
ПК 1.8. Реализовывать технологии телефонных продаж.
ПК 1.9. Реализовывать технологии интернет-маркетинга в розничных продажах.
ПК 1.10. Реализовывать технологии персональных продаж в розничном страховании.
ПК 2.1. Осуществлять стратегическое и оперативное планирование розничных продаж.
ПК 2.2. Организовывать розничные продажи.
ПК 2.3. Реализовывать различные технологии розничных продаж в страховании.
ПК 2.4. Анализировать эффективность каждого канала продаж.
ПК 3.1. Документально оформлять страховые операции.
ПК 3.2. Вести учет страховых договоров.
ПК 3.3. Анализировать основные показатели продаж страховой организации
ПК 4.1. Консультировать клиентов по порядку действий при оформлении страхового случая.
ПК 4.2. Организовывать экспертизы, осмотр пострадавших объектов.
ПК 4.3. Подготавливать и направлять запросы в компетентные органы.
ПК 4.4. Принимать решения о выплате страхового возмещения, оформлять страховые акты.
ПК 4.5. Вести журналы убытков, в том числе в электронном виде, составлять отчеты, статистику убытков.
ПК 4.6. Принимать меры по предупреждению страхового мошенничества.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- проводить сравнительный анализ международных страховых рынков;
- анализировать страховые рынки промышленно-развитых стран мира;
- проводить сравнение систем и принципов государственного страхового регулирования в Российской Федерации и в странах Европейского Союза;
- выявлять особенности страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах;
- выявлять особенности морского страхования и страхования технических рисков за рубежом;
- проводить анализ современного мирового рынка перестрахования;
- выявлять особенности организации медицинского страхования за рубежом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- становление и развитие страхования на мировом страховом рынке;
- особенности национальных страховых рынков и структуру отраслей страхования на международном рынке;
- основные термины и понятия, применяемые в практике международного страхования;
- организацию страховых рынков в промышленно-развитых странах мира и их особенности;
- основы страхового регулирования в странах Европейского Союза;
- особенности страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- особенности морского страхования и страхования технических рисков;
- практику международного перестрахования;
- особенности медицинского страхования за рубежом;
- страхование внешнеэкономической деятельности.
2)Возникновение страховых отношений относится к глубокой древности.
По дошедшим до нас источникам – еще в античные времена, в рабовладельческом обществе были соглашения, в содержании которых предусматриваются черты договора страхования. Эти соглашения относились как к недвижимому имуществу, так и к торговым и ссудным сделкам, и, прежде всего, в области морского судоходства.
В 916 году до нашей эры на острове Родосе был принят ордонанс, в котором была представлена система распределения ущерба при общей аварии, принципы которой сохранились до наших дней.
Первый дошедший до нас морской полис был выдан в 1347 году на перевозку груза из Генуи на о. Майорку на судне «Санта Клара». Известно, что еще в 1310 г. В городе Брюгге была учреждена «Страховая Палата», проводившая операции по определенной защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий.
Рост городов и крупных населенных пунктов увеличивал опасность одновременной гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий. Естественно, что люди объединялись для совместных действий, как по предотвращению опасности, так и для ликвидации ее последствий, в том числе экономическими мерами.
Эпоха великих географических открытий породило бурный рост судоходства и международной торговли. Возникают новые торговые рынки, новые пути продвижения товаров(Великий шелковый , путь” Варяг в Греки” и т.п.),появляются новые опасности и потребности в защите имущественных интересах.
Появляются первые подобия страховых образований, в которых участвуют не профессиональные страховщики, а отдельные владельцы имущества или имущественных интересов.
Одновременно шло развитие страхования от огня, как одной из главных опасностей для недвижимого имущества. Простейшая форма такого страхования существовала в средние века в качестве одной из функции торговых гильдий-с купцов взыскивались сборы для создания помощи тем, чьё имущество пострадает от огня(одна из форм образования локального страхового фонда) . Вначале такие страховые ассоциации возникали на базе проведения взаимного страхования своего имущества и имущественных интересах отдельными группами купцов, судовладельцев и т.п.
Появление профессиональных страховых компаний от огня следует отнести XVIIв. Одним из побудительных мотивов к их образованию, возможно, явился великий Лондонский пожар, после которого в Лондоне был учрежден «Огневой офис» для страхованию домов и других сооружений. Однако практически он начал свои активные операции только с 1681 г. В течении нескольких лет после Лондонского пожара в странах Европы, прежде всего, в Англии возник ряд страховых компаний и обществ взаимного страхования, некоторые из них действуют и сейчас.
Следует отметить,что при взаимном страховании участники такой ассоциации (объединение) не оставили целью извлечения прибыли, а заботились лишь об уменьшении тяжести ущерба, выпевшего на кого-либо из участников, за счет участия в возмещении этого ущерба других участников, чьё имущество не пострадало или пострадало в меньшей степени ,-такая идея оказалась довольно плодотворной и общество взаимного страхования дошли до наших дней, главным образом в области морского страхования, где они носят названия клубов взаимного страхования судовладельцев или клубов.Идея страхования полностью отвечала потребностями развивающейся экономики и страховании очнь быстро распространилось на все сферы человеческой деятельности.
Формы и методы страхования, его объекты и предоставляемое обеспечение менялись в зависимости от развития х/д человека, от социальной культуры, общества, от потребностей времени.
1706 г. было учреждено первое общество по страхованию жизни.
В XVII-XIX вв. появляется новый широкий круг страховых рисков – проводится страхование сельскохозяйственных животных, от кражи с взломом, долгов, финансовых потерь, связанных с злоупотреблением служащих и пассажиров от несчастных случаев и т.п. Руки музыканта, ноги балерины, голосовые связки певца-орудия из профессиональной деятельности на ряду с музыкальными инструментами, становились объектами страхования, так как их повреждения или полная потеря приводили к имущественным потерям. С развитием мировой экономики, увеличением количество имущественных интересов ,росло число страховых компаний, увеличивались их обороты и капиталы, их вложения в другие отросли хозяйства.
В настоящее время во всех странах с развитой рыночной экономикой не существует материальных, имущественных объектов или имущественных интересов, не защищенных страхованием.
3)Общепризнанным явлением развития мировой экономической и политической систем конца двадцатого века стала глобализация общественных отношений, затрагивающая все без исключения страны и отрасли экономики. Глобализация производства и потребления означает вхождение всех стран, с учетом достигнутого экономического, научно-технического, финансового потенциала, в мировое хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, размывание границ между национальными хозяйственными комплексами и образование на этой основе глобального экономического пространства. Формирование и управление глобальным экономическим пространством резко усиливает роль политических и экономических межгосударственных образований.
Мировой страховой рынок, являющийся одним из важнейших элементов системы современной мировой экономики. Специфика страхования, связанная с принятием рисков хозяйствующих субъектов и перераспределением возможных убытков среди страховых и перестраховочных обществ, в свою очередь, оказывает существенное влияние на динамику и форму процессов глобализации в мировом страховом хозяйстве. Инвестиционный потенциал страховых и перестраховочных обществ становится существенным фактором международного движения капитала, сращивания активов банковских, финансовых и фондовых институтов, изменение роли страхования и перестрахования в управление рисками крупнейших транснациональных производственных и банковских корпораций.
Мировое страховое хозяйство представляет собой совокупность общественных отношений в области страхования, связанных с производством общественных отношений в области страхования, связанных с производством, распределением, продажей и потреблением страховых услуг.
Глобализация мирового страхового рынка представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными страховыми хозяйствами, происходящий под влиянием изменений в мировой экономике, и имеет в качестве конечной цели формирования глобального страхового пространства.
Это явление выражается в следующих процессах:
1. Концентрация страхового и перестраховочного капитала
2. Сращивание страхового, банковского и ссудного капитала
3. Концентрация на рынке страховых посредников
4. Концентрация потребителей страховых услуг
5. Изменение традиционных форм и видов страховых услуг
6. Изменение спроса на «массовые» страховые услуги
7. Расширение сферы использование частного коммерческого страхования
8. Изменение рыночной среды в условиях полной компьютеризации потребителей страховых услуг и использования интернета
9. Рост опустошительности страховых убытков как результат развития урбанизации
10. Повсеместная либерализация торговли страховыми услугами, создание всемирной торговой организации
Рост современных технологий в области телекоммуникаций, в первую очередь, интернет, оказывает значительное влияние на развитие мирового страхового рынка, представляя, с одной стороны, непосредственный доступ потребителю, с другой – формируя спрос на появление специальных страховых услуг, способных компенсировать потенциальный ущерб, порожденный новыми рисками: несанкционированный доступ информации о кредитных картах страхователя, с использованием которых осуществляется оплата предоставленных услуг; банковским счетом; об имуществе, принадлежащем страхователю, о его состоянии здоровья и т.п. Кроме того, потенциальные убытки могут быть связаны с поражением компьютерными вирусами клиентских сетей и серверов компаний, продающих или использующих сети Интернет для продажи товаров и услуг.
4)С развитием рыночных отношений неизбежно возникнут проблемы, связанных с региональной и международной интеграцией экономических связей. Уже в настоящее время возникнет проблема иностранных инвестиций в российскую экономику вследствие нестабильности политики и отсутствия (должного) достаточно надежного страхования.
Интеграция российской экономики, мировое хозяйство влечет за собой вхождение в мировой страховой рынок. Мировой страховой рынок представляет собой сферу действия страховых ассоциаций, союзов, корпораций страховщиков, страхователей, деятельность которых вышла за рамки регионального, национального рынка страхования.
Необходимость в международном сотрудничестве в области страхования связанно с общностью экономических интересов в видах деятельности, имеющих интернациональных характер. Такие интересы возникли исторически в торговле, обеспечение безопасности караванных путей, мореплавания, межгосударственных и международных корпораций в области финансов и кредита.
На международном страховом рынке действуют международные союзы и ассоциации по различной специализации в области страхования: имущественного, личного, финансовой ответственности. Существует ряд международных ассоциаций и институтов, которые запоминаются проблемами совершенствования законодательства, разработки проектов и норм страховых услуг, международной экспертизы и арбитража.
Международный союз авиационных страховщиков – объединение страховых компаний, проводящих операций по страхованию самолетов, авиационных грузов, экипажей, пассажиров, а так же гражданской ответственности, связанных с эксплуатацией средств авиатранспорта. Основан в 1934 г. в Лондоне.
Международный союз морского страхования – объединение национальных ассоциаций страховых компаний, осуществляющих страхование морских судов, грузов и фрахта. Фрахт – провозная плата владельцу транспортного средства за перевозку грузов пассажиров по основным путям сообщения, главным образом по морским водным путям. Основан в Германии в 1874 г.
Международный союз страховщиков технических рисков – обеспечивает обмен информацией и опытом работы страховщиков, проводивших страхование технических рисков. Основан в Германии.
Международный союз страховщиков кредитов (Берлинский союз) – не официальное объединение государственных и находящихся под контролем правительств страховых обществ и учредителей. Создан 1934 г. в Берне.
Международная ассоциация страхованию кредитов – основана в Июрихе в 1946 г. В ассоциацию входит свыше 20 страховых компаний разных стран. Цель ассоциации изучение страхования кредитов и защита интересов членов ассоциации.
Постоянный комитет международных конгрессов актуарий основан 1889 г. (Бельгия). Организация, занимающаяся унификацией форм и методов актуарных расчетов долгосрочному страхованию жизни.
Международная ассоциация судовладельцев – организация, созданная в 1970 г. в целях содействия развитию сотрудничества обеспечению интересов международном морском судоходстве по различным проблемам.
Международная морская организация – специализированное учреждение ООН, занимающийся вопросами морского судоходства. Членами организации являются около 120 стран, создан 1948 г.
Урок (19.01.16)
Урок 4 (09.02.16)
Урок 5 (16.02.16)
Урок 6 (02.03.16)
Урок10 (17.02.17 )
Урок 12
Тема 4:Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах.
Тема урока:Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в зарубежных странах.
Вопросы:
1)Этапы правового развития страхования автогражданской ответственности.
2)Страхование гражданской ответственности владельцев легковых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, колясок.
3)Построение и калькуляция тарифных ставок. Тарифные группы. Классы безубыточности и убыточности (система Бонус-Маус). Особые случаи предоставления скидки. Добровольная франшиза.
4)Срок действия и другие особенности страховых полисов. Размер страхового возмещения, и страхового обеспечения пострадавшим.
Литература: журнал «Финансы» (№2,7) 2003, 2002 годы; журнал « страховое дело» (№ 10, 11) 2003г. Материалы сайтов интернета.
1)Ежедневно в мире происходит огромное количество ДТП, в результате которых получают травму люди, сбиваются автомобили, приходит в негодность багаж. Убытки по данным происшествиям практически во всем мире покрывают за счет страховании ответственности владельцев автотранспорта. В развитых странах этот вид страхования является обязательным. Основными видами автотранспортного страхования являются: 1) страхование средств транспорта; 2) ответственности владельцев транспортных средств; 3) страхование от несчастных случаев водителя.
Наиболее распространенными видами автотранспортного страхования являются: страхование транспортных средства, защищающие интересы водителя, связанные с самим транспортным средством, и страхование гражданской ответственности автовладельца, защищающее интересы пользователя, связанные с возможностью предъявления претензий сострахования потерпевших.
Страхование гражданской ответственности автовладельцев проводится в обязательной форме в большинстве странах мира, создавая источники выплат потерпевших, которые не зависят от финансового положения причинителейвреда и осуществляется страховыми компаниями одновременно, устанавливая обязательное страхование, государства существенным образом снижает степень влияния.
Начало автотранспортному страхованию было положено в Великобритании в 1988 г. был выдан 1 полис автострахования средств, затем последовал бурный рост как количество автомобилей, так ДТП. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в большинстве развитых стран появились примерно одновременно, потребовалось довольно длительный период осуществления.
Страхование ОСАГО в большинстве развитых Европейских стран появилось примерно в одно время и потребовался довольно длительный период его осмысления и признания. Впервые страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств введено в Австралии в 1929 г., затем в 1930г.- в Англии, Швейцарии, 1935г.- Чехословакия. Несколько позднее оно возникло в Дании, в Бельгии, Румынии. В связи с развитием автомобильного труда, большое значение приобрел вопрос о возможности по мере развития страхования происходили изменения указанных группах все более полно.
В связи с развитием международного автомобильного сообщества большое значение приобрел вопрос о возможности распространения действующих в данной стране условия ОСАГО. Над приезжающими на своих автомобилях из границы иностранцев поэтому страны, где действовало это страхование, оказались как бы разбитыми на две группы:
1)распространяющие обязательное страхование на иностранных автомобилистов. (Англия,Ирландия,Дания,Норвегия,Швеция и Финляндия)
2)освобождающие их от обязательного страхования. (Германия,Швейцария,Австрия и Чехославакия)
По мере развития страхования происходили изменения и в указанных группах все более в пользу первой из них.
В настоящее время для ОСАГО характерным являются не только меблировка условий страхования,но и объединений раяда стран возможных группах с распространением действия условий срахования гражданской ответсвенностина территориии всех входящих в эти группы стран. Каждый владелец автомобиля(страхователь) в этих случаях в качестве страхового полиса так называемую «Зеленую карту». Она представляет собой:
-с одной стороны, название системы международных договоров;
-с другой- страховое удостоверение об ОСАГО.
2)Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств занимает особое место среди многочисленных видов страхования, обеспечит выплату потерпевшему денежное возмещение в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца ТС, по гражданскому иску в пользу 3 лиц в случае их гибели, прошедших в результате аварии и др. ДТП по вине страхователя. Этот вид имеет специфику особенности. Из сторон участвующих в страховании здесь четко определены только страховщик и страхователь. Эти 2 стороны вступая в взаимоотношения «создают за счет средств страхователей специальный страховой фонд» для расчета с потерпевшими. В этом виде страхование отсутствует застрахованное конкретное лицо или заранее известное конкретное имущество ,но также заранее установленна страховая сумма,что вызывает большое затруднение при разработке тарифных ставок.Здесь имеет место,как бы сочетание различных видов других отраслей страхования. Так,наряду с единовременными выплатами,например за повреждение или гибель стреств транспорта ,одежды,багажа ,витрин магазинов,домашних животных и другое имущество,а также в случаях причинения вреда здоровья людей,вызвавшего врменную утрату трудоспособности, производятся многочисленные долговременные выплаты,связанные с возмещением утраченного заработка или в связи со смертью кормильца.
Страхование гражданской ответственности получило мировое распространение за рубежом. Страхование гражданской ответственности владельцев ТС подразделяются на 2 вида:
-Страхование легковых автомобилей;
-Страхование гражданской ответственности владельцев мотоциклов.
Для прощения процедуры страхования гражданской ответственности владельцев легковых автомобилей все транспортные средства и их водители разделены на группы:
1) По эксплуатационным характеристикам ТС;
2) По географическим районам;
3) По водительскому стажу.
Основная цель этого вида страхования: уменьшить или вообще исключить отрицательные экономические последствия от возможной опасности(в экономическом плане),которой граждане подвергаются в процессе участия в дорожном движении.
Рассмотрим особенности автострахования на примере Германии. Страховая защита в Германиипредусматривает следующие виды автострахования:
1. Страхование автогражданской ответственности;
2. Страхование ТС(АВТО КАСКО);
3. Автострахование от несчастных случаев;
4. Страхование правовой защиты и технического обеспечения при аварии.
3)Правильное проведение тарифных ставок достаточно сложная проблема. Наиболее приемлемое решение-это определение признаков по группам, для этого сущ-ет ряд критерий:
-субъективный;
-объективный.
Объективные причины:
1.вид ТС;
2.применение или исполнение ТС;
3.технические характеристики ТС.
Субъективные факторы риска: дифференцирование по рискам.
Разработаны следующие тарифы для определения групп профессий:
- группа Н (нормальный тариф). В эту тарифную группу входят большинство строителей;
- группа Б(тариф для чиновников). Для ТС, которые находятся во владении учредителей, организаций, органов управления.
- группа А(сельский тариф). Это еще более льготный тариф для строителей, проживающих в сельской местности.
Классы безубыточности и убыточности.
При оформлении договора страхования каждый страхователь причисляется к классу безубыточности. После каждого безубыточного вида вождения он переводится на один класс выше, при наличии убытков, возмещение которых производится на 1 класс ниже или даже в класс убыточности. Также продвижения фиксируются статистикой.
Страхователь, получивший скидку за франшизу, который взял на себя добровольно. Практически все страховщики предоставляют скидку за ограниченное вождение.
4)Как правило, страховой полис по автогражданской ответственности оформляется на год. При оформлении полиса на срок менее 1 года страховщики возвышают более высокие взносы. Страхователь не может получить скидку за безаварийность при страховании на короткий срок.
Страховая компания навсегда обязана полностью покрывать убыток, даже если события, ставшие ее причиной, являются страховым случаем.
Дело в том, что ответственность страховщика определяется условиями договора, при заключении договора страхования могут быть установлены лимиты:
-лимит на 1 страхователя;
-лимит на 1 страховое покрытие;
-агрегатный лимит.
Договор может быть заключен по правилу «интрубции». При этом возмещения пострадавшему выплачиваются только при полном отсутствии вины.
Кроме того, лимит ответственности может устанавливаться отдельным видом ущерба.
Основная задача страхования ответственности владельцев личных автомашин- снять с водителя автомобиля экономические последствия, которые возникают из-за опасности его участия в дорожном движении, либо эта опасность связана с использованием автомобиля.
Урок 13
Тема урока:Международная конвенция о страховании ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта».
Вопросы:
1) Международная конвенция о страховании ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта».
Экономическая сущность и механизм действия системы.
2)Практика ликвидации последствия аварии.
3)Осуществление расчетов между страховой компанией, выдавшей «Зеленую карту» и страховым обществом оказавшим услуги владельцу «Зеленой карты».
4)Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории РФ и проблемы присоединения страны к международной системе «Зеленая карта».
Литература:
Директивы ЕС по страхованию автогражданской ответственности по системе «Зеленая карта»;
Закон №40-ФЗ от 25 апреля 2002 года с изменениями и дополнениями;
Учебное пособие. Теория и практика страхования Турбина К.Е. с.392-395;
Очерки зарубежного страхования Плешков А.П. с.49-74;
Учебное пособие страхование в системе МЭО Мухина Е.А. с.26-45;
Материалы Интернет-ресурсов.
1)Формирование системы «Зеленая карта» обусловлено принятием в 1949г. Рекомендации ООН и Революции ООН №43 1952 года, которые были направлены на решение двух основных задач: защиту интересов потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных автотранспортных средств и упрощение режима передвижения автотранспортных средств, свобода которого была поставлена в зависимость от приобретения множества договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев на условиях, отвечающих требованиям национального законодательства страны, по территории которой передвигалось иностранное транспортное средство. Большое значение для ее развития имело и так называемое Лондонское соглашение, представляющее собой типовое двустороннее соглашение, форма и содержание которого были приняты на встрече представителей страховщиков, занимающихся страхованием автотранспорта. На этой же встрече был учрежден Совет Бюро «Зеленой карты»- орган управления новой системы. Непосредственной основой действия системы «Зеленая карта» является не многосторонний межгосударственный договор, в множество двусторонних соглашений между национальными организациями-членами системы «Зеленой карты», действующими в различных странах. Действие системы основано на следующих основных принципах:
- действие системы распространяется только на те страны, в которых страхование гражданской ответственности автовладельцев является обязательным в порядке, установленном национальным законодательством;
-законность системы «Зеленая карта», несмотря на частный характер соглашения, должна быть официально признана в каждом отдельном государстве;
-в каждом государстве, желающем вступить в систему «Зеленая карта» , создается Национальное бюро, членами которого становятся все страховщики, занимающиеся обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев;
-каждое Национальное бюро является одной из сторон двустороннего международного договора, который определяет конкурентный порядок действия системы «Зеленая карта» и заключается с национальными бюро других стран.
Национальные бюро «Зеленой карты» каждой страны выполняют 2 основные функции:
-в качестве бюро по возмещению убытков оно выпускает удостоверения «Зеленая карта» для выдачи через посредство национальных страховщиков – своих членов – заинтересованным страхователям;
-в качестве бюро по урегулированию претензий оно регулирует возникающие в данной стране претензии потерпевших граждан и предъявляет иски к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба потерпевшим при использовании принадлежащих им автотранспортных средств и имеющим удостоверения «Зеленая карта».
Урок 17
СТРАХОВАНИЕ СУДОВ (КАСКО)
Урок 16
Вопрос.
Современное морское страхование включает не только страхование судов, ответственности судовладельцев, но и страхование грузов. Морское страхование грузов обладает определенными особенностями по сравнению с перевозками грузов и иными видами транспорта. Тем не менее, морское страхование грузов является основой для формирования страхования груза на иные виды транспорта.
Особенности и условия морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон договора страхования, содержащееся в Кодексе торгового мореплавания, соответствующим международным правовым нормам в этой области.
Грузы страхуются в соответствии с основными типами торговых сделок, разработанных международной торговой палаты в документе «Инкотермес».
В качестве субъектов страхования грузов выступают страхователь, страховщик, выгодопреобретатель.
Предмет страхования грузов – конкретные материальные ценности или иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика.
Объектами страхования грузов являются имущественные интересы страхователя, связанные с страхованием восстановления того или иного предмета страхования груза при наступлении страхового случая и с потребностью дополнительных источников средств для этих целей.
Основными участниками транспортной перевозки являются:
• отправитель (или грузоотправитель) ~ физическое или юридическое лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;
• получатель ~ физическое или юридическое лицо, которое имеет право получить этот груз в пункте Б. Это право предоставляет ему отправитель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах;
• перевозчик - физическое или юридическое лицо (чаще всего транспортная организация), владеющее транспортным средством или арендующее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз из пункта А в пункт Б и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспортное средство;
• экспедитор - как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает координациюи взаимодействие всех сторон, включенных в перевозку, осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг, связанных с договором перевозки.
Условия А
Условия А - это наиболее полное страховое покрытие, так называемое страхование «от всех рисков»
1. Данное страхование покрывает все риски гибели или повреждения застрахованного груза, за исключением случаев, предусмотренных в прилагаемых к Условиям оговорках, носящих форс-мажорный характер.
2. Данное страхование покрывает расходы по общим авариям и спасательным работам, установленным в соответствии с контрактом о фрахтовании и/или основным законом и практикой, во избежание гибели по любой причине, за исключением случаев, приведенных в оговорках.
3. Данное страхование предоставляет страховое покрытие в той же доле ответственности по контракту о фрахте согласно оговорке «Столкновение по вине обеих сторон», как и в отношении убытка, возмещаемого в соответствии с этой оговоркой.
В случае возникновения каких-либо претензий со стороны судовладельцев по вышеуказанной оговорке страхователи должны уведомить страховщика, который будет иметь право за их собственный счет защитить страхователей от таких претензий.
Условия В
При страховании на Условиях В страховому покрытию подлежат только следующие
риски:
1. Гибель застрахованного груза или повреждение, произошедшее вследствие:
пожара или взрыва;
посадки на мель, выброса на берег, опрокидывания судна или в случае,
когда судно тонет;
опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;
столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;
разгрузки ФУ в порту в результате аварии;
землетрясения, вулканического извержения или удара молнией.
2. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:
• убытков, расходов и взносов по общей аварии;
• выбрасывания или смытия груза за борт судна;
• протечки морской, озерной или речной воды в судно, транспортное
средство, контейнер с грузом или место хранения.
3. Полная потеря отдельных частей груза в результате падения за борт при погрузке или разгрузке.
Условия С
При страховании на Условиях С предоставляется страховое покрытие только следующих рисков:
1. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:
• пожара или взрыва;
• посадки на мель, выброса на берег, опрокидывания судна или в случае,
когда судно тонет;
• опрокидывания или схода с рельсов при наземной транспортировке;
• столкновения судна или транспортного средства с любым объектом, за исключением контакта с водой;
• разгрузки груза в порту в результате аварии.
2. Гибель застрахованного груза или его повреждение, произошедшее вследствие:
• убытков, расходов и взносов по общей аварии;
• выбрасывания груза.
Вопрос.Генеральный полис
Систематическо<