Гарантии финансовой устойчивости

«Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере».

Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года

Для достижения стратегических целей развития страны необходимо удлинение горизонта бюджетного планирования.Граждане, предприятия, регионы должны быть уверены в том, что принимаемые государством обязательства будут выполняться не только в очередном году, но и во все последующие годы. Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2006–2008 годы и проект федерального бюджета на 2006 год обеспечивают долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, предсказуемость и последовательность бюджетной политики.

В среднесрочной перспективе доля доходов и расходов федерального бюджета в ВВП будет оставаться стабильной (рис. 18).

Это свидетельствует о проведении взвешенной и ответственной бюджетной политики,которая не должна допускать роста обязательств сверх уровня, реально обеспеченного финансовыми ресурсами.

Такая динамика базовых бюджетных параметров обеспечивает решение актуальных социальных и экономических задач без угрозы для устойчивости бюджетной системы и макроэкономической стабильности.

«Уточнение параметров формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации не должно затрагивать основные принципы, определенные при его создании».

Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации, 24 мая 2005 года

Из-за сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики доходы федерального бюджета в значительной степени определяются внешнеэкономической конъюнктурой. При этом объем расходных обязательств должен быть прогнозируемым и стабильным и не зависеть от неконтролируемых внешних условий.

Поэтому, как и в предыдущие годы, Стабилизационный фондпризван не только способствовать сдерживанию инфляции, но и «страховать» федеральный бюджет и бюджетную систему в целом от трудно прогнозируемых падений цены на нефть, как это имело место, например, в 1993–1994 и 1998 годах.

В то же время тенденция к повышению средней цены на нефть дает возможность с 2006 года направить часть дополнительных «нефтяных» доходов на выполнение социальных обязательств, несколько сократив темпы наращивания Стабилизационного фонда без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Зависимость доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть

Прогнозируемый объем Стабилизационного фонда позволит покрыть возможный дефицит федерального бюджетав случае снижения цены на нефть до 27 долларов за баррель и ниже в течение 1–2 лет. Если же тенденция к повышению средней цены на нефть сохранится, часть средств Стабилизационного фонда будет направлена на досрочное погашение внешнего долга.

В то же время дальнейшее повышение «цены отсечения» или любое использование средств Стабилизационного фонда внутри страны является недопустимым из-за неизбежного повышения инфляции и усиления зависимости бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры.

Стабилизационный фонд является и должен оставаться гарантом стабильности и устойчивости российских государственных финансов.

«Сейчас экономика России находится на подъеме. <...> Мы в состоянии решить вопрос о досрочной выплате наших долговых обязательств».

Из заявления Президента Российской Федерации на прессконференции 21 декабря 2004 года

Долговая политика Правительства Российской Федерации направлена на снижение государственного долга, прежде всего, путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов.

Внешний долг на душу населенияВ 2005 году были досрочно погашены внешние долгина сумму 18,3 млрд. долларов, что позволит только в 2006–2008 годах сэкономить на их обслуживании 66 млрд. рублей. Политика сокращения государственного долга и доли в нем внешних долгов будет проводиться и в среднесрочной перспективе (рис. 19).

Ее результатом будет не только вы2002 г. свобождение средств для финансирова

ния бюджетных расходов, но и дальнейшее повышение кредитного рейтинга России

и, следовательно, расширение доступа российских предприятий к международным кредитным

рынкам.

Долгосрочная сбалансированность бюджетной системы, поддержание необходимого для обеспечения устойчивости государственных финансов Стабилизационного фонда, последовательное сокращение долгового бремени — залог финансовой стабильности, безусловного выполнения принятых расходных обязательств, снижения зависимости бюджетной системы и страны в целом от внешних условий.

ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

«...Политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя. Но к настоящему времени себя уже исчерпала. Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее».

Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, 25 апреля 2005 года

В 2006–2008 годах реальные(с учетом инфляции) возможности бюджетной системы страныпо финансовому обеспечению социальных гарантий, предоставлению бюджетных услуг, упрочению национальной безопасности, поддержке экономического роста и других функций государства и местного самоуправления возрастут в 1,2 раза.

Необходимо, поддерживая макроэкономическую стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, обеспечить максимально эффективное их использованиев соответствии с интересами и потребностями как общества в целом, так и каждой семьи, каждого человека в отдельности.

ЭТО:

Достойная жизнь для граждан, достижение которой будет проявляться в:

росте средней продолжительности жизни с 65,9 до 67 лет;

снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения с 15,8% до 9,7%;

удвоении по сравнению с началом 2005 года заработной платы работников бюджетной сферы и денежного содержания военнослужащих или, с учетом инфляции, их увеличении не менее чем в 1,5 раза;

повышении соотношения между трудовой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера с 107% до 126,5%;

повышении качества и доступности жилья, услуг образования и здравоохранения, обеспечении социальной защищенности

Устойчивый рост для экономики, характеризующийся:

увеличением объема ВВП по сравнению с 2005 годом в 1,19 раза, превышением к 2007 году объема ВВП в реальном выражении уровня 1990 г.;

удвоением по сравнению с 2004 годом средней заработной платы в экономике;

созданием к 2008 году 300 тысяч новых рабочих мест;

ростом кредитов банков экономике в реальном выражении в 1,46 раза;

переходом от чистого оттока к чистому притоку частного капитала

Уверенность в будущем для страны, являющаяся результатом:

последовательного развития инфраструктуры, инновационного и природно-ресурсного потенциала;

обеспечения демократии, законности, правопорядка, гражданских прав и свобод;

интеграции в международное сообщество, последовательной защиты внешнеполитических интересов;

готовности к отражению внешних и внутренних угроз национальной безопасности;

роста эффективности государства, устойчивости и надежности финансовой системы

Наши рекомендации