Сноски на использованную литературу оформляются по правилам библиографического описания.
Подстрочные ссылки печатаются с межстрочным интервалом 1, размер шрифта – 12 пт.
Подстрочные примечания нумеруются с цифры 1 и далее по порядку. Нумерация сквозная. Не допускается переносить подстрочные ссылки на следующую страницу.
При оформлении источников в названиях журналов и газет и названиях издательств кавычки не ставятся.
В повторных ссылках на одну работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющие элементы опускают, пишут фамилии и инициалы автора (авторов), употребляют слова: «Указ. соч.» и приводят номер страниц, на которые ссылаются.
Например: по мнению Ю.В. Феофанова подобный вывод может быть сделан только на основе всестороннего анализа материалов дела[1].
При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно писать: Феофанов Ю.В. Указ. соч. С. 6.
При записи подряд нескольких библиографических ссылок на один документ в повторной ссылке приводят слова «Там же» и указывают соответствующие страницы: Там же. – С. 87
При использовании в работе нормативно-правовых актов рекомендуется в тексте указать их названия, а в ссылке – сведения об издании, где они опубликованы, либо полное наименование нормативного акта со сведениями об издании, где они опубликованы.
Например в тексте:
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
в ссылке:
Парламентская газета. – 2006. – 16 мая.
Нормативные акты оформляются следующим образом:
Название нормативного акта, двоеточие, вид нормативного акта, далее в квадратных скобках дата (например от 6 октября 2006 г.), номер акта, далее в круглых скобках указание (с посл. изм и доп.), далее две косых линии и название источника (рекомендуется делать ссылки на Собрание законодательства Российской Федерации, которое официально сокращается так: Собр. законодательства Рос. Федерации, далее точка, тире, год, точка, тире, номер, точка, тире, статья.
Например:
О муниципальной службе в Забайкальском крае: закон Забайкальского края [от 29 декабря 2008 г. №108-ЗЗК (с посл. изм. и доп.)] // Заб. рабочий. – 2009. – 12 января.
При включении в текст цитат необходимо учитывать следующее:
1) цитаты, как правило, выписываются непосредственно из первоисточников;
2) вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие;
3) первое слово цитате, помещенное в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно дано со строчной;
4) цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Если источник не доступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо издании. Ссылке должны предшествовать слова: Цит. по: …; Приводится по: … и далее дать описание использованного источника: Цит по: Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. – М., 1998. – С.91.
При упоминании какого-либо автора в тексте контрольной работы, указываются его инициалы, затем фамилия (например, но мнению А.С. Комарова; как подчеркивает В.И. Петров; полагаю, следует согласиться с Г.Д. Сухановым и т.д.).
Некоторые из принятых сокращений:
БК РФ – Бюджетный кодекс Российской Федерации
НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации
УК РФ – Уголовный кодекс Российской Федерации
КоАП РФ – Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации (России)
НПА – нормативно правовой акт
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Методические указания
Изучение тем следует начать с ознакомления с соответствующими главами рекомендованных учебников и учебных пособий с целью уяснения основных вопросов тем: понятие и особенности финансов; понятие, задачи, функции финансовой деятельности государства; понятие бюджетного процесса и его стадий; государственный кредит и его формы; виды страхования; понятие валютного регулирования и валютного контроля.
Основное содержание финансовой деятельности государства определяется финансами. Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различным общественно-политическим строем. Финансы объективно необходимы, но возникают не стихийно, а в процессе планомерной деятельности государства. Финансовая деятельность – это та сфера, в которой реализуются финансы. Финансовая деятельность государства определяется как деятельность государственных и местных органов власти по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств, обеспечивающих выполнение функций государства.
Правовые основы финансовой деятельности государства закреплены в Конституции Российской Федерации, актах определяющих правовое положение органов власти (представительных и исполнительных), нормативно-правовых актах регулирующих финансовую деятельность государства.
Финансовое право как и другие отрасли права состоит из общей и особенной частей, в которых финансово-правовые нормы располагаются в определенной последовательности в соответствии с тем, к какому финансово-правовому институту они относятся. Основным финансово-правовым институтом, с которым связаны все остальные институты, является бюджетное право. Бюджетное право является ведущим разделом (подотраслью) особенной части финансового права. Чтобы уяснить содержание бюджетного права необходимо разобраться в сути бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ. Студенту нужно ознакомиться с основными разделами Бюджетного кодекса РФ, который был принят 31 июня 1998 г и вступил в действие в 2000 г. Ознакомление с его содержанием позволит студенту глубже уяснить проблемы бюджета и бюджетного права РФ, перспективы правового регулирования отношений в этой сфере.
Под бюджетным процессом понимается деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению бюджетов, действующих в стране, а также деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении, регламентированная законом. Бюджетный процесс осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация. Далее следует усвоить, что рассмотрение и утверждение федерального бюджета в Государственной думе осуществляется в порядке рассмотрения и принятия федерального закона о бюджете. Также следует обратить внимание на понятие бюджетных кредитов, категорий распорядителей бюджетных средств.
Внебюджетные фонды входят в состав финансовой системы РФ как самостоятельное звено, но это подвижный элемент финансовой системы. В процессе образования и использования внебюджетных фондов, возникают финансовые отношения, которые являются распределительными денежными отношениями, но в отличии от бюджетов, они имеют строго целевую направленность. Как звено финансовой системы внебюджетные фонды выступают предметом финансово-правового регулирования. Внебюджетные фонды имеют социальную и экономическую направленность. На федеральном уровне наиболее значимыми являются внебюджетные фонды социальной направленности: Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.
Кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, поступающие в распоряжение государства в форме кредитов, государственных займов. В последние годы в результате политических изменений и новых экономических условий в стране изменилось и содержание государственного кредита. Суть этих принципиальных изменений в том, что наряду с Российской Федерацией, право выступать стороной в этих отношениях представлено субъектам федерации и органам местного самоуправления, а отношения займа дополняются отношениями по кредитованию: государство в этих отношениях все шире выступает в качестве кредитора. Отношения в этой сфере очень многообразны. Организуя их, государство применяет различные приемы, методы. Поэтому круг этих отношений регулируется не только нормами финансового права, но и нормами государственного, административного и особенно, гражданского права. Зная особенности финансово-правовых отношений в сфере государственного кредита, можно определить сферу действия финансового права в области государственного кредита, что имеет практическую значимость.
Немаловажное значение в области финансовой деятельности государства имеет такой финансово-правовой институт, как страхование. При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что платежи по обязательному и добровольному страхованию, личному и имущественному страхованию служат целям мобилизации денежных средств в государстве, а следовательно, их дальнейшему более полному распределению. Ни одно государство не может избежать стихийных бедствий, эпидемий и других трагических неожиданностей на ликвидацию которых должны быть истрачены дополнительные денежные средства, накопленные заранее. Средства страхования мобилизуются государством в следующих целях: возмещение понесенного ущерба, профилактические мероприятия против ожидающихся катаклизмов(например, прививки для предотвращения эпидемий), создание в государстве дополнительных возможностей по аккумуляции и перераспределению фондов денежных средств. Понятие страхования содержится в законе РФ от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в РФ». Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов.
Для проведения в жизнь страховой защиты в обществе формируется страховой фонд. Страхование рассматривается не только как экономическая категория, но и как правовая, так как общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права. Следовательно, страховое право представляет собой комплексный правовой институт, нормы которого регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность общественных отношений в сфере страхования обусловили необходимость их правового регулирования нормами различных отраслей права, таких как, административное, финансовое, гражданское и пр.
Совокупность всех действующих в России организаций (банков) составляет банковскую систему России. Правовое положение ЦБ РФ и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой - ЦБ РФ есть юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями. В рамках предмета своего ведения Центральный банк России принимает акты, обязательные для исполнения банками второго уровня, осуществляет контроль за законностью их деятельности, применяет санкции в случаях, установленных законодательством.
Банк России обеспечивает единство банковской системы России, используя не только метод властных предписаний, но и способы экономического воздействия: устанавливая порядок резервирования на счетах в ЦБ средств коммерческих банков, а также обязательные экономические нормативы деятельности и т.п.
Эффективное развитие экономики страны во многом определяется состоянием денежного обращения, стабильным функционированием денежной системы. При изучении данной темы необходимо уяснить, что является «денежной единицей РФ»,что понимается под «денежными знаками», «денежной массой обращения», что такое «наличный оборот» и «безналичный», понятие «денежной системы» и определить основные элементы ее организации.
Эффективное решение задач в сфере экономики и политики в условиях развития рыночных отношений возможен только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима. Понятийный аппарат валютного законодательства сложен. Поэтому надо изучить Федеральный закон от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», уяснить, что следует понимать под валютным регулированием, валютами, валютными ценностями, валютными операциями, резидентами, нерезидентами. Особое внимание следует уделить валютному контролю, содержанию валютных правонарушений, характеристике санкций и порядка их применения, установленных указанным законом.
Тема 1Понятие финансов и финансовой деятельности.
Понятие финансов и финансовой деятельности государства. Методы осуществления финансовой деятельности государства.