Инвестиционное развитие субъектов Российской Федерации.

По результатам 2016 года во всех федеральных округах (за исключением Дальневосточного федерального округа - прирост на 31,4%), а также в большинстве субъектов Российской Федерации ожидается снижение объемов инвестиций в основной капитал.

Десятку лидеров, формирующих около половины (47,1%) общероссийского объема инвестиций, на начало прогнозного периода составят г. Москва и г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Московская и Свердловская области, республики Татарстан и Саха (Якутия), Краснодарский и Красноярский края.[12]

Среди федеральных округов наибольший объем инвестиций в Российской Федерации в прогнозный период будет неизменно формировать Центральный федеральный округ (от 25,9% в 2017 году до 26,5% в 2019 году от совокупных инвестиций по стране).

Наименьшую долю общероссийского объема инвестиций в основной капитал, как на начало, так и на конец прогнозного периода, будет формировать Северо-Кавказский федеральный округ (менее 4% от общероссийского объема), а среди субъектов Российской Федерации - г. Севастополь, республики Тыва, Бурятия, Ингушетия, Адыгея, Калмыкия, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Карачаево- Черкесская Республика, Псковская область (в совокупности менее 1% от общероссийского объема инвестиций).

В прогнозный период в соответствии с базовым вариантом избежать отрицательных ежегодных темпов роста инвестиций в основной капитал смогут 48 субъектов Российской Федерации.[9]

По итогам 2019 года во всех федеральных округах планируется достичь увеличения темпов роста инвестиций по отношению к предыдущему году. Однако по отношению к 2015 году в соответствии с базовым вариантом прогноза субъектов в 2017 году снижение объемов инвестиций будет наблюдаться во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного (прирост на 52,4%) и Уральского (на 0,2%) федеральных округов, в 2019 году - в Сибирском (спад на 9,6%), Северо-Западном (спад на 5,4%) и Южном (спад на 2,6% ) федеральных округах; в соответствии с целевым вариантом прогноза субъектов в 2017 году снижение объемов инвестиций будет наблюдаться в Южном (спад на 4,8%), Сибирском (на 4,1%) и Приволжском (на 2,5%) федеральных округах, в 2019 году всеми федеральными округами планируется достигнуть увеличения темпов роста инвестиций по отношению к 2015 году.

В базовом варианте прогноза среди субъектов Российской Федерации максимальный прирост темпов (более 20%) в сопоставимых ценах к предыдущему году в 2017 году ожидается в Курской области, Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, в 2018 году - в Чеченской Республике, в 2019 году - в Курской области; в целевом варианте - в Вологодской, Курской, Сахалинской и Амурской областях, Республике Саха (Якутия) и Чеченской Республике в 2017 году, в Вологодской области и Чеченской Республике в 2018 году, в Курской области в 2019 году.[12]

По данным Чувашстата объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в I полугодии 2017 года составил 20156,6 млн. рублей, или 105,6% к соответствующему периоду предыдущего года.

На строительство, расширение, техперевооружение и реконструкцию жилищ было направлено 6261,7 млн. рублей (31,1% от общего объема инвестиций), зданий (кроме жилых) и сооружений – 5567,9 млн. рублей (27,6%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря – 7717,0 млн. рублей (38,3%), объекты интеллектуальной собственности – 427,0 млн. рублей (2,1%) и на возмещение прочих затрат – 183,0 млн. рублей (0,9%). Из общего объема инвестиций в основной капитал 12906,8 млн. рублей (64,0%) приходилось на долю организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Рост инвестиций был обеспечен следующими хозяйствующими субъектами [10] при модернизации ООО «Хевел», Филиал ПАО «РусГидро» - «Чебоксарская ГЭС», Чебоксарский филиал ООО «Т2 Мобайл» и реализации инвестиционных проектов в строительстве: ОП ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» в г. Чебоксары, ООО «АЛЗА», ОАО «ИСКО-Ч», ООО «ОТДЕЛФИНСТРОЙ», ОАО «ИНКОСТ», ООО «СУОР», ЗАО «ТУС» (головная организация). Перечисленные организации суммарно обеспечили 2,9 млрд. рублей инвестиций, что составило 54% общей суммы инвестиций организаций, не являющихся субъектами малого предпринимательства, причем объем вложенных инвестиций каждой превышает 100 млн. рублей.

Продолжается реализация следующих инвестиционных проектов:[10]

· запуск производства гипохлорита кальция мощностью 15 тыс. тонн в год (ПАО «Химпром», стоимость – 840,0 млн. рублей);

· организация производства танк-контейнеров, предназначенных для хранения и транспорти-ровки жидкостей, сжиженных газов и сыпучих материалов (ЗАО «ЧП «Сеспель») стоимость – 200 млн. рублей;

· расширение линейки типоисполнений частотного регулирования высоковольтных двигателей, микропроцессорных устройств релейной защиты и автоматики (ОАО «ВНИИР»);

· создание станций управления для комплектации кораблей ВМФ (ЗАО «ЧЭАЗ»);

· модернизация действующего и создание нового высокотехнологичного производственного комплекса по серийному выпуску детских резиновых и пластизольных мячей и игрушек (АО «ЧПО им. В.И. Чапаева») стоимость – 250 млн. рублей;

· создание высокотехнологичного производства уплотнительных элементов для нефтегазодобывающей промышленности (АО «ЧПО им. В.И. Чапаева») стоимость – 200 млн. рублей;

· строительство логистического Центра инфраструктуры индустриального парка торговой марки «АБАТ» (ОАО «Чувашторгтехника») стоимость – 50 млн. рублей;

· модернизация, реконструкция и строительство Чебоксарского городского молочного завода по производству и реализации молочной продукции и напитков в 2017 – 2021 гг. (ООО «Чебоксарский городской молочный завод») стоимость – 1,2 млрд. рублей;

· строительство тепличного комплекса «Новочебоксарский» (ООО ТК «Новочебоксарский») стоимость – 6,0 млрд. рублей и др.

Реализация республиканской адресной инвестиционной программы

На финансирование объектов республиканской адресной инвестиционной программы (далее – РАИП) в 2017 году выделено 4649,5 млн. рублей бюджетных инвестиций, в том числе субсидий из федерального бюджета – 1666,4 млн. рублей (35,9% от общего объема), средств республиканского бюджета Чувашской Республики (с учетом первого уточнения) – 2841,9 млн. рублей (61,1%), средств местных бюджетов – 141,2 млн. рублей (3,0%).

По итогам первого полугодия 2017 года фактическое финансирование выполненных работ на объектах РАИП за счет бюджетов всех уровней составило 740,9 млн. рублей (15,9% от годового лимита), в том числе за счет средств федерального бюджета – 441,8 млн. рублей (26,5%), республиканского бюджета Чувашской Республики – 276,8 млн. рублей (9,7%), средств местных бюджетов – 22,3 млн. рублей (15,8%).

Освоение бюджетных средств всех уровней, выделенных на финансирование объектов РАИП, по объектам образования составило 304,9 млн. рублей (32,7% от годового лимита), здравоохранения – 34,9 млн. рублей (17,3%), дорожного хозяйства – 283,3 млн. рублей (15,1%), культуры – 60,9 млн. рублей (11,5%), физической культуры и спорта – 56,9 млн. рублей (8,8%). По итогам первого полугодия т.г. объекты коммунального хозяйства, включенные в РАИП, не финансировались.

Основными причинами низкого освоения бюджетных средств является:

· необходимость корректировки проектной документации по ряду объектов РАИП и затягивание соответствующей работы (например, строительство средней общеобразовательной школы в мкр. «Волжский-3»; реконструкция здания стационара БУ ЧР «Городская детская больница № 2» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 15; строительство стадиона-площадки в с. Порецкое; строительство здания планетария в Парке им. Космонавта А.Г. Николаева в г. Чебоксары; реставрация здания полномочного представитель-ства Чувашской Республики при Президенте Российской Федерации);

· некачественная подготовка аукционной документации, наличие жалоб в УФАС, что ведет к затягиванию процедуры проведения торгов (реконструкция тренировочного поля в с. Батырево Батыревского района, строительство сельских домов культуры в Янтиковском районе и Канашском районе);

· в сфере дорожного строительства – позднее начало строительных работ ввиду неблагоприятных погодных условий летом т.г., а также необходимости во время проведения строительных работ по некоторым объектам муниципальных образований Чувашской Республики внесения изменений в проектно-сметную документацию (например, по сельским дорогам в Алатырском, Аликовском, Вурнарском и Моргаушском районах, по дорогам регионального значения – в Чебоксарском районе по объекту «Строительство остановочных пунктов на авто-мобильной дороге Чебоксары - Сурское на км 24+255 (слева, справа) с устройством тротуаров»);

· нарушение подрядными организациями сроков выполнения календарного плана производства работ (строительство очистных сооружений хозяйствен-но-бытовых стоков КС(К)ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная) обще-образовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии в пос. Саланчик Шумерлинского района), строительство транспортной инфраструктуры этноэкологического комплекса «Ясна» Чебоксарского района;

· несвоевременное оформление выполненных объемов работ подрядными организациями, затягивание государственными и муниципальными заказчиками согласования актов выполненных работ и др. (объекты дорожного хозяйства).[10]

В I полугодии 2017 года в рамках реализации мероприятий РАИП приобретено здание (помещение) под размещение дошкольного образовательного учреждения в мкр. «Садовый» г. Чебоксары, завершено строительство автодороги 1-го пускового комплекса 1-й очереди строительства жилого района «Новый город» г. Чебоксары, а также введены в эксплуатацию два модульных фельдшерско-акушерских пункта.

До конца года планируется завершить строительство (реконструкцию) и ввести в эксплуатацию:

средней общеобразовательной школы на 1000 ученических мест в микрорайоне «Южный» г. Цивильск;

дошкольного образовательного учреждения по ул. Р. Люксембург г. Чебоксары Чувашской Республики;

существующего здания МБОУ «Гимназия № 1» в г. Мариинский Посад;

части здания под банно-прачечный комплекс КС(К)ОУ «Кугесьская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии;

очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков КС(К)ОУ «Саланчикская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии в пос. Саланчик Шумерлинского района;

котельной с инженерными сетями для теплоснабжения учебного корпуса и общежития ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии, г. Канаш;

четырех сельских домов культуры в Батыревском, Урмарском, Красночетайского и Ятиковском районах и здания мастерской школы под сельский дом культуры в Канашском районе;

не завершенного строительством здания под Центральный государственный архив Чувашской Республики в г. Чебоксары;

объекта «Биологические очистные сооружения (БОС) БУ «РДС «Лесная сказка» Минздрава Чувашии (соматическое отделение «Алый парус»);

23 модульных фельдшерско-акушерских пунктов;

локальных очистных сооружений АУ Чувашской Республики «ФОЦ «Росинка» Минспорта Чувашии.

Заключение

Исходя из моих целей и задач, можно сделать следующие выводы:

Государственные инвестиции – это вложения денежных средств из бюджетных и внебюджетных источников в объекты экономики, инфраструктуры, как принадлежащие государству, так и принадлежащие иным субъектам.

Инвестиции государства могут быть и портфельными, и прямыми. Прямые инвестиции государства, как правило, направлены на поддержание объектов важных для государства (инфраструктура, оборонная отрасль). Но, кроме того, государство может на правах долевого участия или на возвратной основе финансировать определенные проекты, отобранные по конкурсу и имеющие достаточный бюджетный эффект. При этом сама поддержка проекта осуществляется и в форме бюджетных гарантий, и в форме налогового кредита, и в форме непосредственного финансирования денежными средствами. В практике развитых и развивающихся стран мира имеется опыт создания специальных структур, для финансирования проектов за бюджетные средства.

Согласно действующего законодательства Российской Федерации, государство может отбирать по конкурсу особо эффективные проекты, а также финансировать их, но только после проведения обязательно экспертизы проектной документации. Субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования тоже проводят подобные конкурсы, по результатам которых производится проектное финансирование. Так, согласно действующему инвестиционному законодательству ЧР, может быть проведен конкурс проектов, критерием победы в котором будет срок окупаемости до трех лет, создание рабочих мест и наибольший бюджетный эффект (возврат средств в областной бюджет). Победитель по итогам получает денежные средства из бюджета, за расходование которых будет отчитываться.

Исходя из представленного прогноза инвестиционного развития России на 2017 - 2019 гг. можно сказать, что к середине 2017 г. ожидается стабилизация инвестиционной активности, а в 2018 г. рост инвестиций возобновится. Чистый отток капитала увеличится до 25 млрд долл. США.

И несмотря на то, что все субъекты развивают эту деятельность, Чувашская республика является не исключением, и активно участвует в развитии своей республики, благодаря реализации инвестиционных проектов.

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

2.Закон Чувашской Республики от 24 июня 2016 г. N 48 «О внесенииизменения Закона Чувашской Республики от 25 мая 2004 г. N 8 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"» (статьи 7).

3. Инвестиции. Организация, управление, финансирование / Игошин Н.В., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 448 с.

4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие/А.С.Нечаев, Д.А.Антипин, О.В.Антипина - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 265 с.

5. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.

6. Исследование результативности и эффективности бюджетного финансирования высшего образования: Монография / Березкин Д.И. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 132 с.

7. Пути повышения эффективности венчурного финансирования инновационных проектов: Монография / Кузнецова М.В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 102 с.

8. Комплексный анализ инновационных инвестиционных проектов: Монография / А.В. Панченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 238 с.

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/

10. http://www.tppchr.ru – сайт Торгово-промышленной палаты Чувашской Республики

11. http://znanium.com/

12. http://www.garant.ru

Наши рекомендации