Информационно-аналитический материал

Информационно-аналитический материал

О профилактике правонарушений, совершаемых с использованием мобильных средств связи и в сети Интернет

САМАРА

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предисловие ……………………………………………………….......…..3

2.Мошенничество в сфере использования сотовой сети…………..……...5

3.Хищения, совершаемые с помощью сети Интернет и компьютерной техники ………………………………………………………………..…..11

4.Рекомендации гражданам Роспотребнадзора…………………………….16

5.Рекомендации участников «круглого стола» на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы с целью предотвращения правонарушений, совершаемых с использованием мобильных средств связи и в сети Интернет» от 27 марта 2017 года, утвержденные решением комитета Самарской Губернской Думы по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции и решением комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи…….…………………………………………………………………..18

6.Иллюстрированная памятка «Осторожно: мошенники! Не дайте себя обмануть»………………………………………………………………...…23

7.Иллюстрированное разъяснение «Финансы в цифре»………………… ..24

Предисловие

27 марта т.г. комитетом по законодательству, законности, правопорядку и противодействию коррупции и комитетом по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Самарской Губернской Думы проведен «круглый стол» на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы с целью предотвращения правонарушений, совершаемых с использованием мобильных средств связи и в сети Интернет».

В ходе данного мероприятия представителями надзорных и правоохранительных органов, а также научной общественности была представлена информация о том, что граждане, пострадавшие от действий мошенников, не научились соблюдать элементарные правила финансовой безопасности в Интернете. В 2016 году число интернет-краж с банковских карт из-за халатности их владельцев достигло 107 тыс. случаев – это на 43% и 78% больше, чем в 2015 и 2014 годах соответственно. По экспертным оценкам, в 70% случаев клиенты сами понимают, как именно злоумышленники завладели их деньгами.

Аналитики установили, что мошенники чаще всего атакуют компьютеры с помощью вирусов и получают дубликаты SIM-карт, на которые приходят одноразовые пароли для подтверждения операций. Имеет место и человеческий фактор: иногда клиенты сами открывают страницу интернет-банка, например, в офисе, что увеличивает риски доступа к их персональным данным третьих лиц. Довольно опасно подключать интернет-банк и к социальным сетям, которые не несут никакой ответственности за счета пользователей.

Дополнительные риски, по мнению экспертов, создает и активное использование смартфонов для входа в личный кабинет. Многие для упрощения доступа к мобильному банку предпочитают вводить четырехзначный код вместо полноценных логинов и паролей и тем самым увеличивают степень уязвимости приложения.

Почти треть россиян (31%) становились жертвами преступлений, которые связаны с сотовой связью или интернет-сервисами. Об этом свидетельствуют данные декабрьского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Как показали результаты исследования, эта доля выше среди молодежи (36%), москвичей и петербуржцев (37%), активных интернет-пользователей (38%), жителей средних городов (43%).

Ниже – среди людей старше 60 лет (21%), жителей сел (24%) и тех, кто практически не заходит в интернет (17%).

С преступлениями в киберсфере не сталкивались 68% участников опроса.

Больше всего граждане РФ (65%) опасаются кражи денег с банковских карт и утечки персональной информации. 56% боятся ложной информации, распространяемой злоумышленниками через SMS или электронную почту.

55% опрошенных волнует, что кто-то может получить доступ к их страницам в социальных сетях, а 52% опасаются техногенных катастроф, причиной которых может стать доступ злоумышленников к электронным системам управления атомными станциями или баллистическими ракетами.

Только 36% считают себя защищенными от подобных рисков.Опрос проведен в декабре 2016 года среди 1,6 тыс. человек в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Прогнозируется, что в перспективе хакеры усилят атаки на российские банки – на них направлено 30% всех действий интернет-злоумышленников. Чуть менее трети (27%) киберпреступлений по-прежнему совершается в отношении счетов простых граждан. Пусть доход от них будет значительно меньше, но сами атаки по сложности исполнения несопоставимы со взломом корсчетов.

Вероятность того, что мошенники будут проявлять больше изобретательности, достаточно высока: за рубежом технологии мошенников уже стали на порядок выше – в ход идут профайлы из соцсетей, сбор данных, психологический анализ.

Настоящий информационно-аналитический материал ориентирован на граждан в целях их информирования о существующих криминальных способах завладения чужими финансовыми средствами с использованием мобильных средств связи и в сети Интернет и, соответственно, использования гражданами предлагаемых практических способов защиты электронных сбережений.

Примеры уголовных дел

1. У гр. М. из корыстных побуждений возник преступный умысел на совершение хищений чужого имущества путем обмана. Реализуя свой преступный умысел, М. разработал план совершения мошенничеств, согласно которому он с мобильных телефонов должен был путем случайного набора цифр осуществить рассылку составленных им самим коротких текстовых SMS - сообщений на абонентские номера, используемые различными ранее незнакомыми М. лицами, денежные средства которых он планировал похитить путем обмана, с заведомодля него ложными, не соответствующими действительности сведениями о том, что скредитной либо зарплатной карты владельца абонентского номера якобы осуществлен перевод денежных средств, и для отмены указанного перевода необходимо связаться с сотрудником банка, представителем которого планировал представляться сам М. При этом в сообщении в качестве абонентского номера сотрудника банка указывался бы абонентский номер, находящийся в пользовании М., и последний планировал, что после получения указанного выше сообщения пользователь абонентского номера, будучи введенным М. в заблуждение относительно правдивости сведений, содержащихся в сообщении, должен был осуществить телефонный звонок М. После чего М., представившись сотрудником банка, введя в заблуждение позвонившего ему гражданина, желающего отмены перевода денежных средств со счета банковской карты, находящейся у последнего в пользовании, умышленно, из корыстных побуждений, планировал предложить держателю банковской карты пройти к ближайшему банкомату и осуществить ряд операций со своей банковской картой. После получения согласия на осуществление данных действий от потерпевшего, введенного М. в заблуждение относительно его преступных намерений, последний планировал сообщить в ходе телефонного разговора с потерпевшим алгоритм его действий с банковской картой и банкоматом, в результате которых денежные средства со счета указанного держателя банковской карты переводились на счета абонентских номеров, либо банковских карт, названных М., и находящихся в пользовании последнего. В результате чего М. получал возможность распоряжаться похищенными указанным способом денежными средствами по своему усмотрению, в том числе в качестве платежного средства для осуществления расчетов от своего имени или от имени третьих лиц, не снимая денежных средств со счета, на который они были бы перечислены в результате мошенничества. При этом у М. в отношении каждого отдельного гражданина, в адрес которого он впоследствии отправлял указанные выше сообщения, каждый раз возникал конкретизированный преступный умысел на хищение денежных средств конкретного гражданина общим для всех потерпевших вышеуказанным способом. Вышеуказанным способом путем обмана М. заставил перевести потерпевших в 14 случаях на счета банковских карт и в 6 случаях на счета абонентских номеров денежные средства в сумме свыше 1 млн. руб. За совершение указанных преступлений гр. М. осужден к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

2. У гр. С., отбывающего наказание в виде лишения свободы в местах лишения свободы, из корыстных побуждений возник преступный умысел на совершение хищений, путем обмана, чужих денежных средств у неопределенного количества лиц.

Для реализации преступного умысла, направленного на хищение денежных средств, путем обмана, С. разработал способ хищения, по которому он, путем случайного набора цифр, должен был осуществить рассылку текстовых смс – сообщений на абонентские номера, используемые различными, ранее незнакомыми С. лицами. Текст смс - сообщения содержал ложные сведения о том, что заявка на перевод с банковской карты 9 000 рублей принята. При этом в сообщении для получения информации указывался абонентский номер, используемый С. Гражданин получивший такое смс – сообщение, будучи обманутым относительно правдивости сведений, содержащихся в нем, должен осуществить телефонный звонок С., на указанный номер. С., представившись сотрудником банка, под предлогом отмены операции по переводу денежных средств с банковской карты, планировал предложить держателю банковской карты пройти к ближайшему банкомату и осуществить ряд операций со своей банковской картой в результате которых денежные средства с лицевого счета банковской карты должны были быть перечислены на лицевой счет абонентского номера мобильного телефона, находившегося в распоряжении С. Алгоритм действий потерпевшего с банковской картой и банкоматом, в результате которых денежные средства со счета банковской карты переводились бы на счета абонентских номеров, С. планировал сообщить в ходе телефонного разговора с потерпевшим. После этого С. получил бы возможность распоряжаться похищенными указанным способом денежными средствами по своему усмотрению, а именно при помощи системы международных денежных переводов «Юнистрим» осуществлять переводы денежных средств с лицевых счетов абонентских номеров, находившихся в его распоряжении, в различные банки, для их последующего получения наличными и, в том числе, в качестве платежного средства для осуществления расчетов, не снимая денежных средств со счетов абонентских номеров, на который они были бы перечислены в результате мошенничества, а переводя их, по своему усмотрению, на лицевые счета иных абонентских номеров.

Вышеуказанным способом путем обмана С. заставил перевести потерпевших денежные средства в сумме 97403 руб. на счета абонентских номеров, находящихся в его пользовании.

За совершение данного преступления гр. С. осужден к 2 г. 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

3. У гр. В. из корыстных побуждений возник преступный умысел на совершение хищений чужих денежных средств путем обмана.

Реализуя свой преступный умысел, направленный на хищение чужого имущества путем обмана, гр. В. по способу совершения мошенничества, который он узнал от неустановленного в ходе следствия лица, путем случайного набора цифр осуществил рассылку текстовых смс – сообщений на абонентские номера, используемые различными ранее незнакомыми В. лицами, денежные средства, которых он планировал похитить путем обмана, с заведомо для В. ложными, не соответствующими действительности сведениями о том, что их банковская карта заблокирована. При этом в сообщении в качестве абонентского номера для получения информации указывался абонентский номер, используемый В., и последний планировал, что после получения указанного сообщения пользователь данного абонентского номера, будучи введенный в заблуждение относительно правдивости сведений, содержащихся в сообщении, должен осуществить телефонный звонок В., где он, представившись сотрудником банка, введя в заблуждение позвонившего ему гражданина, под предлогом корректировки работы банковской карты и получения возможности ее дальнейшего использования гражданином, умышленно, из корыстных побуждений, планировал предложить держателю банковской карты пройти к ближайшему банкомату и осуществить ряд операций со своей банковской картой. После получения согласия на осуществление данных действий от потерпевшего, введенного В. в заблуждение, относительно его преступных намерений, последний планировал сообщить в ходе телефонного разговора с потерпевшим алгоритм его действий с банковской картой и банкоматом, в результате которых денежные средства со счета указанного держателя банковской карты переводились бы на счета абонентских номеров, названных В. В результате этого последний получил бы возможностьраспоряжаться похищенными указанным способами денежными средствами, по своему усмотрению, в том числе в качестве платежного средства для осуществления расчетов от своего имени или от имени третьих лиц, не снимая денежных средств со счета, на который они были бы перечислены в результате мошенничества.

На сообщение перезвонила жительница г. Ростова-на-Дону гр. Д. и, не подозревая о преступных намерениях В., выполняя инструкции последнего, осуществила операцию по перечислению денежных средств, со счета находящейся в ее пользовании банковской карты на лицевые счета указанных В. абонентских номеров на общую сумму свыше 15 тыс. рублей.

За совершение данного преступления В. осужден к 1 г. 6 мес. лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Информационно-аналитический материал

Наши рекомендации