Понятие и функции фондовой биржи
Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития, как производства, так и торговли. При этом торговлю следует рассматривать в качестве связующего звена между производством и внешней средой. Четкая и слаженная организация производства предусматривает обеспечение его всеми необходимыми элементами: рабочей силой, предметами и средствами труда. В то же время производство никогда не организуется ради самого процесса производства. Оно служит для удовлетворения потребностей общества, следовательно, произведенный продукт должен быть доведен до конечного потребления. Связь производства с торговлей можно представить следующим образом
Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому производство и торговля предъявляют друг другу определенные требования. Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме, ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку.
В то же время, торговля определяет, какую продукцию производить, в каком объеме, и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.
Как правило, с производством связана оптовая торговля, основными функциями которой являются:
1) изучение экономической конъюнктуры рынка и прогнозирование основных тенденций ее изменения;
2) работа с продукцией по достаточно широкой номенклатуре;
3) разбивка партий товаров на более мелкие по желанию потребителя;
4) упаковка партий товара;
5) хранение товара;
6) его доставка (транспортировка) до места назначения;
7) предоставление кредита клиентам и товарной форме;
8) предоставление арендных услуг;
9) предоставление информации и консультационных услуг (например, ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и продаже изделий).
В зависимости от особенностей товарных рынков и степени развития оптовой торговли диапазон функций может меняться.
В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли зачастую выполняют сами фирмы-производители. Это в основном касается машиностроительных компаний. Однако, промышленные компании производящие широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.
Каждому виду реализуемой продукции соответствует свой канал сбыта и организационная форма оптовой торговли. Наиболее распространенными можно считать следующие формы оптовой торговли
Биржевая торговля выросла из обычного локального (местного) рынка и ярмарки. Для рынка характерны следующие черты: торговля производится регулярно (ежедневно); ее основой являются гласно (публично) проводимый торг и отсутствие ограничений для товаров, являющихся объектом купли-продажи; товары обязательно присутствует при проведении торга; обычно торговля ведется небольшими партиями и, после операций купли-продажи товаров сразу же передается из рук в руки, что исключает необходимость оформления специальных документов, подтверждающих смену собственника; цена на товар устанавливается на основе спроса и предложения; покупатель товара, как правило, является его же потребителем; локальные рынки обслуживают в основном небольшие территории.
Основными чертами ярмарки являются: ее эпизодический характер (ярмарки обычно проводятся один раз в год); ведение торговли в форме гласного (публичного) торга; торговля специфическими товарами по образцам, описанию, каталогам (причем товар, как правило, не присутствует). В связи с продажей товара крупными партиями с отсроченным сроком передачи его покупателю необходимы специальная документация, подтверждающая передачу прав собственности на товар (договоры, контракты), особые нормы и правила проведения торга и органы, регулирующие и разрешающие споры.
В этом случае цена на товар устанавливается в результате спроса и предложения, на ярмарке вместо конечного потребителя выступает перекупщик (посредник). Ярмарки обслуживают большие территории и являются стимулом развития международного торгового оборота.
Биржевая торговля вобрала в себя черты как обычной рыночной, так и ярмарочной торговли, она организуется торговцами для облегчения самого процесса торговли, для выработки ее более эффективного механизма, а впоследствии для защиты интересов, как продавцов, так и покупателей от неблагоприятных изменений цен. Таким образом, биржевая деятельность представляет собой самостоятельную форму коммерческой деятельности с целью получения прибыли.
Биржевая деятельность:
1) концентрируется в местах производства и потребителя товаров, т.е. в крупных промышленных и торговых центрах;
2) ведется по специфическим видам товаров, так называемым биржевым товарам, крупными партиями;
3) ведется при отсутствии товара, по образцам, описанию, каталогам, а также контрактами или договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем;
4) проводятся регулярно, учитывает возможность концентрации спроса и предложения, продавцов и покупателей во времени и пространстве;
5) отличается гласностью торгов, т.е. все желающие могут получить исчерпывающую информацию об объемах заключенных в процессе торгов сделок и складывающихся ценах;
6) характеризуется свободным ценообразованием, т.е. цены формируются в соответствии со спросом и предложением, имеющей место конкуренцией, они непостоянны и чутко реагируют на изменяющуюся конъюнктуру рынка;
7) ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени и в интересах непосредственных производителей и потребителей товаров. Биржевое посредничество в биржевой торговле осуществляется исключительно биржевыми посредниками - брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами. Биржа как таковая не вправе выступать в качестве биржевого посредника;
8) предусматривает отсутствие прямого государственного воздействия на процесс биржевого торга;
9) ведется по единым исторически сложившимися и законодательно утвержденным правилам, действие которых регулирует складывающийся рынок (с использование типовых документов для оформления и совершения сделок);
10) - осуществляется при наличии определенных требований и условий поставки проданных товаров;
11) - вырабатывает два основных стандарта, характеризующих качество и цену товара, являющегося объектом кули-продажи.
Биржа как классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров, имеет организационную, экономическую и юридическую (правовую) основы. Она представляет собой хорошо оборудованное "рыночное место", предоставляемое в распоряжение профессионалов биржевого торга - брокеров и дилеров. 2. Понятие Фондовой Биржи
Фондовая биржа является некоммерческой саморегулируемой организацией, создаваемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг в форме закрытого акционерного общества.
По решению уполномоченного органа право приобретения акций фондовой биржи может быть предоставлено юридическим лицам, не являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, но имеющим в соответствии с законодательством право на осуществление сделок с иными, кроме ценных бумаг, финансовыми инструментами.
Деятельность фондовой биржи основывается на принципе самоокупаемости и доходы от ее деятельности используются на материально-техническое развитие биржи.
Фондовая биржа независима в своей деятельности на рынке ценных бумаг от государственных органов Республики Казахстан.
Функционирование фондовой биржи является исключительным и не совместимо с осуществлением любых других видов деятельности.
Фондовая биржа не вправе выполнять функции товарных бирж.
Фондовая биржа имеет право создавать дополнительные структурные подразделения, обслуживающие проведение операций с финансовыми инструментами, а также филиалы и представительства в соответствии с законодательством Республики Казахстан.