Обменные курсы, факторы их определяющие. Концепции паритета покупательной способности.
Главным элементом валютной системы каждой страны является ее национальная валюта. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран (или в международной денежной единице), называется валютным курсом. Валютный курс предполагает взаимную котировку валют. Валютная котировка есть процесс определения валютного курса тем или иным методом. Существуют два основных метода валютной котировки: прямой и косвенный.
Рассмотрим наиболее важные факторы, влияющие на валютный курс.
1. Изменение во вкусах покупателей. Если потребители предпочитают покупку импортных товаров, то это вызовет спрос на иностранную валюту и ее курс будет расти, а курс национальной валюты падать. Дело в том, что курс валют это своеобразные «сообщающиеся сосуды», и подорожание национальной валюты неизбежно означает обесценение иностранной. В свою очередь, подорожание иностранной валюты свидетельствует об обесценении национальной.
2. Протекционистская политика государства во внешней торговле. В случае применения заградительных мер по отношению к импорту спрос на иностранную валюту сокращается, и ее курс по отношению к национальной валюте падает. В свою очередь, курс национальной валюты растет. Поскольку эти меры сокращают объем международной торговли и вызывают межстрановые противоречия, то становится ясно, что широкое применение такой политики в целях стабилизации валютного курса может привести к негативным последствиям.
3. Изменение величины национального дохода страны, а следовательно, и доходов покупателей. С ростом доходов увеличивается потребление как собственных, так и импортных товаров, поэтому растет спрос на иностранную валюту. На валютном рынке это отразится в росте курса иностранной валюты и понижении курса национальной. Следовательно, все факторы, приводящие к росту национального дохода, могут влиять на курсы валюты.
4. Инфляция (относительное изменение цен). При прочих равных условиях уровень инфляции в стране обратно пропорционально влияет на величину курса национальной валюты, т. е. увеличение инфляции в стране приводит к уменьшению курса национальной валюты, и наоборот. Если темпы роста цен в одной стране превышают соответствующие показатели в другой, то импортные товары будут (пока курс неизменен) более дешевыми. Это увеличит спрос на них, что приведет к росту спроса на иностранную валюту и обеспечению национальных денег. К удорожанию иностранной валюты будет также приводить все увеличивающееся по мере роста инфляции стремление людей сохранить свои реальные доходы. Это отразится в увеличении спроса на «твердые» валюты с целью сохранения накоплений. Но поскольку предложение валюты остается неизменным, то рост денег в обращении и инфляция приводят к понижению курса национальной валюты. В связи с инфляционным фактором рассчитывается паритет покупательной способности (ППС), т. е. реальная цена национальной денежной единицы в валюте другой страны. Для расчета ППС сравниваются цены аналогичных товаров и услуг, произведенных в сравниваемых странах. Допустим, цена потребительской корзины в России составляет 5000 руб., аналогичный показатель в США равен 100 долл. Соотношение курсов валют в этом случае составит: 1 долл. = 50 руб., или 1 руб. = 0,02 долл.
5. Величина реальных процентных ставок. Повышению курса национальной валюты будут содействовать все факторы, вызывающие прилив иностранного капитала в страну. В свою очередь, важным моментом, определяющим для инвестора страну размещения капитала, является размер реальных процентных ставок (номинальная ставка за вычетом темпов роста цен). Чем выше реальные процентные ставки и, следовательно, доходность по ценным бумагам в стране относительно других стран, тем привлекательнее данная страна для вложения финансовых средств. Это ведет к росту предложения иностранной валюты и действует в сторону повышения курса национальных денег.
Изменение процентных ставок двояко влияет на валютный курс. С одной стороны, их увеличение внутри страны вызывает уменьшение спроса на национальную валюту, так как кредит становится дорогим. Взяв же его, предприниматели увеличивают себестоимость своей продукции, что приводит к росту цен внутри страны и обесценивает национальную валюту по отношению к иностранной. С другой стороны, увеличение реальных процентных ставок делает прибыльным размещение средств в этой стране для иностранцев. Растет приток их капиталов, растет спрос на валюту этой страны, и она дорожает. Таким образом, изменение процентных ставок может как прямо, так и обратно пропорционально повлиять на величину валютного курса.
6. Состояние торгового баланса. Платежный баланс непосредственно влияет на величину валютного курса. Так, активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, поскольку растет спрос на нее со стороны иностранных партнеров. Пассивный платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так как отечественные должники, покупая иностранную валюту для погашения своих обязательств, увеличивают предложение своей национальной валюты
Паритет покупательной способности - отношение между двумя или несколькими денежными единицами, валютами разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг. Паритет покупательной способности может быть частным, устанавливаемым по определенной группе товаров, и общим, устанавливаемым по всему общественному продукту. Например, если один и тот же набор потребительских товаров, скажем, потребительская корзина, стоит 100 тысяч российских рублей и 50 долларов США, то паритет покупательной способности составляет 2000 рублей на 1 доллар.
Согласно теории паритета покупательной способности для определения соотношений валютных курсов требуется сопоставить цены условной "корзины" потребительских товаров двух стран.
Паритет покупательной способности - это соотношение между двумя (несколькими) валютами по их покупательной способности к определенному набору товаров и услуг, т.е. он показывает, чему равна покупательная сила денежной единицы одной страны, выраженной в денежных единицах других государств.
При установлении обменного курса национальной валюты берется соотношение спроса и предложения на эту валюту, которое образуется вследствие внешнеторговых операций, т.е. на базе торгуемых товаров и услуг. Однако в большинстве стран мира они представляют меньшую часть их ВВП. При определении паритета покупательной способности берется как можно более широкий круг товаров и услуг, чтобы в него попали как торгуемые, так и неторгуемые товары и услуги.