Вопрос. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

Шоки спроса и предложения

Шоки спроса и предложения представляют собой резкие отклонения от исходного значения уровней занятости и выпуска. Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения. Этот процесс может быть обеспечен несколькими способами. Правительство в лице ЦБ может принять решение об эмиссии дополнительных денежных средств для покрытия бюджетного дефицита или государственного долга. В то же время государство может простимулировать расширение денежного предложения посредством снижения ставки рефинансирования (по которой ЦБ кредитует коммерческие структуры), резервирования (денежная сумма, которую банки должны хранить в виде обязательных резервов) и покупки облигаций на рынке или непосредственно у коммерческих банков. Итак, когда предложение денег растет, процентная ставка соответственно снижается, и экономические субъекты могут предъявить спрос на получение кредитов или приобретение облигаций, курс которых связан с динамикой процентной ставки обратной зависимостью.

Шоки предложения также могут быть связаны с динамикой следующих показателей.1. Изменение цен на ресурсы и факторы производства, которые необходимы фирме для осуществления хотя бы одного производственного цикла. Как известно, если цены на ресурсы растут, это грозит увеличением издержек производства, следовательно, фирмы либо будут повышать цены на готовый продукт, либо начнут сокращать масштабы производства и, как следствие, предложение. 2. Стихийные бедствия природного или техногенного характера могут вызвать утрату экономикой части ресурсов, т. е. производственного потенциала, что также вынуждает снижать показатели выпуска продукции. 3. Налоговые изменения. Рост налоговой ставки приводит к увеличению общей суммы отчислений в казну государства. Это оставляет фирме все меньшие возможности для ее эффективного развития. 4. Изменения в законодательстве. Например, если фирмы наделяются социальной ответственностью, это значит, что дополнительные средства они будут вынуждены затрачивать на поддержание окружающей среды и пр.

Аналогично, если говорить о резком росте величины предложения, то вышеперечисленные показатели должны принимать противоположные значения. Для исследования экономических шоков, их влияния на рыночную систему и экономику в целом опять-таки применяется модель AD – AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Кроме того, она позволяет также оценить последствия стабилизационной политики, которая проводится для смягчения колебаний, вызванных шоками, и восстановления занятости и производства на прежнем уровне. Возьмем к примеру шок предложения: рост цен на ресурсы (на нефть). Он приводит к тому, что общий уровень рыночных цен в экономике начинает повышаться по сравнению с равновесным значением, а объемы производства, напротив, падать. Без государственного вмешательства экономика постепенно стабилизируется, она приспосабливается к новым условиям. В условиях неполной занятости ресурсов фирмы начнут выпускать больший объем товаров и услуг, что в результате понизит цены и вернет уровень занятости и выпуска к исходному значению. Недостатком само стабилизации экономики является тот факт, что процесс приспосабливания экономики может происходить достаточно длительный промежуток времени, что затягивает спад в экономике. Центральный банк и правительство также могут воздействовать на состояние экономики и нейтрализовать спад. Первый действует посредством увеличения предложения денег, а второй – ростом государственных расходов и созданием дополнительных рабочих мест. В то же время такие меры приводят в большинстве случаев к еще большему росту цен. Таким образом, экономика в данном случае имеет две альтернативы: самостоятельно переживать спад на фоне безработицы при относительно менее высоких ценах или государственное вмешательство для поддержания уровней занятости и выпуска на оптимальном уровне при росте общего уровня цен.

СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

1. Цели и методы проведения стабилизационной политики. Стабилизационная политика– система государственных мер, осуществляемая с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.

Соответственно вырабатывается как активная, так и пассивная стабилизационная политика.

Активная стабилизационная политикастроится на принципе «точной» настройки экономики и выражается в политике противодействия: стимулирование экономики в период депрессии и замедления ее роста в период перегрева – «бума». Для этой цели используются как денежные, так и налоговые рычаги.

Пассивная стабилизационная политикастроится по принципу «не навреди» и выражается в политике корректировки проходящих процессов.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла зависит от своевременности фиксации государственными органами статистики изменений в экономике и осознания политической властью необходимости принятия соответствующих мер.

2. Лаги стабилизационной политики.Денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика оказывает воздействие на развитие экономики по истечении какого-то промежутка времени, причем стабилизационная политика проходит в два этапа:

1) этап осознания необходимости принятия мер в отношении экономики. Подобный промежуток времени принято называть внутренним лагом стабилизационной политики;

2) этап претворения в жизнь принятых решений. Период времени между принятием мер стабилизационной политики и получением первых результатов принято называть внешним лагом.

Период времени, охватывающий внутренний и внешний лаги стабилизационной политики, принято называть лагом решений(см. рис. 46.1).

Временные лаги, существующие в стабилизационной политике, снижают ее эффективность. Однако им противостоят автоматические встроенные стабилизаторы, которые позволяют замедлять или стимулировать экономическое развитие страны без специальных активных мер по изменению экономической политики. В качестве встроенных стабилизаторов экономики выступают:

1. Система налогов на личные доходы населения.В период экономического спада по мере сокращения доходов граждан и фирм налоги автоматически сокращаются без специальных законодательных актов, а в период «бума» инфляция толкает доходы вверх, и они автоматически облагаются по более высокой ставке.

2. Правительственные расходы по социальному страхованию.При экономическом спаде большое количество людей обращается за помощью по безработице, социальной поддержкой к государству. К тем же результатам приводит развитие инфляции, так как все больше людей оказывается за чертой бедности и может на законных основаниях претендовать на помощь от государства. В периоды подъема эти процессы ослабевают, что автоматически ведет к сокращению государственных расходов.

Использование встроенных автоматических регуляторов рынка позволяет избежать ряда ошибок при проведении активной стабилизационной политики государством.

Наши рекомендации