Рабочая ПРОГРАММа учебной практики

Рабочая ПРОГРАММа учебной практики

для специальности 080110 Банковское дело

базовой подготовки

2012 г.

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 Банковское дело базовой подготовки

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск

Разработчики:

Полякова Флюра Гафурзяновна – преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск,

Бадертдинова Эльвира Мгатасимовна – преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск,

Толстухина Ольга Александровна – преподаватель первой категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ стр.  
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  

Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ

Содержание обучения учебной практики

Наименование разделов учебной практики Содержание учебной практики Объем часов Уровень освоения
Учебная практика      
Раздел 1. Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов    
Тема 1.1 Оформление договоров банковского счета с клиентами. Содержание  
Заполнение типовой формы договора банковского счета.Определение основных правил проведения операций по расчетному счету предприятий и организаций в банке. Проверка правильности заключения и исполнения договора банковского счета.Выявление возможности оплаты расчетных документов исходя из состояния расчетного счета клиента.
Открытие и закрытие лицевых счетов в валюте Российской Федерации. Оформление выписки из лицевых счетов клиентов. Составление лицевого счета клиента.
Оформление кассовых документов юридических и физических лиц Оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати для условного предприятия. Оформление объявления на взнос наличными.
Оформление выдачи клиентам платежных карт. Консультирование клиентов по вопросам открытия банковских счетов, расчетным операциям, операциям с использованием различных видов платежных карт.
Тема 1.2 Проверка соблюдения клиентами порядка работы с денежной наличностью. Содержание  
Проведение проверки соблюдения клиентами кассовой дисциплины. Расчет прогноза кассовых оборотов.
Расчет минимального остатка денежной наличности в кассе и установление лимита остатка денежной наличности в кассах клиентов. Заполнение формы «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения расходования наличных денег из выручки, поступающей в его кассу»
Ведение картотеки неоплаченных расчетных документов. Изучение «Положения о порядке ведения и представления отчетности по картотекам неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций». Оформление отчета расчетно-кассового центра по картотеке.
Тема 1.3 Проверка правильности и полноты оформления расчетных документов. Содержание  
Расчет и взыскание суммы вознаграждения за расчетное обслуживание. Оформление безналичных расчетов по счетам юридических лиц. Оформление платежного поручения для условного предприятия.
Оформление денежного чека. Определение порядка оформления денежного чека для условного предприятия.
Раздел 2. Осуществление безналичных платежей и обслуживания счетов бюджетов различных уровней      
Тема 2.1 Осуществление безналичных платежей Содержание  
Нормативные правовые документы, регулирующие организацию безналичных расчетов Положение ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002г. № 2-П.
Выполнение и оформление расчетов платежными поручениями Схема документооборота при расчетах платежными поручениями. Достоинства и недостатки расчетов платежными поручениями.
Выполнение и оформление расчетов аккредитивами в банке плательщика и в банке поставщика Понятие аккредитива. Схема документооборота при расчетах аккредитивами. Виды аккредитивов. Условия аккредитива. Заявление на открытие аккредитива. Преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов.
Выполнение и оформление расчетов платежными требованиями в банке поставщика и в банке плательщика Понятие платежного требования. Формы акцепта платежного требования. Отказ от акцепта. Безакцептное списание средств со счетов плательщиков. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями.
Выполнение и оформление расчетов инкассовыми поручениями, чеками. Понятие инкассо. Виды инкассо. Условия применения инкассового поручения. Схема документооборота при расчетах инкассовыми поручениями. Понятие чека и чековой книжки. . Нормативное регулирование расчетов чеками. Правила расчетов чеками. Виды чеков. Схема документооборота при расчетах чеками.
Тема 2.2 Обслуживание счетов бюджетов различных уровней Содержание  
Отражение в учете операций по расчетным счетам клиентов. Исполнение и оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов Характеристика счетов плана счетов кредитных операций, отражающих расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Порядок отражения в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней.
Оформление открытия счетов по учету доходов и средств бюджетов всех уровней. Оформление и отражение в учете операции по зачислению средств на счета бюджетов различных уровней. Оформление и отражение в учете возврата налогоплательщикам сумм ошибочно перечисленных налогов и других платежей.
Раздел 3. Выполнение работ по профессии 23548 контролер сберегательного банка    
Тема 3.1 Ведение кассовых операций Содержание
Организация внутрибанковского контроля Проверка правильности оформления документов по приему и выдаче наличных денег, ценностей, бланков.
Ведение учета операций с сомнительными, неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками Проверка денежных знаков, выявление сомнительных, неплатежеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков. Заполнение необходимых документов при выявлении сомнительных, неплатежеспособных и имеющих признаки подделки денежных знаков Банка России.
Оформление документов по результатам экспертизы. Заполнение кассовых документов при приеме и выдаче наличных денег, ценностей, бланков (в том числе средствами автоматизированных банковских систем).
Оформление подкрепления операционной кассы. Оформление соответствующих документов для сдачи излишков денежной наличности в учреждение Банка России.
Порядок приема и выдачи наличных денег клиентам Оформление документов на излишки и недостачи при пересчете наличных денег, изъятых из сумок. Заполнение документов по операциям с памятными монетами. Ведение книги учета принятых и выданных ценностей. Оформление и сдача заведующему кассой кассовых документов по завершении операционного дня.
Порядок проведения операций с наличной иностранной валютой Определение эквивалентные суммы в национальной и иностранной валюте в соответствии с установленными курсами покупки-продажи иностранной валюты. Идентификация условного клиента.
Оформление операций по покупке и продаже наличной иностранной валюты. Оформление операций по размену денежных знаков иностранных государств, замене и покупке поврежденных денежных знаков иностранных государств. Оформление операций с чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
Бухгалтерский учет операций с наличной иностранной валютой и чеками Отражение в бухгалтерском учете (в том числе средствами автоматизированных банковских систем) приходных и расходных кассовых операций, операций с сомнительными неплатежеспособными и имеющими признаки подделки денежными знаками, операций с наличными деньгами при использовании программно-технических средств, операции с памятными монетами и с драгоценными металлами.
Тема 3.2 Ведение операций по вкладам (депозитным операциям) Содержание  
Порядок организации работы по привлечению денежных средств во вклады (депозиты) Установка контакта с условным клиентом. Информирование условного клиента о видах и условиях депозитных операций, оказание помощи в выборе оптимального для клиента вида депозита.
Оформление договора банковского вклада, депозитных договоров и бухгалтерских документов. Оформление документов по предоставлению права распоряжения вкладом на основании доверенности третьему лицу. Оформление документов по завещательным распоряжениям вкладчиков.
Порядок распоряжения вкладами Открытие и закрытие лицевых счетов по вкладам (депозитам). Оформление операций по приему дополнительных взносов во вклады и выплате части вклада. Выполнение разовых и длительных поручений вкладчиков на перечисление (перевод) денежных средств со счетов по вкладам в безналичном порядке.
Порядок начисления и уплаты процентов по вкладам (депозитам) Зачисление суммы поступивших переводов во вклады. Осуществление пролонгации договора по вкладу. Исчисление процентов по вкладам (депозитам). Расчет платы за выполнение операций по вкладам и оказание услуг.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по вкладам (депозитных операций) Отражение в учете операций по вкладам (депозитам). Осуществление внутрибанковского последующего контроля операций по вкладам.
Виды операций и сделок, совершаемых кредитными организациями с драгоценными металлами Открытие и закрытие обезличенных металлические счета в различных драгоценных металлах. Оформление договоров обезличенного металлического счета.
Обслуживание обезналиченных металлических счетов. Оформление документов по операциям приема и выдачи драгоценных металлов в обезличенной и физической форме по обезличенным металлическим счетам. Отражение в бухгалтерском учете операции с драгоценными металлами.
Раздел 4. Осуществление кредитных операций (ПМ02)    
Тема 4.1 Осуществление кредитных операций Содержание  
Система оценки кредитоспособности клиентов банка Проведение консультаций заемщиков по условиям предоставления и порядку погашения кредитов. Анализ финансового положения условного заемщика – юридического лица и технико-экономическое обоснование кредита. Определение платежеспособности условного физического лица.
Осуществление проверки полноты и подлинности документов условного заемщика для получения кредитов. Проверка качества и достаточности обеспечения возвратности кредита. Составление заключения о возможности предоставления кредита.
Тема 4.2 Осуществление, оформление выдачи кредитов и сопровождение выданных кредитов Содержание  
Составление заключения о возможности предоставления кредита. Составление графика платежей по кредиту и процентам, контроль своевременности и полноты поступления платежей.
Документальное оформление выдачи кредита Оформление комплекта документов на открытие счетов и выдачу кредитов различных видов.
Формирование и ведение кредитных дел Составление актов по итогам проверок сохранности обеспечения.
Тема 4.3 Проведение операций на рынке межбанковских кредитов Содержание  
Порядок оформления и учета межбанковских кредитов Оформление и отражение в учете сделок по предоставлению и получению кредитов на рынке межбанковского кредита.
Изучение системы показателей ставок межбанковского кредитного рынка Оформление и отражение в учете начисление и взыскание процентов по кредитам.
Тема 4.4 Формирование и регулирование резервов на возможные потери по кредитам Содержание  
Порядок оценки кредитного риска Ведение мониторинга финансового положения условного клиента. Оценка качества обслуживания долга и кредитного риска по выданным кредитам.
Отражение в учете формирования и регулирования резервов на возможные потери по кредитам Расчет и отражение в учете суммы формируемого резерва. Расчет и отражение в учете резервов по портфелю однородных кредитов.
Оформление и ведение учета просроченных кредитов и просроченных процентов Оформление и ведение учета списания просроченных кредитов и просроченных процентов. Использование специализированного программного обеспечения для совершения операций по кредитованию.
Всего  




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Учебной практики

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Междисциплинарные курсы».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Междисциплинарные курсы»:

‾ стол;

‾ компьютер;

‾ интерактивная доска для преподавателя;

‾ столы для студентов;

‾ учебно-методический комплекс «Ведение расчетных операций»;

‾ комплект учебно-методической документации;

‾ наглядные пособия;

‾ электронные учебники «Ведение расчетных операций»;

‾ электронные плакаты.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории

1. «Учебный банк»:

− стол, компьютер, интерактивная доска для преподавателя;

− столы для студентов;

− комплект бланков первичной банковской документации;

− комплект бланков учетных регистров;

− комплект учебно-методической документации;

− наглядные пособия (план счетов бухгалтерского учета кредитной организации).

2. Информационные технологии в профессиональной деятельности

- стол преподавателя;

- компьютеры для студентов;

- сервер;

- программное обеспечение «1С:Предприятие» и «1С:Автоматизация банка» комплексной конфигурации;

- компьютерные столы;

- стулья ученические для студентов;

- комплект учебно-методической документации;

3. Комплекс методических указаний по выполнению практических работ.

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику, которую рекомендуется проводить сконцентрированно.

рабочая ПРОГРАММа учебной практики

для специальности 080110 Банковское дело

базовой подготовки

2012 г.

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080110 Банковское дело базовой подготовки

Организация-разработчик: ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск

Разработчики:

Полякова Флюра Гафурзяновна – преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск,

Бадертдинова Эльвира Мгатасимовна – преподаватель высшей категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск,

Толстухина Ольга Александровна – преподаватель первой категории ГБОУ СПО Нефтекамский машиностроительный колледж г. Нефтекамск.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ стр.  
2. результаты освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ  

Наши рекомендации