Понятие и принципы социального обслуживания
Одним из относительно самостоятельных элементов системы социального обеспечения, дополняющим предоставление обеспечения в денежной форме, является социальное обслуживание отдельных категорий граждан. В настоящее время, когда размер денежных выплат по системе социального обеспечения не позволяет наиболее уязвимым категориям граждан самостоятельно преодолеть жизненные трудности, система социального обслуживания должна являться для них значимым элементом социальной поддержки.
Правовое регулирование предоставления гражданам социального обслуживания осуществляется несколькими нормативными правовыми актами. Среди основных следует указать федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[267], вступивший в силу с 1 января 2015 года, и от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».[268] Кроме того, во исполнение указанных законов был принят ряд подзаконных нормативных актов. Существуют нормативные правовые акты, закрепляющие право отдельных категорий на социальное обеспечение, в том числе и на социальное обслуживание. К таким актам относятся федеральные законы от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,[269] от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».[270]
Статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» дает определение социального обслуживания граждан. Социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Решение о предоставлении социальных услуг принимает уполномоченный орган субъекта РФ на основе обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина. К таким обстоятельствам ст. 15 Федерального закона № 442-ФЗ относит следующее:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Уполномоченный орган субъекта РФ выдает гражданину индивидуальную программу, в которой указываются формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, стороны которого именуются «поставщик социальной услуги» и «получатель социальной услуги». Примерные формы такого договора и индивидуальной программы утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг».[271]
Данные понятия закрепляются в ст. 1 Федерального закона № 442-ФЗ. Получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Поставщиком социальных услуг выступает юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание. Регистр поставщиков и получателей социальных услуг формируется в субъекте РФ в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июля 2014 г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг».[272] Права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг установлены ст.ст. 9-10 Закона.
Для отдельных учреждений и предприятий социального обслуживания разработаны примерные положения или методические рекомендации по организации их деятельности, утвержденные Минтруда и социальной защиты РФ[273]. Данные документы определяют основные направления деятельности соответствующего учреждения, возможную структуру, условия принятия, обслуживания и снятия с обслуживания граждан, вопросы организации и порядка работы и др.
Необходимо провести отграничение социальной услуги от услуг, предоставляемых в рамках гражданского права. Закон устанавливает, что социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно, за плату или частичную плату. Любой гражданин может получить различные услуги, вступая в то или иное общественное отношение, заплатив за них определенную стоимость. Отличие социальной услуги заключается именно в том, что она предоставляется определенной категории граждан (инвалидам, детям и т.д.) для удовлетворения их специфических потребностей (например, в предоставлении средств передвижения, профессиональной реабилитации и т.д.) бесплатно или на условиях частичной оплаты за счет средств общества. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется: 1) несовершеннолетним детям и; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Другие категории граждан могут претендовать на бесплатное социальное обслуживание, если их среднедушевой доход ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. Порядок определения среднедушевого дохода утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».[274]
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
- равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
- адресности предоставления социальных услуг – данный принцип подразумевает предоставление социального обслуживания не отдельной категории граждан, а конкретному нуждающемуся лицу по его заявлению с учетом его материального и социального состояния;
- приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
- сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде – условия пребывания в организациях социального обслуживания должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Получателям социальных услуг должны предоставляться надлежащий уход, возможность пользоваться услугами связи, свободного их посещения родственниками и иными лицами. Супругам, проживающим в организации социального обслуживания, должно быть выделено изолированное жилое помещение для совместного проживания.
- добровольности – социальное обслуживание предоставляется по личному заявлению гражданина. Право обратиться за получением социальной услуги или отказаться от нее в любой момент закреплено только за лицом, претендующим на ее получение. В исключительных случаях, прямо указанных в законе, например, при признании лица в установленном порядке недееспособным, заявление может быть подано его законным представителем;
- конфиденциальности – работники учреждений, оказывающих социальные услуги, не вправе разглашать личную информацию конфиденциального характера или служебную информацию о получателях социальных услуг, полученную ими в период осуществления профессиональной деятельности. За разглашение указанной информации без согласия гражданина, не обусловленное его интересами или в случаях, не предусмотренных законом, данные работники несут ответственность, установленную законом.