АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЗА 2014г. €

Финансовой основой местного самоуправления является местный бюджет. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований), контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений между поселениями и (или) заменяющие их дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ. Данные дотации образуют региональный фонд финансовой поддержки. Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов. Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

Реформирование системы межбюджетных отношений в России идет сложно и болезненно. Оно сопровождается усилением противоречий в финансовых отношениях между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, что вызывает постоянные дискуссии в обществе о приемлемости выбранных принципов.

Прежде чем принимать решение об оказании финансовой помощи муниципальному образованию, региональные органы власти вправе и должны осуществлять проверку ее целесообразности. Таким образом, чтобы помощь из Фонда Финансовой Поддержки Муниципальных Образований (ФФПМО) не превратилась в канал финансирования недостаточно эффективного управления территориями, органы власти субъекта Федерации вправе проверять, какая работа ведется на местах по увеличению доходов местных бюджетов, а также по выполнению законодательства по их расходованию при соблюдении необходимых мер экономии. Однако, единая методика подобного распределения, равно как и практика межбюджетных отношений внутри регионов, пока не сложилась. Существуют отдельные подходы, ведутся поиски наиболее оптимальных решений, соответствующих условиям различных типов регионов России.

Для Ханты-Мансийского автономного округа, как и для любого другого субъекта РФ, развитие межбюджетных отношений приобретает стратегически-важное значение, поэтому рассмотрим и проанализируем бюджет Ханты-Мансийского автономного округа за 2014 г. – 2016 г .

Таблица 5 – Доходная часть бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за 2014г.-2016г.

Показатели
тыс. руб Удельный вес,% тыс. руб Удельный вес,% тыс. руб Удельный вес,%
Собственные доходы, в т.ч.: 49 438 592,2 40,5 47 188 610,8 36,0 47 901 875,9 37,0
Налоговые и неналоговые поступления 48868693,7 40,0 45 212 749,8 34,5 45 726 113,2 35,3
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 72 758 601,3 59,5 83 819 904,5 64,0 81 714 960,6 63,0
Доходы всего 122 197 193,5 100,0 131 008 515,3 100,0 129 616 836,5 100,0

Из таблицы видно, что доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ с 2014 год по 2016 год соответственно составляет 59,5%, 64% и 63%, что показывает на то, что бюджеты муниципальных образований зависят от межбюджетных средств.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЗА 2014г. € - student2.ru

Рисунок 8 - Доходная часть бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за 2014г.-2016г.

Таблица 6 - Структура безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ Ханты-Мансийского автономного округа за 2014г.-2016г.

Показатели
тыс. руб Удельный вес,% тыс. руб Удельный вес,% тыс. руб Удельный вес,%
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 72 758 601,3 83 819 904,5 81 714 960,6
в том числе:            
дотации 6 907 756,8 9,5 8 288 900,1 9,9 10 275 186,5 12,6
субсидии 24 329 169,0 33,4 27 081 969,2 32,3 24 301 700,4 29,7
субвенции 39 949 763,6 54,9 45 494 145,4 54,3 45 653 996,0 55,9
иные межбюджетные трансферты 1 571 911,9 2,2 2 954 889,8 3,5 1 484 077,7 1,8

На основе таблицы рассмотрим более подробно безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, которые состоят из дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В Ханты-Мансийском автономном округе наибольшую долю межбюджетных поступлений составляют субвенции, затем следуют субсидии. Незначительную долю в общей структуре безвозмездных поступлений занимают дотации и иные межбюджетные трансферты.

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЗА 2014г. € - student2.ru

Рисунок 9 - Структура безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ Ханты-Мансийского автономного округа за 2014г.-2016г.

Таблица 7- Структура безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ Ханты-Мансийского автономного округа в динамике за 2014г.-2016г.

Показатели Темп роста, %
тыс. руб тыс. руб тыс. руб 2015 от 2014 2016 от 2015 2016 от 2014
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ 72 758 601,3 83 819 904,5 81 714 960,6 115,2 97,5 112,3
в том числе:            
дотации 6 907 756,8 8 288 900,1 10 275 186,5 120,0 124,0 148,7
субсидии 24 329 169,0 27 081 969,2 24 301 700,4 111,3 89,7 99,9
субвенции 39 949 763,6 45 494 145,4 45 653 996,0 113,9 100,4 114,3
иные межбюджетные трансферты 1 571 911,9 2 954 889,8 1 484 077,7 188,0 50,2 94,4

Теперь рассмотрим структуру межбюджетных поступлений всех 22 муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа в динамике за 2014г.-2016г. Из таблицы следует, что в 2016 году дотационные поступления в бюджет муниципальных образований увеличились на 48,7% по сравнению с 2014 годом. По субсидиям в 2016 году видно незначительное снижение поступлений на 0,1% в сравнении с 2014 годом. По иным межбюджетным трансфертам наблюдается также снижение, но в 2016 году по сравнению с 2015 году резкое падение поступлений на 49,8%, а по сравнению с 2014 годом сокращение составило лишь 5,6%. Субвенции, имеющие наибольшую долю в структуре всех межбюджетных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ, в 2016 году возросли на 14,3% по сравнению с 2014 годом.

Проанализировав три предыдущие таблицы, можно сделать вывод, что бюджеты муниципальных образований довольно сильно зависят от межбюджетных средств и приоритетное положение среди безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ занимают субвенции, носящие целевой характер.

Далее рассмотрим три муниципальных образования, которые в структуре безвозмездных поступлений Ханты-Мансийского автономного округа в 2016 году имели самую большую долю межбюджетных средств (таблица в приложении)

Таблица 8 - Муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа с высокой долей безвозмездных поступлений в динамике за 2014г.-2016г.

Наименование муниципального образования Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ Темп роста, %
2015 от 2014 2016 от 2015 2016 от 2014
г.Сургут 11 744 393,1 13 811 948,1 11 945 914,6 117,6 86,5 101,7
г.Нижневартовск 7 086 590,4 9 011 328,8 8 702 217,8 127,2 96,6 122,8
р.Сургутский 4 722 906,5 5 089 609,1 5 724 363,7 107,8 112,5 121,2

Из таблицы видно, что в Сургуте, Нижневартовске и Сургутском районе в 2016 году виден рост межбюджетных средств по сравнению с поступлениями 2014 года. В Сургуте безвозмездные поступления незначительно возросли на 1,7%, существенный рост межбюджетных средств наблюдается в Нижневартовске – на 22,8% и в Сургутском районе – на 21,2%.

В целом, проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: несмотря на долговременный и широко распространенный опыт использования безвозмездных межбюджетных трансфертов, являющихся основным инструментом выравнивания региональных и местных бюджетов в Российской Федерации, на сегодняшний день трудно определить эффективность использования этого бюджетного инструмента для развития финансовой устойчивости регионов. Необходим более детальный анализ эффективности межбюджетных трансфертов, на базе которого программы совершенствования межбюджетных отношений должны корректироваться в рамках отхода от использования трансфертов в тактических оперативных целях (покрытие разрывов, дефицита) в сторону долгосрочного финансирования проектов и программ, способствующих повышению собственных доходов региональных и местных бюджетов. При этом смещение приоритетов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов.

Наши рекомендации