Финансы, денежное обращение и кредит
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
специальность 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
(код профессии, специальности СПО)
Кафедра: мировой экономики, финансов и страхования
Разработчики программы:
к.э.н., доцент Фадеева Л.И.
Москва – 2017
Оглавление
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 3
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 3
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 3
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 4
5.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.. 4
5.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Государственная экономическая политика». 6
6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
6.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.. ..... 8
6.2 Информационное обеспечение обучения. 8
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 9
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Программа учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования (далее СПО).
Профиль получаемого профессионально образования – социально-экономический.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения учебной дисциплины.Цель курса «Финансы, денежное обращение и кредит» состоит в формировании у студентов знаний в области теории финансов, денежного обращения и кредита; понимании процессов, происходящих в финансовой и денежно-кредитной сферах; формировании необходимой категориальной базы для целостного понимания отечественной системы финансового и денежно-кредитного регулирования социально-экономических процессов в обществе.
Задачи изучения учебной дисциплины:
· изучение основных финансовых понятий и категорий;
· изучение нормативно-правовой базы государственного регулирования финансовых отношений;
· изучение методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов;
· изучение современной финансовой системы, финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов;
· формирование целостной системы знаний о роли финансов в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений;
· осмысление сущности денег и денежного обращения;
· изучение кредитных отношений, места центрального банка и других кредитных организаций в кредитной системе страны, роли центрального банка в денежно-кредитной политике.
3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная дисциплина (далее - дисциплина) «Финансы, денежное обращение и кредит» в программе среднего профессионального образования относится к дисциплинам профессиональной подготовки профессионального цикла дисциплин специальности 38.02.07 Банковское дело среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Финансы, денежное обращение и кредит» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении дисциплины «Основы экономической теории».
Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении данной дисциплины, будут использованы при изучении дисциплин:
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности;
2. Банковское дело;
3. Банковское регулирование и надзор;
4. Бухгалтерский учет;
5. Валютные операции в коммерческих банках;
6. Документооборот в банках;
7. Мировая экономика;
8. Налоги и налогообложение;
9. Национальная экономика;
10. Организация бухгалтерского учета в банках;
11. Основы банковского аудита;
12. Финансовые рынки;
13. Экономика организации.
4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. – ОК-1.
Знать: сущность финансов, их функции и роль в экономике; функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – ОК-4.
Знать: виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением; анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации – ОК-8.
Знать:принципы финансовой политики и финансового контроля;структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройств.
Уметь: рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением.
Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов –ПК-1.1.
Знать:законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка.
Осуществлять межбанковские расчеты – ПК-1.4.
Знать:функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюдже.
Оценивать кредитоспособность клиентов – ПК-2.1.
Знать:законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска;
Осуществлять и оформлять выдачу кредитов – ПК-2.2.
Знать:функции, формы и виды кредита; структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Осуществлять сопровождение выданных кредитов – ПК-2.3.
Знать:функции, формы и виды кредита;особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением; составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
Проводить операции на рынке межбанковских кредитов – ПК-2.4
Знать:функции, формы и виды кредита;структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций; виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь:оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка; рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением.
Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам – ПК-2.5.
Знать:принципы финансовой политики и финансового контроля;законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег; цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Уметь: анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, в результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
З1 - сущность финансов, их функции и роль в экономике;
З2 - принципы финансовой политики и финансового контроля;
З3 - структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
З4 - законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
З5 - основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
З6 - функции, формы и виды кредита;
З7 - структуру кредитной и банковской систем, функции банков и классификацию банковских операций;
З8 - цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
З9 - виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
З10 - характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
З11 - особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы;
Уметь:
У1 - оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями,ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
У2 - рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
У3 - анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
У4 - составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 80 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
занятия лекционного типа | 28 |
практические занятия | 32 |
лабораторные занятия | |
контрольные работы | - |
Объем часов для выполнения курсовой работы (проекта) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Устные и письменные опросы, рефераты, тест, практическое задание - задача | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
Раздел 1. | Финансы | |
Тема 1.1. Сущность, функции и роль финансов в экономике. История развития финансов | Содержание учебного материала | 1 |
2. 3. | Финансы как экономическая категория Функции финансов Основные этапы исторического развития финансов | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Сущность, функции и роль финансов в экономике. История развития финансов» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Роль финансов в экономике 2. Финансовые ресурсы | 1 | |
Тема 1.2. Финансовая система и ее элементы | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. | Понятие финансовой системы и её место в экономической структуре общества Структура и основные звенья финансовой системы Финансовая система Российской Федерации на современном этапе | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Финансовая система и ее элементы» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Финансовая система, ее функции и звенья» | 1 | |
Тема 1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. | Основы бюджетного устройства, принципы функционирования бюджетной системы Структура бюджетной системы РФ Государственный бюджет – центральное звено бюджетной системы | |
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Государственные финансы в Российской Федерации: структура, законодательная база и роль в организации функционирования экономики страны
| 1 | |
Тема 1.4. Налоговая система Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. | Сущность и функции налогов Классификация налогов Налоговая система России | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Налоговая система Российской Федерации» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Основные направления налоговой реформы в Российской Федерации» | 1 | |
Тема 1.5. Государственный кредит и государственный долг | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. 4. | Понятие государственного кредита, его сущность и значение Государство как кредитор, должник и гарант Понятие государственного долга и его виды Долговая политика Российской Федерации | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Государственный кредит и государственный долг» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата по теме «Источники финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации» | 1 | |
Тема 1.6. Государственные внебюджетные фонды | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. 4. | Виды государственных внебюджетных фондов. Социальные и экономические внебюджетные фонды Пенсионный фонд России Фонд социального страхования Фонды обязательного медицинского страхования | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Государственные внебюджетные фонды» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Государственные внебюджетные фонды и роль в финансировании социальных программ 2. Финансирование пенсионной системы: Россия и зарубежный опыт. | 1 | |
Тема 1.7. Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. | Управление финансами. Финансовый аппарат государства. Финансовая политика, ее цели, стратегия и тактика Финансовый контроль, его сущность, виды, формы и методы проведения. | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Управление финансами и финансовая политика. Финансовый контроль» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Органы управления финансами 2. Структура Министерства финансов РФ и его роль в управлении финансами РФ 3. Федеральное казначейство, его задачи и функции 4. Счетная палата, ее задачи и функции 5. Федеральное казначейство, его задачи и функции 6. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов 7. Современная финансовая политика РФ. | 1 | |
Тема 1.8. Финансы коммерческих и некоммерческих организаций | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. | Сущность и принципы функционирования финансов предприятий и организаций Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций Источники формирования финансовых ресурсов организаций Прибыль и рентабельность коммерческих предприятий Особенности финансов некоммерческих предприятий | |
Практические занятия Решение задач на определение нормы прибыли предприятия Семинарское занятие по теме «Финансы коммерческих и некоммерческих организаций» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач на определение рентабельности предприятия | 1 | |
Тема 1.9. Финансовая глобализация и её роль в формировании международных финансов | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Причины и последствия финансовой глобализации История развития международной финансовой системы Мировые финансовые центры Группа Всемирного банка Международный валютный фонд Европейский банк реконструкции и развития | |
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Финансовая глобализация и её роль в формировании международных финансов» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Международный валютный фонд, его роль в мировой валютно-финансовой системе 2. Группа Всемирного Банка, ее структура, задачи и роль в мировой экономике | 1 | |
Раздел 2. | Денежное обращение | |
Тема 2.1. Происхождение, сущность, функции и виды денег | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. | Происхождение денег Сущность и функции денег Виды денег | |
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Происхождение, сущность, функции и виды денег» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. История происхождения денег 2. Деньги из драгоценных металлов в истории России 3. Эволюция денежных форм | 1 | |
Тема 2.2. Денежная система государства и ее элементы. Закон денежного обращения | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. | Денежная система государства и ее элементы Типы Денежных систем Закон денежного обращения | |
Практические занятия: Семинарское занятие по теме «Денежная система государства и ее элементы. Закон денежного обращения» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Виды денежных систем 2. Состояние и перспективы развития денежной системы РФ 3. Элементы денежной системы 4. Золотомонетный стандарт 5. Золотослитковый стандарт 6. Золотодевизный стандарт | 2 | |
Тема 2.3. Механизм наличного и безналичного денежного обращения | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. | Понятие денежного оборота, его структура Налично-денежный оборот в РФ Безналичный денежный оборот в РФ | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Механизм наличного и безналичного денежного обращения» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Особенности налично-денежного обращения 2. Особенности безналичного обращения | 1 | |
Тема 2.4. Проблемы инфляции и антиинфляционная политика в рыночной экономике. Виды денежных реформ | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. | Понятие инфляции. Современная трактовка ее причин Основные виды инфляции Методы исчисления инфляции. Классификация типов инфляции в зависимости от темпов роста цен Последствия инфляции Антиинфляционная политика государства. Виды денежных реформ | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Проблемы инфляции и антиинфляционная политика в рыночной экономике. Виды денежных реформ» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Особенности инфляционных процессов в России 2. Антиинфляционная политика 3. Социально-экономические последствия инфляции | 1 | |
Тема 2.5. Финансовые рынки | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. | Понятие, характеристика, структура и функции финансового рынка Виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг Характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Финансовые рынки» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Понятие, классификация и характеристика акций 2. Понятие, классификация и характеристика облигаций 3. Производные (деривативные) финансовые инструменты | 1 | |
Раздел 3. | Кредит | |
Тема 3.1. Сущность, функции и виды кредита | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. 4. | Понятие и сущность кредита Принципы кредитования в рыночной экономике Функции кредита Виды кредита | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Сущность, функции и виды кредита» | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка рефератов по темам: 1. Функции и принципы кредита 2. Виды кредита и их сравнительная характеристика | 1 | |
Тема 3.2. Кредитная и банковская система | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. | Структура кредитной и банковской системы Характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики Особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы. Коммерческие банки и небанковские кредитные организации Взаимоотношения Центрального банка и кредитных организаций | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Кредитная и банковская система» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. История банковского дела в России 2. Организация кредитной системы России, ее особенности 3. Виды небанковских кредитных организаций | 1 | |
Тема 3.3. Коммерческие банки: функции и операции | Содержание учебного материала | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. | Сущность коммерческих банков и их роль в развитии экономики Классификация банков Принципы деятельности коммерческого банка Функции банков Классификация банковских операций | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Коммерческие банки: функции и операции» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Функции коммерческих банков и их роль в рыночной экономике 2. Сущность и виды пассивных операций банка 3. Сущность и виды активных операций банка 4. Банковские услуги 5. Ипотечное кредитование 6. Рассчетно-кассовое обслуживание клиентов банка 7. Сберегательный банк России и его операции | 2 | |
Тема 3.4. Центральный банк и его роль в экономике | Содержание учебного материала | 1 |
1. 2. 3. | Цели и функции Центрального Банка Центральный Банк как проводник денежно-кредитной политики государства Методы денежно-кредитного регулирования, типы и инструменты денежно-кредитной политики | |
Практические занятия Семинарское занятие по теме «Центральный банк и его роль в экономике» | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам: 1. Центральный банк России и его роль в банковской системе | 1 | |
Всего: |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» требует наличия учебного кабинета, закрепленного за дисциплиной.
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
· компьютер
· мультимедиа проектор.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
специальность 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
(код профессии, специальности СПО)