Ответственное благосостояние

Как мы поняли из этой главы, многие ценности американцев могут быть изменены — возможно, даже очень быстро. На это указывают в том числе процессы, происходящие в кругах, с этой точки зрения весьма неожиданных, а именно — среди богачей и знаменитостей. Когда произносится фраза «комната, полная миллионеров», может показаться, что речь идет о заключении сделок между влиятельными и агрессивными персонами, собрав­шимися за закрытыми дверьми, но если говорится о собрании организации под названием «Ответственное благосостояние», то, возможно, эти миллионеры планируют отдать часть своих де­нег.

Более четырехсот членов этой организации уже распредели­ли на благотворительные цели миллионы долларов прибыли, по­лученные в результате недавнего вступления в действие закона, сокращающего налог на увеличение рыночной стоимости капи­тала. Они также воспротивились недавним попыткам упразднить налог на наследство, чье действие распространяется только на таких людей, как они. Майк Лафам, один из основателей этой организации, говорит: «Не в интересах общества, чтобы самые богатые люди жили в закрытых кварталах, а самые бедные ока­зывались за решеткой или на грани нищеты». Среди членов «Об­щественного благосостояния» — певица Шер и актриса Крис­тин Лахти.

Еще один член этой организации, Мишель МакГеой, милли­онер, работающий в области программного обеспечения, гово­рит: «Если я получаю деньги из-за того, что постоянно растут мои акции, а кто-то, например, учителя, в это время занят тяжелым трудом, почему я должен платить более низкие налоги? С эконо­мической точки зрения, это может быть для меня хорошо, но это не способствует развитию здорового общества».

Что случилось с этими людьми? Почему бы им не забыть обо всем, не грести лопатой деньги, не заняться снова объединени­ем, слиянием компаний? Вероятно, они достигли ощущения, что имеют «достаточно». Теперь гораздо большее удовлетворение им приносит служение общественному благу. Они, так сказать, за­ново размещают капитал, вкладывая его не только в получение прибыли, но и в оказание помощи другим людям.

Глава 27. ПРИВИВКИ И ВИТАМИНЫ

Люди, которые потратили годы на борь­бу с загрязнением окружающей среды, начи­нают осознавать, что у нас есть, вероят­но, еще более серьезная проблема, которая должна быть решена первой. И это — рас­чистка токсичных пространств нашего образа мыслей.

Калле Ласн «Рекламные шутники»

Унция профилактики стоит фунта лече­ния — гласит старая пословица. Многие из нас руководствуются этим утверждением каждый раз, когда послушно выстраивают­ся на прививку от гриппа. Если мы чувству­ем, что вирус подступает, мы проглатываем несколько таблеток витамина С, в надежде, что Лайнус Полинг знал, о чем говорил. Ра­зумеется, не существует прививок или таблеток, которые могли бы предотвратить синдром потреблятства или смягчить его воздействие (с одним исключением: небольшо­му проценту американцев, являющихся по-настоящему одержи­мыми, маниакальными покупателями, психиатры иногда выпи­сывают успокоительные таблетки или антидепрессанты, обещая скорое облегчение). Но в переносном смысле, существуют не­которые мощные антивирусы, которые могут помочь провести вакцинацию против синдрома потреблятства, а также некоторые очень действенные витамины, которые могут уберечь нас от вся­кого вреда.

РЕКЛАМНЫЕ ШУТНИКИ

Город Ванкувер, в провинции Британская Колумбия, можно было бы назвать штаб-квартирой по выведению вакцины про­тив синдрома потреблятства. Здесь живет Калле Ласн, автор кни­ги «Культурный джем». Когда-нибудь этот человек будет считать­ся сыгравшим такую же роль в деле борьбы с чрезмерным потреблением, какую сыграл Джонас Сак в деле борьбы с оспой. Ласн — директор Медиа-фонда, издатель популярного ежеквар­тального журнала под названием «Рекламные шутники». Это издание представляет собой смесь из научной критики стимули­рования потребительского интереса, а также остроумной анти­рекламы, создатели которой зачастую пародируют какой-нибудь из существующих рекламных роликов.

Например, пародия на рекламную кампанию Calvin Klein, проходившую под лозунгом «Одержимость», демонстрирует мужчин, уставившихся в свое нижнее белье, в то время как дру­гая антиреклама, высмеивающая рекламу водки «Абсолют», по­казывает частично расплавленную пластиковую бутылку водки с надписью «Абсолютная импотенция» с предупреждением мел­кими буквами, что «этот напиток усиливает желание, но затруд­няет его удовлетворение».

Другая антиреклама не является пародией на рекламу како­го-то конкретного продукта. Она показывает молодого привле­кательного человека, который объявляет, что он один из тех, кто отныне решил служить «Маммоне», потому что «нуждается в религии, которая не усложняла бы жизнь чрезмерно высокими требованиями этического порядка». Это явное обыгрывание утверждения Иисуса Христа о том, что «нельзя служить Богу и Маммоне». «Мы не являемся ведущими игроками на духовной арене, но у нас самая высокая скорость роста», — гласит анти­реклама о Маммоне. Это тонкое, но меткое напоминание о сни­жении уровня истинной духовности, имеющем место в Эпоху синдрома потреблятства.

Наверное, самыми успешными из пародий «Рекламных шут­ников» являются ролики, направленные против курения. В од­ной из них двое ковбоев Marlboro бок о бок едут верхом в лучах заката. «Я скучаю по своему легкому, Боб», – гласит надпись в кадре. Серия антирекламных роликов высмеивает верблюда «Джо Кэмела». Это рисованный персонаж, придуманный, по мнению критиков курения, для того, чтобы продавать сигареты детям. Джо Кэмелпревращается в «Джо Химио»[31], верблюда, уми­рающего от рака, лежа в больничной кровати, и подсоединенно­го к системе жизнеобеспечения, или уже умершего от рака и ле­жащего в гробу.

Наши рекомендации