Покупать, чтобы заполнить пустоту

Сходство между различными видами привыкания вызывает беспокойство. Когда патология начинает восприниматься как нечто нормальное, одержимый чем-либо человек будет делать все что угодно, чтобы только поддержать свое пристрастие. Азарт­ные игроки илюди, склонные сорить деньгами, выписывают чеки на суммы, которых у них нет, занимают деньги у друзей и глубо­ко влезают в долги — все для того, чтобы поддержать свою при­вычку. Часто при этом они лгут своим близким о действиях, ко­торые производят. Нетрудно заметить связь между маниакальным поведением людей и огромными воронками, образовавшимися в нашей культуре и окружающей среде. Так же, как азартные игроки продают семейные реликвии, чтобы продолжать игру, одержимые потребители жертвуют бесценными природными богатствами, чувством удовлетворения и традициями, чтобы под­держивать непрерывный поток товаров.

Психологи сообщают нам, что патологическое стремление к покупкам обычно связано с потребностью признания и приня­тия, оно является выражением раздражения или бегством от жизни при помощи воображения — все это связано с расплыв­чатым представлением людей о самих себе. Доктор Рональд Фа-бер пишет:

— Один маниакальный покупатель приобрел особенно доро­гую аудио- и видеоаппаратуру, но проявил лишь незначительную заинтересованность при обсуждении того, какая музыка и какие телевизионные программы ему нравятся. В конце концов выяс­нилось, что его покупка мотивирована главным образом жела­нием, чтобы соседи признали в нем эксперта по электронному оборудованию и пришли к нему за советом прежде чем делать собственные покупки.

Фабер сообщает, что в патологическом стремлении покупать часто скрывается человеческий гнев или раздражение — необ­ходимость возвращать долг становится механизмом мести суп­ругу или кому-нибудь из родителей. А в других случаях пристрастие к хождению за покупками является бегством от действи­тельности:

Процесс делания покупок открывает путь в вымышленный мир, где индивид может чувствовать себя значительным и дос­тойным уважения. Некоторые люди говорили, что обладание кредитной карточкой и ее использование дает им ощущение силы; другие утверждали, что внимание, оказываемое им продав­цами, и тот факт, что вас знают по имени в эксклюзивных мага­зинах, порождает ощущение собственной значительности и на­личия высокого статуса.

ЧТО МЫ ДУМАЕМ?

Если бы можно было прочитать мысли озабоченного, погло­щенного своим делом покупателя в самом большом торговом цен­тре нашего региона, были бы мы удивлены? Конечно, мы чув­ствовали бы себя несколько менее необычно, обнаружив, что торговый центр забит людьми, для которых делание покупок — своеобразная терапия. (Мы ведь все ненормальные!) По мень­шей мере трое из десяти человек бегут в торговый центр, когда что-то не ладится дома или на работе. Другие приходят, не пла­нируя какой-то конкретной покупки, просто от желания нахо­диться среди людей, не чувствовать себя так одиноко. Одна жен­щина негодовала потому, что должна была купить подарок для сына, который недавно украл деньги из ее кошелька. Несколько подростков пришли в отчаянной надежде, что их новая одежда облегчит им завоевания на любовном фронте вечером этого же дня. По меньшей мере шесть из десяти человек ощущают эйфо­рию, находясь в атмосфере торгового центра, но это эйфория с примесью тревоги. Каждому покупателю знакомо чувство сты­да, смущения, потребительского, которое подстерегает прямо за дверью.

Тем не менее люди продолжают приходить сюда снова и сно­ва, потому что они одержимы своим пристрастием.

Так все и обстоит, пока человеку не удастся найти способ по­бедить вирус лихорадочного потребления, как это сделал Томас Монэхан. В 1991 году основатель компании «Домино-Пицца», специализирующейся на быстрой доставке горячей пиццы, вне­запно начал распродавать многие из принадлежащих ему ценных вещей, включая дома, спроектированные Фрэнком Ллойдом Райтом, и тридцать антикварных автомобилей, одним из кото­рых был Bugatti Royal стоимостью 8 миллионов долларов. Было прекращено строительство его многомиллионного дома, и он продал даже свою бейсбольную команду «Детройтские Тигры», потому что она была лишь «источником чрезмерной гордости». Тогда цитировались следующие его слова: «Ни одна из вещей, которые я купил, я подчеркиваю, ни одна из них, ни разу не сде­лала меня по-настоящему счастливым».

Наши рекомендации