Финансовый контроль: задачи, органы, формы, методы.
Фин. контроль – система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию фин. ресурсов, находящихся в распоряжении фед. правит-ва, а так же региональных и местных органов власти.
Основное назначение ФК - обеспечить эфективность процесса формирования и расходования ДС, находящихся в руках государства. ФК способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюд. сис-мой страны.
Задачи ФК:
1. правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения
2. соблюдение действующих бюдетного и налогового законодательств, правильность ведения бух. учета, составления отчетности;
3. проверка целевого использования бюджета
4.успешная реализация межбюджетных отношений; эфективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;
5. пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление фин. злоупотреблений и примение наказания к виновным лицам; компенсация последствий незаконных действий;
6. улучшение финансовой дисциплиныны, проведение профилактических и разъяснительных работ.
Объект ФК – бюд. система и бюджетный процесс.
Формы ФК:
1. предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти;
2. текущий (опер-ый) конт-ль осущ-ся в процессе исполнения бюджета и направлен на
обеспеч-е фин. дисциплины;
3. последующий конт-ль проводится по окончани фин. года.
Методы ФК:
По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).
Проверка проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций, учреждений, но в отличие от проверок – по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации или переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофакторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период. В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Наблюдение – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Органы ФК:
1. счетная палата РФ; 2. налоговые органы; 3. ЦБ РФ; 4. государственный таможенный комитет
5. аудиторские службы