Особенности движения по покрытым льдом поверхностям озёр
Здесь можно выделить следующие потенциально опасные участки: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, пропарины (скрытая под снегом и «парящая» в холодную погоду полынья, которую можно распознать по «парению») места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.
Каждый вечер руководитель обязан информировать всех участников о препятствиях следующего дня, их потенциальной опасности, предполагаемой тактике и технике прохождения. Не «стесняться» уходить на запасной вариант маршрута при возникновении сомнений в безопасности прохождения очередного препятствия. Движение по потенциально опасным акваториям допускается только при видимости не менее 800 - 1000м и отсутствии сильного ветра.
При передвижении по льду старайтесь использовать уже готовые тропы, лыжни, дороги.Также относительно безопасно передвижение по следам автомашин, мотонарт или достаточно свежим (чётко просматриваемым) лыжням.
Рис. 2 Зимник вдоль острова Ольхон (озеро Байкал)
Если приходится двигаться по незнакомому водоему, необходимо:
- следить за цветом льда: обходить стороной непрозрачные темные пятна, глубоко заснеженные участки;
- двигаться с палками, (даже если вы не на лыжах, а пешком, или на коньках), держа в руках палки со снятыми темляками, поясной ремень рюкзака расстегнуть; палками проверять прочность льда;
- идти с интервалом 5-6м; не отрываться от идущего за тобой, особенно контролировать замыкающего;
- двигаться осторожно, «скользящей походкой», мягко ставить ногу на всю ступню;
- если лед начал трескаться или дальнейшее продвижение стало невозможно, возвращаться назад нужно по своим же следам, где уже лед проверен – это самый безопасный путь.
При осмотре предстоящего пути следует обратить внимание на следующие факторы:
- наличие трещин;
- участков мокрого снега;
- более тёмных под снегом участков (тонкого) льда;
- вода на льду не всегда признак ненадежного льда, но всегда повод насторожиться и повысить бдительность;
- при сильном ветре на крупных водоемах ненадежный лед может слегка колыхаться.
Нельзя:
- двигаться плотной группой;
- двигаться при плохой видимости;
- двигаться при сильном ветре;
- отправляться в путешествие в одиночку;
- двигаться вдоль предполагаемого течения впадающей реки, (особенно, если лед не прозрачен), такое место лучше обойти, удалившись на большое расстояние от берега;
- двигаться дальше при появлении треска, уханья или гула под ногами.
- ночевать на льду (от перепада температур лед «ухает», трескается и расходится).
Надо знать, что у берега лед тает и рушится в первую очередь, и если вы вышли на весенний лед утром, то к полудню вернуться на берег уже может быть большой проблемой.
В холодную погоду полынью, скрытую под снегом, можно распознать по «парению». Темное пятно на снеговом покрове говорит о том, что лед здесь тоньше, чем вокруг, а может, под снегом и вовсе нет льда.
Если вы попали в зону торошения (торосы встречаются не только в океане, но и на обширных внутренних водоёмах), делайте разведки.
Рис. 3 Торосы на озере Байкал
В торосах часто встречаются трещины, не заметные под нагромождениями льда, чтобы не провалиться в них – тщательно проверяйте впереди себя палками поверхность ледяных глыб, каждый шаг должен быть проверен.
Сильный ветер на крупном водоеме, дующий со стороны незамерзшей его части может нагнать воду на лёд и даже вызвать ломку льда; в обратную сторону – способен отогнать лёд от берега, создав трещины и разводья.
В солнечную безветренную погоду на больших озёрах часто невозможно отличить участки открытой воды ото льда (они зрительно сливаются даже вблизи). Движение должно быть осторожным и без разгона, особенно, если ветер дует в спину. Часты случаи гибели на таких участках при движении на «буранах», лыжах, автомобилях, велосипедах. Что характерно: животные чувствуют такую воду, поэтому двигаться в собачьих или оленьих упряжках, на конях – безопаснее в данном случае.
Местные жители повсеместно отмечают «вешками» опасные места («пропарины» или рыбацкие лунки). «Вешка» - это небольшое деревце (палка), воткнутое в снег или лед. Часто по незнанию эти вешки принимают за маркировку пути. К таким местам приближаться нельзя! Особенно часто они встречаются возле устьев рек.
Ширина Байкальских трещин в среднем до 1м (как и толщина льда), но бывают иногда значительно шире. Широкие трещины – объезжают или обходят, иногда приходится из-за них уходить далеко в открытое море. Для преодоления узких трещинможно делать временный настил из лыж (креплениями вниз) или набрасывать в трещину обломки льда и снег для создания искусственных переходов.
Особенность льда (особенно Байкальского) – его скользкость. При малейшем ветре на голом льду на больших акваториях передвигаться небезопасно: ветер может унести далеко в сторону и повредить не только путника, но и тяжелый транспорт, выбросить в открытую воду, на острые торосы, в трещину. Поэтому для пеших переходов рекомендуется вкручивать шурупы в обувь, либо использовать облегченные «кошечки»; для авто-мото и велотуристов – использовать шипованные шины. При усилении ветра немедленно уходить на берег!
При выходе на лед:
- Постарайтесь визуально оценить толщину льда.
- Попытайтесь пробить его лыжной палкой.
- Проверьте, не видны ли трещины, участки мокрого снега или черного тонкого льда.
- Обратите внимание, не колышется ли лед.
Перед выходом на лед необходимо:
- Непосредственно перед началом движения по льду руководитель указывает расположение каждого участника. Первый - наиболее опытный и осторожный. Ещё раз инструктирует всех участников о том, что и как делать на опасном участке и при попадании участника в воду.
- Приготовить веревку (веревки).Веревка должна быть у 3-го или 4-го участника на боковых затяжках рюкзака или под клапаном. Если есть вторая веревка, она должна быть в хвосте группы. Метательный фал размещают в середине группы, должен быть всегда наготове.
- Надеть на шеи рыбацкие шильца или их аналоги (но ими необходимо уметь пользоваться, иначе при попадании в воду есть опасность травмировать себя!).
Если группа оказалась на ненадежном участке льда:
- Внимательно осмотритесь. Определите оптимальный путь выхода на надежный лед. Если есть не слишком старые следы пешеходов, лыжников или снегоходов, лучше идти по ним. (Учтите, лед мог стать менее прочным после их прохождения!).
- Не собирайтесь вместе. Дистанция между участниками должна быть не менее 5 метров. В критических местах – 10м. Но и сильно растягиваться нельзя, чтобы успеть оказать помощь провалившемуся под лёд.
- Веревка должна быть у третьего или четвертого участника на боковых затяжках рюкзака или под клапаном. Если есть вторая веревка, она должна быть в хвосте группы.
- Двигайтесь плавно, при необходимости – ползите. Тяжелый рюкзак можно тащить за собой, везти на санках или лыжах. Не бейте сильно в лёд палками. Выбирая путь движения, обращайте внимание на направление и ширину трещин, прислушивайтесь к треску льда.
- Старайтесь не останавливаться, пока не выйдете на надежный лед.
- Вся группа собирается вместе только на абсолютно надежных местах.
- Подозрительные участки (потрескивание льда, трещины, сырые участки поверх льда, тёмные пятна на снегу) однозначно обходятся сразу после их распознания. Все провалившиеся нарушали это правило. Только одни сознательно, а другие по неведению. На всех даже слегка подозрительных участках не собирайтесь вместе. Но и сильно растягиваться нельзя, чтобы успеть оказать помощь провалившемуся участнику. Участок объявляется "подозрительным" головным участником или руководителем. На таком участке не "хлопают" лыжами, не топают, больше скользя, чем шагая. Избегать падений. Известны случаи разламывание льда от удара при падении человека. Участки с водой на льду лучше обойти. При невозможности преодолевать их как "подозрительные".
- Но оказаться на участке тонкого льда можно в любое время и в самом неожиданном месте. В этом случае, до того, как он проломится, лед сначала потрескивает и прогибается под весом человека. Как только вы заметили, что лёд под ногами начинает характерно потрескивать и прогибаться, не медлите ни секунды, поворачивайте обратно и по своему же следу выбирайтесь с опасного участка. Если позволяет ситуация - внимательно осмотритесь и определите наиболее оптимальный путь выхода на надежный лёд. Старайтесь не останавливаться, пока не выйдете на надежный лёд.
- На особо опасных участках вынимают руки из темляков палок, ослабляют пояса рюкзаков и плечевые лямки. Не бейте сильно в лед палками. Выбирая путь движения, обращайте внимание на направление и ширину трещин, прислушивайтесь к треску льда.
При организации прохождениячерез вызывающие сомнения места, а также присутствия чёткой уверенности, что дальше ситуация будет лучше, движение организуется следующим образом:
- проводится предварительная разведка опытным участником без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку (страховка через карабины, поясницу или "станцию" на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10 м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать длины веревки, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;
- после выбора места перехода через подозрительный участок организуется перильная страховка с обеих сторон. Двигаться необходимо быстро, плавным и мягким скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд.
- при необходимости двигаются на страховке, без рюкзаков, которые перетаскивают через опасный участок на верёвке «челноком», положив в санки. Главное - постоянно иметь "за спиной" путь отхода по относительно надежному участку. Утрата пути отхода - недопустимая и опасная ошибка.
2.3.Особенности движения по покрытым льдом поверхностям болот
Можно выделить следующие потенциально опасные участки на скованных льдом поверхностях болот: прибрежная кромка льда, устья рек (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность, кочки и посторонние предметы, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, пропарины, места сливов сточных вод, плотины и другие технические сооружения.
Лед над заболоченными местамичасто ненадежен даже в лютые морозы из-за тепла, выделяемого при гнилостных процессах в болотных отложениях. Верный признак потенциально опасного участка - растительность болотного типа надо льдом. Движение осуществляется аналогично движению по обширным водоёмам (см.п. 2.2).
Нельзя:
- отправляться в путешествие в одиночку;
- двигаться плотной группой;
- двигаться при плохой видимости.