По обеспечению безопасности в самодеятельных туристских походах

По обеспечению безопасности в самодеятельных туристских походах

При движении по покрытым льдом рекам, внутренним водоёмам

И болотистой местности

Рекомендации подготовили: М.Васильев, А.Коваленко, М.Красноштанова, Е.Лапшин, В.Кодыш, В. Буяльский и П. Величко.

При подготовке «Рекомендаций» использовались материалы Ю. Подрядчикова и В. Чукова, а также рекомендации ГИМСа и Байкальского ПСО.

  Содержание  
    стр
  Введение
Подготовка к походу (путешествию):
1.1 сбор информации
1.2 необходимое снаряжение
1.3 тренировки
Особенности движение по покрытым льдом водным поверхностям:
2.1 рек
2.2 озёр
2.3 болот
Действия провалившегося в воду
Проведение спасательных работ силами группы
  Приложение 1: хроника несчастного случая со студентами МГТУ им. Баумана (Онежское озеро, январь 2009г)
  Приложение 2: результаты разбора МКК ФСТ-ОТМ ЧП в Карелии
  Приложение 3: ловушка таёжной реки
  Приложение 4: рекомендации Владимира Чукова и Юрия Подрядчикова о движении по льдам Северного Ледовитого океана
  Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что с давних времен покрытые зимой льдом реки и озера использовались людьми для передвижения. Понятно, что идти на лыжах по свободным от растительности руслам рек, поверхностям озёр и болот намного легче и проще, чем двигаться по густому лесу с глубоким и рыхлым снегом. Долины рек и пространства озёр и болот упрощают путь, но могут являться источниками опасности. Чаще всего такая ситуация может возникнуть не только при прохождении лыжного маршрута. Похожие случаи могут быть в горных и пешеходных походах (и не только в межсезонье), на водных и даже велосипедных маршрутах. Несчастные случаи на таких участках чаще всего происходят по той причине, что люди не знают элементарных правил поведения на льду.

Все предлагаемые Вам советы и рекомендации по обеспечению безопасности при движении по льду рек и водоёмов, можно разделить на две группы:

1. Как не провалиться под лед:

а) подготовка перед походом

б) движение по льду

2. Если же Вы провалились под лёд то, как выбраться из ледяной купели и избежать неприятных для здоровья последствий после этого купания.

а) если провалились Вы

б) если Вы спасаете товарища, провалившегося под лёд

Итак, Вы знаете, что на маршруте Вам неоднократно придётся выходить на покрытые льдом реки и озера. Наиболее часто в лыжных походах встречаются две тактические задачи при движении по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов:

а)переправачерез покрытую льдом реку, залив озера или замерзшее болото - в этом случае данный участок реки или водоема представляет собой типичное локальное препятствие(ЛП).

б)длительное движение по льду озера, замёрзшего болота или русла реки (об особенностях движения по океаническим льдам см. Приложение 3), как по оптимальному участку местности - очевидный случай протяженного препятствия (ПП).

Можно выделить следующие объективные, потенциально опасные участки на скованных льдом поверхностях рек и внутренних водоёмов: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков (истоков из водоёмов), места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, разводья, полыньи, «пропарины» (скрытые под снегом и «парящие» в холодную погоду полыньи, их можно распознать по «парению» над ними более тёплого воздуха), места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.

Субъективные опасности в основном являются следствием недостаточной подготовленности путешественников, ошибок в подборе снаряжения, а также неправильных действий во время нахождения на потенциально опасных участках.

Основную опасность здесь представляют участки с тонким (не выдерживающим вес человека) льдом, попав на которые путешественники могут провалиться в воду и утонуть, а выбравшись из воды, замёрзнуть или получить переохлаждение.

Для безопасного движения по замёрзшим рекам и водоемам покрывающий их лёд должен иметь определённую прочность, обеспечивающую его надёжность.

Ненадежным лед может быть по двум причинам:

а) просто недостаточно толстый;

б) при относительно большой толщине он потерял свои прочные свойства (это происходит в начале зимы или при оттепели).

Как правило, чем толще лед, тем он надежнее, например:

- лёд толщиной в 6 см безопасен для движения одного лыжника общим весом до 100кг;

- при 8 см – для группы в 3-5 человек с рюкзаками ( ≈20кг), идущую с интервалом 3-4м;

- при 12 см - для группы 6-8 человек с рюкзаками ( ≈30кг), идущую с интервалом 2-3м;

- при 26 см – для легкового автомобиля и т. д.

Конечно, бывают случаи, когда рыболовы выходят на лёд толщиной 3см, но это уже похоже на ситуацию с перебеганием дороги перед идущим поездом…

Прочность открытого от снега льда можно ориентировочно оценить визуально:

1. наиболее прочен прозрачный лед с синеватым (зеленоватым) оттенком. Но ходить по нему можно лишь тогда, когда проверена его прочность. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, и по нему ходить нельзя.

2. во время оттепели лед становится белым или матовым, иногда приобретает желтоватый оттенок (особенно в устьях рек). Такой лед менее надежен;

3. толщину открытого, прозрачного льда можно оценить по размеру трещин пронизывающих массив льда - они менее прозрачны (см. Рис. 1);

4. не следует выходить без крайней необходимости на весенний пористый, игольчатый лед – он ненадёжен! Внешне такой лёд выглядит как фирновый снег - белый пузырчатый, шершавый, легко колется топором, на срезе видна игольчатая структура.

По обеспечению безопасности в самодеятельных туристских походах - student2.ru

Рис. 1 Трещины, пронизывающие массив льда

1. Подготовка к походу (путешествию)

На этапе подготовки к походу или путешествию можно выделить следующие мероприятия по обеспечению безопасности при возможном движении по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов:

а) сбор информации о наличии на маршруте таких потенциально опасных участков,

б) определение и подбор необходимого снаряжения для обеспечения безопасности при их прохождении,

в) тренировки с имитацией движения по скованным льдом поверхностям рек и внутренних водоёмов и действиям при возникновении на них экстремальных ситуаций.

Сбор информации

Выбор оптимальных сроков похода. При подготовке к походу Вам необходимо собрать информацию у местных жителей, в местных подразделениях МЧС или из литературы, (может быть, устаревшей!) о прогнозе погоды и состоянии льда на реках и водоёмах на время путешествия, а также узнать об особенностях ледяного покрова в районе путешествия (обычном времени становления льда, наличие «пропарин», теплых ключей, трещин, глубины покрывающего лёд снега, незамерзающих участков, наледей, сезонные колебания уровня воды и т.п.), отслеживать через Интернет погоду в районе путешествия за 2-3 месяца, предшествующих походу.

Достоверные сведения о сроках становления и схода льда на водоемах именно в данной местности есть на обороте топографических карт в разделе "Сведения о местности". Правда, нужно учесть поправку на древность исходной информации – обычно до 1989 г., но с тех пор климат существенно потеплел.

Из-за «глобального потепления» шансы встречи туристов с "первым" и "последним" (межсезонным по туристской терминологии) льдом значимо возросли. Кроме того, все чаще лыжные маршруты 2-3 категории сложности у туристов живущих в Европейской части России проводятся не на "настоящем" севере, а по Средней полосе, хорошо, если по ее северной части... (В более выигрышном положении находятся туристы-сибиряки, но и у них климат начинает «портиться».)

По «старым» меркам полноценный, "зимний" лед (30-50см) на крупных озёрах в средней полосе России устанавливался с начала января и держится до конца марта, а в Ленинградской области, Карелии и на Вологодчине даже с 1 декабря по 10 апреля. Реально же полноценная зима "средней полосы" Европейской части России сократилась до периода с 15 января по 20 февраля. Про Ленинградскую область, Вологодчину и Карелию можно сказать все то же самое, но с меньшей категоричностью. При этом надо иметь в виду, что в ряде регионов (например, в Подмосковье) полноценная «настоящая» зима в отдельные годы может и не наступить вообще….

Для сравнения приведём аналогичные данные по Сибири, так ледостав на озере Байкал начинается в январе (на север озера – в начале января, на юге – в конце января, его длина с юга на север составляет около 600км). В зависимости от температуры воздуха в последние годы лед Байкала полностью замерзает и выдерживает транспорт до 10 тонн с середины-конца февраля до начала-середины апреля, то есть пешком, на лыжах, санях, коньках, собачьих упряжках, буерах, снегоходах можно безопасно передвигаться всего 3 месяца: с февраля по апрель. Самый надежный лёд в марте. Абсолютные значения температур воздуха на южной и северной оконечности озера (это около 600км) отличаются на 15-20°, лед также имеет разную толщину на юге – 50..100см, на севере – 80..110см.

Условно можно говорить о "зимнем межсезонье", то есть о времени, когда в конкретной местности уже лежит пригодный для передвижения на лыжах снежный покров, но лед на большинстве водоемов еще для передвижения непригоден.

Лед тем надежнее (прочнее), чем дольше в данной местности стоит устойчивый "минус". При этом следует помнить, что чем просторнее акватория и больше глубина водоёма, то тем позже она замерзает. Реки могут уже чуть ли не до дна промерзнуть, а на просторах больших озер еще «волны гуляют». Прочность льда понижает оттепель (особенно длительная). Если температура воздуха повышается выше 0С и держится более трех дней, то прочность льда снижается примерно на 25%.

Прогнозируемые сезонные и погодные факторы снижения прочности льда. Между проходимостью льда "в принципе" и "безопасной проходимостью" не только (и не всегда) "сантиметры толщины" и разница в плотности льда, но и разница в его структуре, недоступная визуальной оценке.

"Молодой" лед (лед перволедья) обычно образуется на водоёмах в несколько приёмов (с перерывами во время оттепели), начиная от закраин (берегов). Зачастую такой лёд бывает обильно заснежен. Первый лед опасен вдвойне: припорошенные утренним снежком полыньи, схваченные легким морозцем устья рек и притоков, становятся настоящими ловушками для человека.

С первых дней на нем можно видеть рыболовов, но туристов это не должно успокаивать. Это, как правило, местные жители, хорошо знающие условия до деталей, а главное, обычно не претендующие ни на пересечение водоема по льду, ни на длительное движение по нему.

СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТО МОЛОДОЙ ЛЕД КАЖЕТСЯ ПРОЧНЫМ ТОЛЬКО НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД. В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ЖЕ ОН ОБЫЧНО НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ТЯЖЕСТИ ЧЕЛОВЕКА, А ТЕМ БОЛЕЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ!!!

"Последний" или "старый" лёд часто надолго переживает снежный покров на берегах, еще долго сохраняя относительную надежность (проходимость). Однако у такого льда одновременно меняются (ослабевают) структурные связи и уменьшается толщина (снижается прочность и надёжность) - и в этом его главное коварство. Порою вполне толстый "последний" лед "вдруг" "рыхлеет" и кусками разрушается. Лёдяной покров сходит раньше на реках, затем на больших водоемах с течением и ещё позже на озерах и прудах. Опасны крупные водные акватории, где часты шторма, ломающие лед. Типичные примеры для Европейской части России - основные акватории Ладожского и Онежского озер. Рекомендуется - изучать в Интернете снимки со спутников в режиме реального времени (on line), особенно для крупных озер.

Во многих регионах России выход на лед межсезонья запрещается МЧС, о чем своевременно сообщается в Интернете на сайте местной МЧС.

Сильный ветер на крупном водоеме, дующий со стороны незамерзшей его части может нагнать воду на лёд и даже вызвать ломку льда; в обратную сторону – способен отогнать лёд от берега, образовав трещины и разводья.

Заснеженность ненадежного льда и промоин.Участки ненадежного льда (и даже крупные промоины), замаскированные слоем снега (зачастую толстым и плотным) на глаз неотличим от прочных, надежных. Лыжники (и велосипедисты) могут выскочить на опасное место на большой скорости, причем сразу несколько человек... Вот почему так важен должный интервал при движении, особенно между первым и последующими участниками. Понятно, почему важно и снижение скорости на подозрительных местах.

Оценка возможного колебания уровня воды. Рекомендуется изучение динамики уровня воды в пересекаемых водоемах. Многим лыжникам знакомы пустые полости между "старым" и "новым" льдом на таежных и горно-таежных реках. Падать туда больно и страшно, но хоть сухо... Хуже, когда "убирают" воду в искусственной или полуискусственной гидросистеме, да еще делают это быстро. А если воды "прибавляют", то она может идти "верхом". Во многих (даже естественных) водоемах, включённых в гидросистемы, сегодня целенаправленно регулируется уровень воды. Часто это делают экстренно из-за внезапно возникших технических причин, без должного оповещения населения.

Предварительное планирование оптимальных мест движения по льду.Даже выбрав оптимальное время для проведения лыжного похода, пересекать замерзшие водные акватории (или двигаться по ним) целесообразно в определенных местах, стараясь избегать потенциально опасные участки. Более или менее гарантировано надежный путь по льду – это указанный на карте «зимник» (зимний тракт). Сроки его надежного функционирования могут быть указаны на топографической карте (обычно М 1см:1км), можно об этом узнать и у местных жителей. Лёд непрочен в местах быстрого течения, выхода бьющих ключей и стоковых вод, а также вблизи стоящих в воде деревьев, кустов и камыша. Могут оказаться непрочными и участки льда вокруг вмёрзших в него любых предметов. Весной непрочен лёд вокруг кустарников и трав. Обычно лёд непрочен в местах впадения в основной водоем реки или ручья, а также в районе мест вытекания из озер рек и ручьев.

Затруднен анализ прочности льда на крутых поворотах рек и меандрированых (петляющих) участках русла. Зачастую опасен лёд у берегов, где образуются полости между льдом и водой из-за естественного зимнего понижения уровня воды и, особенно, в межсезонье.

Влияние техногенных факторов.Теплые сбросы с крупных промышленных предприятий способны нарушить структуру льда и повысить потенциальную опасность передвижения по нему.

Необходимое снаряжение

Специальное снаряжение для передвижения по льду.Конкретные условия конкретного похода не всегда удается прогнозировать на 100%. «Профилактические» мероприятия только уменьшают степень потенциальной опасности проваливания под лед, но не исключают ее полностью. Поэтому в группе должно быть соответствующее общественное и личное снаряжение, к сожалению, всю необходимость которого можно оценить только после того как кто-то уже провалился в воду.

Общественное снаряжение:

- Верёвка диаметром 8-10 мм и длиной не менее 40м;

- альпинистские карабины не менее 4шт, применяются по необходимости;

- ледобуры альпинистские3-4шт, применяются для оценки толщины льда и организации страховки;

- грудная обвязка, 2-3шт,«штатная» или связанная из репшнура «по старинке»;

- «тарзанка»для метания провалившемуся в воду. Может быть подготовлена непосредственно перед выходом группы на лед. Представляет собой прочную палку с крепко привязанной посередине веревкой толщиной не менее 8мм и длиной не менее 20 м. Позволяет эффективно и быстро вытащить провалившегося, не тонет.

- кошка -жестко и прочно прикрепленный к палке (1,5-2м) стальной крючок-тройник максимально доступного размера с петлей для привязки страховочного фала. Предназначена для извлечения из воды вещей, а в критической ситуации, и потерявшего сознание пострадавшего.

- пешня - снаряжение из арсенала рыболова. Попросту говоря - тяжелый длинный альпеншток с массивным штычком из твёрдой (типа "инструменталки"), остро отточенной стали. Может применяться для расчистки пути при движении в зонах торошения. В умелых руках и при опытной голове отличное средство не наклоняясь быстро определить качество льда на умеренно значимом от себя расстоянии. Особенно актуальна на "молодом" и "последнем" льду. Лыжная палка заменяет пешню лишь отчасти - не тот импульс при ударе. А у групп не лыжников и лыжной палки может не быть. Возможна конструкция, когда с собой несут только штычок, беря палку на месте

Индивидуальное снаряжение:

- альпинистские кошки (шипованую обувь)при движении по голому льду;

- прочные лыжные палки с заточенными штырьками;

- пластиковые санки, позволяют снять часть груза из рюкзака, тем самым уменьшить давление на лёд оказываемое лыжником;

- Заменители ледового якоря.У рыбаков в ходу две средне-большие "плоские" отвертки, связанные через ушки ручек веревочкой или резинкой наподобие детских варежек. Носятся как вдетыми через рукава, так и поверх одежды (как шарф). В том же качестве могут быть использованы 2 рыбацких шильца. В крайнем случае, подойдёт крепкий нож в ножнах, прикрепленный снаружи к одежде, поясу или т. п. Все эти варианты ледового якоря незаменимы при вылезании на лед из воды, особенно без посторонней помощи.

- индивидуальный страховочный фал. Репшнур Ǿ 6-8 мм, длиной от 20 м. На опасном участке распускается наподобие лавинного шнура, и крепится карабином к грудной обвязке. Необходим для максимально быстрого извлечения пострадавшего из воды.

- гидрочехолв рюкзак, для защиты вещей в рюкзаке,способных пострадать от воды при проваливании. Способствуют также поддержанию плавучести рюкзака.

- средства связи, работающие в данной местности. Желательно иметь всегда в походе, обязательны - при движении по большим акваториям.

Тренировки

При планировании во время путешествия движения по покрытым льдом рекам и озерам необходимо ознакомить всех участников с районом путешествия, его особенностями и предполагаемыми препятствиями, провести обязательные тренировки по отработке техники и тактики движения по льду, а также проведению спасательных работ. Все участники должны быть обучены способам оказания первой медицинской помощи и обеспечены индивидуальными аптечками.

2.Особенности движения по покрытым льдом водным поверхностям

Решение МКК ФСТ-ОТМ

Заслушав выступления участников группы и материалы предварительного разбора рабочей группой несчастного случая, МКК ФСТ-ОТМ принимает следующее решение, отмечая, что в «Правилах проведения туристских маршрутов» отсутствуют указания, регламентирующие выпуск групп на маршруты, включающие движение зимой по водным акваториям внутренних водоёмов.

Рекомендации МКК ФСТ-ОТМ по предотвращению несчастных случаев

Ловушка таежной реки

Самое тяжелое в лыжном походе по Хамар-Дабану – это тропежка. Особенно после того, как выпал свежий снег. Особенно, если в группе всего 2-3 человека, и меняться впереди идущему приходится через 5-10 минут.

Один знакомый турист-лыжник из Москвы спрашивал меня: «Ну и зачем тогда нужен тебе этот «Кошмар»-Дабан? На маршруте надо получать впечатления, а не мучаться!» Ну что ответить? Я и не знаю. Может, он и прав. А мы с Иваном, моим ежегодным попутчиком, ходим сюда много лет. И каждый год после очередного приключения в «Кошмар»-Дабанах говорим друг другу: «Ну, все, хватит! Больше мы сюда ни ногой!» А проходит год и мы опять в Слюдянке: «Может, по Байкалу теперь?» Ну, нет! Только на Хамар-Дабан!

А ты, Михаил Юрьевич, был на Хамар-Дабане? Сходи, и он тебя не отпустит! Изумрудная зелень кедров, ультрамариновое небо, солнце как на черноморском побережье, и горы, горы сверкающих снегов!!! А еще просто замечательные встречи с такими людьми, какие живут на ГМС.

На Утулике в начале марта мы с Иваном попали в очередной снегопад. Снег выпал ночью, пока мы спали в Березовом зимовье. Вышли утром: вот, незадача! Назад, что ли идти? Да ладно, поплетемся потихоньку, может, кто пошустрее догонит: вон, сколько их вчера на ГМС ночевало, любителей Кошмар-Дабана.

Вдвоем тропить невесело. Тем более что сзади целая демонстрация лыжников, но они прикатят сюда через полдня. Вздохнули и потопали. Через час нас догнал еще один попутчик, ночевавший, видимо, в зимовье Кентавры, и мы с радостью уступили ему дорогу. Мужики, Иван и Валера, по-джентельменски решили тропить сами и не пускали меня вперед, я шла сзади и любовалась на их мучения. Но женщина – существо вредное: если ее заставлять что-то делать – она воспротивится, а если пожалеешь ее и не дашь тяжелой работы, она сама за нее ухватится. Вот и я, в конце концов, заныла, что я сильная, что могу тропить, а они, если так будут выматываться вдвоем, то просто не дойдут. После чего они, как мне показалось, с облегчением пропустили меня первой. Дело пошло быстрее, ведь теперь нас трое, а значит и отдыхает после тропежки каждый из нас дольше. Так мы дошли часа через три к водопаду – левому притоку Утулика за тринадцатым (!) поворотом реки от Березового.

Иду, троплю. Участок что-то попался уж больно заснеженный. Ладно бы по колено, так ведь почти по пояс. Чтобы поставить лыжу на снег, ее сначала надо вытянуть из сугроба, сделав «ласточку», потом поставить вертикально впереди себя, надавить, и то же самое проделать другой ногой. Балет, ëлы-палы, с рюкзаком! А можно, если снег не спрессован, не видя собственных лыж, волочить ноги под снегом, раздвигая грудью сугробы. Вот таким способом я и приволочилась к месту своего второго рождения.

Когда на Хамар-Дабане идет обильный снегопад, то случается, что снег ложится прямо на открытую воду реки, и река не успевает уносить его. Такие ловушки таежных рек опасны: кажется, идешь по снегу, а на самом деле – по воде. Особенно часто случается это на крутых изгибах, на глубоких и быстрых участках рек.

Я почувствовала, что снег становится ненормально глубоким. Обойти эти сугробы невозможно, потому что слева – наледи от водопада, а справа – скала. Сил уже не было, подошла очередь меняться впереди идущему, но как-то неудобно уступать дорогу в самом сложном месте тропления. Выберусь, думаю, из этого сугроба и тогда отдохну. Но вот уже снег по грудь! И я чувствую, как в мои ноги стремительно просачивается вода.

Стоп! Главное – не дергаться! Надо попробовать медленно сдать назад. Мужики ничего не подозревают и еще торопят: «Правильно, правильно идешь, куда попятилась?» Нет! Не получилось. Чувствую, как стремительный поток понес мои ноги по течению. Мне бы заорать сразу, чтобы мои попутчики начали меня вытаскивать, а я словно онемела. Почему-то казалось, что они и так все видят и должны вот-вот помочь. Но они увидели всю эту кошмарную ситуацию, только когда мое тело медленно развернуло и уронило в коктейль бурлящей черной воды вперемешку с глыбами снега. О, ужас! Мои попутчики вместо того, чтобы мне помочь, отскакивают к берегу! Я вижу их обескураженные лица в тот момент, когда мой рюкзак уже затянуло под лед, а ноги в лыжах безрезультатно шарят в потоке в поисках дна. Почему они стоят и смотрят?! Боже! Они не могут подойти – снег рушится!

Остались только руки и голова. Палки – не отпускаю, словно чувствую, что они – мое спасение. Хватаю руками края промоины, но снег обрушивается и засыпает меня с головой. Ну, все! Я уже подо льдом, наверху – только мокрое от снега лицо. Вытягиваю в последний момент палки вверх и ору: «Да помогите же, вы-ы-ы!» Я уже не вижу того, что мои спасители бросили рюкзаки и ползут мне навстречу. Хватают за кольца палок. Уже находясь подо льдом, чувствую, что какая-то сила держит лыжные палки и помогает мне сопротивляться потоку. Медленно вытягивают сантиметров на тридцать. Ну вот, хоть солнце увижу в последний раз. Глоток воздуха. Даже весело как-то стало! А вот и их глаза. Лица напряжены. Не могут вытащить. Конечно, я такая лошадь: 170см, 70кг + рюкзак + лыжи + течение... Да еще и рюкзак зацепился подо льдиной. «Снимай рюкзак!», - кричат. Да вы что, ребята, как же я палки-то отпущу? Сколько раз говорила своим детям, чтоб расстегивали ремни рюкзака на опасных участках, а сама…. Да кто же знал, что здесь опасно? Каждый год ходим – всегда тут крепкий лед.

Кажется, мужики теряют силы. Кряхтят, но все без толку. В их глазах я читаю последнее «прости». Ну, нет, я еще поборюсь! Не знаю, какой голос мне подсказал, но я вопреки просьбам мужиков не шевелиться, начала яростно биться в воде, как в предсмертной агонии, собрав последние силы. И, о чудо! Рюкзак отцепился! Ну, давайте же, мужики, последний рывок! Хоп! Вытянули! Осталось только ноги с лыжами из-подо льда выкрутить, но это уже мелочь.

Ой, как хорошо-то жить на этом свете! Солнышко греет! Э, мужики, вы что это? С ума посходили, что ли, на радостях? Не смейте меня раздевать! Спасли, так все можно, что ли? Да живая я, живая! Да не замерзла! Да нет у меня никаких судорог! Сама переоденусь, а вы – пошли, пошли все вон, вон за тот камень! Лучше костерок организуйте-ка!

Скоро был костерок…

Рекомендации Владимира Чукова и Юрия Подрядчикова при движении по льдам Северного Ледовитого океана

Владимир Чуков

Взаимодействие во время движения и при преодолении сложных участков может быть организовано следующим образом:

- Обычный исходный порядок - колонна с интервалами между участниками 5-20 м. Замыкают колонну, как правило, врач, ремонтник или один из наиболее сильных и опытных участников. Общее правило – продолжать движение вперед можно лишь в том случае, когда видишь идущего за собой. В этом случае каждый участник имеет возможность оказать помощь впереди идущему, поддержать санки при преодолении гряд торосов, следить за движением запасной лыжи, санок, одометра и т.д.

При соблюдении этого правила исключается вероятность разрыва группы, что особенно опасно в условиях плохой видимости, внутри группы действует постоянный взаимоконтроль.

- При движении по участкам торошения интервалы между идущими сокращаются, поскольку здесь чаще может потребоваться помощь товарища.

- При преодолении трещин, узких участков тонкого льда, движение осуществляется по одному, причем, в случае необходимости, вначале на исходном "берегу", а затем и на противоположном, организуется страховка: участники со снятыми рюкзаками следят за движением группы и при первой необходимости приходят на помощь;

- При движении по тонкому льду интервалы увеличиваются до 20-25 м. На тонком льду необходим особый контроль за впередиидущими, четкое выполнение команд ведущего, которые должны передаваться по цепочке. В случае проваливания в воду помощь пострадавшему оказывают товарищи, находящиеся к нему ближе всех. Для этого в первую очередь необходимо освободиться от рюкзака и санок, но оставаться на лыжах.

- При преодолении водных пространств с использованием лодки также важно строго распределить обязанности по выполнению подготовительных работ. Подготовку к переправе целесообразно организовать следующим образом:

- трое участников, один из которых транспортирует лодку, начинают ее накачивать, проверяют обвязку, готовят весла или пару лыж для гребли;

- два человека выбирают наиболее удобное и безопасное место на исходном берегу для организации переправы и в случае необходимости проводят его предварительную подготовку - освобождают от молодого льда, намечают путь предстоящего движения;

- двое проверяют готовность капроновой веревки (две бухты по 200-250 м), с помощью которой будет осуществляться паромная переправа;

- остальные проверяют готовность к транспортировке рюкзаков, санок, лыж, сосредотачивают их в исходном месте.

В ряде случаев (при проведении разведок, организации переправ, движении в сложных условиях видимости и т.п.) целесообразно применять УКВ радиостанции для координации действий группы.

Движение по тонкому льду

Прежде чем начинать движение по тонкому льду необходимо убедиться в его прочности. Предварительно прочность льда можно оценить по его цвету. Чем темнее лед, тем он тоньше. С нарастанием толщины льда на его поверхности появляются живописные кристаллы соли, по густоте которых можно судить о прочности льда. Однако следует учитывать, что визуальной оценки состояния льда для выхода группы на ненадежный участок недостаточно.

Наиболее простым и вместе с тем достаточно эффективным способом проверки крепости льда можно считать резкий энергичный удар штыком лыжной палки. В том случае, если лед не пробивается насквозь и штычок не углубляется более чем на 3-4 см - можно двигаться с грузом и с санками всей колонной, обеспечивая интервал 15-25 м.

Если при ударе лед не пробивается насквозь, но штычок проникает вглубь на всю его длину(6-7 см) до кольца, значит лед эластичен. При движении по нему возможны сильные прогибы. В целях безопасности интервалы между лыжниками следует увеличить, а в начале или в конце опасного участка выставить страхующих (без рюкзаков и санок).

В том случае, если лед пробивается лыжной палкой, т.е. его толщина не более 4-6 см, движение возможно лишь в исключительных случаях с соблюдением всех необходимых мер предосторожности. Желательно использовать метод с применением "фашин". Перед выходом на ненадежный лед необходимо ослабить лямки рюкзака, проверить простоту сбрасывания буксирного пояса с санками, убедиться в надежности крепления лыж. Однако, в случае проваливания, следует иметь в виду, что рюкзак некоторое время сохраняет плавучесть. Во время движения необходимо выбирать участки более светлого льда, участки наслоения или "вкрапления" мелких осколков более старого льда. Особую осторожность необходимо проявлять при спуске со старого ледяного поля на молодой неокрепший лед или при выходе с него. Объясняется это тем, что эластичность тонкого льда, за счет чего он выдерживает вес человека, резко нарушается на границе с толстым льдом, уже потерявшим эластичность. Особенно опасно ставить лыжу на тонкий лед вдоль кромки толстого, концентрируя тем самым нагрузку на наиболее ненадежном участке молодого льда. Двигаться следует равномерно, без резких рывков или толчков и без остановок. В наиболее опасных местах необходимо организовывать страховку.

Юрий Подрядчиков

Таблица. Толщина льда (см) различных возрастных категорий

Месяц IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII
Возраст льда
1 год
2 года
3 года
4 года
5 лет

Ледяные поля, может быть, и ровные где-то в самом начале, находятся в беспрерывном движении - дрейфе и вращении. Вре­менами ветры и течения сталкивают льды, устраивая даже побои­ща - сжатия; ледяные поля жмут, давят друг друга, наползают друг на друга, неведомые силы запросто разламывают огромные поля на куски, крошат их и нагромождают в торосы. В Арктичес­ком бассейне нет практически ни одного однолетнего поля, кото­рое не носило бы на себе шрамы - торосы, отметины таких ледо­вых баталий. Торосы могут располагаться беспорядочно, или грядами весьма большой протяженности. (Спичкин, 1979). По дан­ным американских исследователей, средняя площадь в Арктичес­ком бассейне, занятая торосами, составляет 13% летом и 18% -зимой, причем отдельные зоны протяженностью в несколько сот километров более чем на 50% представляли торосистые льды. (Ажажа, 1977). Торосистость оценивается по пятибальной систе­ме. Торосы имеют обычно высоту 3-5 м, в отдельных случаях до 10-15 м. Кроме торосов передвижению групп также препятствуют полыньи, разводья. Особенно большие полыньи образуются около островов. Например, на северо-востоке или северо-западе Земли Франца-Иосифа наблюдается постоянная полынья в течение всей зимы. Ее положение зависит от преобладающих ветров. В 1984 г. восточной полыньи не было. Не было полыньи и у м. Арктического на Северной Земле, хотя она там почти постоянно бывает. Шири­на полыней колеблется от нескольких метров до нескольких кило­метров. Довольно нередко полыньи окружает тонкий лед (до 10 см) шириной значительно превышающей ширину полыньи. Длина полыней бывает до нескольких сот километров. В 1984 г. полынья, пройдя по западной границе архипелага Северная Земля, дошла почти до 82° сев. широты.

Преодоление водных преград

Тактика обходов. При подходах к открытой воде по более тёмным облакам над ней мож­но приближенно определить место смыкания льдов или узость препятствия, что позволяет заранее скорректировать направле­ние движения. При подходе к препятствию планируется вначале движение вдоль кромки в поисках смычки льдов. Если в течение часа место прохода не найдено, избирается другая тактика.

Тактика ожидания. При температуре воздуха ниже -20С, при слабом ветре или в штиль открытая вода замерзает: через 4 часа выдерживает пеше­хода без лыж, через 10 часов - вездеход. Поэтому, если препятст­вие настолько широко, что форсирование невозможно, а обход по другим причинам нецелесообразен (наступило время отдыха, нет надежды обойти препятствие в ближайшие несколько часов) -избирается тактика ожидания.

Проход препятствия по вновь образованному льду осуществ­ляется только в прямой видимости старого льда на другой сторо­не. Перед началом движения делается пробный выход на лед участника без рюкзака и санок. Движение организуется с соблю­дением известных правил безопасности, дистанция между участ­никами не менее 20-ти м, приготовлены к роспуску капроновые ленты.

Есть полыньи, которые априори можно ожидать как постоянно действующие. Как, например, полынья у восточных и западных бе­регов архипелага Земля Франца-Иосифа. В данном случае целесо­образно избрать тактику форсирования.

Заключение

Природные условия бесконечно разнообразны. Очень варьируют индивидуальные психофизиологические особенности конкретных участников. Все это влияет на динамику происходящего чрезвычайного происшествия. Авторам «Рекомендаций» также приходилось проваливаться под лед, но Вы можете убедиться, что все обошлось благополучно. Самое главное - воля к победе!

Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь.

Наши рекомендации