Тема 9. Коммерческий и потребительский виды кредитов, необходимость их развития

Кроме банковского кредитования, которое осуществляется в денежной форме, в хозяйственной практике имеют место и другие виды кредитования. Под коммерческим кредитом понимается кредитование одним хозяйствующим субъектом другого хозяйствующего субъекта в виде отсрочки платежа за поставленный товар. Если орудием банковского кредита является кредитный договор, то орудием коммерческого кредита – вексель. Недостатком коммерческого кредита является его ограниченность средствами кредитора. Достоинствами являются простота его оформления и его производственная направленность ускоряет оборот капитала. Степень риска при коммерческом кредитовании меньше, чем при банковском, потому что вексель более строгий документ и по нему легче получить причитающуюся сумму. Коммерческий кредит предоставляется в товарной форме, а его погашение может быть как в денежной, так и в товарной.

С точки зрения использования кредита различают: производственный кредит и потребительский кредит (или на потребительские нужды). Потребительский кредит возник раньше производственного. Его брали аристократы еще в период рабовладельческого строя на покупку предметов роскоши (у ростовщиков). В современное время в экономике развитых стран потребительский кредит получил широкое распространение. В советское время кредит активно использовался торговыми организациями.

В настоящее время потребительский кредит могут выдавать:

- банки (денежная форма);

- предприятие на котором работает заемщик ( в денежной и товарной форме);

- торговая организация;

- иной хозяйствующий субъект;

- ломбард;

- сосед.

1. -Коммерсант берет кредит в банке сроком на один год для покупки мебели – потребительский кредит. Главный отличительный признак – целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать так специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров и услуг;

-Государство выпускает займ и предлагает его коммерческим банкам; деньги идут на погашение дефицита госбюджета – государственный кредит. Основной признак этой формы кредита – непременное участие государства. Осуществляя функции кредитора, государство через центральный банк проводит кредитование:

-конкретных областей и регионов, испытывающих потребность в финансовых ресурсах, когда бюджетное финансирование уже исчерпано;

-коммерческих банков в процессе прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных ценных бумаг. Основной формой кредитных отношений при государственном кредите являются такие отношения, при которых государство выступает заемщиком средств.

- Завод по производству двигателей поставляет автомобильному заводу партию своего товара с отсрочкой платежа – коммерческий кредит

- Акционерное предприятие выпустило облигации для пополнения своих финансовых средств; они были приобретены другими коммерческими предприятиями и банками - коммерческий кредит.

2.Коммерческий кредит предоставляется одним предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием такого кредита является вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Главная цель такого кредита – ускорить процесс реализации товаров и заключенной в них прибыли. Процент по коммерческому кредиту, входящий в цену товара и в сумму векселя, как правило, ниже, чем по банковскому кредиту. Размеры коммерческого кредита ограничиваются величиной резервных капиталов, которыми располагают промышленные и торговые компании.

3.Сумма дисконта = 10000* 40* 30/ 100*360=333 (Дисконт - разница между сумой указанной на векселе и выплачиваемой векселедержателю);

Сумма, полученная Ивановым = 10000-333= 9667

4. Потребительский кредит – это целевая форма кредитования физических лиц. В денежной форме – банковская ссуда под залог, в товарной – продажа товаров с отсрочкой платежа. Предоставляется как правило торговыми компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми институтами для приобретения населением товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования. Население в промышленно развитых странах тратит 10-20 % своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита.

5.

  Цена кредита Общая цена
а) Олег платил 12 месяцев по 2,40 тыс. руб. в месяц
б)Вера платила 1 год по 0,7 тыс. руб. в неделю
в) Борис платил 2 года по 1,60 тыс.руб. в месяц

Тема 10. Совре6менные специфические формы кредитования: участие банковских и небанковских кредитных учреждений

Специфической формой кредитования является ипотека. Ипотека – это кредитование под залог недвижимости. Специфика этой формы кредитования заключается в том, что объектами залога является недвижимости, купля-продажа и отчуждение которой регулируется множеством нормативных актов. Сама недвижимость может выступать в различных формах: земля, производственные помещения, жилое помещение, незавершенное строительство, воздушные суда, морские суда. В экономике развитых стран сложилась, отдельно от банковской, своя система ипотечного кредитования, со своими ипотечными банками и небанковскими кредитными организациями. В России, несмотря на широкую пропаганду, ипотечное кредитование развивается довольно медленно, поскольку не все вопросы, связанные с правовым регулированием объектов недвижимости, оформляются соответствующими законодательными актами. Пока, что в России наибольшее распространение ипотека получила в жилищном строительстве. Существует несколько банков, которые пытаются развить эту форму кредитования и предлагают свои схемы. Выгода для потребителя при ипотечном кредитовании заключается в том, что он сразу получает жилье, а не ждет того срока, когда накопит сумму для покупки квартиры. Однако, если он живет в квартире, полученной по ипотечному кредиту, это не значит, что он является ее собственником, квартира является собственностью банка до полной ее оплаты заемщиком.

3. Лизинг – вид инвестиционной деятельности в виде долгосрочной аренды непотребляемого в процессе производства имущества. В соответствии с новым законом о лизинге этот вид деятельности не требует лицензирования и заниматься им может даже предприниматель без образования юридического лица. Суть лизинговой сделки: лизингодатель покупает оборудование, а затем передает его на основании лизингового договора в пользование (финансовую аренду) лизингополучателю. По окончании срока лизинга лизингополучатель, если это указано в договоре, может выкупить используемое имущество. Независимо от срока действия лизингового договора, право собственника остается за лизингодателем. Клиенту легче договорится с банком о лизинге, чем о кредите, потому что само имущество, взятое в лизинг, служит обеспечением и при невыполнении условий сделки забирается лизингодателем.

Выгоды для лизингополучателя:

1. не надо платить налог на имущество, поскольку объекты лизинга – имущество лизингодателя;

2. если оборудование его устраивает, то он может его выкупить по остаточной стоимости.

Выгоды для лизингодателя:

1. для оборудования, предоставляемого в лизинг, предусмотрена ускоренная амортизация;

2. при не выполнении условий лизинга оборудование легко забрать.

Факторинг.Суть факторинговой сделки заключается в том, что поставщик продукции отправляет продукцию потребителю, идет в банк или факторинговую компанию, с которой у него заключен договор и продает им документы (счета-фактуры), как право требования платежа от покупателя. Банк платит ему примерно 80 % от стоимости продукции, затем при получении всей суммы берет себе причитающиеся %, а остальное возвращает продавцу.

Различают виды факторинга:

- с правом регресса;

- без права регресса.

С правом регресса означает, что риск остался на продавце и банк, случае не получения денег от покупателя, имеет право требовать обратно уплаченную сумму.

Без права регресса означает, что риск берет на себя факторинговая компания и в случае неуплаты денег покупателем, убытки ложатся на нее.

В условиях развитой экономики на финансовом рынке функционируют не только банки, но множество различных видов небанковских кредитно-финансовых структур, которые также предоставляют клиентам финансовые ресурсы в пользование. Такая конкуренция благоприятно сказывается на цене этих ресурсов для потребителя.

Однако для наличия такой конкуренции необходимо большое количество денежного капитала в стране и развитое кредитно-финансовое законодательство.

У банковских и небанковских субъектов финансового рынка есть общие интересы, и есть противоречия. И те, и другие заинтересованы в наличие в стране соответствующей законодательной базы, а конкуренция между ними идет за клиента. Конкурируя друг с другом, они применяют ценовую и неценовую конкуренцию.

1.Если Государственная Дума РФ примет Закон «Об обязательном страховании коммерческими банками депозитов населения», то конкуренция между коммерческими банками возрастет, так население будет вкладывать деньги в те банки, где больше % страхования вкладов

Наши рекомендации