Состав и структура муниципальных(местных) финанасов

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

  • средства местного бюджета;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
  • другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы основываются на принципах:

  • самостоятельности;
  • государственной финансовой поддержки;
  • гласности.

Задачи государственной политики в социальной сфере.

К задачам социальной политики относятся:

§ стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

§ усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

§ обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

§ сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Управление финансами в отраслях социальной сфере

Под социальным управлением понимается целенаправленное воздействие на общество в целом и на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нор­мальное функционирование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.

-выбор приоритетов;

-выявление и использование новых источников финансиро­вания;

-создание организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся средств;

-обоснованное распределение полномочий по распоряже­нию ресурсами.

История налогообложения

Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований. В это время появляется товарное производство и формируется государственный аппарат управления и принуждения (чиновники, армия, суды), необходимостью содержания которых и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных (нерегулярно уплачиваемых) платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии.

По мере преобразования отношений собственности и укрепления товарно-денежных отношений налоги почти повсеместно стали принимать исключительно денежную форму.

Сначала налоги взимались в основном на содержание дворцов, общественных зданий и вооруженных формирований, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог. Со временем они становятся основным источником государственных финансов.

Одной из первых сформировалась налоговая система Древнего Рима, ставшая эталоном для других государственных систем античности. Достижения этой налоговой системы находят отражение и в современной теории и практике налогообложения.

На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались почти всегда для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами и пошлинами в соответствии с размерами своих доходов и имущественным состоянием. Документальным основанием для исчисления и уплаты налога являлось заявление об имущественном состоянии и семейном положении (прообраз современной декларации о доходах).

Определение суммы налога (ценза) проводилось специально избранными чиновниками (откупщиками).

В качестве наиболее распространенного налога Древнего Рима, приносящего наибольший доход в бюджеты городов, выступал поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота -1%, налог с оборота при торговле рабами – 4% и др.

Впервые в Римской империи налоги стали выполнять не только фискальную (т.е. связанную с пополнением казны денежными средствами) функцию, но и функцию регулятора экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме было более двухсот.

Аналогичным образом были построены налоговые системы других государств античного мира: Древней Греции, Египта, Ассирии и т.д. Последующие налоговые системы в основном повторяли в измененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI-XVII вв. повсеместно налоги носили характер однократных платежей. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося предварительно полную сумму налога в казну. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение через помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налогов с населения.

В конце XVII – начале XVIII вв. во всех государственных системах происходит формирование налоговых систем, включающих прямое и косвенное налогообложение. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот, переправ со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Сущность и функции налогов

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях:

• фискальной;

• регулирующей;

• стимулирующей. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики.

Стимулирующая функция проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует научный прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие производства. Реализуется эта функция через дифференциацию налоговых ставок и установление различных льгот. Налоговые льготы предоставляются с целью социальной поддержки малообеспеченных слоев населения или поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства и отдельных категорий плательщиков.

Наши рекомендации