Организация работы районных (городских) органов социальной защиты по представлению граждан к назначению пенсий

Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.

Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:

1. Численность рабочих и служащих на предприятии, в учреждении, организации.

2. Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации оназначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.

3. Журнал регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (форма ведения, отчетность).

4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижениемвозраста приобретут право на пенсию через два—три года.

5. Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (формаведения отчетности).

6. Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей,дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения из списков в соответствующих цехах и участках.

7. Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Социальное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.

8. Имеется ли в наличии необходимое количество бланков дляоформления документов на пенсии.

9. Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании недостающих документов о стаже, заработке и других для назначения пенсии (форма ведения, отчетность).

10. Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы,когда проведена и сколько человек присутствовало.

11. Работает ли на предприятии консультационный пункт, печатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсионным вопросам.

12. Планирование работы.

13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.

14. Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практикуются ли отказы, в какой форме?

15. Оформляются ли макеты дел.

16. Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уголок пенсионера.

17. Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах счисленностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как ониработают.

18. Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионнымвопросам на заседании профкома.

Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.

ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ

Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы

лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:

1. Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя,отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке.

2. Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заявлении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другомуоснованию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначении пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от другого ведомства.

3. Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номердокумента, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, подписи, печати).

4. Если документы сдаются представителем предприятия, топроверяется своевременность представления к назначению пенсии.

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные данные после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.

Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию су-

дебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.

После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.

После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.

Делается разноска в журнале.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕНСИОННОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЦЕССА НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ

Технология работы пенсионной службы строится по следующим направлениям:

  • прием населения;
  • назначение пенсий;
  • перерасчет и выплата пенсий;
  • доставка пенсий.

В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионной

информации. При этом необходимо строгое разграничение доступа к базе данных (БД) для каждого специалиста:

  • для приема населения — возможность просмотра всей БД безвнесения в нее изменений;
  • для нового назначения — возможность работы только с программами подготовки макета пенсионного дела и право доступа кБД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии надругой;
  • на участках перерасчета и выплаты пенсий — возможностьдоступа для специалистов к информации с правом внесения изменений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.

Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.

Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фиксироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществившего корректировку, и характер изменения.

В единую автоматизированную систему должно быть объединено программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оптимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийских и отраслевых классификаторов целостную систему классификации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного пространства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.

На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.

Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разделам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).

Для осуществления успешной работы в условиях автоматизации все сотрудники должны проходить обучение на соответствующих курсах.

Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств, Организует контроль за соблюдением технологического процесса обработки пенсионной информации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за выдачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой информации о пенсионерах.

Наши рекомендации